Тесты для определения уровня развития быстроты. Скоростные способности. Что будем делать с полученным материалом
Быстрота - способность выполнять двигательные действия в минимальный срок. Быстрота определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.
Цель: Определить скоростные качества в беге на 30 м. с высокого старта.
Методика: В забеге участвуют не менее двух человек. По команде “На старт!” участники подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде “Внимание!” наклоняются вперёд и по команде “Марш!” бегут к линии финиша по своей дорожке. Фиксируется лучший результат.
тест № 2. Определение координационных способностей (челночный бег)
Координация движений показывает возможность управления, сознательного контроля за двигательным образцом и своим движением.
Цель: Определить способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки в челночном беге 3*10 м.
Методика: В забеге могут принимать участие один или два участника. Перед началом забега на линии старта и финиша для каждого участника кладут кубики. По команде “На старт!” участники выходят к линии старта. По команде “Марш!” бегут к финишу, обегая кубик на старте и на финише и так три раза. Фиксируется общее время бега.
Тест № 3. Определение выносливости (бег в течении 6 минут)
Цель: Определить выносливость в беге до утомления у детей дошкольного возраста.
Методика: В забеге одновременно участвуют 6-8 человек; столько же участников по заданию воспитателя занимаются подсчётов кругов и определением общей длины дистанции. Для более точного подсчёта беговую дорожку целесообразно разметить через каждые 10 м. По истечении 6 мин. бегуны останавливаются, и определяются их результаты (в метрах).
Заранее разметить дистанцию- линию старта и половину дистанции. Инструктор по физическому воспитанию бежит впереди колонны в среднем темпе 1-2 круга, дети бегут за ним, затем дети бегут самостоятельно, стараясь не менять темпа. Бег продолжается до появления первых признаков усталости. Тест считается правильно выполненным, если ребёнок пробежал всю дистанцию без остановок. В индивидуальную карту записываются два показателя: продолжительность бега и длина дистанции, которую пробежал ребёнок.
Тест № 4. Определение скоростно-силовых качеств (прыжок в длину с места).
Скоростно-силовые способности, являются соединением силовых и скоростных способностей. В основе их лежит функциональные свойства мышечной и других систем, позволяющие совершать действия, в которых наряду со значительной механической силой требуется и значительная быстрота движений.
Цель: Определить скоростно-силовые качества в прыжке в длину с места.
Методика: Ребёнок встаёт у линии старта, отталкивается двумя ногами, делая интенсивный взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние в прыжковую яму. При приземлении нельзя опираться сзади руками. Расстояние измеряется от линии до пятки сзади стоящей ноги. Записывается лучший результат.
Нормативы физической подготовленности М.А. Руновой, Г.Н. Сердюковской, для детей 5-6 лет
Таблица 1
Критерии оценки развития физических качеств
I уровень – высокий – 8-7 баллов
II уровень – средний – 6-4 баллов
III уровень – низкий – 3-0 баллов
Каждый уровень характеризуется следующими параметрами:
I уровень – высокий – 8-7 баллов – ребеноквыполнил все четыре задания на высоком уровне, без признаков переутомления, активно вел себя при выполнении упражнений, умел слушать воспитателя, понимал инструкции и выполнял задания без ошибок.
II уровень – средний – 6-4 баллов – ребеноквыполнил задания на среднем или высоком уровне (но не было выполнения какого-либо задания на низком уровне), без признаков переутомления, допускали ошибки при усвоении инструкции воспитателя.
III уровень – низкий – 3-0 баллов – ребеноквыполнил одно или несколько заданий на низком уровне, переутомился, проявил пассивность или безразличие, имел негативные реакции в случае неудачного выполнения заданий.
Начальное исследование уровня развития физических качеств детей
Старшего дошкольного возраста
Таблица 2
№ п/п | Дети | Возраст | Критерии | Итоговый балл/ уровень | |||
Бег 30м | Бег 3*10м | Бег на выносливость | Прыжки в длину с места | ||||
1. | Милена | ||||||
2. | Илья | ||||||
3. | Артём | ||||||
4. | Никита | ||||||
5. | Арина | ||||||
6. | Виктория | ||||||
7. | Полина | ||||||
8. | Серёжа |
При выполнении данных заданий у детей возникали трудности вследствие……
План развития физических качеств через народные подвижные игры у детей старшего дошкольного возраста
Тематический план учебного материала
Содержание материала | Старшая группа неделя | |||||
1. Утренняя гимнастика | + | + | + | |||
2. Упражнение Спортсмены на тренировке | + | + | ||||
3. Упражнение «Штангисты» | ||||||
4. Упражнение «Гимнасты» | + | + | + | |||
5. Упражнение «Пловцы» | + | + | ||||
6 .Упражнение «Футболист» | + | + | + | |||
7. Упражнение « Атлеты» | + | + | + | + | + | |
8. Упражнение « Оздоровительный бег» | + | |||||
9. Упражнение «Отдохнём» (см. Приложение № 1) | + | + | ||||
10 Игра « Конники» | + | + | + | |||
11. игра « Перевозка урожая» | ||||||
12. Игра «Горелки» | ||||||
13. Игра «Охотники и звери» | ||||||
14. Игра « Рыбак» (см. Приложение № 2) |
Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности. Именно в игре дети осваивают богатейший социокультурный опыт, учатся руководить и подчиняться, взаимодействовать, придумывать и изменять сюжеты игр.
В комплекс входят народные подвижные игры, предназначенные для детей 4–6 лет.
Среди большого количества игр народные игры занимают особое место, поскольку они обладают рядом характерных особенностей. К основным особенностям можно отнести следующие:
Народные игры являются средством педагогики;
Народные игры являются частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольника;
Народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку;
Народные игры расширяют кругозор, уточняют представление об окружающем мире;
Народные игры способствуют совершенствованию психических процессов.
Заключение
В настоящее время среди специалистов в области физического воспитания широко обсуждаются вопросы физического развития ребенка. Их развитие – важная задача физического воспитания. Анализ специальной литературы свидетельствует, что проблема физического развития ребенка в значительной мере определяется развитием его двигательных качеств в разные периоды детства, которые еще недостаточно изучены.
В дошкольном возрасте совершенствуется функциональные возможности центральной нервной системы. Более устойчивыми становятся внимание, воображение, память (двигательная), мышление.
Развитие ребенка происходит динамично и вместе с тем неравномерно, хотя в целом относительно высокими темпами.
Развитие опорно-двигательной системы (скелет, сутавно-связочный аппарат) еще не окончено, поэтому следует помнить, что чрезмерные нагрузки отрицательно сказываются на развитии скелета и наоборот, умеренные по нагрузке упражнения способствуют их укреплению, стимулируют рост костей.
Во время мышечной работы активизируется не только исполнительный (нервно-мышечный) аппарат, но и механизм моторно-висцеральных рефлексов (т.е. рефлексов с мышц на внутренние органы) работы внутренних органов, нервная и гуморальная регуляция. Поэтому снижение двигательной активности ухудшает состояние организма в целом: страдает и нервно-мышечная система, и функции внутренних органов.
Прогрессивные ученые – психологи, педагоги, врачи, такие как: Высотский Л.С., Усова А.П., Ушинсикй К.Д., Покровский Е.А.,П.Ф. Лесгафт и др. раскрыли роль игры, как деятельности способствующей качественным изменениям в психическом и физическом развитии ребенка
Они рассматривают подвижные игры, как наиболее естественную форму физических упражнений детей, соответствующих их анатомическим и психологическим особенностям.
Детские подвижные игры, взятые у сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям. Они выступают не только как фактор физического развития, но и как средство духовного формирования личности
Народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, опасения и побуждают к осторожности, этим увлекают детей. Детей также привлекают в народных играх разнообразные действия и ситуации, динамичность и эмоциональность, а также возможность приобрести те навыки, которыми владеют взрослые.
Таким образом, игра не только вид деятельности, но средство его умственного, нравственного и физического развития.
В процессе игры развиваются все психические процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, дисциплинированность), развиваются волевые процессы, в поведенческом плане развиваются рефлексы, ребенок учится ставить цель и добиваться ее.
В народных подвижных играх наряду с психическими процессами идет развитие психофизических качеств (быстрота, выносливость, ловкость, сила, гибкость)
В результате исследования мы пришли к выводу, что народные подвижные игры, направленные на развитие психофизических качеств, можно включать в различные формы двигательной активности, в том числе и в самостоятельную двигательную деятельность детей.
Список литературы
1. Ашмарин Б. А., «Теория и методы физического воспитания». Издательство « физкультура и спорт», 2009, 225с.
2. Кенеман А.В., « народные подвижные игры ». Издательство «Просвещение », Москва 2003, 280 с.
3. Кожевников З., « Теория и методы физического воспитания». Издательство « Просвещение», 1971, 115с.
4. Карманова Л.В. « физическая культура в старшей группе», «физкультура и спорт», Москва 2004, 280 с.
5. Иванчикова Р.В., « Народные игры с детьми.». Дошкольное воспитание. 2005, № 4.
6. Кудрявцев В.А., « Народная подвижная игра как источник духовного и физического роста в дошкольном возрасте». Дошкольное воспитание. 2004, № 11.
7. Павлова Л.И., « Значение народных подвижных игр в физическом развитии дошкольника». Дошкольное воспитание. 2002, № 4.
8. Литвинова И.Н., « Детские народные подвижные игры». М., 2005., с. 97.
9. Пензулаева, Л.И., « Анатомо-физиологические особенности детей». - М.: Педагогика, 1984. - 190 с.
10. Рунова М.А., «Особенности организации занятий по физической культуре», Дошкольное воспитание. - 2009. - №9. - С.42-52.; №10. - С.56-63.
11. Спатаева М. Х., « Методика дифференцированного подхода в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста II и III групп здоровья».- М.: Просвещение, 2002.- 130
12. Степаненкова Э. Я., « Теория и методика физического воспитания и развития ребенка», - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 368 с.
13. Шебеко В.Н. «Физическое воспитание дошкольников» . - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 176 с.
14. «Энциклопедия физической подготовки. Методические основы развития физических качеств» // Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 2004. - 368 с.
15. Вавилова Е.Н., «Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость» - Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1981. - 96 с.
Приложение № 1
УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА
Цель - «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия
Бег на дистанцию Юме хода
Тест проводится двумя воспитателями на беговой дорожке длиной не менее 30 м, шириной 2-3 м, с песчаным или асфальтовым покрытием. На линии начала 10-метрового отрезка (т.е. старта) и линии финиша устанавливаются 2 стойки. Ребенок начинает разгоняться за 10 м так, чтобы набрать максимальную скорость к линии старта. Помощник воспитателя стоит строго на линии старта. В момент, когда ребенок поравнялся с линией старта, помощник делает резкую отмашку флажком. По этому сигналу воспитатель, стоящий на линии финиша, включает секундомер и в момент, когда ребенок пересек линию финиша, секундомер выключает.
Необходимое оборудование: секундомер, 2 стойки для старта и финиша, мел, размеченная беговая дорожка. Тест можно проводить с двумя участниками на беговой дорожке.
Бег на дистанцию 30 м
На участке детского сада выбирается прямая асфальтированная или плотно утрамбованная дорожка шириной 2-3 м, длиной не менее 40 м. Тест можно проводить на стадионе. На дорожке стойками или флажками
отмечаются линия старта и линия финиша. Расположение линии старта и финиша должно быть таково, чтобы солнце не светило в глаза бегущему ребенку. Тестирование проводят 2 воспитателя, один с флажком - на линии старта, второй с секундомером - на линии финиша.
По команде «Внимание!» двое детей подходят к линии старта и принимают стартовую позу стоя - «Высокий старт». Следует команда «Марш!», и дается отмашка флажком. В это время воспитатель, стоящий на линии финиша, включает секундомер.
Дети начинают бег на дистанцию. Во время бега не следует торопить ребенка, корректировать его бег, подсказывать элементы техники. Отмашка флажком должна даваться воспитателем сбоку от стартующих детей и четко. Во время пересечения финишной линии секундомер выключается. Время фиксируется воспитателем, стоящим на линии финиша.Тест предназначен для детей от 4 до 7 лет.
Необходимое оборудование: 2 стойки или флажка, 2 секундомера, размеченная беговая дорожка.
«Челночный бег» 3*10 м
Тест проводится на ровной площадке длиной не менее 15 м, на которой чертятся 2 параллельные линии на расстоянии 10 м друг от друга. На каждой черте наносятся 2 круга диаметром 0,5 м с центром на черте.
По команде «Внимание!» ребенок подходит к стартовой линии. По команде «Марш!» ребенок бежит к кубику, положенному в круг напротив, поднимает его, бежит назад к стартовой линии и кладет кубик в пустой круг. Затем возвращается назад.
Учитывается время от команды «Марш!» до момента возвращения на финиш. Бросать кубик не разрешается. При нарушении этого правила назначается вторая попытка. Выполняется одна попытка.
Тест предназначен для детей 4-7 лет.
Необходимое оборудование: секундомер, кубик (5 см 3), мел.
Тест по определению выносливости
Бег на дистанции 90, 120, 150, 300 м (в зависимости от возраста детей)
Проводится на стадионе или размеченной площадке дошкольного учреждения двумя воспитателями.
На дистанциях намечаются линии старта и финиша. По команде «Внимание!» дети подходят к стартовой линии. По команде «Марш!» дается отмашка флажком и старт для бегущих, включается секундомер. При пересечении линии финиша секундомер выключается. Выполняется одна попытка.
Тест предназначен для детей: 5 лет - дистанция 90 м;
6 лет - дистанция 120 м;
7 лет - дистанция 150 м.
Тест-бег на дистанцию 300 м проводится для детей 5-7 лет на прохождение дистанции, без учета времени.
Контрольные упражнения (тесты) для оценки скоростных способностей делятся на четыре группы: 1) для оценки быстроты
простой и сложной реакции; 2) для оценки скорости одиночного движения; 3) для оценки максимальной быстроты движений в разных суставах; 4) для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях, чаще всего в беге на короткие дистанции.
Контрольные упражнения для оценки быстроты простой и сложной реакции. Время простой реакции измеряют в условиях, когда заранее известен и тип сигнала, и способ ответа (например, при загорании лампочки отпустить кнопку, на выстрел стартера начать бег и т.д.).
В лабораторных условиях время реакции на свет, звук определяют с помощью хронореф-лексометров, определяющих время реакции с точностью до 0,01 или 0,001 с. Для оценки времени простой реакции используют не менее 10 попыток и определяют среднее время реагирования.
При измерении простой реакции можно применять линейку длиной 40 см (рис. 13).
В соревновательных условиях время простой реакции измеря ют с помощью контактных дат-
чиков, помещаемых в стартовые колодки (легкая атлетика), стартовую тумбу в бассейне (плавание) и т.д.
Сложная реакция характеризуется тем, что тип сигнала и вследствие этого способ ответа неизвестны (такие реакции свойственны преимущественно играм и единоборствам). Зарегистрировать время такой реакции в соревновательных условиях весьма трудно.
В лабораторных условиях время реакции выбора измеряют так: испытуемому предъявляют слайды с игровыми или боевыми ситуациями. Оценив ситуацию, испытуемый реагирует либо нажатием кнопки, либо словесным ответом, либо специальным действием.
Контрольные упражнения для оценки скорости одиночных движе ний. Время удара, передачи мяча, броска, одного шага и т.п. определяют с помощью биомеханической аппаратуры.
Контрольные упражнения для оценки максимальной частоты дви жений в разных суставах. Частоту движений рук, ног оценивают с помощью теппингтестов. Регистрируется число движений руками (поочередно или одной) или ногами (поочередно или одной) за 5-20 с.
Контрольные упражнения для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях. Бег на 30, 50, 60, 100 м на скорость преодоления дистанции (с низкого и высокого старта). Измерение времени осуществляется двумя способами: вручную (секундомером) и автоматически с помощью фотоэлектронных и лазерных устройств, позволяющих фиксировать важнейшие показатели: динамику скорости, длину и частоту шагов, время отдельных фаз движения.
7.4. Выносливость и основы методики ее воспитания
(Выносливость - это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание и т.п.) измеряется минимальное время преодоления заданной дистанции. В игровых видах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности. В сложнокоординационных видах деятельности, связанных с выполнением точности движений (спортивная гимнастика, фигурное катание и т.п.), показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения действия.
Различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость - это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышеч-
ной системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливостью. Человек, который может выдержать длительный бег в умеренном темпе длительное время, способен выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и т.п.). Основными компонентами общей выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация.
Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости.
Специальная выносливость - это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальная выносливость классифицируется: по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость); по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость и т.д.).
Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей.
Различные виды выносливости независимы или мало зависят друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточной скоростной или низкой координационной выносливостью.
Проявление выносливости в различных видах двигательной деятельности зависит от многих факторов: биоэнергетических, функциональной и биохимической экономизации, функциональной устойчивости, личностно-психических, генотипа (наследственности), среды и др.
Биоэнергетические факторы включают объем энергетических ресурсов, которым располагает организм, и функциональные возможности его систем (дыхания, сердечно-сосудистой, выделения и др.), обеспечивающих обмен, продуцирование и восстановление энергии в процессе работы. Образование энергии, необходимой для работы на выносливость, происходит в результате химических превращений. Основными источниками энергообразования при этом являются аэробные, анаэробные гликолитические и анаэробные алактатные реакции, которые характеризуются скоростью высвобождения энергии, объемом допустимых для использования жиров, углеводов, гликогена, АТФ, КТФ, а также допусти-
мым объемом метаболических изменений в организме (Н. И. Волков, 1976).
Физиологической основой выносливости являются аэробные возможности организма, которые обеспечивают определенную долю энергии в процессе работы и способствуют быстрому восстановлению работоспособности организма после работы любой продолжительности и мощности, обеспечивая быстрейшее удаление продуктов метаболического обмена.
Анаэробные алактатные источники энергии играют решающую роль в поддержании работоспособности в упражнениях максимальной интенсивности продолжительностью до 15-20 с.
Анаэробные гликолитические источники являются главными в процессе энергообеспечения работы, продолжающейся от 20 с до 5-6 мин.
Факторы функциональной и биохимической энономизации определяют соотношение результата выполнения упражнения и затрат на его достижение. Обычно экономичность связывают с энергообеспечением организма во время работы, а так как энергоресурсы (субстраты) в организме практически всегда ограничены или за счет их небольшого объема, или за счет факторов, затрудняющих их расход, то организм человека стремится выполнить работу за счет минимума энергозатрат. При этом чем выше квалификация спортсмена, особенно в видах спорта, требующих проявления выносливости, тем выше экономичность выполняемой им работы.
Экономизация имеет две стороны: механическую (или биомеханическую), зависящую от уровня владения техникой или рациональной тактики соревновательной деятельности; физиолого-биохимическую (или функциональную), которая определяется тем, какая доля работы выполняется за счет энергии окислительной системы без накопления молочной кислоты, а если рассматривать этот процесс еще глубже - то за счет какой доли использования жиров в качестве субстрата окисления.
Факторы функциональной устойчивости позволяют сохранить активность функциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой (нарастание кислородного долга, увеличение концентрации молочной кислоты в крови и т.д.). От функциональной устойчивости зависит способность человека сохранять заданные технические и тактические параметры деятельности, несмотря на нарастающее утомление.
Личностно-психические факторы оказывают большое влияние на проявление выносливости, особенно в сложных условиях. К ним относят мотивацию на достижение высоких результатов, устойчивость установки на процесс и результаты длительной деятельности, а также такие волевые качества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка и умение терпеть неблагоприят-
ные сдвиги во внутренней среде организма, выполнять работу через «не могу».
Факторы генотипа (наследственности) и среды. Общая (аэробная) выносливость среднесильно обусловлена влиянием наследственных факторов (коэффициент наследственности от 0,4 до 0,8). Генетический фактор существенно воздействует и на развитие анаэробных возможностей организма. Высокие коэффициенты наследственности (0,62-0,75) обнаружены в статической выносливости; для динамической силовой выносливости влияния наследственности и среды примерно одинаковы.
Наследственные факторы больше влияют на женский организм при работе субмаксимальной мощности, а на мужской - при работе умеренной мощности.
Специальные упражнения и условия жизни существенно влияют на рост выносливости. У занимающихся различными видами спорта показатели на выносливость этого двигательного качества значительно (иногда в 2 раза и более) превосходят аналогичные результаты не занимающихся спортом. Например, у спортсменов, тренирующихся в беге на выносливость, показатели максимального потребления кислорода (МПК) на 80% и более превышают средние показатели обычных людей.
Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет (а к нагрузкам умеренной интенсивности и свыше). Наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет.
Задачи по развитию выносливости. Главная задача по развитию выносливости у детей школьного возраста состоит в создании условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных для освоения в обязательных программах физического воспитания.
Существуют также задачи по развитию скоростной, силовой и координационно-двигательной выносливости. Решить их - значит добиться разностороннего и гармоничного развития двигательных способностей. Наконец, еще одна задача вытекает из потребности достижения максимально высокого уровня развития тех видов и типов выносливости, которые играют особенно важную роль в видах спорта, избранных в качестве предмета спортивной специализации.
Способности спортсмена к проявлению элементарных форм быстроты оцениваются:
1) по времени простой двигательной реакции, времени реакции выбора и времени реакции на движущийся объект;
2) по скорости выполнения отдельного движения;
3) по частоте движений.
Измерение этих показателей необходимо проводить в специфических условиях избранного вида спорта , где эти показатели имеют одно из решающих значений.
Время простой двигательной реакции имеет большое значение в спринтерских номерах программы различных циклических видов спорта ( , велотрек, конькобежный спорт и т. д.). В лабораторных условиях время простой реакции определяют на свет, звук с помощью хронорефлекторов.
Время реакции выбора и реакции на движущийся объект имеет большое значение в спортивных играх, единоборствах. В лабораторных условиях время реакции выбора определяют так, испытуемому предъявляют слайды с игровыми или боевыми ситуациями. Оценив ситуацию, испытуемый реагирует либо нажатием кнопки, либо словесным ответом, либо специальным действием.
Скорость выполнения отдельного движения наиболее информативна в , фехтовании, в легкоатлетических метаниях и т. п. Время удара, передачи мяча, броска, одного шага и т. п. определяют с помощью биомеханической аппаратуры.
Частота движений является важным показателем скорости в спринтерском беге, спринтерской гонке на треке, в плавании на 50 метров и т. п. Регистрируется число движений руками (поочерёдно или одной) или ногами (поочерёдно или одной) за 5 – 15 секунд.
При оценке комплексных проявлений скоростных способностей нужно учитывать, что время, в течение, которого возможно выполнение работы максимальной интенсивности не должно превышать 15 секунд. Этим следует руководствоваться при выборе специфических контрольных упражнений.
В видах спорта циклического характера обычно определяют максимальную скорость, развиваемую спортсменом на коротком отрезке дистанции. Если учесть, что максимальная скорость достигается на 3 -4-й секунде после старта, и она может сохраняться до 4 – 5 секунд, то для определения абсолютной скорости выполняются контрольные упражнения с хода на небольших отрезках (в легкоатлетическом беге – 30-40 метров, в беге на коньках – 50 метров, в плавании – 10 метров).
Для оценки эффективности старта регистрируется время от стартового сигнала до момента достижения максимальной скорости (к 3-4-й секунде).
Аналогичным образом поступают при подборе тестов для оценки комплексных проявлений скоростных способностей в других видах спорта. Например, в спортивных играх определяют эффективность стартовых действий (в 10-15 метров, в 30-50 метров, в водном поло 5-10 метров), или тест по времени выполнения отдельных скоростных действий (например, в хоккее – старт – преодоление отрезка 30 метров с шайбой – бросок по воротам и т. п.).
При оценке скоростных способностей в единоборствах и сложнокоординационных видах спорта, определяют время, необходимое для выполнения стандартных приёмов и действий. Например, в борьбе – 5-кратный бросок манекена, забегание на мосту в одну сторону, (в самбо – 5 передних посечек), в боксе 10 прямых ударов по мешку. В акробатике – стандартная комбинация, требующая высокого уровня скоростных качеств.
Не менее важное значение имеют игровой и соревновательный методы, использование которых создает дополнительный стимул для предельного проявления скоростных возможностей за счет повышения интереса, мотивации, эмоционального подъема, духа соперничества занимающихся.
Эффективным методом повышения скоростных возможностей является и вариативный метод.
1.4 Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития скоростных способностей
Контрольные упражнения для оценки скоростных способностей делятся на четыре группы: 1) для оценки быстроты простой и сложной реакции; 2) для оценки скорости одиночного движения; 3) для оценки максимальной быстроты движений в разных суставах; 4) для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях, чаще всего в беге на короткие дистанции .
1.5 Воспитание двигательного качества быстрота
При обучении основам техники и тактики игры учителю необходимо добиваться повышения уровня быстроты, скоростно-силовых способностей и прыжковой выносливости учащихся.
Для воспитания быстроты движений используются скоростные упражнения. Продолжительность одного повторения скоростного упражнения колеблется в зависимости от пола, возраста, подготовленности учеников и конкретных задач – от 2-3 до 10-12 с. Длину дистанции выбирают такой, чтобы интенсивность работы сохранялась максимальной до конца попытки. Количество повторений не более 5-6.
Интервалы отдыха между попытками от 1 до 2-3 мин. Чтобы поддержать возбудимость центральной нервной системы на достаточно высоком уровне, паузы между повторениями заполняют упражнениями малой интенсивности, при выполнении которых функционируют те же мышечные группы, что и в основном упражнении. Например, если учащиеся совершают серию рывков с мячом, то к месту старта они возвращаются медленным бегом или спокойной ходьбой, ведя мяч или жонглируя им.
Чтобы предотвратить образование так называемого «скоростного барьера», заключающегося в стабилизации скорости и частоты движений, в занятия включают разнообразные игровые средства, постоянно их варьируя. В этом одна из причин широкого использования при воспитании быстроты подвижных игр и эстафет, в процессе которых ученики приспосабливаются к нестандартным условиям: передвигаются самыми неожиданными способами, моментально реагируют на смену обстановки. .
Для воспитания скоростно-силовых качеств применяют всевозможные прыжки, разнообразные упражнения с баскетбольными и набивными мячами, подбирают такие упражнения, которые в координационном отношении сходны с уже освоенными двигательными навыками. Движения выполняются с полной амплитудой, например, приседания завершаются выпрыгиванием, часто применяются бросковые движения и т.п.
Интенсивность и продолжительность работы в каждой попытке, число повторений, длительность и продолжений пауз отдыха - сохраняются такими же, как и в скоростных упражнениях. Не случайно упражнения на развитие быстроты и скоростно-силовых качеств рекомендуют объединять в комплексы. Это создает дополнительные удобства при организации занятий и повышает моторную плотность урока физической культуры за счет ликвидации потерь времени на перестроение учащихся.
Для повышения прыгучести школьников используют сочетания различных прыжков в «глубину» с последующим запрыгиванием на какое-либо возвышение или с выпрыгиванием вверх и доставанием высоко расположенного предмета (например, мяча, который учитель держит в поднятой руке, сетке баскетбольной корзины или нижнего края щита), многочисленные варианты прыжков через гимнастическую скамейку. .
Важное место в скоростно-силовой подготовке учащихся на уроках футбола отводят подвижным играм, эстафетам с большим набором прыжкового, метательного и ударного характера. Например, в IV-V классах проводят такие игры, как «Охотник и утки», «Перестрелка», «Прыгуны», а в старших классах - различные варианты эстафеты «Гусеница», игра «Борьба за отскок» и т.п. Полезно также выполнять скоростно-силовые упражнения соревновательным методом, ставя перед учащимися задачи: «Кто дальше совершит пятерной прыжок?», «Кто выше подбросит набивной (для младших классов - баскетбольный) мяч?», «Какая пара сделает быстрее 10 передач в положении сидя на полу?» и др. При подборе средств скоростно-силовой подготовки предпочтение отдают движениям, сходным по структуре и условиям выполнения с игровыми двигательными действиями. Так, все чаще дают такие задания: выполнить в прыжке тот или иной прием ведения мячом (чаще всего ловлю-передачу); повернуться на 90, 180, 360о; перехватить высоко летящий мяч; накрыть бросок противника и т.п. Как перед отталкиванием, так и сразу после приземления при выполнении прыжков учитель следит за соблюдением правильной игровой стойки и рациональной техники всех перемещений игроков. .
Для воспитания прыжковой выносливости в отдельные занятия включает такие специальные упражнения и игры, в которых развивается способность игрока длительное время выполнять прыжки максимальной мощности. Например, поймав мяч в прыжке, успеть до приземления передать его партнеру, бросить в корзину или ударить о баскетбольный щит. Применяют различные многоскоки, выполняемые на все большее расстояние.
Прыжки со скакалкой способствуют не только развитию прыжковой выносливости, но и росту прыгучести и общей выносливости, совершенствованию координации движений, укреплению мышц голени и кистей рук. Однако далеко не все дети к четвертому классу умеют обращаться со скакалкой. Поэтому их необходимо вначале обучить навыкам прыжков со скакалкой. На это тратится не более 1 - 2 занятий, а для тех, кто продолжает отставать, разрабатывают индивидуальные домашние занятия.
Прыжки со скакалкой выполняют различными по характеру движений и степени сложности способами. Можно прыгать последовательно, переступая каждой ногой скакалку, отталкиваясь от пола одновременно двумя ногами, на одной ноге. Можно совершать между прыжками промежуточные подскоки; вращать скакалку вперед и назад; делать один или два оборота за один прыжок; выполнять повороты вокруг своей оси на 45, 90, 180о; прыгать в полуприседе; сгибать в полете ноги назад или выносить колени вперед-вверх. С интересом выполняют старшеклассники совместные прыжки через скакалку, вдвоем и втроем, располагаясь затылком или боком друг к другу. Однако первоначально необходимо, чтобы учащиеся хорошо овладели навыком прыжка толчком двумя ногами с вращением скакалки вперед и затем переходили к изучению остальных разновидностей. .
Чтобы учащиеся выполняли прыжки в заданном темпе, можно регулировать их метрономом. При отсутствии метронома учитель предлагает учащимся самостоятельно подсчитать, сколько прыжков (оборотов скакалки) они совершают за одну минуту, давая сигнал в начале упражнения.
На втором этапе (11-14 лет) происходит формирование тактических умений. Совершенствование ранее изученных тактических действий осуществляется путем многократного повторения игровых и специальных упражнений. На этом этапе целесообразно использовать упражнения, в которых футболисту предлагается выполнить конкретное задание, например, «закрыть» определенного игрока, выполнять «открывание» на скорости, при атаке применять обводку соперника и т.д. на втором этапе начинается обучение футболиста умению взаимодействовать с партнером с дальнейшим совершенствованием этих действий. Тренер подбирает упражнения для разучивания простых взаимодействий: игра в «сетку», «скрещивание». Необходимым средством для обучения тактическим действиям на этом этапе являются просмотры игр команд мастеров, анализ игр своей команды с помощью видеозаписи. .