Упражнения с гимнастической палкой при нарушении осанки. Какие бывают упражнения для осанки детям? Значение и роль ЛФК

Главная / Руки

Что называют правильной осанкой? Как осанка влияет на здоровье человека? Эти вопросы для современного человека сегодня актуальны, как никогда. К сожалению, чем больше развита цивилизация, тем меньше у нас необходимости в движении. А движение нужно человеческому организму, чтобы поддерживать тонус опорно-двигательного аппарата и мышечный каркас.

Именно поэтому разрабатываются различные комплексы упражнений для коррекции осанки, способные профилактировать или даже исправить нарушения в позвоночнике.

Правильная осанка – залог здоровья

Осанкой называют положение тела при ходьбе, сидении или стоянии. Постепенно в процессе жизни она будет формироваться и от нее зависят многие жизненно важные процессы в организме человека.

Примером правильной осанки являются спортсмены, танцоры и просто люди, занимающиеся физкультурой. При этом у них всегда прямая спина и ровная уверенная походка. Правильную осанку иногда называют королевской.

В формировании осанки принимает участие много мышц. Если она сформирована еще с детства, человек будет испытывать меньше проблем с работой сосудов, сердца, опорно-двигательного аппарата, легких, органов пищеварения.

Правильная осанка

Причины нарушения осанки

Причины появления не правильной осанки подразделяются на две группы:

  • врожденными;
  • приобретенными.

От рождения у человека могут быть такие причины неправильной осанки:

  • Расщепление позвонков в любом участке позвоночника.
  • Срастание отростков позвоночника, который называются остистыми.
  • Формирование позвонков неправильной формы.
  • Несрастание дуг позвонков.
  • Деформирование позвонков.

Причины и условия, который повлияли в процессе жизни:

Плоскостопие

  • привычка сидеть в неправильной позе;
  • мебель, которая не соответствует росту человека, особенно если ею приходиться пользоваться длительное время;
  • полученный травмы, в результате которых пострадал позвоночник;
  • неправильное развитие костей и нехватка в них нужных микроэлементов;
  • сложные инфекционные болезни;
  • неправильно развитие стопы, а именно ;
  • неполноценное развитие тазобедренного сустава;
  • пребывание в одном и том же положении очень долго;
  • воспаление суставов позвоночника.

Неправильная посадка может быть причиной нарушения осанки

Причинами неправильной осанки может стать с детства привычка у ребенка сидеть неправильно в школе или детском саду. Еще отсутствие полной физической нагрузки влияет на формирование осанки и ее развитие в течение жизни, поэтому неправильную осанку нужно исправлять.

В организме человека взаимосвязаны практически все органы и их системы.

Как влияет осанка на общее здоровье человека:

  • Все внутренние органы располагаются на своих местах.
  • Они не придавливаются и не перегибаются.
  • При этом всегда правильно работает кишечник.
  • Происходит нормальный отток желчи.
  • Находится в нормально кровообращение во всех сосудах.
  • Не повреждается суставная ткань.

Правильная осанка влияет и на состояние психоэмоционального фона человека. Прямая спина и красивая осанка придает уверенности и предотвратит развитие депрессии.

Читайте также

Особенности упражнений для исправления осанки в домашних условиях

Перед выбором любого комплекса нужно получить консультацию у врача. Он сможет оценить отклонения от правильной осанки и составить комплекс общеразвивающих и лечебных упражнений. От этого может зависеть нагрузка и тип упражнений для домашних занятий.

Необходимо обязательно учитывать при подборе упражнений дома факторы:

  • Вес пациента. При большом количестве лишнего веса будет увеличиваться нагрузка на позвоночник. Поэтому пациенту необходимо стараться избавиться от лишних килограммов.
  • В момент занятий нужно следить за своей осанкой. Но при этом стараться не напрягать мышцы, чтобы не болела спина.
  • Для закрепления успеха можно использовать специальный корректор осанки. Он будет поддерживать и формировать позвоночник, и осанка всегда будет находиться под контролем.
  • Нужно обратить внимание на положение головы. Ее держат высоко, но не задирают неестественно. В этот момент взгляд должен концентрироваться на уровне глаз. Можно выбрать какой-то предмет, на котором будет концентрироваться взгляд.
  • Необходимо завести привычку и выпрямлять спину во время ходьбы , сидения или стояния. Так нужно поступать и в период отдыха.
  • Для поддержания привычки и стимулирования занятий по исправлению осанки используют наглядные элементы. Это могут быть специальные плакаты дома или на рабочем месте. Можно ставить напоминания в телефон.

Правильное положение сидя

Истории наших читателей!
Хочу рассказать свою историю, о том как я вылечила остеохондроз и грыжу. Наконец-таки я смогла побороть эту нестерпимую боль в пояснице. Веду активный образ жизни, живу и радуюсь каждому моменту! Несколько месяцев назад меня скрутило на даче, резкая боль в пояснице не давала двигаться, даже не смогла идти. Врач в больнице поставили диагноз остеохондроз поясничного отдела позвоночника, грыжа дисков L3-L4. Прописал какие то лекарства, но они не помогали, терпеть эту боль было невыносимо. Вызывали скорую, они ставили блокаду и намекали на операцию, все время думала, об этом, что окажусь обузой для семьи... Все изменилось, когда дочка дала почитать мне одну статью в интернете. Не представляете на сколько я ей за это благодарна. Эта статья буквально вытащила меня из инвалидного кресла. Последние месяцы начала больше двигаться, весной и летом каждый день езжу на дачу. Кто хочет прожить долгую и энергичную жизнь без остеохондроза,

Лечебная физкультура для исправления сутулости

Основной причиной появления сутулости у людей является слабость мышц спины. Поэтому упражнения лечебной физкультуры в основном должны быть направлены на их укрепление и выпрямление позвоночника.

При правильном подходе и настойчивости результаты станут уже заметны через несколько дней после начала занятий.

На что нужно обратить внимание:

  • Исходное положение тела.
  • В упражнениях почти всегда будут чувствовать руки, ноги.
  • Комплекс упражнений должен занимать около минут.
  • Чтобы обойтись без дорогостоящих тренажеров можно использовать подручные средства. Облокачиваться можно на стену, а гантели сделать из пластиковых бутылок с песком.
  • В процессе упражнений следить за осанкой и выполнять их только с прямой спиной.
  • Если упражнение выполняется у стены не нужно касаться ее затылков. Достаточно ее держать ровно.
  • Для начала стояние у стены должно длиться не менее 2 минут. Постепенно увеличивая время в процессе выполнения курса упражнений.

После того, как мышцы спины придут в нужный тонус, исправится осанка. Если войдет в привычку следить за ней и делать в целях профилактики специальные упражнения осанка всегда будет правильной.

ЛФК для детей с нарушением осанки – это комплекс физических упражнений, специально разработанных для коррекции физиологических изгибов позвоночника и приведения в тонус мышечного корсета ребенка.

Лечебная гимнастика относится к консервативным методам лечения искривлений позвоночного столба и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Её регулярное выполнение позволит ребенку исправить осанку и предотвратить появление осложнений.

Причины нарушения

Группа, наиболее подверженная риску искривления позвоночника – дети в возрасте от 6 до 16 лет. Быстрый рост скелета при небольшом увеличении мышечной массы ведет к тому, что неокрепший позвоночник становится более уязвимым.

Основные причины, провоцирующие :

  • Гиподинамия.

Ведение малоподвижного образа жизни (отсутствие физических нагрузок, активных игр и др.) приводит к ослаблению мышечного корсета, одна из функций которого – поддержание позвоночного столба.

  • Неправильная организация места учебы/работы.

Выполнение домашнего задания, чтение книги, игра за компьютером, раскрашивание и другие занятия должны проводиться в подготовленном месте (оптимальная высота стула, правильное освещение, достаточная площадь стола).

  • Частые нагрузки с нарушениями.

При выполнении физических упражнений с ошибками, постоянном просиживании за компьютером и чтении книг лежа наблюдается постепенное формирование нарушений позвоночника.

Среди факторов, увеличивающих вероятность нарушений осанки – неправильное (несбалансированное) питание, заболевания желудочно-кишечного тракта, врожденные заболевания (ахондроплазия, спондилолистез и др.).

Типы нарушения

Основные типы искривлений позвоночника – лордоз, кифоз и сколиоз. Они отличаются по причинам возникновения, характеру проявления и клинической картине.

Для большего удобства предлагаем ознакомиться с таблицей:

Тип нарушения позвоночного столба Краткое описание Признаки

Искривление позвоночника в области поясницы вперед (к животу).

Прогиб в поясничном отделе увеличен. Он не изменяется при наклонах.

Ощущение тяжести в нижней части спины (область ягодиц).

Суть и назначение физических упражнений

Лечебная физическая культура разрабатывает различные группы мышц, укрепляя и развивая мышечный корсет. Он обеспечивает основную поддержку позвоночного столба, не позволяя ему деформироваться.

Выполнение физических упражнений позволит не только остановить прогрессирование нарушений или заболеваний опорно-двигательного аппарата, но и скорректировать неправильную осанку.

Полезные свойства ЛФК

Регулярно выполняя ЛФК с соблюдением правил и последовательности упражнений, удастся достигнуть следующего эффекта:

  • выпрямления осанки,
  • повышения выносливости мышц,
  • сведения к минимуму неблагоприятные последствия заболеваний спины и скелета,
  • улучшения общего самочувствия,
  • увеличения подвижности суставов,
  • ускорения кровообращения.

ЛФК при нарушении осанки у детей дошкольного возраста проводится с обязательным участием взрослого члена семьи.

Показания и противопоказания

Показания к ЛФК:

  • различные нарушения осанки,
  • межпозвонковая грыжа,
  • нарушение подвижности тазобедренных суставов,
  • остеохондроз,
  • остеопороз,
  • другие заболевания позвоночника.

Противопоказания к ЛФК:

  • кровотечения,
  • хронические сердечнососудистые заболевания,
  • компрессионный синдром,
  • общее плохое самочувствие,
  • низкий болевой порог.

Внимание! Решение о назначении ЛФК при наличии противопоказаний принимает только врач после проведения осмотра.

Комплексы упражнений и правила выполнения

Упражнения для осанки детям выполняются в хорошо проветренном помещении, температура воздуха в котором не превышает 22-24°С. Рекомендуется заниматься до приема пищи (за 30-40 минут), если занятия назначены после еды, то приступайте к ним не ранее, чем через 1 час.

Обязательное условие – соблюдение последовательности блоков упражнений:

  • разминка (подготовка),
  • основная часть (комплекс),
  • заключение (отдых, расслабление).

Упражнения для осанки в домашних условиях детям до 1 года необходимо начинать с легких поглаживаний.

Подготовка

Если занятия кажутся вам скучными, постарайтесь их разнообразить – включите любимую музыку, пригласите тренироваться вместе с вами других родственников, ищите новые и интересные упражнения, используйте фитбол.

Разминка перед ЛФК:

  1. Расположите руки на поясе, выполняйте наклоны туловища в разные стороны (влево-вправо, вперед-назад).
  2. Поставьте ноги на ширине плеч, ладони положите на плечи, наклоните голову вперед и выполняйте отводы в разные стороны.
  3. Потяните руки вверх, затем вперед и вниз, слегка согнув колени (в каждой позе останавливайтесь на 3-5 секунд).

Для подготовки подойдут любые базовые упражнения – быстрая ходьба, бег в легком темпе 2-3 минуты, вращение рук по круговой оси и др. Следите, чтобы спина находилась в ровном положении и помните, что упражнения не должны причинять абсолютно никакого дискомфорта.

Базовый комплекс упражнений

  1. Выпрямите руки, поднимите их вверх, синхронно выполняйте ими круговые движения (вперед-назад).
  2. Расположите руки за спиной, соедините ладошки «в замок», выполните наклоны вперед, максимально отодвигая руки назад.
  3. Поднимайте и опускайте плечи, сначала работайте ими синхронно, а затем перейдите на попеременные движения.
  4. Отведите правую руку назад, левую руку перекиньте через плечо, потянитесь, соединяя пальчики.
  5. Измените исходное положение – лягте на живот, вытяните руки (ладошки вверх). Синхронно поднимайте носки ног и верхнюю часть тела.
  6. В положении лежа расположите ладони на высоте плеч, поднимайте вверх корпус тела, одновременно выпрямляя руки.

Каждое занятие повторяется 3-4 минуты, отдых между ними – 1-2 минуты.

Упражнения при сильном искривлении

Последовательность упражнений для исправления осанки у детей при сильном искривлении:

  1. Исходное положение – стоя у стены, прикасаясь к ней спиной. Алгоритм: вытяните руки в разные стороны, чтобы они прикасались к поверхности. Постепенно поднимайте их вверх, не отрывая от стены и не меняя положения спины. Мышцы спины и рук должны быть напряжены.
  2. Исходное положение – стоя напротив зеркала, прислоняясь спиной к стене. Алгоритм: медленно отходите от стены так, чтобы спины не меняла своего положения (словно вы продолжаете «держаться» за стену). Наблюдайте за своей осанкой в зеркале – следите, чтобы она не изменяла ровного положения.
  3. Исходное положение – стоя у стены, прикасаясь к ней спиной. Алгоритм: дотроньтесь локтями до стены, а затем медленно присядьте, не отрывая от неё спины, ягодиц, лопаток и затылка. Медленно поднимитесь.

Внимание! Занятия по гимнастике при нарушении осанки у детей включают стандартные упражнения – велосипед (лежа на спине), лодочку, наклоны с гимнастической палкой на лопатках и др.

Каждое упражнение при нарушении осанки у детей выполняется 7-8 раз, отдых между занятиями – 3-4 минуты.

Упражнения для профилактики

Профилактические упражнения для правильной осанки у детей, рекомендованные к выполнению в возрасте до 16 лет:

  1. В положении «полуприсед», держа в руках палку, выполняйте отведение ног назад-вперед. Условие – ребенок должен прогибаться в пояснице назад.
  2. Возьмите палку за спиной, руки внизу, ноги вместе. Поднимайтесь вверх, отводя руки назад. Выполняя занятие, не торопитесь.
  3. Встаньте у стены, возьмите палку в руки, опустите их вниз. Поднимите руки вверх, опустите до уровня груди, вернитесь в исходное положение. Условие – ребенок не должен отрывать спину от стены.

Ежедневная зарядка продолжительностью 5-15 минут способствует сохранению прямой осанки у детей.

Запрещенные упражнения

Среди запрещенных упражнений – сильные прогибы вперед или назад, гимнастические занятия на растяжку, кувырки через голову, прыжки с приземлением на спину, изнурительные физические тренировки.

Осанка – это привычное положение тела непринужденно стоящего человека . Осанка зависит от степени развития мышечной системы, угла наклона таза, положения и формы позвоночника (физиологические изгибы).

Нарушения осанки возникают у детей в раннем возрасте: в ясельном – у 2,1%; в 4 года – у 15-17% детей; в 7 лет – у каждого третьего ребенка. В школьном возрасте процент детей с нарушением осанки продолжает расти. Так, по данным Д.А. Ивановой с соавт., нарушения осанки имеются у 67% школьников.

Различают четыре физиологических изгиба позвоночника в сагиттальной плоскости: два обращены выпуклостью кпереди – это шейный и поясничный лордозы ; два обращены выпуклостью кзади – это грудной и крестцово-копчиковый кифозы . Благодаря физиологическим изгибам позвоночный столб выполняет рессорную и защитную функции спинного и головного мозга, внутренних органов, увеличивает устойчивость и подвижность позвоночника.

У новорожденного ребенка имеется лишь крестцово-копчиковый кифоз , сформировавшийся на этапе внутриутробного развития. Начало формирования физиологических изгибов позвоночника относится к периоду грудного возраста.

К 3 месяцам жизни у ребенка формируется шейный лордоз – под влиянием работы мышц спины и шеи во время приподнимания головы из положения лежа на животе и сохранения данной позы.

К 6 месяцам начинает формироваться грудной кифоз – при развитии умения самостоятельно переходить из положения лежа в положение сидя и длительно сохранять сидячую позу.

К 9-10 месяцам начинает формироваться поясничный лордоз – под действием мышц, обеспечивающих вертикальное положение тела во время стояния и ходьбы.

Выраженность физиологических изгибов позвоночника зависит также от угла наклона таза. При увеличении угла наклона позвоночный столб, неподвижно сочлененный с тазом, наклоняется вперед; одновременно увеличиваются поясничный лордоз и грудной кифоз позвоночника, которые компенсируют нарушение вертикального положения тела. При уменьшении угла наклона таза физиологические изгибы позвоночника соответственно уплощаются.

Осанка ребенка, с позиции физиологических закономерностей, является динамическим стереотипом и в раннем возрасте носит неустойчивый характер, легко изменяясь под действием позитивных или негативных факторов. Гетерохронность развития костного, связочного, суставного аппарата и мышечной системы в этом возрасте является основой неустойчивости осанки. Неравномерность развития уменьшается по мере снижения темпов роста опорно-двигательного аппарата и стабилизируется к окончанию роста человека.

Правильная осанка характеризуется: вертикальным расположением головы и остистых отростков; горизонтальным уровнем надплечий; симметричным расположением углов лопаток, молочных желез у девушек и околососковых кружков у юношей; плоским животом, втянутым по отношению к грудной клетке; умеренно выраженными физиологическими изгибами позвоночника; равными, симметричными и хорошо выраженными треугольниками талии; симметричными ягодичными складками; одинаковой длиной нижних конечностей и правильной постановкой стоп (ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах; ось тела проходит через ухо, плечевой и тазобедренный сустав и середину стопы).

В различные возрастные периоды осанка ребенка имеет свои особенности. Так, для осанки дошкольников наиболее характерными являются плавный переход линии грудной клетки в линию живота, который выступает на 1-2 см, а также слабо выраженные физиологические изгибы позвоночника. Для осанки школьников характерны умеренно выраженные физиологические изгибы позвоночника с незначительным наклоном головы вперед.

Угол наклона таза у девочек больше, чем у мальчиков: у мальчиков – 28°, у девочек – 31°. Наиболее стабильная осанка отмечается у детей к 10-12 годам.

Нарушение осанки не является заболеванием – это изменение функционального состояния мышечно-связочного и опорно-двигательного аппаратов, которое (при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях) не прогрессирует и является обратимым процессом.

Вместе с тем нарушение осанки постепенно приводит к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, к ухудшению рессорной функции позвоночника, что, в свою очередь, негативно влияет на деятельность основных систем организма: центральную нервную, сердечно-сосудистую и дыхательную; сопутствует возникновению многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости и дисбаланса в состоянии мышц и связочного аппарата ребенка.

Причины развития нарушений осанки:

Слабость естественного мышечного корсета ребенка;

Несоответствие мебели весоростовым показателям ребенка;

Неправильные положения тела, которые ребенок принимает в течение дня, – при выполнении различных видов деятельности и во время сна.

Различают три степени нарушения осанки.

I степень – характеризуется небольшими изменениями осанки, которые устраняются путем целенаправленной концентрации внимания ребенка.

II степень – характеризуется увеличением количества симптомов нарушения осанки, которые устраняются при разгрузочном положении позвоночника в горизонтальном положении или при подвешивании (за подмышечные впадины).

III степень – характеризуется серьезными нарушениями осанки, которые не устраняются при разгрузочном положении позвоночника.

Для детей дошкольного возраста наиболее характерны I-II степени нарушения осанки; для школьников – II-III степени.

В настоящее время различают семь видов нарушений осанки в сагиттальной и фронтальной плоскостях (рис. 28).

В сагиттальной плоскости различают 5 видов нарушений осанки, вызванных увеличением (3 вида) или уменьшением (2 вида) физиологических изгибов (по И.Д. Ловейко, М.И. Фонареву, 1988).

При увеличении физиологических изгибов различают сутуловатость, круглую спину и кругло-вогнутую спину.

Сутуловатость характеризуется увеличением грудного кифоза при одновременном уменьшении или сглаживании поясничного лордоза. Голова наклонена вперед; плечи сведены вперед, лопатки выступают; ягодицы уплощены.

Круглая спина , или кифотическая осанка, характеризуется увеличением грудного кифоза, с почти полным отсутствием поясничного лордоза. Отсюда и более емкое название – «тотальный» кифоз. Голова наклонена вперед; плечи опущены и приведены, лопатки «крыловидные»; ноги согнуты в коленях. Отмечаются западение грудной клетки и уплощение ягодиц; мышцы туловища Послаблены. Принятие правильной осанки возможно только на короткое время.

Кругловогнутая спина , или кифолордотическая осанка , характеризуется увеличением всех изгибов позвоночника. Угол наклона таза [больше нормы; голова и верхний плечевой пояс наклонены вперед; живот выступает вперед и свисает. Из-за недоразвития мышц г брюшного пресса может наблюдаться опущение внутренних органов (висцероптоз). Ноги максимально разогнуты в коленных суставах – нередко с переразгибанием (рекурвация). Мышцы задней поверхности бедра и ягодичные мышцы растянуты и источены.

На фоне косметических дефектов при данных видах нарушений осанки уменьшается экскурсия грудной клетки и диафрагмы, снижаются жизненная емкость легких и физиологические резервы систем дыхания и кровообращения. Резко ограничиваются ротационные движения, боковые сгибания и разгибания позвоночника.

При уменьшении физиологических изгибов различают плоскую и плосковогнутую спину.

Плоская спина характеризуется сглаживанием всех физиологических изгибов (в большей степени – грудного кифоза). Грудная клетка смещена кпереди; появляются «крыловидные лопатки». Наклон таза уменьшен; нижняя часть живота выступает вперед. Снижен тонус мышц туловища.

Плосковогнутая спина характеризуется уменьшением грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе. Наблюдается при комбинированном изменении физиологических изгибов. Грудная клетка узкая. Мышцы живота ослаблены, угол наклона таза увеличен, при этом ягодицы отстают кзади; живот отвисает.

Косметические дефекты опорно-двигательного аппарата при данных видах нарушений осанки менее выражены: ухудшается рессорная функция позвоночника, что, в свою очередь, вызывает при движении постоянный микротравматизм головного мозга. Отмечаются повышенная утомляемость и головные боли. При уменьшении шейного и поясничного лордозов ограничиваются наклоны туловища вперед и назад (в меньшей степени), а также боковые наклоны.

Во фронтальной плоскости различают два вида нарушений осанки.

Асимметричная , или сколиотическая, осанка характеризуется нарушением срединного расположения частей тела и отклонением остистых отростков от вертикальной оси. Голова отклонена вправо или влево; надплечья и углы лопаток расположены на разной высоте; отмечаются неравенство треугольников талии, асимметрия мышечного тонуса. Снижена общая и силовая выносливость мышц. В отличие от сколиоза, не возникает торсия позвонков, и при разгрузке позвоночника все виды асимметрии устраняются.

Вялая осанка характеризуется общей слабостью мышечно-связочного аппарата, невозможностью длительно удерживать туловище в правильном положении, частой сменой положения тела в пространстве.

Профилактика и лечение нарушений осанки . Профилактика нарушений осанки – длительный процесс, требующий от ребенка и родителей осознанного отношения и активного участия. Ребенку необходимо многократно объяснять (на доступном уровне, с учетом его психомоторного развития) и показывать, что такое правильная осанка, что необходимо делать для ее поддержания.

Профилактика нарушений осанки у организованных дошкольников (посещающих дошкольные учреждения) осуществляется на занятиях по физическому воспитанию, плаванию, на музыкальных занятиях и т.д.; у школьников – на уроках физкультуры. Большое влияние на формирование правильной осанки оказывают родители, с первых дней жизни ребенка выполняющие массаж и физические упражнения (в соответствии с возрастом), а в более старшем возрасте осуществляющие контроль за сохранением навыка правильной осанки в быту, при различных видах деятельности и во время отдыха.

Основой лечения нарушений осанки (особенно начальной сте­пени) является общая тренировка мышечного корсета ослабленного ребенка, которая должна осуществляться на фоне оптимально организованного лечебно-двигательного режима, составленного с учетом вида нарушений осанки и возраста ребенка. Устранение нарушений осанки представляет собой необходимое условие для первичной и вторичной профилактики ортопедических заболева­ний и болезней внутренних органов.

Задачи ЛФК при нарушениях осанки:

Обучение навыку правильной осанки и систематическое закрепление этого навыка;

Укрепление мышц туловища и конечностей (выравнивание мышечного тонуса передней и задней поверхности туловища, нижних конечностей, укрепление мышц брюшного пресса);

нормализация трофических процессов в мышцах туловища;

Осуществление целенаправленной коррекции имеющегося нарушения осанки.

Показания и противопоказания к назначению ЛФК . Занятия лечебной гимнастикой показаны всем детям с нарушениями осанки, поскольку это единственный метод, позволяющий эффективно укреплять и тренировать мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус передней и задней поверхности туловища, бедер.

Вначале на занятиях ЛФК временно не следует использовать: бег, прыжки, подскоки на жесткой поверхности; выполнение упражнений в исходном положении сидя; выполнение упражнений с большой амплитудой движения туловищем. Чистые висы не рекомендуется использовать в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку кратковременное вытяжение позвоночника (на фоне общей слабости и диспропорции тонуса передней и задней поверхности мышц туловища) влечет за собой еще более сильное сокращение мышц, приносящее больше вреда, чем пользы. Кроме того, используемое в медицинской практике вытяжение должно всегда сопровождаться длительной разгрузкой позвоночника в и.п. лежа.

Методика ЛФК . Занятия ЛГ проводятся в поликлиниках, врачебно-физкультурных диспансерах, школах здоровья, дошкольных образовательных учреждениях (3-4 раза в неделю). Уменьшение количества занятий до 2 раз в неделю является неэффективным.

Курс ЛФК для дошкольников и школьников длится 1,5-2 месяца; перерыв между курсами – не менее месяца. В течение года ребенок с нарушением осанки должен пройти 2-3 курса ЛФК, что позволяет выработать стойкий динамический стереотип правильной осанки.

Выделяют подготовительную, основную и заключительную части курса ЛФК (продолжительностью соответственно 1-2, 4-5, 1-2 недели).

В подготовительной части используются знакомые упражнения с малым и средним количеством повторений. Создается зрительное восприятие правильной осанки и мысленное ее пред­ставление, повышается уровень общей физической подготовленности ребенка.

В основной части увеличивается количество повторений каждого упражнения. Специальные упражнения выполняются из разгрузочных исходных положений: лежа на спине, на животе, стоя на четвереньках и на коленях. Преобладает выполнение упражнений повторным или интервальным методом, в сочетании с пассивным отдыхом. Решаются основные задачи коррекции имеющихся нарушений осанки.

В заключительной ч а с т и нагрузка снижается. Количество повторений каждого упражнения – 4-6 раз. Через 2-3 недели занятий обновляется 20-30% упражнений (главным образом, специальных). Для дошкольников составляется 2-3 комплекса, для школьников – 3-4 комплекса ЛГ на один курс ЛФК. Совершенствуются навыки правильной осанки в усложненных вариантах выполнения упражнений.

Организационно-методические требования к проведению занятий ЛГ при нарушениях осанки

1. Наличие гладкой стены (без плинтуса), желательно на противоположной от зеркала стороне. Это позволяет ребенку, встав к стене, принять правильную осанку, имея 5 точек соприкосновения: затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы, пятки; ощутить правильное положение собственного тела в пространстве, вырабатывая проприоцептивное мышечное чувство, которое при постоянном повторении передается и закрепляется в ЦНС – за счет импульсов, поступающих с рецепторов мышц. Впоследствии навык правильной осанки закрепляется не только в статическом (исходном) положении, но и при ходьбе, при выполнении упражнений. Упражнения для формирования и закрепления навыка пра­вильной осанки (см. Приложение 2).

2. В зале для занятий должны быть большие зеркала, чтобы ребенок мог видеть себя в полный рост, формируя и закрепляя зрительный образ правильной осанки. Дети подготовительных групп и младшего школьного возраста дают описание правильной осанки на основе образов героев сказок, животных, постепенно переходя к описанию собственной осанки, осанки друзей.

Средства ЛФК . Основными средствами ЛФК для коррекции осанки являются физические упражнения, массаж, гидрокинезотерапия; дополнительным – лечение положением.

Физические упражнения . Подбираются в соответствии с видами нарушений осанки.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ)используются при всех видах нарушений осанки. Способствуют улучшению кровообращения и дыхания, трофических процессов. Выполняются из различных исходных положений, для всех мышечных групп – с предметами и без них, с использованием тренажеров.

Корригирующие, или специальные, упражнения. Обеспечивают коррекцию имеющегося нарушения осанки. Различают симметричные и асимметричные корригирующие упражнения. При дефектах осанки применяются преимущественно сим­метричные упражнения.

При выполнении данных упражнений сохраняется срединное положение остистых отростков. При нарушении осанки во фронтальной плоскости выполнение данных упражнений выравнивает тонус мышц правой и левой половины туловища, соответственно растягивая напряженные мышцы и напрягая расслабленные, что возвращает позвоночник в правильное положение. Например: в и.п. лежа на спине, рука за головой – согнуть ноги в коленях и подтянуть их к туловищу; в и.п. лежа на животе – приподнять туловище, имитируя плавание «брассом», ноги от пола не отрывать; в и.п. лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки вдоль туловища – приподнимая туловище, движением рук через стороны коснуться коленей.

К специальным упражнениям при нарушениях осанки относятся: упражнения для укрепления мышц задней и передней поверхности бедра, упражнения на растягивание мышц передней поверхности бедра и передней поверхности туловища (при увеличении физиологических изгибов).

На занятиях лечебной гимнастикой обязательно сочетаются общеразвивающие, дыхательные и специальные упражнения, упражнения на расслабление и самовытяжение. Упражнения для укрепления мышечного корсета (см. Приложение 3).

Массаж. В детском возрасте является эффективным средством профилактики и лечения нарушений осанки. Используются основные приемы: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, а также их разновидности. Все приемы выполняются плавно и безболезненно. Для детей первого года жизни, как правило, проводится общий массаж. В более старшем возрасте акцент делается на мышцы спины, груди, брюшного пресса. Часто массаж предшествует занятиям ЛГ. Дети дошкольного возраста и старше на занятиях ЛГ могут использовать приемы самомассажа со вспомогательными средствами (роликовым массажером, массажными дорожками, массажными мячами), которые выполняются в сочетании с физическими упражнениями.

Гидрокинезотерапия . Занятия в воде являются мощным положительным эмоциональным фактором. Большинство детей адаптируются к воде с раннего возраста. Гидрокинезотерапия позволяет решать две задачи: 1) осуществление коррекции из разгрузочного положения позвоночника; 2) закаливающее действие (особенно для ослабленных детей). Длительная разгрузка позвоночника в воде (t не ниже 30°С) позволяет выполнять самые различные упражнения у бортика и на пенопластовой доске в сочетании с уже освоенными навыками различных способов плавания. Примерная Схема занятия лечебным плаванием для детей 9-10 лет такова: вводная часть (5 мин) – упражнения на суше и у бортика, общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп; основная часть (25-30 мин) – упражнения в воде; заключительная часть (5-7 мин) – свободное плавание.

Лечение положением . На занятиях ЛГ применяется во время пауз отдыха и при выполнении специальных упражнений. С этой целью используется упругий валик (высотой 2-3 см) или подушка (чем старше ребенок, тем больше ее размеры). При круглой спине валик подкладывается под лопатки – при выполнении упражнений в и.п. лежа на спине; при плосковогнутой спине валик кладется живот – при выполнении упражнений в и.п. лежа на животе или под голову – в и. п. лежа на спине. Таким образом, позвоночник ребенка принимает правильное коррекционное положение в течение 5-8 мин.

Формы ЛФК . Для детей с нарушениями осанки используются разнообразные формы ЛФК: УГГ, ЛГ, самостоятельные занятия, дозированная ходьба, терренкур, лечебное плавание.

Детям (особенно школьного возраста) целесообразно выполнять упражнения на тренажерах. При уменьшении физиологических изгибов полезны тренировки на гребном тренажере (академическая гребля); при увеличении физиологических изгибов – на велотренажере (тренировка кардиореспираторной системы) с высоко поднятым рулем (руки параллельны полу), а также на гимнастическом комплексе «Здоровье». Этот вид тренировки доступ пен и дошкольникам – при наличии тренажеров, учитывающих весоростовые особенности данного возраста.

Для профилактики и лечения нарушений осанки эффективны также крупногабаритные полифункциональные средообразующие предметы – модули, способствующие поэтапному закреплению навыков правильной осанки, а также обогащению движений ребенка, улучшению психоэмоционального состояния (мячи большого диаметра, яркие, многофункциональные предметы).

После реабилитационного курса ЛФК (с разрешения врача) ребенку могут быть рекомендованы занятия различными видами спорта.

Оценка эффективности занятий ЛГ при нарушениях осанки

Функциональное состояние мышц-разгибателей туловища и мышц брюшного пресса, которые непосредственно участвуют в создании мышечного корсета и поддержании правильной осанки, определяется с помощью специальных двигательных тестов на определение их силовой выносливости (Н.А. Гукасова, 1999). Сюда относятся следующие тесты.

Удержание ног под углом 45° в положении лежа на спине. Ребенок лежит на кушетке, руки вдоль туловища. Затем он свободно поднимает прямые ноги под углом 45° и, касаясь носками руки исследователя, удерживает их в таком положении. Время удержания определяется по секундомеру.

Удержание туловища на весу в положении лежа на животе . Ребенок лежит на кушетке таким образом, что верхняя часть туловища (до гребней подвздошных костей) находится на весу; руки на поясе, ноги фиксируются исследователем. Время удержания туловища на весу определяется по секундомеру.

Исследование силовой выносливости мышц осуществляется 2-3 раза в год.

Позаботиться о формировании нормальной осанки у ребенка - задача, стоящая перед всеми родителями. Искривление позвоночника чревато деформацией органов, сбоями в их функционировании, что неблагоприятно сказывается на здоровье и общем развитии. Всегда проще не допустить что-то, чем исправлять последствия. Правильно подобранный комплекс упражнений при нарушении осанки поможет избежать проблем в будущем, а начинать его делать стоит с юного возраста.

Наибольшую опасность нарушение осанки представляет в период быстрого роста скелета у детей (7–16 лет). Но даже дошколята подвергаются такому риску, ведь родители редко обращают внимание, как их чадо сидит за компьютером или телевизором.

Среди основных причин нарушения осанки:

  • Гиподинамия - малоподвижный образ жизни, он влечет за собой ослабление мышц, в том числе, отвечающих за поддержку позвоночника.
  • Несбалансированная пища. Недостаток минералов и органических кислот негативно влияет на развитие скелета.
  • Неправильная организация рабочего места: неподходящая высота стула, стола, недостаточное освещение, маленькая рабочая область - заставляют ребенка выгибать спину, когда он делает уроки, читает.
  • Слишком частые физические нагрузки, постоянное сидение за компьютером, чтение лежа нередко провоцируют устойчивое нарушение осанки.

Типы нарушения осанки

Нарушение осанки подразделяют на два типа:

  1. По сагиттальной плоскости (симметричная вертикальная). Наблюдаются такие внешние признаки, как сутулость, круглая, кругло-вогнутая, плоская спина.
  2. Во фронтальной плоскости (горизонтальная). Наблюдается сколиоз - заметная асимметрия правой и левой части корпуса. Позвоночник имеет форму дуги с обращенной в одну сторону вершиной. Может встречаться смещение нижних отделов позвоночника или опущение одного плеча и лопатки.

Дети с неправильной осанкой быстро утомляются, мало двигаются, практически не проводят время на свежем воздухе, наблюдается снижение аппетита. Детский организм становится уязвимым для целого ряда недугов: заболеваний органов дыхания, сердца, пищеварения, нервной системы, снижается иммунитет и общий тонус, ухудшается зрение.

ЛФК или здоровая спина с детства

ЛФК (лечебная физкультура) - специальная гимнастика, разработанная ортопедами для детей с нарушением осанки. При выполнении комплекса упражнений:

  • Корректируется неправильный изгиб позвоночника.
  • Укрепляются спинные и брюшные мышцы, нормализуется их тонус.
  • Ребенок привыкает правильно держать спину независимо от ситуации.

ЛФК для детей с нарушением осанки, включая длительность занятий, назначает врач. Курс длится 2 месяца, после чего обязательно нужно сделать месячный перерыв.

Противопоказания для проведения гимнастики

Упражнения ЛФК для формирования правильной осанки у детей подходят не всем. В частности, нельзя проводить тренировки подросткам, имеющим следующие проблемы со здоровьем:

  • Мышечные зажимы, появившиеся из-за искривления позвоночника.
  • Компрессионный синдром.
  • Скопление позвоночных и мозговых сосудов в вертебробазилярном бассейне, что может нарушить кровообращение.
  • Низкий болевой порог.

При наличии хотя бы одной из указанных проблем, ЛФК следует заменить специальным массажем или гидропроцедурами.

Исправление осанки

При появлении первых признаков нарушения осанки рекомендуется обратиться за помощью к врачу-ортопеду. Ни в коем случае нельзя заниматься самолечением. Неправильная тренировка только усугубит ситуацию, а ребенок может повредить спинные мышцы.

Лечебная гимнастика при нарушении осанки эффективна, но только при выборе программы, соответствующей индивидуальным физическим особенностям ребенка. После обследования врач анализирует все биометрические параметры, включая степень искривления позвоночника, угол его отклонения, подбирает оптимальную программу тренировок.

ЛФК для младшей возрастной группы

Правильную осанку нужно начинать формировать у ребенка до 6 лет. Комплекс ЛФК при нарушении осанки включает в себя следующие упражнения:

  1. Ходьба в течение 15 секунд.
  2. Ходьба на носочках или с высоким подниманием коленей, руки расположив на поясе — 15 секунд.
  3. Ноги на ширине плеч, выпрямить руки. Поднимая их на вдохе, опуская при выдохе, выполнить 4 подхода.
  4. Стоя прямо, ноги вместе, поднять гимнастическую палку, заведя ее за спину. Вытянуть руки вверх, прогнув поясницу, вернуться к исходной позиции, повторять не менее 4 раз.
  5. Лечь на спину (выпрямить ноги, руки вытянуть вдоль корпуса). При выдохе поднять одну ногу, вдохнуть, затем другую. Выполнить 10 подходов.
  6. Перевернуться на живот. Приподнять от пола все конечности и грудь, удерживаясь в положении около 4 секунд. Повторить не менее 4 раз.
  7. В том же исходном положении напрячь плечи, сделать выпады руками, имитируя удары боксера. Для каждой руки сделать 8 повторов.
  8. Стоя на коленях, сомкнуть ступни, руки опустить. Отводя по очереди каждую ногу вбок, разводить руки в стороны. Сделать не менее 4 повторов.

При выполнении каждого упражнения нужно ровно держать спину, слегка прогибая ее в пояснице, а также не задерживать дыхания.

Решить, какие упражнения войдут в комплекс ЛФК, поможет ортопед, так как все индивидуально. Кроме этого, врачи советуют каждые 2–3 недели менять или усложнять упражнения, чтобы не снижалась эффективность от занятий, а мышцы не привыкали к однотипной нагрузке.

ЛФК для школьников

Детям старше 6 лет нарушение осанки нужно корректировать, выполняя следующие упражнения:

  1. Держа в руках мяч, встать, расставив ноги по ширине плеч. Вытянуть руки над головой, глядя на мяч, опустить его к уровню груди, разведя локти, опустить руки. Повторять не менее 5 раз.
  2. При той же начальной позиции вытянуть руки с мячом вверх, прогнуться, кинуть мяч за спину. Опустить руки, отводя их в стороны. Выполнить 4 повтора.
  3. В положении лежа поднять ноги на 30°. Держа их прямо, поочередно разводить в стороны и скрещивать. Корпус с руками не должны отрываться от пола. Сделать не менее 8 раз.
  4. При том же исходном положении положить руки на корпус (одну на живот, вторую на грудь). Глубоко вдохнуть, обе руки должны одновременно подниматься. Выдохнуть, руки также должны опуститься. Сделать 4 повтора.
  5. Перевернуться на живот. Соединить на затылке руки, разведя локти, соединив лопатки. Поднять верх корпуса, удерживая положение 5 или более секунд. Повторять 4 раза.
  6. Лежа на спине по очереди сгибать и разгибать ноги в коленях, как при велосипедной езде. Для каждой ноги сделать по 15 повторов, после чего отдохнуть 30 секунд, следя за дыханием. Сделать еще 1–2 подхода.
  7. Лечь на живот, развести руки, повернув их вниз ладонями. Верхнюю часть тела и ноги поднять, прогибаясь в пояснице. Задержаться в такой позе на несколько секунд, после чего опуститься, расслабиться. Повторить 3 раза.
  8. Лежа на спине вытянуть руки вдоль тела, держа ладони вверх. Плотно прижимая тело к полу, развести руки, после вытянуть над головой, потянуться, выполнить действия с руками в обратном порядке. Повторить 4 раза.
  9. Встать на четвереньки, одновременно поднять левую ногу и правую руку, задержаться на 5 секунд. Повторить для другой руки и ноги. В пояснице не прогибаться. Делать упражнение 4 раза для каждой пары рука-нога, двигаясь медленно.
  10. В той же позе, держа гимнастическую палку, вытянуть руки перед собой. Поднять палку над головой, опустить к лопаткам, после чего присесть. Далее в обратном порядке. Повторять медленно не менее 6 раз.

Упражнения при нарушении осанки у детей следует совмещать с правильным дыханием. Последнее ни в коем случае нельзя задерживать. По окончании комплекса ребенок должен походить простым шагом, держа спину прямо, примерно 3 минуты.

Универсальная гимнастика

Существует базовая гимнастика при нарушении осанки, основанная на простых упражнениях. Делать ее можно в любом возрасте, а также стоит прибегать к ней в качестве профилактики нарушения осанки. В комплекс входят такие упражнения, как:

  • Ходьба на одном месте до 10 минут, спина при этом держится прямо.
  • Приседания с ровной спиной и вытянутыми перед собой руками. Рекомендуемое количество — 10 раз.
  • Напряжение и расслабление всех мышц тела в положении стоя. Поочередно расслабляются все мышцы, затем напрягаются.

Для детей эффективны упражнения при нарушении осанки в сидячем и лежачем положениях:

  • Сидя с прямой спиной постараться приблизить лопатки друг к другу на максимально возможное расстояние, после чего расслабиться. Рекомендуется сделать не менее 10 повторов.
  • Сидя вытянуть руки перед собой, держа в них небольшие гантели. Удерживая ровную осанку, задержаться на 5 секунд. Повторить 10 раз.
  • Лежа на спине поднять голову, тело плотно прижать к полу. Повторять не менее 10 раз.
  • При том же расположении тела сгибать - разгибать ноги в коленях не менее 8 раз.
  • Лежа на животе выполнить поочередный подъем ног, удерживая каждую по 5 секунд. Выполнить 10 подходов для обеих ног.

Правильно подобранный и своевременно выполняемый комплекс упражнений для исправления осанки способен избавить от такого неприятного недуга и предупредить его появление. А заниматься гимнастикой можно как в зале со специалистом, так и дома.


Рис. 39. Примерный комплекс лечебной гимнастики для детей школьного возраста с нарушениями осанки

1. И. п.- стоя, ноги на ширине плеч, в руках мяч. Руки вверх, потянуться, посмотреть на мяч, положить его на грудь, разводя локти в стороны, и опустить вниз (рис. 39, позиция 1). 5-6 раз.

2. И. п. - то же. Руки вверх, потянуться, бросить мяч назад, через стороны руки вниз (рис. 39, позиция 2). 3-4 раза.

3. И. п. - стоя, в руке мяч. Согнуть руки и завести за спину: одну сверху, другую снизу. Переложить за спиной мяч в другую руку (рис, 39, позиция 3). Следить за сохранением правильной осанки. 4-6 раз.

4. И. п. - стоя, ноги на ширине ступни, в руках мяч. Поднять мяч над головой, развести локти и соединить лопатки, смотреть вперед. Наклоны вправо и влево (рис. 39, позиция 4).

5. И. п. - лежа на спине. Приподнять прямые ноги, развести в стороны, скрестить («ножницы»), не отрывая от пола туловища и рук. Дыхание не задерживать (рис. 39, позиция 5). 8-10 раз.

6. И. п. - лежа на спине, одна рука на груди, другая на животе. Дыхательное упражнение. Следить за тем, чтобы при вдохе обе руки одновременно поднимались, а при выдохе - опускались (рис. 39, позиция 6). 3-4 раза.

7. И. п. - лежа на животе, руки на затылке, локти в стороны, лопатки соединены. Приподнять верхнюю часть туловища и задержаться в этом положении, считая до 5-10 (рис. 39, позиция 7). 3-4 раза.

8. И. п. - лежа на животе, руки вдоль туловища ладонями вниз. Поочередное приподнимание прямых ног с задержкой в верхнем положении, считая до 3-5 (рис. 39, позиция 8). По 4-6 раз каждой ногой.

9. И. п. - лежа на животе, руки согнуты с опорой на кисти, локти разведены. Приподнять верхнюю половину туловища с одновременным выпрямлением рук в стороны - вдох; вернуться в и. п. - выдох (рис. 39, позиция 9). 3-4 раза.
10. Лежа на спине. Поочередное сгибание и разгибание ног (имитация езды на велосипеде). По 8-10 раз каждой ногой (рис. 39, позиция 10).

Отдых лежа на спине, спокойное дыхание в произвольном темпе - 20-30 с.
11. И. п.- лежа на животе, руки в стороны ладонями вниз. Приподнять прямые ноги и верхнюю часть туловища, прогибаясь и сближая лопатки; лечь, расслабляя мышцы (рис. 39, позиция 3-4 раза.
12. И. п. - лежа на спине, руки согнуты в локтях. Прогнуться в грудном и поясничном отделах позвоночника с опорой на таз и локти -«мост» (рис. 39, позиция 12). 2-3 раза в медленном темпе.
13. И. п.- лежа на спине, руки вдоль туловища ладонями вверх. Не отрывая от пола, руки в стороны, вверх, потянуться, руки в стороны и вниз (рис. 39, позиция 13). 4-5 раз.
14. И. п.- стоя на четвереньках. Поднять одновременно правую руку и левую ногу, не прогибаясь сильно, задержаться в этом положении 3-5 с. То же другой рукой и ногой (рис. 39, позиция 14). 3-4 раза в медленном темпе.
15. И. п.- стоя, ноги на ширине плеч. Согнуть руки в локтях, сжимая пальцы в кулак; поднять руки, выпрямляя пальцы, и потянуться. Через стороны руки вниз (рис. 39, позиция 15). 4-5 раз в медленном темпе.
16. И. п. - основная стойка, палка в руках, горизонтально перед собой. Поднять палку вверх, опустить на лопатки, присесть, выпрямиться, поднять палку вверх, потянуться и опустить перед собой (рис. 39, позиция 16). 6-8 раз в медленном темпе.
17. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, палка в руках. Поднимая палку вверх, наклон в сторону, смотреть перед собой. Опуская палку, выпрямиться. То же в другую сторону (рис. 39,. позиция 17). По 2-3 раза в каждую сторону в медленном темпе.

При выполнении упражнений надо следить, чтобы дети правильно дышали, не задерживая дыхание. После выполнения упражнений рекомендуется походить по комнате обычным шагом, сохраняя правильную осанку; дыхание полное, глубокое (на 3 шага вдох, на 5-6 -полный выдох). Продолжительность ходьбы 2-3 мин.

© 2024 siniy-kit.ru -- Спортивный портал - Синий кит