Занятия по физкультуре в доу. Конспект нетрадиционного занятия по физической культуре в подготовительной группе. Подвижные игры и игры-эстафеты

Главная / Центр

Программные задачи:

Оздоровительные:

1. Способствовать укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

2. Закрепить умение детей выполнять упражнения, укрепляющие свод стопы, формирующие навыки правильной осанки.

3. Развивать силу, ловкость, выносливость, координацию движений .

Образовательные :

1. Учить правильно, согласованно выполнять движения под счёт.

2. Закрепить навыки основных видов ходьбы.

3. Разучить ходьбу по гимнастической скамейке с перешагиванием через кубы на каждый шаг, с сохранением равновесия.

4. Упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд с мячом в руках у груди.

5. Повторить броски мяча двумя руками от груди.

Воспитательные:

1. Воспитывать самостоятельность, чувство ответственности при выполнении упражнений, желание заботиться о своём здоровье.

2. Вызывать эмоциональное удовлетворение, интерес к занятиям, сноровку и внимание в игре.

3. Пособия: Кегли (8шт), мячи среднего диаметра (12шт), фитбол (2шт), бруски (10 шт), массажная дорожка, корзины (2шт), дуги (2шт), канат-3м (2шт), стойки с ленточками (4шт).

Способы организации детей : поточный, групповой.

Методы:

Объяснительно-иллюстративный, словесный,

Ход занятия:

1. Вводная часть

Обычная ходьба (в обход по залу шагом марш, 1,2,3,4)

Ходьба на носках, руки на пояс, спина прямая, шаги короткие (на носках-марш,1,2,3,4)

Ходьба на пятках, руки за спиной (на пятках-марш, 1,2,3,4)

Обычная ходьба (обычным шагом-марш, 1,2,3,4)

Ходьба широким шагом (широким шагом-марш1,2,3,4)

Обычный бег (бегом-марш)

Ходьба в полуприсяде (в полуприсяде шагом-марш1,2,3,4)

Бег с высоким подниманием колен (с высоким подниманием колен бегом-марш)

Ходьба змейкой на носочках (за направляющим змейкой на носочках шагом-марш, 1,2,3,4)

Бег семенящим шагом (семенящим шагом бегом-марш)

Обычная ходьба с упражнениями для рук (обычным шагом-марш, руки в стороны, вверх, в стороны, вниз-2 раза). Дети берут косички.

Перестроение для ОРУ (через центр в колонну по три – марш, 1, 2, 3,4)

2. Основная часть:

Комплекс ОРУ с косичкой:

1. И.П.- осн. стойка, косичка вниз, 1- правую ногу назад, косичку на прямых руках вверх, 2- и.п., 3-4 тоже левой ногой.

2. И.П. - осн. стойка, косичка вниз, 1- выпад правой ногой вперёд, косичка на прямых руках на колено, 2- и.п., 3-4 тоже левой ногой.

3. И.П. – ноги врозь, косичка у груди, 1- присесть, косичку на прямых руках вынести вперёд, 2- и.п., 3-4-повтор.

4. И.П.- стойка в упоре на коленях, косичка вниз, 1- поворот вправо, коснуться рукой пятки левой ноги, 2- и.п., 3-4 тоже в другую сторону.

5. И.П.- сидя на полу, ноги врозь, косичка на бедре, 1,2,3- наклон вперёд, косичку к правой ноге, между ног, к левой ноге, 4- и.п.

6. И.П.- лёжа на полу, косичка вверх, ноги прямо, 1-ноги, согнутые в коленях подтянуть к груди, косичку на голень, 2- и.п., 3-4-повтор

7. И.П.- осн. стойка, косичка вниз,1- прыжком ноги врозь в стороны, косичка на прямых руках вверх, 2- и.п., выполняется на счёт1-8, шаг на месте на счет 1-8, затем повтор ещё одной серии прыжков.

Дети перестраиваются для ОВД, взрослые готовят инвентарь (За направляющим в обход по залу шагом марш, 1,2,3,4, через центр по двое – марш 1,2,3,4, кругом 1, 2)

Основные виды движений:

1 Правая шеренга выполняет прыжки на двух ногах с продвижением вперёд с мячом в руках у груди (3 м, 30-40 прыжков, 3 раза).

2 Левая шеренга разучивает перешагивание через кубы, лежащие на гимнастической скамейке на каждый шаг, руки в стороны (5 штук на расстоянии 40 см друг от друга, 3 раза).

Затем шеренги меняются местами.

3 Перебрасывание мяча друг другу от груди (10 раз).

Шеренги поворачиваются лицом друг к другу, выполняют упражнение в парах.

Мячи в правую шеренгу, в обход по залу-марш.

Подвижная игра «Ловишки с ленточками»

Дети расходятся по площадке, у каждого ребёнка есть цветная ленточка, заправленная сзади за пояс. В центре находится ловишка. По сигналу воспитателя:» Раз, два, три! Лови!» -дети разбегаются по площадке. Ловишка бегает за играющими, стараясь вытянуть у них ленточки. По сигналу воспитателя: «Раз,два,три –в центр скорей беги!»- дети собираются вместе. Воспитатель предлагает поднять руки тем, кто лишился ленточек, то есть проиграл, и подсчитывает их. Ловишка возвращает ленточки детям, игра повторяется с новым водящим.

3. Игра малой подвижности «Затейники»

Выбирается водящий - затейник, который встает в центр круга, образованного детьми. Взявшись за руки, дети идут по кругу вправо, произнося:

Ровным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте! Дружно вместе

Сделаем вот так...

Дети останавливаются, опускают руки; затейник показывает какое-нибудь движение, и все игроки должны его повторить. Игра по-вторяется с другим водящим (3-4 раза). Подведение итогов занятия

«Веселая резиночка» Занятие по физо для детей старшего дошкольного возраста

Задачи:
1. Обучать детей упражнениям на развитие силы мышц рук и ног с использованием нетрадиционного оборудования. 2. Развивать глазомер.
3. Закреплять метание мяча из-за головы.
4.Воспитывать чувства взаимопомощи и дружелюбия.
Оборудование : резинки по числу детей, мячи по одному на двоих детей, бубен.
Вводная часть
Дети входят в зал и строятся друг за другом в одну колонну по росту.
Инструктор: В одну шеренгу становись. Здравствуйте ребята! (ответ детей)
В одну колонну становись. По порядку рассчитайся!(дети рассчитываются по порядку) Сколько вас сегодня пришло? (ответ детей) За направляющим в обход по залу шагом марш!
Дети проходят мимо лавки, на которой разложены резинки, сложенные в четверо, для каждого ребенка. Дети берут резинки в руки за край, продолжая идти друг за другом.
Ходьба обычная (далее х.о) резинка в одной руке, ходьба на носках – резинка натянута в руках, руки вытянуты вверх, х.о. ходьба на пяточках резинка натянута в руках за спиной, х.о, ходьба узким шагом, резинка натянута в руках перед собой, х.о, ходьба в приседе, резинка на коленях, х.о, бег, резинка в одной руке, подскоки руки на поясе, бег, галоп лицом в круг, крутит резинкой перед собой, бег, х.о руки вверх вдох носом переложить резинку над головой из одной руки в другую и руки вниз выдох ртом.


Ведущий: Направляющий на месте (дети, доходят до своих мест в колонне и шагают на месте) стой, раз, два! (останавливаются) В две колонны становись. (перестроение в две колонны)


Обще-развивающие упражнения.
1. И. п. (исходное положение): стоя прямо на середине резинки, сложенной вдвое, руками держаться за ее концы. - 1- Поднять руки вверх, растянуть резинку, 2 - вернуться в и. п. (5-6 раз).

2. И. п.; стоя прямо, ноги врозь, резинка в руках перед грудью, сложена в четверо. - 1-Повернуть туловище вправо, развести руки в стороны, резинку растянуть, 2 - вернуться в и. п. То же, с поворотом влево (по 5 раз).

3. И.п.; стоя прямо, пятки вместе, носки врозь, резинка в опущенных руках, сложена в четверо. - 1- Присесть, поднять руки вверх и слегка развести их в стороны, растягивая резинку, 2 - вернуться в и.п. (по 5 раз).

4. И. п.: сидя на полу, зацепить резинкой ступни ног, держать резинку, сложенную в четверо руками за два конца. - 1- Поднять прямые ноги вверх, носки ног оттянуть, 2 - вернуться в и.п. (по 4 раза).

6. И.п.: лежа на животе, руки с резинкой, сложенной в четверо, вытянуть вперед. - 1- Приподнять плечи и грудь от пола, развести слегка руки в стороны, растянуть резинку, одновременно приподнять и ноги, 2 – вернуться в и.п. (по 5 раз).


7. И.П стоя, ноги вместе руки вдоль туловища, резинка сложена в руках вдвое– Прыжки через резинку. 1 – перепрыгнуть двумя ногами через резинку, 2 – перекрутить резинку через голову.В чередовании с ходьбой.
Инструктор: А сейчас, ребята нам необходимо разделиться по парам и одна резиночка будет уже не нужна. Её можно убрать.
Основные виды движений
1. «Прокатывание мячей по резинке» Двое детей натягивают резинку на одной ноге, на уровне колен. Мяч у одного ребенка в руках, он старается прокатить мяч по резинке к другому ребенку.


2. «Попади мячом в резинку» Двое детей натягивают резинку на своих ногах, на уровне колен, ноги на ширине плеч. Мяч у одного ребенка в руках, он перебрасывает мяч из-за головы об пол и после отскока в руки другому ребенку.
3. «Прыжки в резиночки» Дети делятся на четверки. И выполняют упражнения по очереди:

1. запрыгнуть внутрь. Зафиксироваться. Выпрыгнуть не задев резинку;
2. стоя снаружи резинки перепрыгнуть на противоположную сторону не задев резинку и обратно, заняв исходную позицию;
На следующих занятиях можно усложнять упражнения:
3. Стоя снаружи резинки перепрыгнуть сначала внутрь, потом на противоположную сторону не задев резинку и обратно, заняв исходную позицию;
4. Запрыгнуть внутрь. Подпрыгнуть, расставив ноги, чтобы обе части резинки оказались между них. Запрыгнуть внутрь. Выпрыгнуть на исходную позицию.
6. Прыгая ноги слегка расставлены, одна резинка между ног, перепрыгнуть двумя ногами на другую резинку, она должна оказаться между ног. Выпрыгнуть из резинки.
Дети складывают резинки на место, оставляют всего две. И встают в них организовывая два круга. Натягивают на ногах резинки.


Подвижная игра «Съедобное - не съедобное» Дети стоят в два круга, натягивают на ногах резинки. Педагог объясняет детям, что такое съедобное- это то, что можно есть и не съедобное – то, что не едят.
Правила игры: Педагог называет слова съедобные и не съедобные. Дети если слышат съедобное - остаются в резинке, а если не съедобное выпрыгивают. Кто, ошибается выходит из игры. И так до одного победителя. На следующих занятиях можно дать роль ведущего ребенку.


Ведущий: В одну колонну становись. В одну шеренгу становись. А с чем мы сегодня тренировались? (с каким предметом) А что было самое сложное? Как вы думаете, кто сегодня был самый прыгучий? Самый легкий? Самый ловкий? А кому еще надо потренироваться? На сегодня тренировка закончена. В одну колонну становись. За направляющим в группу шагом марш!

Конспект занятия по физической культуре «Мы дружим с физкультурой»

Группа : старшая группа.

Программные задачи:
Обр. область «Физическое развитие»:
Учить детей ползать на животе, отталкиваясь локтями и коленями («по-пластунски») с перелезанием через гимнастическую скамью, действовать координационно точно.
Упражнять в прыжках через «змейку» правым и левым боком. Упражнять в ходьбе по шнуру способом «елочка», сохранять равновесие и правильную осанку.
Развивать крупную и мелкую моторику, быстроту реакции.

Обр. область «Социально-коммуникативное развитие»:
Формировать отзывчивость, сочувствие, взаимопомощь. Воспитывать дружеское взаимодействие между детьми, привычку заниматься сообща, воспитывать уважительное отношение к окружающим.
Формирование основ безопасности:
Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время подвижных игр.

Оздоровительные технологии:
-логоритмика;
- коррекционные упражнения для осанки, плоскостопия;
-самомассаж (массажные мячи);
-дыхательное упражнение- игра;
-релаксация.

Оборудование : муз центр, пособие «бабочка», колечки по кол-ву детей, массажные мячи, гимнастическая скамья, пособие «змея», шнур, платок- шаль (3 шт), пособие для дыхательного упражнения «Рыбки».1.Вводная часть:
- построение в шеренгу, сообщение задач.
- ходьба обычная
- ходьба на носках, руки вверх: «Дотянись до снежинки»
- ходьба обычная
- ходьба на внешней стороне стопы, руки за спину, погнуться.
- логоритмика «Как живешь?»:
Как живешь? Вот так, вот так!
Как идешь? Вот так, вот так!
Как бежишь? Вот так, вот так!
Ночью спишь? Вот так, вот так!
Как берешь? Вот так, вот так!
Как даешь? Вот так, вот так!
Как шалишь? Вот так, вот так!
Как грозишь? (движения в соответствии с текстом)

Бег обычный;
-бег мелким и широким шагом;
-бег с остановкой по сигналу;
-ходьба обычная « Наденем шляпы» (ходьба с колечками на голове, сохраняя правильную осанку и положение головы)
-перестроение в колонны по 3, размыкание.

2. Основная часть:
Комплекс ОРУ (с массажными мячами)
1. Потягивание
И.п. – о.с., мяч в правой руке
1- руки через стороны вверх, встать на носки, мяч переложить в левую руку (с нажимом)
2-руки через стороны вниз мяч переложить в пр. руку за спиной (8 раз.)

2. Приседание
И.п- пятки вместе, носки врозь, мяч в опущенных руках,
1- присесть, руки вытянуть вперед с мячом; катать мяч между ладонями
2-и.п. (8 раз)

3. «Наклоны»
И.п- стоя, ноги на ширине плеч, мяч в опущенных руках
1- наклон вниз, положить мяч на пол
2- встать, хлопок над головой
3- наклон вниз, взять мяч
4- и.п. (8 раз)

4.Массаж стоп.
И.п- стоя, мяч на полу.
Массировать попеременно правую и левую стопу прямыми движениями, затем пятки круговыми движениями.

5. «Качалка»
И.п- сидя, ноги согнуть, мяч в руках,
1- 2 – раскачиваться на спине, удерживая ноги руками. (7-8р)

6. Массаж спины друг другу стоя в колонне по одному. (грудной отдел)

7. Прыжки вокруг мяча и через него, руки держать свободно.
8. Ходьба на месте.
Перестроение в колонну по- одному, сообщение задач.

ОД:
- прыжки через «змейку» боком на двух ногах, руки держать свободно;
-ползание «по- пластунски» с перелезанием через гимнастическую скамью;
-ходьба по шнуру способом «елочка», руки на поясе;
Методические рекомендации: обращать внимание на постановку стопы, согласованные движения рук и ног.
П\И: «Шатер» (РНИ)
Описание: дети делятся на 3-4 подгруппы. Каждая подгруппа образует круг по углам площадки. В центре каждого круга ставится стул, на который вешают платок с узорами. Дети берутся за руки, идут по кругу простым шагом вокруг стульев, говорят слова:
«Мы веселые ребята.
Соберемся все в кружок,
Поиграем и попляшем
И помчимся на лужок.
С окончанием слов дети перестраиваются в один общий круг. Взявшись за руки, подскоками двигаются по кругу. По сигналу «строим шатер!» дети быстро бегут к своим стульям, берут платки и натягивают их над головами в виде шатра (крыши). Выигрывает группа, которая первой построит «шатер».

Правило: действовать по сигналу.

3.Заключительная часть:
- построение в шеренгу
- Дыхательное упражнение- игра «Рыбки»
Правило: задерживать дыхание максимально долго, не разговаривать; действовать по сигналу.

Описание:
Каждому ребенку предлагается по одной рыбке (из картона). Детям предлагается представить, что они рыбки, и вспомнить как они передвигаются в пруду. «Рыбки плавают в пруду, не поймаешь ни одну!»
Дети набирают полной грудью воздух и будто бы ныряют в пруд. В полуприседе, слегка округлив спину и прижав голову к плечам, двигаются по комнате, выполняя произвольные движения, подражая тому, как плавают рыбки. Побеждает тот ребенок, который, задержав дыхание, дольше всех держался в воде.
- релаксация «Волшебный сон» (под муз сопровождение)
Дети лежат на спине.
« Реснички опускаются, глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Руки, ноги отдыхают, шея не напряжена и расслаблена..
Губки чуть приоткрываются,
Все спокойно расслабляются,
Дышится легко, ровно, глубоко… (1-2 мин)
-организованный уход.

Качество плана-конспекта во многом зависит от уровня профессиональной компетентности специалиста, предусматривающего наличие профильных знаний и умений в области теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста и смежных дисциплин, специальных проектировочных навыков в составлении и ведении документации.

План-конспект физкультурного занятия представляет собой законченную педагогическую работу в том случае, если он разработан и оформлен в соответствии с требованиями:

Целеустремлённости. Предполагает указание в каждом документе комплекса задач (оздоровительных, образовательных, воспитательных) в соответствии с положениями нормативных правовых и программных документов по физическому воспитанию детей дошкольного возраста;

Преемственности. Основано на преемственности с содержанием предыдущего и последующего плана в целостной системе планирования физкультурных занятий, а также преемственности материала внутри самого плана. Каждый шаг в плане должен являться логичным продолжением предыдущего и подготовкой для следующего;

Реальности. Достигается за счёт детального учёта всех педагогических условий: возрастных и психофизических особенностей детей, уровня их физической подготовленности, материально-технической базы учреждения дошкольного образования, сезонно-климатических явлений и т.д. Педагогу следует оценить указанные условия и спланировать реальный материал, т.е. тот, который могут и должны усвоить дети;

Конкретности. Проявляется в чёткости и конкретности формулировок планируемых задач, средств, методов, способов организации двигательной деятельности воспитанников на занятии. Немаловажное значение имеет использование гимнастической терминологии, обеспечивающей краткость и лаконичность записи физических упражнений.

Наглядности. Реализуется путём внедрения в практику графических форм записи (схем, рисунков, чертежей), что не является обязательным, но может существенно улучшить восприятие и запоминание последовательности запланированного материала, особенно начинающими специалистами.

Разработка содержания плана-конспекта физкультурного занятия

План-конспект, как результат непосредственной подготовки педагога к занятию, опирается на документы перспективного планирования процесса физического воспитания детей дошкольного возраста. На первом этапе составления плана-конспекта педагог обдумывает содержание основной части занятия, а затем в соответствии с ней планирует ориентировочный материал для вводной и заключительной частей.

Следует подчеркнуть, что правильное определение комплекса задач, средств и методов для конкретного физкультурного занятия может быть обеспечено лишь после того, как спроектирована промежуточная (черновая) модель его основной части. Детализация содержания физкультурного занятия происходит на втором этапе планирования, в процессе которого педагогу необходимо продумать и конкретизировать:

Задачи занятия. В первую очередь определяются образовательные задачи, направленные на обучение, закрепление или совершенствование двигательных действий в зависимости от этапа обучения, воспитание психофизических качеств и совершенствование двигательных способностей детей. Затем уточняются оздоровительные задачи, связанные со спецификой оздоровительного воздействия специальных физических упражнений на организм ребёнка в целостной структуре занятия.

Понимание педагогом сущности и значимости оздоровительных задач, путей и средств их решения способствует приоритетной реализации принципа оздоровительной направленности в физическом воспитании детей дошкольного возраста. Именно поэтому оздоровительную задачу рекомендуется ставить на первое место во всех документах планирования процесса физического воспитания, в том числе и в плане-конспекте физкультурного занятия.

Формулировка воспитательных задач также обязательна, поскольку физическое воспитание - это, прежде всего, вид воспитания (наряду с трудовым, нравственным, эстетическим и др.). Следовательно, воспитание личности ребёнка средствами физической культуры играет важную роль в формировании эмоционально положительного отношения к занятиям физическими упражнениями, развитии его волевых и нравственных качеств, коллективных начал, творческих способностей.

Средства и методы решения каждой из задач. К основным средствам физического воспитания относятся физические упражнения, содержание которых сопряжено, как правило, с комплексом оздоровительных, образовательных и воспитательных воздействий на ребёнка.

Под методами в физическом воспитании понимают способы применения физических упражнений, направленные на достижение поставленных задач. В соответствии с задачами уточняется и конкретизируется содержание всех частей занятия, которые в общих чертах уже продумывались специалистом на первом этапе планирования.

Намечаются основные, подводящие, подготовительные упражнения общеразвивающего и специального характера, их дозировка с учётом возрастных и психофизических возможностей воспитанников.

Определяются наиболее действенные общепедагогические методы и приёмы обучения, включающие словесные и наглядные методы.

Устанавливаются специфические методы, непосредственно связанные с решением образовательных задач. К ним относятся игровой, соревновательный методы, метод строго регламентированного упражнения .

При подборе средств и методов педагогу следует стремиться воплотить в каждом занятии оригинальные творческие замыслы, спланировать увлекательный материал, насыщенный разнообразными физическими упражнениями и подвижными играми.

Ресурсное обеспечение занятия. Создание педагогических условий, положительно влияющих на реализацию запланированного содержания физкультурного занятия, зависит от рационального использования материально-технических ресурсов, классифицированных нами на специальные, технические и дидактические.

К специальным ресурсам относятся физкультурное и спортивно-игровое оборудование для занятий в помещении и на свежем воздухе: стационарное, переносное, подвесное и комбинированное; специальный инвентарь для развития основных видов движений и функции равновесия, для обучения элементам спортивных упражнений и спортивных игр и др.

Технические ресурсы охватывают технические и звуковые средства обучения, крайне востребованные в современном образовательном процессе. К техническим средствам обучения непосредственное отношение имеют тренажёры простого и сложного устройства, а к звуковым - аудиоаппаратура, носители аудиоинформации.

Дидактические ресурсы - это демонстрационный материал (плакаты, фотографии, картинки, наглядные пособия, атрибуты для подвижных игр и др.), который педагог применяет для целенаправленного и более плодотворного взаимодействия с детьми в процессе занятий. Разнообразные наглядные средства обогащают представления детей о специфике тех или иных физических упражнений и спортивных игр, развивают у них любознательность, расширяют кругозор, активизируют мыслительную деятельность.

Тщательное продумывание на этапе планирования материально-технического обеспечения физкультурного занятия, стремление педагога к вариативному применению предметной физкультурно-развивающей среды, адекватной возрасту и способностям воспитанников, сформирует у них богатый двигательный опыт и стойкий интерес к занятиям физическими упражнениями.

Способы организации двигательной деятельности детей.

Выбор способов организации детей на занятии (фронтального, группового, поточного, посменного, индивидуального) зависит от новизны, сложности, характера упражнений; задач занятия, места его проведения; возраста и количества детей, их физической подготовленности; организационно-управленческих умений педагога.

Очень часто причиной определения того или иного способа организации двигательной активности воспитанников является материально-техническая оснащённость учреждения дошкольного образования. Например, недостаточное количество спортивного оборудования исключает использование фронтального (одновременного) выполнения упражнений всеми детьми.

В то же время грамотное планирование других способов организации (группового, поточного, посменного), их комплексное сочетание во всех частях занятия обеспечит оптимальную моторную плотность даже при дефиците физкультурного инвентаря и ограниченного размера помещения.

Критерии оценки деятельности детей на занятии. К педагогическим критериям оценивания техники выполнения физического упражнения относятся: результативность физического упражнения (действия, движения); сопоставление параметров наблюдаемого действия с параметрами стандартной техники; разница между реальным результатом и возможным .

В соответствии с данными критериями специалист определяет наилучшую стратегию достижения поставленной цели конкретными средствами, способами, методами педагогического воздействия и взаимодействия в зависимости от этапа обучения. Вместе с тем при определении критериев оценки особое внимание следует уделять индивидуализации техники физических упражнений с учётом особенностей телосложения каждого воспитанника, уровнем его физической подготовленности.

Рассмотренные выше методические особенности продумывания и осмысления содержания физкультурного занятия отражаются далее в письменном виде при оформлении плана-конспекта.

Структура плана-конспекта физкультурного занятия

При подготовке плана-конспекта возможно использование текстовой и табличной форм записи.

Текстовая форма предполагает написание плана в виде текста, а табличная - в виде таблицы. Обе формы широко используются на практике. Как показывает опыт, при составлении развёрнутого плана-конспекта физкультурного занятия предпочтительней пользоваться табличной формой записи, которая позволяет:

  • чётко отобразить структуру и содержание предстоящего занятия;
  • детализировать содержание каждой его части;
  • избежать перегруженности и перенасыщенности плана.

Данный вариант оформления плана-конспекта является наиболее информативным, понятным и удобным в использовании как для самого педагога, так и для других специалистов, которым он может быть представлен.

Структура развёрнутого плана-конспекта физкультурного занятия в форме таблицы включает:

1. Общие сведения о занятии (возраст детей, название занятия, место и дату проведения, форму проведения). Из перечисленных сведений в обязательном порядке следует указывать возраст детей, место и дату проведения занятия. Название занятия и форму его проведения (учебно-тренировочная, игровая, сюжетная, тематическая, корригирующая и др.) можно не отражать. Однако именно эти сведения усиливают творческую составляющую плана-конспекта, свидетельствуют о системных проектировочных аспектах в деятельности конкретного специалиста.

2. Задачи занятия (оздоровительную, образовательную, воспитательную). Информативная и предельно лаконичная формулировка комплекса задач занятия начинается, как правило, с глагола в повелительной форме. Например: формировать, учить, обучать, закреплять, развивать, совершенствовать, укреплять и др. В плане-конспекте указываются только главные задачи, решаемые преимущественно в основной части занятия. Вместе с тем, оздоровительные и воспитательные задачи могут планироваться для любой части занятия. Педагогические задачи необходимо формулировать как можно конкретнее, избегая лишних слов и словосочетаний. Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи решаются в неразрывном единстве, поэтому их комплексность и взаимосвязь - одно из главных условий эффективности физкультурного занятия.

3. Оборудование и инвентарь. Следует перечислить не только основные ресурсы занятия, но и указать их количество. Например: мячи среднего диаметра по количеству детей, 2 баскетбольных кольца, 5-6 стоек, 6 обручей, маска медведя, магнитофон. Данная информация поможет педагогу заранее подготовить материально-техническое обеспечение занятия, рационально пометить его в пределах физкультурной площадки или зала, не упуская из вида малейшие детали. Стационарное оборудование, которое закреплено и всегда присутствует в специально организованных для физкультурных занятий местах (гимнастические лестницы, спортивно-игровые комплексы и др.), указывать не обязательно.

4. Таблицу плана-конспекта, состоящую из трёх частей (вводной, основной, заключительной) и трёх столбцов (содержание, дозировка, организационно-методические указания).

Рассмотрим подробнее структуру таблицы, содержание её частей и столбцов.

Каждую часть занятия лучше выделить отдельной строкой по ширине таблицы, а не столбцом. Это позволит расширить полезную площадь таблицы, что значительно уменьшит объём документа. В строке записывается название части занятия и её продолжительность в минутах.

В столбце «Содержание»

последовательно указывается по частям занятия все предусмотренные физические упражнения и подвижные игры. Во вводной части занятия расписывается содержание разминки, в которую включаются разновидности ходьбы, бега, подвижные игры и игровые упражнения с элементами ходьбы, бега, строевых упражнений и др. Заканчивается вводная часть, как правило, динамическими дыхательными упражнениями.

Содержание основной части занятия

отражает решение комплекса педагогических задач, в первую очередь - образовательных. В связи с этим в ней записывается следующий дидактический материал: комплекс общеразвивающих упражнений; специальные упражнения, направленные на решение образовательной задачи (основные виды движений, спортивные упражнения, элементы спортивных игр и др.); подвижные игры (подвижные игры высокой и малой интенсивности, игры-эстафеты, игры-соревнования и др.).

Комплекс общеразвивающих упражнений, выполняющий подготовительную к основным видам движений функцию, содержит от 5 до 10 упражнений в зависимости от возраста детей. На наш взгляд, подробное описание этих упражнений следует вынести за пределы таблицы в отдельное приложение, что сделает план-конспект компактным и удобным в использовании. Групповой способ организации детей в основной части занятия предусматривает запись соответствующих заданий для каждой группы.

Такие организационные моменты, как расстановка и уборка оборудования, указываются только в случае непосредственного участия в них детей.

В заключительной части

отражается содержание используемых средств восстановления после физической нагрузки (динамические дыхательные упражнения, упражнения на растягивание и расслабление, подвижные игры малой интенсивности, ходьба и др.). В данной части занятия может быть уделено внимание таким рефлексивным аспектам, как краткий анализ занятия педагогом, самооценка занятия детьми, совместная рефлексия содержания учебного материала, подведение итогов и др.

В столбце «Дозировка»

указываются количество повторений каждого упражнения и (или) затраты времени на выполнение упражнения (в минутах или секундах). Например, 5-6 раз, 2 мин, 30 сек. Для цикличных видов движений и спортивных упражнений (ходьба, бег, катание на самокате, велосипеде и др.) можно определять длину дистанции в метрах (10 м, 60 м, 100 м).

В дозировании физической нагрузки важно соблюдать теоретико-методические требования структурного построения занятия и его основного принципа - постепенного наращивания нагрузки и её плавного снижения к окончанию занятия. Дозировка упражнений должна соответствовать возрасту детей, а также методической целесообразности распределения времени для каждой части занятия.

В столбце «Организационно-методические указания »

обозначаются требования, команды, распоряжения, общие методические указания, касающиеся организационных основ управления процессом обучения, координации деятельности педагога и детей по времени и пространству, их успешных совместных действий. Применительно к технике физических упражнений организационно-методические указания отражают наиболее типичные ошибки в их выполнении, на которые следует обратить внимание воспитанникам и педагогу.

Например, «ноги в коленях не сгибать», «наклониться ниже» и др. При описании коллективных совместных действий уточняются способы организации детей на занятии (фронтальный, групповой, подгрупповой и др.), варианты построений и перестроений (в круг, в шеренгу, в колонну и др.), правила подвижных игр («по окончании игры выбирается новый водящий», «не выбегать за границы площадки» и др.).

Данная информация предусматривает индивидуализацию и дифференциацию физической нагрузки («ослабленным детям снизить нагрузку», «мальчики выполняют упражнения с большими мячами, девочки - с маленькими», а также записи по обеспечению техники безопасности на занятии («под скамейку положить мат», «обеспечить страховку на канате», «соблюдать расстояние», «при падении сгруппироваться» и др.).

Наталья Власенко,
руководитель физического воспитания высшей квалификационной категории

Цель: продолжать учить детей ходить по ограниченной плоскости, прыгать из обруча в обруч и в длину с места, ползать по скамейке в упоре на коленях и кистях рук.

Упражнять детей в разновидностях ходьбы и бега, приучать ходить «след в след».

Продолжать внедрять в занятия «Физкультура в доу» различные здоровьесберегающие технологии: массаж рук и ног, точечный массаж ушек, дыхательные упражнения в сочетании со звуковыми, упражнения для профилактики нарушений осанки и стопы.

Развивать мелкую моторику, музыкально-ритмические движения во время музыкально-подвижных игр, равновесие, координацию движений, такие физические качества, как скорость, ловкость, гибкость, глазомер, меткость, активность, умение согласовывать дыхание с движениями.

Воспитывать организованность, дисциплинированность, умение дружно играть.

Способствовать бодрому, радостному настроению у детей, создавать на занятии условия для восстановления у детей физических и духовных сил.

Оборудование: две стойки, обручи, султанчики, веревка, веревка с шариками для прыжков, малая и большая корзины, мешочки для метания, муляжи морковок, кубики, дорожки со «следами», обычные доски, ребристая доска, два каната, игрушки кукольного театра – зверята, макеты деревьев, кустов, елок.

Ход занятия:

Инструктор: чтобы в садике не сидеть, мы сегодня, дорогие дети, с радостью отправимся в лесок – там зверья живет много, предлагаю их поискать, подружиться и поиграть! В лесу вы тихонько идите, не кричит, не шумите, чтобы зверей не напугать!
Как резвятся наши ножки, они вышли на дорожку.
(обычная ходьба)

Все взгляните, как красиво спинки все держат – это они в зверушек играют! (ходьба с вытянутой спинкой)

Поднимаемся на цыпочках, идем все без остановки

Это упражнение любят малыши, его название «лисята» (ходьба на носках, руки на поясе)

Где-то медведь малину рвет – косолапый он идет.

Спинку ровно все держите и осанку сохраните! (ходьба на пятках, руки за спиной)

Зайчик также здесь живет, любит он прыгать,

От злых хищников умеет быстро убегать! (прыжки с продвижением вперед, руки на поясе, по ограниченной плоскости)

Все за мной спешите и горбики обходите (бег змейкой)

И услышали нас птички, поднялись вверх,

Все летали, летали крыльями махали

На дорожку прилетели, крошки поклевали.

Отдохнули немножко, опять полетели! (обычный бег с движениями рук, с остановками по сигналу)

По ровненькой дорожке шагают наши ножки,
Раз, два, раз, два – шагает детвора.
Чтобы попасть в лесок – перейдем через мосток!
Ой, ребята, здесь следы. Дружно, тихо все пойдем,

Может мы кого найдем? (ходьба по доске вверх, сойти по ребристой доске вниз, на носочках пройти по тропинкам со «следами», переход по массажной дорожке, повторить 2-3 раза).

— Слышите кто-то здесь плачет. Вы не слышите? Тогда надо нам малыши свои ушки размять (массаж ушных раковин, ушей).

— К ушкам ручки прислонили, хорошо потерли, потом ушки отпустили. А теперь наставим ушки, будем слышать даже мушку. Мочки все помасажуєм и все мы услышим. (слышен плач, дети находят под кустиком зайку).

— Зайчик не плачь. Мы тебя развлечем веселой игрой. Правда, дети?

Игра «Зайчики — попрыгайчики»

— Ну как, зайчик, мы тебя развлекли? Нет? А почему? Вы знаете, ребята, зайчик говорит, что у него в лесу есть грядка, там морковь хорошая растет. Урожай богатый – поможем его собрать?

Игра «Сбор урожая!» (метание муляжей морковок(мешочки с песочком) в обручи, возле обручей стоит большая корзина).

— Малыши, но наш зайчик уже начал собирать свой урожай и растерялся потому, что не знает к какой корзиночки класть морковь? Давайте и эту задачу выполним – разложим морковки по цветам в корзинки.

Игра «Разноцветный урожай!» – дети раскладывают морковь в корзины трех цветов – желтенький, красненький и оранжевый.

— По гладенькой дорожке шагают наши ножки, раз-два, раз-два шагает детвора. Чтобы пройти нам дальше в лесок нужно перейти еще один мостик! (ходьба по доске с перешагиванием предметов, ползание по гимнастической скамейке в упоре на коленях и кистях рук, повторить 2-3р.).

— Чтобы узнать кто здесь нас встречает отгадаем загадку.

У нее глаза, словно орешки, шубка меховая, острые ушки, как рожки, в дупле живет она? Хвостик пушистый она имеет и с веточки на веточку прыгает.

Да верно, дети, это белочка. А орехов сколько она себе на зиму запасла. Молодец, белочка! Кто из нас сможет их достать, сейчас попробуем узнать! (прыжки вверх с места, повторить 3-4р.).

— Прыгали, прыгали, а орехов так и не получили. Так высоко белочка их подвесила. Но белочка мне сказала, что она рада нам, таким веселым и хорошим гостям, и хочет угостить всех орешками, только нужно их поискать под тем деревцем (подлезание под веревку, которая натянута на высоте 50см. между двумя стойками, перешагивание кубиков по дорожке из двух веревок, взять по два орешка и вернуться так же обратно).

— А теперь ребята мы орешки все собрали и чтобы насморка не подхватить, мы будем, малыши, массаж делать.

Массаж рук и ног под стихотворное сопровождение «Этот орешек фантазер»

— Спасибо нашей белочке за такой подарок. Возьмем эти орешки в садик и других деток научим делать такой замечательный массаж. Пойдем дальше гулять и новых друзей себе искать. На дороге препятствие, видимо дождик здесь прошел, мокрые все дорожки, попрыгаем вот так и не намочим ножки! (прыжки из обруча в обруч, руки на поясе, повторить 3-4р., слышать пение лисички).

— Дети вы слышите кто поет? Нет? Тогда снова помассируем ушки (выполнения массажа детьми).

А теперь слышите? (так). Это же лисичка-сестричка хорошо так поет, всех в лесу развлекает!

Давайте поздравим ее.

Минутка доброты «Доброе утро, леса и поля»

— Но, ребята, она мне говорит, что ее маленькие детишки-лисята любят очень играть. А наша лисичка не знает новых интересных игр. Научим ее? (да)

Музыкально-подвижная игра «Парный танец» (1р.)

— Вот так весело мы с вами попели и поиграли. Лисичка говорит, что очень довольна такими новыми друзьями, как мы, но ей нужно спешить к своим детишкам (дети прощаются с лисичкой, воспитатель одевает кукольного ежика).

Воспитатель: а это кто так поет и мне спать мешает?

Инструктор: ребята, мы с вами так громко пели, что разбудили ежика, который уже впал в спячку. Уважаемый ежик-лесовичок, мы вовсе не хотели тебе мешать. Ты лучше возвращайся к своей норке, а мы тебе споем колыбельную. Да, малыши?

«Ежик-лесовичок» — шу-шу-шу-(2р., потереть ладони рук)

Стелет кровать из веточек – шу-шу-шу-(2р.,похлопать в ладоши)
Росой умывается – кап-кап-кап-(2р., имитационные упражнения, пощипывание щечек)
Листочком укрывается –ух-ух-ух-(2р.,круговые движения руками)
Скрутится калачиком, чтобы его не видели – круть-круть-круть-(2р., взять ручки в замок – сгибание и разгибание пальцев, повороты ладонями вправо-влево)
Будет спать до весны, ему снятся хорошие сны –с-с-с-(2р., пальчик у губ)

— Вот и уснул наш ежик.

— Мы сегодня в лес ходили, там мы встретили зайчика.

Зайчик зимоньку ждал, заранее свой урожай собирал!

Еще с лисичкой мы играли, танцевать и петь ее учили.

Там и белочка прыгала, нас орешками подчевала.

Ежика мы спать укладывали, колыбельную спели!

А теперь пришло уже время возвращаться в сад!
(дети берут друг дружку за руки и «змейкой-цепочкой» выходят из зала)

© 2024 siniy-kit.ru -- Спортивный портал - Синий кит