Подбор лыж для фрирайда по росту. Правильный выбор лыж для фрирайда. Конструкции горных лыж

Главная / Все о плавании

Полное погружение в любимую тему — правильно подобранные лыжи позволяют получить неописуемое удовольствие от фрирайда.

Если вы новенький во фрирайде, то найдете массу полезной информации, которая обязательно поможет с выбором очередной пары.

  • Как правильно выбрать горные лыжи для фрирайда
  • Одна или две пары
  • Если производитель уже знаком
    • Где катаешься
    • Предпочтения
    • длина
    • ширина
    • рокер/кембер
    • жесткость/мягкость
    • радиус
  • Стоимость
  • Модели прошлых лет
  • Горные лыжи для фрирайда бу

Чтобы выбрать горные лыжи для фрирайда с минимумом неожиданностей, необходимо кататься вне трасс несколько лет на разных моделях.

Тогда будет возможность пользоваться опытом наката прошлых лет.

Без этого выбор будет похож на тыкание пальцем в небо или лотерею, будьте к этому готовы.

Для начала пройдем по теоретической части, потом возьмем лыжи на тесты, а затем примем решение о покупке.

Что такое горные лыжи для фрирайда

Для ответа на вопрос, что такое фрирайд, я написал , почитайте ее, если только начинаете.

Теперь поделим класс горных лыж для фрирайда на две большие части, в которых есть подкатегории:

  • Исключительно для паудера (глубокого снега)
  • Универсальные

Горные лыжи для паудера обеспечивают максимальное удовольствие от серфинга в снегу и совершенно не подходят для катания по трассам.

Фрирайд в глубоком паудере

Это лыжи с шириной талии от 110-115 мм и минимальным кембером (если положить лыжу на пол, то под креплением просвета не будет).

Горные лыжи для фрирайда с талией 95-105 мм, как правило, компромиссные варианты. Они обладают характеристиками, которые позволяют получать удовольствие в том числе от катания по трассам.

Я катаюсь по 70-90 дней в сезон в Красной Поляне, где выпадает много пушистого снега. И все же предпочитаю талию 106 мм — паудер если и выпадает, то его ближайшие запасы быстро раскатываются, а на дальние походы не всегда есть время.

Поэтому лыжи с талией более 115 мм подходят лишь тем, кто может себе позволить постоянно кататься в глубоком снегу (хели-ски), или же они могут стать второй парой (которая дополнительным грузом ляжет в багаж).

Как правильно выбрать горные лыжи для фрирайда

Я слышал это раньше и подтверждаю сегодня — лучший способ выбрать лыжи для фрирайда (и не только) — тестировать перед покупкой.

На больших курортах с этим нет проблем совсем — приличные прокаты, типа Riders Test & Rent на курорте Роза Хутор или Райдер в Шерегеше, с большим удовольствием дадут протестировать разные модели в течение одного дня без дополнительной оплаты.

Я делал так не раз в этих прокатах, уверен, что и другие на это идут. Помимо настройки креплений, я получал полезные рекомендации, какая модель для данного типа снега больше всего подойдет сейчас.

Тоже самое проделывал на курортах Европы и США, например, Aspen.

Так что если не жужжит в одном месте поскорее потратить время, то тестируйте. После катания на четырех моделях по шерегешским лесам, я понял, что только одна (из опробованных) больше всего подходила к той местности — в тот день это была K2 Hell Bent.

Одна или две пары

Иметь несколько пар горных лыж для фрирайда круто, но не практично. Если едешь кататься на авто, то в багажник на крышу можно накидать несколько моделей.

Тогда с утра, выйдя на улицу, будет королевская привилегия вытянуть из персональной стойки наиболее подходящую лыжу и отжечь без компромиссов.

Однако, я обламывался от необходимости постоянно съезжать вниз на переобувку — это была трата времени.

Сегодня у меня две модели для фрирайда — одна 106 мм, другая 115 мм. Катаюсь больше на первой, на второй выхожу, когда горы по-настоящему засыпает снегом.

Если производитель уже знаком

Одно время я катался на моделях Seth Morrison бренда K2. Я просто покупал одну и ту же модель, только свежего года, и не сильно волновался о небольших изменениях, которые вносились в конструкцию.

В общем, лыжи были предсказуемы.

Выбор горных лыж на основе популярности/отзывов

Каждый год проводится огромное количество тестов горных лыж на нашей планете. В том числе и для фрирайда:

  • Тесты журнала Powder
  • Тесты журнала Freeskier

Проводят магазины и издания, бренды и отдельные люди. Можно обобщить результаты и увидеть, что та или иная модель понравилась тем, кто тестировал, больше других.

Но понравится ли Вам — большой вопрос. Поэтому что ощущения тех, кто тестируют, сильно зависят от их опыта катания. А на тесты отбирают, хоть и не всегда, людей, которые действительно смогут понять, что у них пристегнуто к ногам, и что-то внятное о них сказать.

Возьмем к примеру этот отзыв. Талия в 114 и так говорит, что они для глубокого снега, разбитом снегу можно катать, но лучше выбрать вариант с более узкой талией.

«Не идеальные условия», видимо, значит, что лыжи катят… на разбитой целине или разбитой трассе? Тут не очень понятно.

Хорошая плавность хода и плавучесть — могу только догадываться, но уверенности нет.

Модель заняла 5-ое место в тестах, а вот эта — первое:

Видно, что относительные показатели разнятся в коротких дугах и мощности, в остальном — схожи. Я могу сделать предположение, что победительница лучше управляется на небольших скоростях, а вот про мощность опять задумался.

Тесты, скорее, оповещение рынка о том, что появились новые модели, поэтому отзывы это формальность, а не помощь в выборе.

Как не очень правильно выбирать лыжи для фрирайда

Если тесты недоступны, то выбирать горные лыжи для фрирайда будем дистанционно, принимая во внимание несколько факторов.

Уровень владения техникой фрирайда

Если у Вас нет большого опыта катания вне трасс, то выбирать широкие лыжи более 110 мм не стоит. Шансы таковы, что первые годы вы будете проводить на небольшом расстоянии от трасс, где свежевыпавший снег довольно быстро раскатывается.

Тут вам больше подойдут универсалы, например, Salomon QST 106, с талией 106 мм.

Как выбрать горные лыжи для фрирайда — Salomon QST 106

Где катаешься

В этом разделе честно отвечаем на вопрос: в каких условиях катаешься большую часть времени.

Например, выезжаю в Кировск (Хибины) раз в год. В Кировске почти не бывает глубокого снега из-за сильных ветров. Выпадает много, но быстро сдувает. Поэтому везти в эти горы широкие лыжи бессмысленно.

Тоже самое можно сказать про подмосковные или питерские горки.


В Кировских Хибинах снег всегда плотный и неглубокий

Просто вспомните рельеф, на котором вы катались последние пару лет (если они у Вас есть), и сделайте вывод.

Предпочтения

Если катаешься (а не думаешь, что катаешься) агрессивно, то лыжи для фрирайда надо выбирать в категории Большие горы или big mountains.

В таких лыжах талия может быть 100-110, обязательно наличие кембера и жесткость выше средней (жаль, что вы не можете пользоваться моей шкалой жесткости, она у каждого своя).

Правда, если вы катаетесь действительно экстремально, т.е. не первый год, то сами знаете, какие характеристики должны быть зашиты в вашей следующей модели.

Подбор лыж для фрирайда по техническим характеристикам

У лыж есть характеристики и параметры, и от них зависит их поведение. То есть в дополнение к тому, как вы стоите на лыжах, в каких условиях катаетесь, они будут влиять на уровень удовольствия вождениях этих шутк.

Раньше, когда технологий — кемберов, композитов, рокеров — было меньше, значения, к которым мы переходим, имели ярко выраженное влияние на поведение лыж.

Сегодня при выборе горных лыж для фрирайда надо учитывать нововведения.

Длина

Если идем кататься на открытых участках, где можно набрать скорость, беру лыжи больше своего роста (184 см). Чем больше ростовка, тем лыжи стабильнее при таком катании.

Если едем в лес, то нужна управляемость на небольших и средних скоростях, поэтому лыжи беру в рост или меньше.

Ширина

Если кататься по глубокому снегу быстро, то ширина становится не так важна — на скорости лыжи плывут ближе к поверхности, а не тонут.

Если снег глубокий и хочется попрыгать на кочках в медленном темпе — чем больше талия (и площадь лыж), тем лучше.

Если видимость плохая, а снега много — талия широкая, лыжа меньше или в рост. В таких условиях разогнаться будет негде, поэтому снова берем широкие лыжи.

Пример лыжи для фристайла в глубоком снегу — Movement Fly 125:

Рокер / кембер

Рокер помогает лыжам всплывать (а в разбитом снегу, даже на трассах, не дает закапываться носом и бережет от падений).

Рокер может начинаться от центра лыжи или ближе к концу. Если рокер ближе к концам лыж, то по центру есть кембер.

Если положить лыжи на пол, то просвет между полом и лыжей по центру говорит о наличии кембера.

Чем больше кембер, тем стабильнее лыжа на большой скорости и тем тяжелее ей управлять при медленном катании, например, в лесу.

Чем больше рокер (максимальный начинается от центра лыжи, в этом случае кембера нет), тем легче даются повороты вне трасс. Такие лыжи, при большой ширине и относительной для каждого райдера ростовке, использую для внетрассового фристайла — прыжков и трюков целине.

Как выбрать горные лыжи для фрирайда — rocker

Жесткость / мягкость

Жесткость плюс кембер делают горные лыжи для фрирайда еще более стабильными на большой скорости и усложняют повороты на малых скоростях.

Если неагрессивно серфить в глубоком пушистом мягком снегу в лесу, то лучше выбирать мягкие лыжи с большим рокером.

Жесткость (не продольная) для каждого разная, и познается она в сравнении. С опытом, прогнув лыжу по центру руками, можно понять, насколько она жесткая для конкретного райдера, а не для всех катающихся на горе.

Радиус

В этом случае применяют обычные правила: маленький радиус (например, 15 метров) — легче делать короткие повороты; большой радиус (25 метров) — дуги будут широкими, может не хватить ширины трассы для одного полноценного поворота.

Если катание будет проходить исключительно вне трасс, но на кант лыжи поставить не удастся (повороты выполняются сбросом лыж), значит радиус не так важен.

Горные лыжи для фрирайда и скитура

Катание вне трасс можно совместить со скитуром. Тогда Вы сможете добираться до вершин, не снимая лыж. И не потонете в глубоком снегу.

Крепления на лыжах для скитура позволяют, при движении вверх, отрывать пятку ботинка, как на беговых лыжах. В этом случае, ходьбы становится более естественной, а подъем быстрее.

Выбираем горные лыжи для фрирайда — лыжи для скитура

Это зарождающийся класс лыж, которые а) должны быть легкими, чтобы не тащить лишний вес при движении вверх, б) достаточно жесткими, чтобы уверенно управлять лыжами на спуске.

Классические лыжи для скитура не предназначены для спусков (лишь бы спуститься), потому что главная задача — быстрее взойти к вершине.

У фрирайдеров другой приоритет — спуски в глубоком снегу. Но вопрос, как добраться до заветных вершин, оставался открытым, пока они не увидели скитуровцев.

С этого момента началась эволюция горных лыж, на которых можно было бы и забираться повыше, и уверенно спускаться.

В лыжах для скитура были две основные проблемы: ширина и «сопливость». Если первая просто наращивалась, то попытки сделать лыжу пригодной для уверенных спусков (добавить жестокости) приводили к увеличению веса.

Но эти вопросы решаются за счет легких синтетических материалов, и сегодня на рынке есть отличные лыжи, которые и легкие, и жесткие.

Пример таких лыж: DPS Wailer 106 Tour 1.

Примеры горных лыж для фрирайда

Горные лыжи для фрирайда — Head Core 117

Liberty Origin 116

Горные лыжи для фрирайда — Liberty Origin 116

Rossignol Super 7 HD

Горные лыжи для фрирайда — Rossignol Super 7 HD

Стоимость

Стоимость горных лыж для фрирайда зависит от многих факторов.

Новые модели последнего сезона стоят 40 000 — 60 000 руб, иногда больше, но это скорее исключение. Если взять новую такую же модель, но прошлых лет (которая может отличаться только графикой), то цена упадет на 20-40 процентов.

В примере ниже одна из самых популярных моделей для фрирайда Atomic Bent Chetler со скидой 40 процентов. Так как модель удалась, то производитель не играет с огнем и серьезных изменений в конструкцию не вносит.

Это значит, что, покупая эти лыжи, вы получаете модель нового сезона, только со старой графикой. Конечно, это не правило, приходит время, и модель устаревает, но этим лыжам такое пока не грозит.

Горные лыжи для фрирайда со скидкой

Если спокойно относитесь к лыжам бу, то на Авито можно подыскать за полцены и ниже.

В последнем случае обязательно встанет вопрос состояния модели и совместимости креплений и ваших ботинок, а также достаточности диапазона DIN для вашего веса.

Всплываем

Какое же это удовольствие выбирать горнолыжное снаряжение! И, конечно же, горные лыжи для фрирайда не исключение. Это как заказывать новое блюдо в любимом ресторане, где все вкусно.

Напоследок. Я бы сначала почитал в интернете о новинках лыж в этом классе, потом пошел в горнолыжные магазины с широким ассортиментом (в разных магазинах могут быть разные бренды), поговорил с консультантами, но не покупал, как бы руки не горели запалить денег.

Вместо этого — тесты приглянувшихся моделей в горах. После этого подводим итог: совпадают ли ожидания после просмотра лыж с результатами после тестового катания.

Если да, то берем, если нет, то получаем опыт — не все, что блестит, золото.

А теперь уходим на поверхность — очередное погружение батискафа Паудер подошло к концу.

Если одного похода было мало, то вот еще по теме фрирайда:

Продолжаем беседовать о снаряжении и вторым опрошенным становится Альберт Байдаев (профессиональный фрирайдер, многократный призер соревнований по фрирайду, гид, спасатель).

BМ: Как ты выбираешь лыжи для фрирайда? Причем сначала ответь, как если бы это была твоя единственная пара, а потом, как ты хотел бы чтоб было в идеале.

АБ: В общем-то у меня всего 2 пары лыж. Одна основная, на которой я большую часть времени катаюсь, а другая для скитура, ее я использую менее активно. Поэтому волей-неволей я выбираю универсальную лыжу, чтоб на ней было комфортно ездить как по целине, так и по жесткому. Поэтому это должна быть не мягкая лыжа, которую будет колбасить на всех неровностях, но и не слишком жесткая, тк чтоб продавить жесткую лыжу нужен большой вес или большая скорость, которую не разовьешь в местах, где нужно ехать маленькими поворотами. Например в узких кулуарах (если, конечно, не проезжать их по прямой). Или в лесу…

Я не очень люблю длинные лыжи, при росте 172 и весе 70 кг предпочитаю брать лыжу от 181 до 185см. На такой лыже можно и разогнаться хорошо и маневрировать удобно.

Насчет ширины скажу, что 100 мм вполне достаточно, чтоб кататься и по паудеру и по жести, слишком широкой универсальная лыжа не должна быть, потому что на твердом склоне надо будет прикладывать больше усилий для поворотов. И еще, я думаю надо идти в ногу со временем и приобретать лыжу с рокером, тк он обеспечивает хорошее всплывающие лыжи из глубокого снега. Правда, по жесткому, из-за меньшей контактной длины, лыжи с рокером хуже дугу держат, но к этому быстро приспосабливаешься (если лыжа хорошая, конечно;)).

Пару слов о креплении. Сейчас многие, кто любит кататься не толко с помощью подъемника, но и ходить пешком в более дикие места, для большей универсальности ставят на свою единственную пару лыж скитурный крепеж, типа Salomon Guardian.

Я же все-таки для скитура предпочел собрать себе отдельный облегченный комплект, потому что подобный скитурный крепеж сильно утяжеляет лыжу и мне не нравится платформа из-за того, что стоишь выше от лыжи и поэтому хуже ее чувствуешь.

На свои повседневные лыжи я прикручиваю крепеж Vist v614 c диапазоном регулировки 6-14 (58-130кг).

А теперь помечтаю, что у меня столько пар, сколько душе угодно и, так как я катаюсь за лыжный брэнд Icelantic, то расскажу о лыжах на которых катаюсь и о тех моделях в линейке, которых мне не хватает.)))

Для ежедневного катания:


Для паудера:

Я бы взял себе Icelantic Gypsy 180 см, с обратным прогибом. Если описать одним словом ощущение от катания на этих лыжах, то это будет слово «мощь». На паупере чувствуешь себя серфером. Можно не боятся передавить одну ногу и «утонуть» из-за этого, просто стоишь себе и прешь как хочешь. Она супер прыгучая, как пружина. Когда прыгаешь с направленного вверх рельефа, ощущение, как-будто тебе кто-то пинка дал, чтоб взмыть))). Кому-то может показаться ростовка 180 коротковатой, но нет, у Gypsy такая геометрия 152х125х148, что в снегу с не тонешь и лыжа хорошо управляемая.

Примечание: С 2016 года модель Gypsy стала называться Nomad RKR 125.


Для скитура:

Я гид и поэтому много хожу пешком вверх, чтобы потом классно спуститься по диким склонам вниз). Если рельеф позволяет, то идешь на лыжах, если же слишком круто или жестко, то лыжи несешь на спине — для скитуриста весьма принципиален вес снаряжения.

Поэтому я использую модель Icelantic VANGUARD 107, ростовка 178 см. Это облегченная модель лыж, созданная специально для любителей побродить по горам. Пара лыж весит всего 3 200! Причем это нормальная крепкая лыжа с настоящим деревянным сердечником. Никакой пены, которую так любят засовывать в лыжи на больших заводах. Производители настолько уверены в качестве своей продукции, что дают на нее трехлетнюю гарантию.

Лыжа достаточно жесткая, геометрия более классическая, чем у Номадов. Те нормальный классический прогиб и плоский хвост. Спереди рокер.

За счет того, что облегченные скитурные ботинки все-таки мягче обычных, то лыжника частенько присаживает на пятую точку, но тк на лыжах Icelantic Vanguard хвост плоский, этот эффект несколько компенсируется. К тому же лыжа из-под тебя не выскакивает.

Кэмбер (прогиб) — классический, жесткость — выше среднего, что позволяет лыже крепко цепляться за склон и держать дугу даже на ледяных полях Эльбруса (весной такое частенько случается особенно при спуске с вершины).

Но спереди, тем не менее, имеется рокер, что позволяет лыже всплывать в снегу.

Вес лыжи для меня, безусловно, очень важен, но в приоритете все-таки спуск, и поэтому из двух скитурных моделей Icelantic я взял более широкую, с талией 107 и ни разу не пожалел об этом!

Для весны:

Для весеннего катания я взял бы себе Icelantic Pilgrim 179см с талией 90 мм. Это легкая лыжа с ярко выраженными карвинговыми свойствами. Весной снег тяжелый, мокрый плотный. На широкую лыжу он налипает и становится тяжело кататься, устаешь, поэтому нужна более легкая модель. Да и по трассе хочется иногда поносится и почувствовать контроль, который дает карвинговая лыжа. К тому же Piligrim – это твин тип, так что на ней можно и покрутиться.

А теперь подытожим…

ВМ: Любимая длина?

АБ: Моя любимая длина 181 см при ширине 105 мм, но как совет всем всем всем при выборе лыжи для фрирайда надо учитывать рост и вес, в среднем универсальная лыжа это рост + 7 +10, если вес большой, то можно взять лыжу подлиннее и пожестче.

ВМ: Любимая ширина?

АБ: 100-110мм.

ВМ: Жесткость?

АБ: Выше среднего

ВМ: Геометрия?

АБ: Если повседневная – то с обоюдосторонним рокером, для скитура — с передним рокером и плоским хвостом.

ВМ: Важен ли для тебя дизайн?

АБ: Да, желательно, чтоб не напряжный был. Мне не нравятся черепушки, если мне вдруг такая лыжа достается я всегда стараюсь их заклеить. Не нравятся всякие злобные мистические существа. Зато нравится, когда природа изображена. Горы, зверушки. Как раз как у Icelantic.

Как помочь «начинающему» фрирайдеру (безотносительно его предварительной горнолыжной подготовки) выбрать свой первый комплект снаряжения?

Если посмотреть горнолыжные интернет-ресурсы, это, пожалуй, один из самых обсуждаемых там вопросов, по количеству кликов сравнимый только с «научите правильно катадзе» и «90-60-90 ищет попутчика для паездки в КуршАвель». Зачастую три этих топика начинаются одновременно одним пользователем по принципу «Хочу всё и сейчас».

Скажу сразу, увидев такой вопрос в начале темы, дальше не читаю, потому что практически каждый ответивший непременно расскажет о себе любимом и своём «любимом» (т.е. инвентаре), и критерий объективности отнюдь не самое важное в подобных обсуждениях. Поэтому не знаю, будут ли мои советы какими-то откровениями для интересующихся, но в любом случае постараюсь, чтобы они были полезными.

На самом деле человеку с большим опытом довольно трудно что-либо советовать начинающему, так или иначе «опыт» будет довлеть, и личные ощущения от какой-то определённой модели лыж не совпадут с ощущениями не то что новичка, но даже товарища со стажем. Есть одна беспроигрышная рекомендация: сначала пробуйте сами, а потом покупайте то, что подходит больше всего конкретно вам. По идее эту статью можно и закончить на этом месте. Но пару прописных истин на пару листов ещё упомяну.

Опыт катания с 1980 года. Работал лыжным гидом и инструктором.

К вопросу о ширине талии

Попытаюсь вспомнить себя, ищущего свои первые лыжи для глубокого снега... Как и многие, старательно штудировал результаты тестов различных лыжных журналов и форумных гуру, а в результате мне понравились лыжи, которые на тот момент всеобщего восторга не вызывали. Если быть точным, это были мои вторые целинные — Salomon Pocket Rocket. А первые выбрал просто по геометрии: сочетание максимальной ширины с минимальным собственным радиусом поворота. Ими были Kneissl (уже несуществующий бренд) с талией 80 мм, самой широкой не только в коллекции бренда того года, но и на европейском рынке. Не говорим о североамериканском рынке, где уже присутствовали модели от Atomic и Volkl для хели-ски с шириной более 100 мм, выпускавшиеся, как ни странно, ещё с «докарвинговых» времён.

Всё изменилось довольно резко в начале нулевых, которые у производителей горнолыжного инвентаря начались под лозунгом «Карвинг в массы, фрирайд — молодёжи!» Интересно, что в этой парадигме, так или иначе, мы живём и поныне. Первыми как всегда стали наши «американские друзья» в массовом сегменте — фирма К2. Помимо них в Штатах и Канаде уже на тот момент существовало немало гаражных брендов, выпускавших широкие лыжи для фрирайда и телемарка. Впрочем, было бы несправедливо не упомянуть, что в Европе тоже кое-что было. Так вот, K2 отважились на модель с талией около 90 мм (AK Enemy, а потом Seth Pistols), с тех пор эта ширина стала стандартом для фрирайд-универсалов.

Лыжники с хорошей техникой, любящие трассовое катание, предпочитают именно такие модели — с талией 90-100 мм, по своим ходовым характеристикам стоящие ближе к расширенному слалом-гиганту (классическая постановка креплений, сочетание кэмбера с передним рокером, задний может и отсутствовать, возможно наличие титанала в конструкции, с хорошей торсионной жёсткостью), чем к целинным твинтипам с серединной постановкой креплений. Такая талия сочетается с собственным радиусом от 18 до 24 м (больший радиус требует более мощного, скоростного катания, а соответственно большего умения и силы). Эти универсалы отлично ведут себя на подготовленной трассе, но благодаря ширине уже всплывают в целине, всё зависит от её плотности и умения самого лыжника, а оно требуется.

Мягкие vs жёсткие

Но вряд ли эксперты читают подобные статьи — они сами дают рекомендации. Поэтому продолжим для тех, кто ещё не силён в технике (но, может, о себе так и не думает), но пофрирайдить уже не прочь.

Сразу бы хотел предостеречь от расхожего заблуждения, что чем лыжа жёстче, тем она «спортивнее», подразумевая продольную жёсткость. На самом деле «спортивность»-цепкость на льду связана с высокой торсионной жёсткостью, которую проще получить в продольно жёстких лыжах, но не обязательно (современные технологии тому в помощь). Выбор модели по жёсткости — очень индивидуальное дело и многофакторное. Обобщая, выделим следующие конструктивные особенности, характерные и для узких, и для широких лыж:

  • Жёсткая середина в моделях с кэмбером обеспечивает лучшую цепкость на льду: чем длиннее эта часть, тем на большей скорости вы стабильно (без срывов канта) можете делать резаные повороты.
  • Мягкая передняя часть (назовём это носком лыжи, хотя сам носок гораздо короче, чем то, что мы имеем в виду под этим названием — переднюю треть или четверть лыжи) облегчает вход в поворот, но требовательна к «продольной» работе — маятниковый перенос веса лыжника по длине лыжи в повороте. Слишком резкая загрузка носков может привести к тому, что лыжа взбрыкнёт, и вы полетите через голову.
  • Жёсткая пятка (опять же: не сама пятка, а, в среднем, последняя четверть длины), подстраховывает на приземлениях, но требовательна к технике: чуть «засиделся» в повороте — и уже несёшься вниз напрямую. Мягкая пятка в такой ситуации может просто вывезти поперёк склона, но при ошибке в приземлении уложить на спину. Да и как объективно считать, что мягко, а что жёстко? Порой можно услышать прямо противоположные мнения об одной и той же модели, хотя дотошные американские парни проводят тесты на жёсткость, нагружая лыжу стандартным весом и измеряя изменение прогиба.

Ростовка

Не вызывает споров, пожалуй, только один показатель — площадь скользящей поверхности лыжи. Абсолютная объективность, ни прибавить, ни убавить, если только не сломать. Понятно, что лыжи с большей поверхностью всплывают легче, т.е. на меньшей скорости. И тут мозг начинающего фрирайдера начинает дымиться от напряжения. Логика советует брать более широкие лыжи, а пугливое подсознание призывает к осторожности: «Ты не справишься с лыжами, которые шире твоих обычных на 40, а то и более миллиметров»! Расскажу историю. Человек, не умевший кататься на лыжах вообще, полетел за компанию со своими друзьями на хели-ски. Ну, и стало ему скучно, а может, обидно одному в вертолёте сидеть, ожидая других. Решил попробовать... И поехал. Технически, может, и неверно, но поехал. Потому как широкие лыжи в целине едут почти так же, как узкие по ратрачке. Опасаться стоит, скорее, не ширины, а излишней длины, особенно, когда форумные гуру талдычат про «...мочить и спрямлять и short skis sucks!»

Да, длина даёт преимущества на ходах, скоростную стабильность, но что делать, если техники ещё недостаточно и «поворот стопами» — незнакомое словосочетание, а перед вами не ледниковые поля среднего уклона, а лес или узкий кулуар, снег мокрый, а то и разбитый. Ответ один: берите лыжи в рост или немного выше. С годами я и многие мои хорошо катающиеся друзья (что интересно, разного роста и веса) пришли к решению: не длиннее 186 см! Такая длина оптимально сочетает стабильность и вёрткость. Хотя мода на двухметровые шпалы и нас не обошла.

Радиус поворота лыжи

Поговорим о собственном радиусе поворота лыжи (СРП). Для тех, кто не знает, что это означает, поясню. Если продлить линию выреза лыжи (вдоль канта), то она рано или поздно замкнётся в окружность, радиус которой и указан на каждой лыже. Такое геометрическое действие возможно, только если вырез одного радиуса (монорадиус) — такой у большинства райдовых лыж (у нас все такие), он обеспечивает просчитываемое ведение дуги.

Мультирадиус

Но бывает и мультирадиус, например, двойной как у моделей с V-shape (в текущем сезоне таких лыж у нас нет). V-образная форма, носок шире пятки, меньший радиус на носке облегчает вход в дугу, а больший на пятке даёт спокойно её завершить, кроме того такая форма обеспечивает «автоматическое» всплывание носка (а узкая пятка — тонет). Scott в некоторых своих моделях (например, Scrapper) использует иное распределение радиусов: очень большой в средней трети и меньшие на концах (возможность укоротить поворот активной продольной работой).

Лыжи с радиусом до 20 м

Целевое назначение короткорадиусных (до 20 м СРП) моделей — backcountry-freestyle. Наиболее популярны у начинающих райдеров из-за лёгкости использования в целине, чётко режут на жёстком снегу короткой центральной частью, а довольно длинные концы с рокером включаются в работу в глубоком снегу, стабильны на скоростях от низких до средних.

Лыжи с радиусом более 20 м

И третья группа лыж, о которой коротко упомянул в начале статьи, — с СРП больше 20 м. Довольно жёсткие продольно, задний рокер отсутствует или не выражен, с талией от 100 до 115 мм. Будут интересны мощно катающимся райдерам в самых разнообразных условиях. Кстати, именно такие модели дублируются производителями в облегчённом варианте для любителей фрирайда/ски-тура.

Пара замечаний по сочетанию формы лыжи с кэмбером и рокером. Наиболее характерное — весовой прогиб (кэмбер) в средней части совпадает с вырезом (часть лыжи от сечения с максимальной шириной в передней части до аналогичного в задней, за этими сечениями начинаются рокеры — подъёмы носка и пятки). Чтобы уменьшить инертность концов (многим не нравится, как они «болтаются» в плоском ведении, когда лыжи слабо закантованы), производители используют различные технологические новшества, призванные редуцировать вес и площадь этих частей лыжи. Некоторые бренды под чисто целинное катание производят полнорокерные (кэмбер наоборот) модели. Их преимущества в глубоком снегу очевидны, а вот на жёстком они требовательнее к технике (продольному балансу) лыжника.

Таким образом, оценив свои физические и технические возможности (или их недостатки), можно приблизительно понять какой формы, ростовки и жёсткости должны быть ваши первые лыжи, важно, конечно же, понимать, в каких условиях вы будете кататься. Многие заблуждаются, предполагая найти универсал на все случаи в горах, а начинающие к тому же хотят сделать это с первого раза. Блажен, кто верит.

Наш топ-10 лыж для новичков во фрирайде

Подборка лыж этого сезона. Одни уже в магазинах и на сайте, другие в пути и скоро появятся в наличии.

Фрирайд (от англ. freeride - «свободная езда, катание») - это один из стилей самого великолепного зимнего увлечения, а именно . Считается, что именно катание в стиле «фрирайд» по внетрассовой горной местности и нетронутому снегу раскрывает полноту возможностей лыжного спорта. Безусловно, фрирайд не место для новичков лыжного спорта, так как его часто сопровождают различные опасности (от схода лавин до элементарной потери маршрута в пространстве). При подготовке к освоению фрирайдерского стиля катания необходимо ответственно подойти к выбору местности, планированию маршрута, разведке климата и погодных условий. Остаётся дело за малым - правильно подобрать лыжи для фрирайда.

Перед катанием необходимо не только спланировать маршрут, но и правильно подобрать лыжи

В этой статье вы узнаете, по каким критериям следует выбирать лыжи для фрирайда среди богатого современного ассортимента.

Виды фрирайд-катания

Прежде чем приступить , необходимо разобраться, с чем именно предстоит иметь дело, а точнее, каким именно видом фрирайда вы собираетесь заняться.

  • Фрирайд лайт, или облегчённый - вид лыжного катания по рыхлому снегу (паудер), за пределами готовых лыжных трасс. Людей доставляют на вершину горы с помощью подъёмников, затем следует свободный съезд с горы по выбранной нетронутой местности. Стоит заметить, что этот вид является сравнительно бюджетным развлечением.
  • Кэтскиинг - заключается в том, что лыжников забрасывают на снежные горные вершины с помощью специального транспорта, славящегося абсолютной проходимостью, под называнием «сноукэт» (что сразу влияет на стоимость такого вида лыжного катания). После этого фрирайдеры осуществляют внетрассовый свободный спуск с горы.
  • Бэккантри, или скитур - ещё один доступный своим бюджетом вид фрирайда. В этом случае подъём на вершину горы осуществляется путём комфортного восхождения фрирайдерами на лыжах до выбранной конечной точки маршрута. Далее следует свободный спуск.
  • Сноумотобординг - является, пожалуй, одним из самых весёлых видов фрирайда. Здесь горные лыжи становятся лишь вспомогательным элементом катания. Основную часть процесса на себя берёт горный мотоцикл, квадроцикл или снегоход, к которому цепляют при помощи специального снаряжения фрирайдера. Так осуществляется катание по снегу, напоминающее езду на водных лыжах.

Вышеописанные виды лыжного фрирайда - лишь основные и самые распространённые вариации катания, с которыми первоначально может ознакомиться даже новичок или любитель, приняв решение освоить этот стиль.

Выбор горнолыжного снаряжения

Итак, если вы уже определились с маршрутом и видом фрирайда, значит, пришло время выбрать лыжи для фрирайда. Следует учесть, что здесь важен ваш уровень подготовки и навыки владения лыжами.

Горные лыжи делятся между собой на несколько категорий и типов по разным признакам.

Категории горных лыж

Прежде всего, подбор категории зависит от профессионализма и персональных физических данных лыжника.

Здесь мы можем выделить такие категории лыж:

  • для начинающих;
  • для продвинутых лыжников-любителей;
  • для профессионального спортивного лыжного катания.

Без сомнений, этот первичный выбор вам поможет сделать консультант любого спортивного магазина. Дальше следует учесть возраст и конституцию лыжника. Немаловажна и гендерная принадлежность спортсмена.

Возрастное и гендерное различие горных лыж

Существует возрастное разграничение лыжного снаряжения. Исходя из этого, снаряды делятся на такие виды:

  • взрослые;
  • юниорские (подростковые);
  • детские.

В свою очередь, взрослые и детские снаряды из категории для начинающих также можно разделить по гендерному признаку:

  • мужские;
  • женские.

Все они различаются по мягкости или жёсткости, чувствительностью к поверхности снежного покрова и геометрией лыжной конструкции, которая будет способна обеспечить безопасность спуска в трудных условиях (ледяное покрытие, сход лавины). Об этом мы расскажем подробнее позже.

Горные лыжи для фрирайд-стиля

Основная особенность приспособлений для фрирайда кроется в их конструкции: они обладают довольно широкой средней частью снарядов (до 11 см) и невысокой длиной относительно своего хозяина.

Профессиональные райдеры советуют ориентироваться на свой рост: поставленные вертикально лыжные доски должны быть немного (на 2–3 см) выше человека.

Лыжи для фрирайда должны быть, безусловно, комфортны для любого маневрирования с учётом возможности катания как по рыхлому снегу (паудеру), так и по жёстким ледяным поверхностям.

Следует понимать, что профессиональный спортивный лыжный инвентарь отличается жёсткостью доски при нажиме, а значит, обладать такими лыжами может только человек с определённой весовой категории. Эту категорию снарядов спортсмен, несомненно, будет подбирать исходя из рекомендаций своего тренера и вида спуска (ски-кросс, слалом, фристайл и т. п.).

Но существует и универсальная продукция.

Универсальные горные снаряды более податливы в освоении как любителями-лыжниками, так и новичками. Они позволят вам прокатиться как на подготовленной трассе, так и по крутому необъезженному горному склону.

Размер и длина горных лыж для любительского фрирайда

Обычно снаряжение для любого фрирайд-спуска отличается своей длиной и шириной, которая состоит из разных параметров передней, средней и задней частей снаряда. Также при выборе горнолыжного инвентаря учитывается радиус бокового выреза снаряда. Например, для мягкого склона по паудеру подходят широкие экземпляры горных лыж. Для жёстких горных скосов следует выбрать более узкие устройства (со средней широтой «талии»), которые позволят лыжнику с лёгкостью проехаться даже по бугристой трассе.

Обычная средняя ширина универсальных горных лыж для любителей-райдеров варьируется от 6 см до 8 см. Такие снаряды не должны быть длинными. Зачастую они короче своего владельца на 5–10 см. Эта длина обеспечивает безопасный спуск новичкам, так как относительно легка в управлении и маневрировании.

Конструкция горных лыж

По своей конструкции горнолыжные снаряды делятся на три основные категории:

  • сэндвич;
  • короб.

Сэндвич - конструкция лыж, которая заключается в многослойном наполнении устройства различными материалами. Каждый слой такого наполнения отвечает за свою функцию. Как правило, верхний и нижний слои отвечают за обеспечение жёсткости снаряда.

Кэп - вариант конструкции, который представляет собой также наличие нескольких слоёв, различных по составу, но, в отличие от первого варианта, «фундаментом» кэпа является верхний жёсткий слой, к которому прикрепляются все последующие формирующие слои лыжного снаряда.

Короб - конструкция с наличием «сердцевины», которая обволакивается необходимым материалом по всей своей поверхности, что, в свою очередь, обеспечивает торсионную жёсткость лыжной доски для хорошего сцепления с любой трассой и плавного управления.

Для полноты картины нелишним будет прислушаться к профессионалам стиля фрирайд. Чаще всего это гиды и спасатели, которые обучены и обладают самыми изощрёнными и ловкими профессиональными навыками горнолыжного катания.

  • Ширины лыжи в 10 см для фрирайда - более чем достаточно на любом уровне владения лыжами. Подойдёт для катания как по жёсткой поверхности, так и для мягкого рыхлого снега.
  • Всегда следует идти в ногу со временем и прислушиваться к новым спортивным тенденциям. В этом случае речь идёт о приобретении горнолыжных снарядов с технологией Рокер. Такие лыжи гораздо быстрее и легче на меньшей скорости, что позволяет осваивать технику катания по паудеру без ущерба для катания по жёстким поверхностям. Таким образом, выезжая на лыжах с рокером, можно смело чередовать местность для катания, что отлично подойдёт как новичкам, так и более продвинутым любителям фрирайда. Для ежедневного свободного катания подойдут лыжи с обоюдосторонним рокером.
  • Стоит заметить, что для скитурного катания подходят жёсткие лыжи с прямым хвостом. Скитурный крепёж нередко утяжеляет лыжи и уменьшает чувствительность управления ими, это следует помнить лыжникам с низкой весовой категорией, а также необходимо учитывать при выборе снаряжения для женщин и детей.
  • При катании по паудеру целесообразно приобрести снаряды с обратным прогибом. Это создаст ощущение полёта и «снежного сёрфинга». Лыжи с таким прогибом не тонут в снегу и легко управляемы.
  • Весеннее катание вам обеспечат лыжи лёгкого моделирования с ярко выраженным карвингом наподобие твин-тип. Такие лыжи не застрянут в плотном мокром снегу и обеспечат хорошую проходимость с учётом весенних погодных условий.

Вот и все первоначальные знания об особенностях лыж для фрирайда, которые следует учитывать при покупке горнолыжного инвентаря. Остаётся только выбрать дизайн и цветовую гамму вашего снаряжения, и вперёд к освоению стиля фрирайд.

Любителям скорости и свободной езды подойдут лыжи для фрирайда. С помощью специальной конструкции можно почувствовать себя серфингистом. Чтобы отправиться в «свободное плавание», следует выбрать модель, учитывая несколько параметров.

В первую очередь следует понять, что это такое — фрирайд. Слово является транскрипцией английского слова «freeride» и буквально переводится как «свободная езда». Для фрирайда не нужны специально подготовленные трассы, достаточно найти склон с нетронутым снегом. Спуск напоминает езду на сноуборде.

Для имеют следующие характеристики:

  • увеличенная ширина;
  • широкий нос (шире талии);
  • технология «рокер»;
  • небольшая длина.

Рокер — ранний подъем передней, задней или передней и задней части, начинающийся с середины лыжи. Благодаря этой технологии, «подсмотренной» у воднолыжников, райдер легко скользит и держится на поверхности, не зарываясь в снег.

Виды фрирайд-катания

Облегченный фрирайд

Другое название — «фрирайд-лайт». Самый простой и бюджетный вид фрирайда. Лыжник поднимается на фуникулере и съезжает по склону с рыхлым, неподготовленным снегом.

Бэккантри (backcountry)

Требует некоторой физической подготовки: подъем осуществляется пешком на снегоступах или со специальным оборудованием для скитуров. После поднятия наверх райдеры скатываются по склону.

Хели-ски (heli-skiing) и хели-бординг

Райдеры поднимаются на вертолете, а затем скатываются. Это более опасный вид фрирайда, т.к. предполагает более крутые склоны и продолжительный спуск по горной местности.

Сноукэтскиинг (snowcat skiing)

Лыжников поднимают на гору специальные гусеничные вездеходы с пассажирской кабиной — ратраки (сноукэты). Ратраки проходят по любой местности, поэтому райдеры могут покорить разнообразные склоны — лесные, бугристые, крутые.

Фристайл-бэккантри

Вид для экстремально настроенных лыжников, решивших выйти из парков в природную среду. Предполагает не только подъем и скат по необорудованным склонам, но и выполнение различных трюков в естественных условиях — со скал, бугров, бревен и т.д.

Лыжи для фристайла-бэккантри

Модели, предназначенные для фристайла- , относятся к категории фрирайда. Однако некоторые производители выносят лыжи для фристайла в отдельную категорию.

Различия между лыжами для фристайла-бэккантри и классическими лыжами для фрирайда

В сравнении с классикой фрирайда, модели для фристайла-бэккантри имеют несколько особенностей:

  • конструкция позволяет переворачиваться в воздухе;
  • крепления находятся ближе к носку (у фрирайдных — ближе к пятке);
  • повышенная маневренность;
  • неравномерная жесткость — мягкая пятка и более жесткий носок;
  • больший боковой радиус;
  • полный (двойной) рокер.

Для чего нужны фристайл-бэккантри лыжи

Фристайл-бэккантри хорошо подойдут начинающим и опытным райдерам. Они более маневренные, легкие, лучше справляются с рельефными склонами и не требуют от лыжника сложных техник. Начинать учиться скатываться по горным склонам можно именно на этой модели. Необязательно использовать только для трюков, подойдут и для обычных спусков.

Нужны ли специальные лыжи для фрирайда

Техника фрирайда на горных лыжах предполагает маневренность на большой скорости, и обычные тонкие модели с такой задачей не справятся. Поэтому разработаны модели для горнолыжного спорта:

  • универсальные;
  • карвинговые (трассовые);
  • фрирайдные.

Трассовые подходят для спуска по укатанным, оборудованным склонам. Они более жесткие и заужены в талии. На трассовых лыжах катаются не по прямой траектории, а дугами. От радиуса дуги зависит скорость райдера, а радиус зависит от технических возможностей лыжника и бокового выреза. В соответствии с радиусом выреза выделяют коротко-, средне- и длиннорадиусные трассовые лыжи.

Для фрирайда на горных лыжах подойдут универсальные и собственно фрирайдные модели.

Какие бывают горные лыжи для фрирайда

Специально разработанные для фрирайда лыжи:

  • фрирайд (классика) — с рокером;
  • паудер — самые широкие;
  • park&pipe — для выполнения трюков и прыжков;
  • скитур — для восхождения на гору.

Park&pipe предназначены для выполнения трюков в лыжных парках с трамплинами, перилами и т.д. Скитур специально разработан для бэккантри. Модель отличается небольшим весом и позволяет подниматься в гору, отрывая пятку. При спуске она фиксируется креплением. Лыжи неудобны для экстремального спуска.

Паудер (powder)

Предназначены для езды по глубокому (от 20 см), мягкому, жесткому снегу. Хорошая пара для преодоления бугров и неровностей склона. Отлично себя чувствуют в лесистых и овражистых местностях с метровой глубиной снега. Основные характеристики:

  • ширина — до 150 мм в носке и до 140 мм в талии;
  • радиус поворота — 24-35 м;
  • передний рокер.

Паудеры не подходят для укатанных склонов.

Универсалы (all-mountain)

Подходят для по различной местности с мягким, липким, глубоким (от 30 см) снегом. На универсалах можно преодолевать мягкие бугры. Однако на укатанных склонах они значительно уступают трассовым моделям по скорости и маневренности.

Характеристики:

  • ширина — 140 мм в носке и 100-105 мм в талии;
  • поворот — 16-24 м;
  • низкий передний рокер.

Универсалы подходят для обучения фрирайду.

Big mountain freeride (фрирайдные лыжи для больших гор)

Усовершенствованный вариант универсалов. Лыжи для фрирайда на высоких склонах могут проехать буквально везде. Хорошо преодолевают чрезвычайно жесткие склоны, глубокий, подтаявший снег. Зачастую укрепляются углепластиком в один лист.

Основные характеристики:

  • ширина — 108-120 мм;
  • низкий передний, задний, редко полный рокер;
  • радиус поворота — 21-35 м.

Пара сложна в управлении и подойдет исключительно опытным лыжникам.

Как правильно купить лыжи для фрирайда

Подобрать лучшие лыжи для фрирайда довольно сложно. Следует учитывать несколько параметров и понимать, для чего необходимы лыжи — езды на укатанных склонах или преодоления естественных препятствий.

Радиус выреза

Этот параметр показывает, каким будет радиус поворота. Лыжи с небольшим показателем способны разворачиваться быстро и часто. Большой радиус (от 17 м) помогает поворачиваться плавно. Начинающему катальщику важно обращать на это внимание, чтобы намного облегчит маневренность.

Для пересечения леса лучше выбрать пару с радиусом до 15 м. Для свободного спуска достаточно 20 м.

Жесткость и весовой прогиб

Жесткость не измеряется количеством, и ее можно проверить только своими руками. Мягкими лыжами легче управлять. Они подходят для глубокого мягкого снега. Для спуска по плотному, подтаявшему покрытию лучше приобрести жесткую пару.

Весовой прогиб распределяет давление лыжи на склон и зависит от жесткости. Во фрирайдных моделях весовой прогиб сочетается с рокером. Чем он длиннее, тем выше маневренность. Короткий рокер помогает при резких поворотах и езде по плотному снегу.

Чем больше вес райдера и короче лыжи, тем больше должна быть жесткость.

Длина и ширина

Длинные лыжи менее маневренны, чем короткие. Поэтому начинающим лыжникам рекомендуется выбирать модели точно по росту. Это намного облегчит управление.

Ростовка, указанная на лыжах, является средним параметром и может не соответствовать действительности. Обычно вертикально поставленная лыжа выше или ниже лыжника на 5-10 см.

Широкие модели с легкостью преодолевают глубокий мягкий снег и подходят для неподготовленных склонов. Узкие лыжи лучше маневрируют на жесткой поверхности и способны быстрее менять направление. Средними показателями обладают универсалы с талией в 100 мм.

Обычно указанная ширина соответствует талии. Носки шире талии на 2-5 см.

Категории горных лыж

  • по опыту — для начинающих, любителей, профессионалов;
  • по гендерному признаку — мужские, женские;
  • по возрасту — детские, подростковые, взрослые.

Каждая категория различается размерами, массой, креплением, маневренностью. Новичкам рекомендуется покупать универсальные модели с двойным рокером. На них можно кататься по склонам с разной плотностью снега и совершать быстрые повороты.

Важно! Ребенок может приобретать навыки езды уже с 5 лет. Зарубежные школы принимают малышей в возрасте 2-3 лет. Однако фрирайд лучше осваивать с 8-10 лет.

Производители и цены

Топ-10 производителей горных лыж.

© 2024 siniy-kit.ru -- Спортивный портал - Синий кит