Спортивные состязания древней греции. Какие виды спорта были на Олимпиаде в Древней Греции? Олимпийские игры от зарождения до упадка

Главная / Как похудеть

ОЛИМПИЯ – КОЛЫБЕЛЬ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР

Олимпийские игры, в том виде, в каком мы их знаем сейчас, имеют большую историю, уходящую в античные времена. Все началось на Пелопоннесе, в Греции, примерно, 3 000 лет назад.
Спортивные соревнования проводились в Олимпии и по месту проведения получили свое название Олимпийских игр. Никто точно не знает, когда они начались, но первое письменное упоминание датировано 776 годом до н.э.
Игры проводились в одном и том же месте каждые четыре года. Этот четырехлетний период получил название Олимпиады и использовался в качестве системы летосчисления: отсчет времени проводился в Олимпиадах, а не в годах.

РОЖДЕНИЕ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР

Олимп – высокая, скалистая гора в северной Греции, считалось, что там живут боги.
История возникновения Олимпийских игр в Древней Греции окутана легендами и мифами, но доподлинно известно, что их начали проводить в Олимпии – городок, расположенный в южной Греции, в западной части Пелопоннесского полуострова, в области Элиде.

Согласно одной из легенд-версий, правил там жестокий бог Кронос. Из опасения принять смерть от руки одного из его детей он глотал своих новорожденных младенцов. Их несчастная мать Рея, родив очередного сына, подала отцу завернутый в пеленках камень, который тот проглотил, не заметив подмены, а новорожденного Зевса поручила пастухам. Мальчик вырос, стал могучим Зевсом-громовержцем, вступил в смертельный бой с Кроносом и победил его. Из чрева отца-пожирателя вышли многочисленные братья и сестры Зевса, которые впоследствии тоже стали богами. В честь этого события Зевс основал бескорыстные, честные состязания сильных, ловких и смелых, названные впоследствии Олимпийскими по месту их проведения. А проводились они в красивом месте: дубовая роща, посвященная Зевсу, при ней храм Зевса, а при храме устроили место для состязаний. Состязания были посвящены Зевсу Олимпийскому.

Другие легенды повествуют, что основателем Олимпийских состязаний является сын Зевса Геракл. Именно в этом месте он совершил один из своих подвигов – вычистил пресловутые конюшни царя Элиды и в честь победы над Авгием организовал первые состязания. Гераклу приписывают и …. “стадио”…

Прекрасные романтические легенды окружают древнегреческие Олимпийские игры. Одни приписывают учреждение этого великого праздника Зевсу, который в Олимпии поверг своего жестокого отца Кроноса. Другие легенды утверждают, что именно в этом месте сын Зевса – Геракл совершил один из своих подвигов и в честь победы над царем Авгием организовал первые состязания. А может их организовал Пелопс, который хитростью победил жестокого царя Эномая?

Определенной исторической достоверностью обладает предание, по которому элидский правитель Ифит, уставший от постоянных междоусобиц и раздоров, обратился к дельфийскому оракулу с вопросом, как их прекратить. И получил ответ: возобновить забытые Олимпийские игры. Ифит предложил царю воинственной Спарты Ликургу учредить состязания, во время которых бы устанавливалось священное перемирие - экейхерия. По условиям заключенного договора за нарушение перемирия налагался крупный денежный штраф и, что было еще страшнее, виновные лишались права участвовать в Олимпийских играх.
Реальность этого факта подтверждает древнегреческий историк Павсаний, который писал, что еще во II в. н.э. медный диск, на котором был начертан устав перемирия, заключенный между Ифитом и Ликургом, хранился в одном из храмов Олимпии.
Интересны детали этого предания: по предположениям ученых Ифит и Ликург жили примерно в IX в. до н.э., т. е. раньше официальных сроков учреждения Олимпийских игр. Но и они лишь возобновили проведение игр. Значит, состязания в Олимпии проводились и раньше? Надо полагать, что в долине Алфея задолго до Олимпийских игр проходили ритуальные состязания в честь посвящения юношей в воины. Но они носили местный характер. Ифит и Ликург придали им национальное значение. История нуждается в достоверной точке отсчета. Такой точкой стал первый памятник, поставленный в Олимпии победителю состязаний. Поэтому 776 г. до н.э., когда Корэб из Элиды опередил всех соперников в беге на один стадий, официально считается годом начала проведения Олимпийских игр.

Первоначально программа Олимпийских игр ограничивалась стадиодромом – бегом на один стадий. Затем программа стала расширяться: были введены состязания в беге на два стадия, бег на 24 стадия, бег с вооружением, затем появились пятиборье – пентатлон (бег, прыжки, метание диска и копья, борьба), борьба и кулачный бой, скачки на колесницах. С 632 г. до н.э. в Игры стали включаться соревнования для детей.
Как бы не расширялась программа Олимпийских игр, самым почитаемым оставался бег на один стадий. Победителю в стадиодроме предоставлялось право зажечь огонь на алтаре Зевса, он становился главным героем Игр.

Главной наградой победителю Олимпийский игр – олимпионику служила оливковая ветвь. Ее срезали золотым ритуальным ножом со старого дерева, которое, как считалось, посадил Геракл. Имя атлета высекалось на мраморной плите, а особо выдающимся воздвигались памятники. Но это было, так сказать, моральное поощрение. Жители города, который представлял победитель, одаривали его дорогими подарками, освобождали от налогов, предоставляли бесплатное место в театре.
Возвращение победителя к себе на родину превращалось в подлинно триумфальное шествие; все жители радостно его приветствовали.
Имена соотечественников, ставших победителями Олимпийских и других состязаний, увековечивались в гимназиях и храмах. Кропотливо велся учет их достижений. На примере выдающихся атлетов воспитывалась молодежь. Некоторые из них почитались наравне с богами. Из сохранившихся записей известно, что атлет Феаген добился 1300 побед на различных соревнованиях. Леонид из Родоса двенадцать раз становился олимпийским чемпионом в беге на один и два стадия и в беге с вооружением в течение четырех Олимпиад.
Но самым прославленным атлетом1 Древней Греции является Милон Кротонский. В 540 г. до н.э. в возрасте 14 лет он становится олимпийским победителем в борьбе. Затем он был увенчан олимпийским венком еще шесть раз. Кроме того Милон много раз побеждал на Пифийских, Истмийских и Немийских играх. О его невиданной физической силе и ловкости слагались легенды. Неслучайно историки долго спорили являлся ли Милон Кротонский реальной личностью или представляет собой мифический персонаж.
Однако многочисленные источники подтверждают, что он реально существовал. Интересно, что Милон учился в школе Пифагора, где получил не только физическую, но и общеобразовательную подготовку. Поэтому он сыграл большую роль в политической жизни своей родной общины. Во время войны с Сибарисом Милон был избран полководцем. Он не только руководил войском, но и, как утверждают современники, заменял целое подразделение. Таким образом, Милон Кротонский являлся древнегреческим идеалом гармонически развитой личности. И, как всякий идеал, он постепенно обрастал мифами и легендами. Так историк и географ Страбон описывает, что во время занятий у Пифагора Милон случайно свалил колонну дома (!?). Чтобы предотвратить катастрофу, он сам стал на место колонны и до тех пор поддерживал свод здания, пока все не покинули его.
Достоверность этого факта вызывает сомнения, но эта и другие легенды подтверждают, какой любовью и уважением окружались выдающиеся атлеты Древней Греции.

Проведение Олимпийских игр с 776 г. до н.э. по 394 г. н.э., т. е. сохранение традиции организации состязаний на протяжении более одиннадцати веков, несмотря на войны, эпидемии и другие общественные потрясения, само по себе говорит о той огромной социальной значимости, которую играли Игры в Древней Греции. Однако попытаемся конкретно разобраться, какие же социальные функции выполняли античные Олимпийские игры в период своего расцвета.

Греческие полисы, раздираемые междоусобицами, могли сохранять единство и противостоять внешним врагам только благодаря единой религии и культуре, тесным экономическим и политическим связям. Олимпийские же игры включали в себя все эти объединяющие элементы.

Распространение культа Зевса превратило Олимпию в религиозно-культовый центр древней Греции. На пожертвования греков не позднее 456 г. до н.э. здесь был воздвигнут величайший храм Зевса. Главным украшением храма являлась величественная статуя Зевса, признанная современниками одним из семи чудес света, Фидий создал скульптуру высотой двенадцать метров из золота и слоновой кости, которая при этом поражала высоким художественным совершенством. В Олимпии также было построено около 70 святилищ в честь других богов и героев.

Возникнув, как составная часть религиозно-культового ритуала, Игры на протяжении всего существования были посвящены Зевсу – громовержцу и тем самым объединяли все греческие земли. По представлениям греков, через состязания происходило общение людей с богами. Именно боги даровали победу достойнейшим. Но для того, чтобы добиться расположения богов, следовало заниматься самосовершенствованием физическим и духовным, не совершать плохих поступков и т.д. В то же время победитель состязаний как бы получал божественный знак особого расположения, что позволяло приравнивать его к самим богам.

Олимпийские игры оказывали существенное влияние на развитие греческой культуры. При этом можно выделить два аспекта. Во-первых, в Элладе сложился культ прекрасного обнаженного тела. Атлеты тренировались и состязались обнаженными. Стыд наготы считался признаком варварства. Греки почитали загорелое, тренированное обнаженное тело выражением высокого уровня культуры.
Во-вторых, во время Игр съезжались со всех уголков Эллады выдающиеся философы, поэты и ученые, что содействовало дальнейшему развитию поразительного феномена греческой культуры. Перед многочисленной аудиторией выступали великие философы Платон, Сократ, Диоген, Гераклит, отцы истории Геродот и Фукидид, основоположник медицины Гиппократ, классики древнегреческой поэзии Софокл, Пиндар, Еврепид. Философские беседы, поэтические и ораторские выступления, созерцание шедевров архитектуры и искусства, восхищение красотой и физическим совершенством атлетов формировали и развивали единую греческую культуру. При сохранении специфики развития и своеобразия различных греческих полисов, без давления какой-либо централизованной власти именно здесь, на празднествах, естественным образом формировалось национальное самосознание греков. Это было сознание высокой общественной цивилизации, духовной и физической культуры, сознание превосходства над рабами и соседними варварскими народами.

В период расцвета Античной Греции Олимпийские игры выполняли целый ряд социальных функций кроме состязательной: религиозную, культурную, воспитательную, экономическую, политическую, зрелищную. Однако большая социальная значимость Олимпийских игр этого периода определялась, в первую очередь, их влиянием на объединение греческого мира и формирование единого национального самосознания. Неслучайно самые пышные и красочные игры древности состоялись в 476 г. до н.э., когда объединенные греческие войска вначале в Марафоне, а затем и в морском сражении при Саламинах разгромили персидские войска и этим сохранили свободу и независимость Греции. Олимпийские игры тогда стали грандиозным праздником в честь победы над грозным врагом.
Атлеты этого периода отражали с одной стороны силу и мощь родного города, а с другой – общеэллинский идеал всестороннего развития и физического совершенства личности. И глубоко символично, что за долгую и напряженную подготовку, тяжелые испытания в состязаниях победитель в Олимпии удостаивался лишь венка из оливковой ветви. Это был символ бескорыстной спортивной борьбы. Почести и слава приходили к победителю как знак благодарности и любви соотечественников, то есть являлись результатом общественного признания.

Как поучал Солон непросвещенного скифа в произведении Лукиана: «… кто получит венок, получит в нем все доступное человеку счастье: я говорю о свободе каждого человека в частной жизни и в жизни его родины, говорю о богатстве и славе, о наслаждении отеческими праздниками, о спасении своих домашних и вообще о самом прекрасном, чего каждый мог бы себе вымолить у богов; все это вплетено в тот венок, о котором я говорю, и является наградой того состязания, ради которого происходят все эти упражнения и эти труды»2.
В IY в. до н.э. наблюдаются постепенные изменения характера и содержания Олимпийских игр. Все больше внимания уделяется зрелищности состязаний. Политический хаос и постоянные воины, особенно Пелопоннесская война (431–404 гг. до н.э.), вели к огрублению греческих вкусов. Гармоническая красота тела не вызывала, былого восхищения. Зрителей все больше привлекала борьба, кулачный бой и панкратион, богатые острыми, драматическими моментами. Да и в этих видах происходят перемены, если раньше исход схватки решало преимущественно быстрота, ловкость, то в этот период решающим качеством становится физическая сила.
Награда за победу в состязаниях возрастает. Города, стремясь продемонстрировать свою мощь и завоевать расположение богов, привлекают наиболее известных бойцов, даже если они живут в других местах или не соответствуют олимпийским правилам. В связи с этим в состязаниях впервые принимают участие атлеты-профессионалы.

Стремление победить любой ценой привело к нарушению правил и установленных норм. Впервые на олимпийских состязаниях был зарегистрированы случаи подкупа, жестокости, нарушений системы подготовки к играм.
В Греции Олимпийские и некоторые другие Игры имели важнейшее значение в сохранении национального самосознания, исторических и культурных традиций. Поэтому, несмотря на утрату многих ценностей и организационных моментов, греки продолжали свято сохранять традицию проведения Олимпийских игр. Изменения, происходившие в организации Игр, в определенной мере отражали деградацию античной системы физического воспитания и кризис всего рабовладельческого строя.

Прекращение проведения античных Олимпийских игр было связано с изменением господствующей религии, а вместе с ней и мировоззренческих позиций. В условиях усиливающегося кризиса рабовладельческого строя в Римской империи зародилась и набрала силу новая религия – христианство. Одно из сфер, в которых происходила борьба между старым греко-римским духовным миром и новым христианским мировоззрением, была физическая культура. Став государственной религией, христианство признало в состязаниях и народных празднествах проявление язычества и «греховной телесности», поэтому они подвергались жестоким гонениям со стороны церкви и государства. Запрет проведения Олимпийских игр историки связывают с именем императора Феодосия I, который принял свод законов по борьбе с язычеством (кодекс Феодосия). В 392 г. Феодосий издал эдикт (закон), запрещающий все религиозные церемонии, каким бы характером они не отличались. Под этот запрет могли подпадать Олимпийские игры и другие состязания атлетов.
Сооружения и храмы Олимпии были разрушены. Землетрясения и неумолимое время завершили этот процесс. Олимпия и великий праздник, проводившийся здесь, были преданы забвению на века.

1 По мнению С.Д.Синицына понятие «атлет» впервые появилось в «Одиссее» Гомера для обозначения человек, выделяющегося своими физическими качествами, искусного в упражнениях. При этом слово «атлет» неотделимо от понятия «аристократ» (24). О.А.Мильштейн связывает понятие «атлет» с первым правителем Элиды – Атлием и названием награды за победу «атла» (29).
2 Лукиан. Анахарсис, или Об упражнении тела. Сочинения т.1, с.332.

Материалы взяты с сайта Национального олимпийского комитета Республики Беларусь noc.by

——————————————————————————————————

ПАНЭЛЛИНСКИЕ ИГРЫ

Игры, проводившиеся в Олимпии, привели к возникновению Панэллинских игр, которые также включали:
— Игры в Дельфах (Пифийские игры)
— Игры в Коринфе (Древнегреческие народные празднества)
— Игры в Немее (Немейские игры).
Эти Игры имели особое значение, так как объединили греческий мир в те времена, когда Греция не была единым государством, а состояла из нескольких городов-государств (политически и экономически независимых общин). Из Греции и ее колоний (в Италии, северной Африке и Малой Азии) люди прибывали, чтобы принять участие или посетить Игры, вдохновленные разделяемым всеми чувством принадлежности к одной культуре или религии.
Следует отметить, что все четыре из Панэллинских игр никогда не проводились в течение одного года.
Трудно определить, что послужило причиной зарождения этих Игр. Мифология перемежается с историческими фактами, а события, происходившие в те времена, часто объясняются как следствие божественного промысла. Это же относится и к Панэллинским играм, о которых существует большое количество историй, пытающихся объяснить их происхождение.

СВЯЩЕННОЕ ПЕРЕМИРИЕ

В связи с проведением Панэллинских игр было провозглашено священное перемирие. Гонцы (spondorophoroi) шли из города в город, объявляя дату соревнований. Они призывали остановить войны до, во время и после Игр, чтобы дать возможность спортсменам и зрителям приехать к местам проведения соревнований и покинуть их в полной безопасности. Атмосфера мира рассматривалась как важное условие проведения соревнований.

ИГРЫ ДЛЯ БОГОВ

Панэллинские игры имели огромное религиозное значение. Каждая Игра прославлялась в честь какого-либо бога:
— Зевса, короля богов, – в Олимпии и Немее,
— Аполлона, бога света и разума, – в Дельфах,
— Посейдона, бога моря и покровителя лошадей, — в Коринфе.

ОБЗОР МЕСТА ПРОВЕДЕНИЯ ИГР В ОЛИМПИИ

Из четырех Панэллинских игр, Игры, проводившиеся в Олимпии, были самыми важными и считались особым событием в греческом мире.
Место проведения соревнования состояло из священной зоны, Алтис, обнесенной стеной, и светской, нерелигиозной зоны. В священной зоне находились храмы, включая храм, посвященный Зевсу, алтари, на которых происходили жертвоприношения, и сокровищницы, воздвигнутые городами-государствами, где хранились дорогие подношения (например, вазы и статуи).
Светская зона находилась за пределами ограничительной стены. Там располагались такие спортивные строения как гимнасия*, палестра*, стадион и ипподром, плюс все здания, где осуществлялись руководство Играми и прием важных гостей.
Только священники и сотрудники, присматривавшие за храмом, жили в Олимпии. Во время проведения соревнований атмосфера была очень разной. Кроме спортсменов и зрителей к месту соревнований стекались многочисленные купцы: количество людей, присутствовавших на Олимпийских играх, оценивается числом превышающим 40 000.

  • Гимнасия – государственное учебно-воспитательное учреждение в Древней Греции для мальчиков 16-18 лет.
    Палестра – частная гимнастическая школа в Древней Греции для мальчиков 12-16 лет.

ФЕСТИВАЛИ И СОРЕВНОВАНИЯ, ПРОВОДИВШИЕСЯ В ДРУГИХ ГОРОДАХ ГРЕЦИИ

Кроме Панэллинских игр в Олимпии крупные соревнования проводились в Афинах. Они известны под названием Панафинейских игр.
Эти Игры были частью Великой Панафинеи, самого большого праздника в Афинах, который проводился каждые четыре года в честь богини Афины.
Повсюду в Греции и колониях проводились местные соревнования, одни из которых известны больше, другие – меньше. Каждый город придавал большое значение их организации.
Устав Панэллинских игр и большого числа местных соревнований является иллюстрацией важности физических упражнений и духа соревнования в обществе Античной Греции.

АТЛЕТ

Некоторые предметы, созданные древними греками, сохранились до наших дней. В результате археологических раскопок были обнаружены скульптуры, вазы, монеты и орудия труда. Эти предметы дают хорошее представление о том, как жили люди в те времена. С их помощью мы можем больше узнать о спортсменах и соревнованиях, в которых они принимали участие.

НАГОТА

Глядя на скульптуру или сцену, изображенную на вазе, мы можем легко узнать спортсмена по его наготе, ведь во время тренировок и соревнований спортсмены всегда были нагими. Их прекрасные тела, созданные благодаря физическим упражнениям, служили моделью для скульпторов и художников, которые черпали вдохновение в атлетах и их движениях во время занятий спортом.
Считалось, что красота обнаженного тела отражает внутреннюю красоту и иллюстрирует гармонию тела и разума. Занятия спортом помогали достичь и развить эту гармонию.

ГИМНАСИЯ И ПАЛЕСТРА

В каждом греческом городе были гимнасия и палестра. Это были места, где тренировались атлеты и обучались юноши. Они получали разностороннее образование, включающее тренировку, как тела, так и ума. Физическое воспитание, музыка, арифметика, грамматика и чтение входили в программу обучения. В зависимости от вида спорта тренировка могла проходить в одном из зданий.

ГИГИЕНА И УХОД ЗА ТЕЛОМ

По прибытии в гимнасию или палестру спортсмены полностью раздевались. Лишившись защитного слоя одежды, они должны были по-особому ухаживать за кожей.
Готовясь к тренировке, спортсмен покрывал тело оливковым маслом, а затем посыпал его мелким песком. Смесь масла и песка помогала регулировать температуру тела, а также защищать от солнечных лучей и палки тренера, которой тренер бил атлета, если тот неправильно выполнял упражнение!
По окончании соревнования спортсмен брал свою лопаточку (strigil), имевшую форму изогнутой пластины, и соскребал с кожи пот, масло и песок. Заканчивалась процедура обмыванием тела водой с губкой.
Во время соревнований атлет ухаживал за кожей подобным же образом.
Необходимое для этих целей снаряжение было исключительно простым:
— сосуд, разновидность небольшой бутылки, часто глиняной, наполненный маслом;
— лопатка;
— губка.
Все эти предметы были соединены кольцом, которое атлет прикреплял к стене гимнасии или палестры.

УЧАСТИЕ В ИГРАХ

Существовали три критерия участия в Играх: участник должен был быть мужского пола, греком и свободным человеком. Женщины, рабы и иностранные граждане исключались.
Начнем с того, что спортсмены не были профессионалами. Несмотря на то, что большинство из них принадлежали к богатым семьям, некоторые спортсмены происходили из менее обеспеченных слоев населения. С течением времени ситуация изменилась и большинство спортсменов стали профессионалами. После завоевания Греции Римом в 146 г. до н.э. римлянам было позволено присоединиться к греческим спортсменам. Позднее круг участников был расширен за счет спортсменов иностранного происхождения после предоставления римского гражданства всем жителям провинций во время 248 Олимпиады (213 г. н.э).
Для участия в Играх город выбирал лучших спортсменов, тренировавшихся в их гимнасиях. Избранные спортсмены должны были продолжать упорно тренироваться в течение нескольких месяцев. После провозглашения священного перемирия и объявления даты проведения Игр, спортсмены и их тренеры отправлялись в Олимпию. Путешествие могло быть продолжительным и трудным. По прибытии в Эллис, расположенном недалеко от Олимпии, спортсмены тренировались в течение месяца в городской гимнасии, что являлось последней квалификационной ступенью перед Играми. Спортсмены, прошедшие окончательный отбор, направлялись в Олимпию и давали клятву, также как и судьи. Они обещали честно соревноваться, соблюдая правила.

ИГРЫ ДЛЯ ЖЕНЩИН

Несмотря на то, что женщины не допускались к участию в Олимпийских играх, все же они занимались спортом. В Олимпии для девушек проводились Игры, носившие название Герайя, в честь богини Геры, жены Зевса. Эти соревнования проводились каждые четыре года и состояли из состязания в беге.

ОБМАН И ШТРАФЫ

Некоторые спортсмены не всегда соблюдали клятву и делали попытку выиграть соревнование, используя запрещенные приемы. За эту форму обмана следовало наказание и нечестные спортсмены должны были платить штраф. Эти деньги шли на возведение статуй Зевса, известных под названием “Заны”. Эти статуи устанавливались вдоль прохода, ведущего к стадиону. На основании каждой из них писалось имя обманщика. Чтобы добраться до места проведения соревнований, спортсмены должны были пройти мимо всех статуй. Это напоминало им о примерах недостойных повторения.

ЗНАМЕНИТЫЕ СПОРТСМЕНЫ

В истории современных Игр выдающиеся чемпионы становятся героями последних новостей. Ими восхищаются и их почитают, они – настоящие герои.
Игры античности также имели своих чемпионов. Благодаря продемонстрированным результатам имена знаменитых спортсменов известны и сегодня. Ниже предлагаем вашему вниманию краткие сведения о некоторых из них.
Легендарный борец Мило из Кротона, многократный олимпийский чемпион, посвятивший спортивной карьере 26 лет своей жизни. Мило был настоящим героем. На его счету много других побед за пределами Олимпии. Известный своей потрясающей силой, он был также знаменит своим безмерным аппетитом!
Выдающийся Леонидас из Родеса, четырехкратный Олимпийский чемпион в беге, которого соотечественники приравнивали к богу.
Боксер Меланкомас из Карии, известный не только благодаря своему великолепному телу, но и необычной технике ведения боя. Меланкомас не наносил удары по своим противникам, но вместо этого доводил их до изнурения, умело уклоняясь от их выпадов!
После смерти великим чемпионам даровались особые почести с тем, чтобы их победы на Играх не были забыты. Их могилы украшались надгробными памятниками с высеченными изображениями венков, полученных атлетами за победы в соревнованиях в течение всей их спортивной карьеры.

ВИДЫ СПОРТА, ВХОДИВШИЕ В ПРОГРАММУ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР

В античном мире Олимпийские игры служили отправной точкой. Виды спорта, входившие в программу соревнований в Олимпии, часто с небольшими изменениями включались в программу соревнований, проходивших на других Панэллинских спортивных аренах, либо с незначительными дальнейшими изменениями, в местных соревнованиях. Здесь представлена Олимпийская программа. В программу Игр входили только индивидуальные виды спорта, командные виды не включались. Водные виды спорта также фигурировали в программе.

ЧТО СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЛИ ИГРЫ?

Открытие Игр отмечалась жертвоприношением животных на алтарь Зевса. Соревнования, которые продолжались в течение, примерно, пяти дней, проходили на стадионе или ипподроме.
Стадион представлял собой сильно утрамбованную земляную площадку прямоугольной формы. Там не было балконов, и зрители сидели на специальных уступах. Официальным лицам (организаторам и судьям — элланодайкам) предоставлялась трибуна.
Свободные люди, рабы и девушки имели право наблюдать за Играми. Только замужним женщинам запрещалось находиться в толпе зрителей.
Игры заканчивались пиршествами в честь победителя и жертвоприношениями в честь Зевса.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ СПОРТА

За исключением конных видов спорта, которые проводились на ипподроме, все соревнования проходили на стадионе.

СОСТЯЗАНИЯ ПО ХОДЬБЕ

Существовали разные виды состязаний:
— стейд (stade) или стадион (stadion) – бег на одну длину стадиона;
— диаулос (diaulos) — бег на две длины стадиона;
— долихос (dolichos) – бег на длинные дистанции (от 7 до 24 кругов);
— бег с вооружением (в Олимпии это был бег на две длины стадиона), когда атлеты
надевали шлем, наголенники доспехов и держали в руках щит.
Участники соревнования занимали свои места на линии старта, отмеченной плитами белого известняка. Они бежали по прямой линии, а не вокруг стадиона, как это происходит в наше время.

МЕТАНИЕ ДИСКА

Диск выполнялся из камня или металла. Знаменитая статуя скульптора Мирона изображает атлета, готовящегося к метанию диска. Эта скульптура называется «Дискобол» (ок. 40 г. до н.э.). Оригинал статуи был разрушен, но существует большое количество копий, датированных периодом Римской империи. К примеру, одна из них выставлена в Национальном музее в Риме.

МЕТАНИЕ КОПЬЯ

К древку копья прикреплялся кожаный ремешок, который образовывал петлю. Во время броска атлет просовывал в петлю указательный и средний пальцы, что позволяло увеличить расстояние полета копья.

ПРЫЖОК В ДЛИНУ

Упражнение выполнялось с гирями. Атлет выполнял прыжок вперед из исходного положения ноги вместе, без разбега, выбрасывая руки вперед. Во время прыжка руки и ноги были почти параллельными. Перед приземлением атлет отводил руки назад, одновременно отбрасывая гири. Это усиливало движение ног вперед и увеличивало расстояние в прыжке.
Применение гирь означало, что движения атлета должны быть координированными. Для этой цели соревнования сопровождала мелодия, исполняемая на флейте.
Гири выполнялись из камня или металла и имели разную форму.

БОЕВЫЕ ВИДЫ СПОРТА

Существует несколько гипотез относительно места проведения соревнований по борьбе, кулачным боям и панкратиону. Некоторые исследователи полагают, что эти соревнования проходили в Алтисе перед алтарем Зевса. Другие считают, что они проходили на стадионе.

Жеребьевкой решалось какие атлеты будут соревноваться друг с другом. В отличие от современных правил в те времена не было весовых категорий.

БОРЬБА

Противники боролись голыми руками в положении стоя. Существовали разные виды захватов. Атлет, первым коснувшийся земли в третий раз, считался проигравшим.

ПАНКРАТИОН

Это разновидность борьбы. В этом виде борьбы были разрешены все приемы, но запрещалось кусаться, выдавливать глаза и всовывать пальцы в нос противника.

БОКС

Руки борцов были защищены длинными кожаными ремнями. Эти предшественники боксерских перчаток с течение времени подвергались многочисленным модификациям. Пластинки металла закреплялись на костяшках пальцев, что значительно усиливало удар.

ПЯТИБОРЬЕ

В пятиборье входили пять видов соревнований: бег, прыжки, метание диска, метание копья и борьба. Атлета, принимавшего участие в соревнованиях, называли пентатлос. Это был самый разносторонний вид спорта, поэтому тело пентатлоса считалось самым совершенным.

КОННЫЕ ВИДЫ СПОРТА

Гонки на колесницах и скачки на лошадях проходили на ипподроме. Гонки на колесницах были очень зрелищными и особенно популярными у населения. Проводились гонки квадрига, когда колесницу везла четверка лошадей, и парные гонки, когда колесницу везла двойка лошадей. Управляющие колесницей назывались возничими. В отличие от атлетов возничие не были обнаженными, а носили длинные туники.
В гонках на лошадях жокеи были обнаженными. Они скакали без седла и не носили шпор.
Благодаря конным соревнованиям женщины были непосредственными участниками Игр! В качестве владельцев они могли выставлять своих лошадей на гонки, где ими управляли мужчины возничие или жокеи.

МУЗЫКА И ПЕНИЕ

Музыка и пение не входили в программу Олимпийских игр. Они были особенностью Игр в Дельфах!
В Дельфах, задолго до появления спортивных соревнований, проводились музыкальные турниры. Они включали пение под аккомпанемент кифары (или китары, разновидность лиры), соло на флейте или пение под аккомпанемент флейты. Музыка и пение остались характерной чертой Пифийских игр даже после объединения спортивных соревнований в единое целое. В программе фигурировали также соревнования в поэзии и драме.

ПРИЗЫ

КОРОНЫ, ЛЕНТЫ И ПАЛЬМОВЫЕ ВЕТВИ

На современных олимпийских играх награждаются спортсмены, занявшие первое, второе и третье места, соответственно, золотыми, серебряными и бронзовыми медалями. На Панэллинских играх был только один победитель, получавший приз в виде венка или короны из листьев.
В каждом месте проведения соревнования короны изготовлялись из разных видов листьев:
— в Олимпии – это была корона из листьев дикого оливкового дерева;
— в Дельфах – корона из лавра;
— в Коринфе – корона из сосновых веток;
— в Немее – корона из дикого сельдерея.
Вместе с короной победитель получал красную шерстяную повязку, the tacnia. Знаменитая статуя скульптора Поликлета (датированная второй половиной 5 в. до н.э.) изображает юношу-победителя, надевающего на голову победную повязку. Статуя называется «Диадумен». Ее бронзовая копия установлена у входа в Олимпийский музей в Лозанне.
И, наконец, победитель часто держал в руках пальмовую ветвь – еще один символ победы.

НИКА, ПОСЛАННИЦА БОГОВ

Древние греки считали, что это боги принимали решение о даровании победы спортсмену. Победа часто представлялась в образе крылатого создания женского пола, известной под именем Ники, что по-гречески означает «победа». В качестве слуги или посланницы богов Ника спускалась к избраннику, неся с собой божественную награду в форме короны или повязки.

СЛАВА

Триумф спортсмена-победителя приносил с собой отраженную славу всем жителям его родного города. Когда он возвращался с Игр, его встречали как героя, и атлет получал многочисленные пожизненные привилегии.
Чтобы продемонстрировать свою известность, спортсмен имел право воздвигнуть себе статую. Кроме того, он мог обратиться с просьбой к поэту написать стихи, повествующие о его подвигах. Иногда, испытывая чувство гордости за своего земляка, жители города отливали монеты с его портретом, чтобы о нем помнили и его узнал весь греческий мир.

ПРИЗЫ НА МЕСТНЫХ СОРЕВНОВАНИЯХ

Призы, присуждавшиеся на местных соревнованиях, были более материальными. Победителю часто вручали амфору, наполненную оливковым маслом. В те времена оливковое масло ценилось очень высоко и стоило больших денег. Другие сокровища, такие как бронзовые треноги (большие вазы на трех ножках), бронзовые щиты или серебряные кубки, также вручались в качестве призов.
Несмотря на это престиж Панэллинских игр оставался незыблемым. Скромная корона из листьев была наивысшей наградой в греческом мире, так как она гарантировала его владельцу почет и уважение всех жителей.

ЗАВЕРШЕНИЕ ИГР

ПОСТЕПЕННЫЙ УПАДОК

За историю проведения олимпийских игр их значение значительно возросло. Начинаясь как простое соревнование в беге, они превратились в главное спортивное событие. Однако, уровень соревнований и этические принципы его участников не всегда были безупречными. Это стало особенно очевидным после завоевания Греции Римом в 146 г. до н.э., когда начался период «упадка», который, в конце концов, привел к прекращению Игр.

Существуют несколько причин исчезновения Игр:

— Профессионализм атлетов
Игры превратились в состязание между профессионалами, чьей основной мотивацией было коллекционирование побед путем участия в огромном количестве состязаний не только на Панэллинских играх, но также и в местных соревнованиях.
— Присутствие римских спортсменов среди греческих атлетов
Римляне пропагандировали спорт как зрелище. Превыше всего они ставили удовлетворение желаний зрителей. Дух соревнования, желание сравнить свои достижения с успехами других в атмосфере превосходства не были им интересны. Основная идея Игр оказалась под угрозой.
— Язычество Игр
Вера в нескольких богов была особенностью религий античного мира. Игры не были исключением, так как они посвящались языческим божествам. Рождение Христианства с его верой в единого Бога и обращение императоров в новую религию означало, что проведение языческих Игр стало невозможным.
Это был новообращенный в Христианство император Теодосий I, который в 393 г. н.э., после более чем тысячелетнего периода существования Олимпийских игр, принял решение об их упразднении! Остальные Панэллинские игры, проводившиеся в Дельфах, Корине и Немее, прекратили свое существование в то же время.

РАЗРУШЕНИЕ МЕСТА ПРОВЕДЕНИЯ ИГР И ЕГО ОТКРЫТИЕ В 19 ВЕКЕ

После упразднения игр Олимпия стала жертвой вандализма. Пожары и землетрясения также сыграли свою роль и с течением времени разрушили здания. Постепенно место соревнований исчезло под многометровым слоем земли и из памяти людей.
Благодаря трудам древних историков память об Играх и их месте в греческом мире не были преданы окончательному забвению. Было известно об их существовании, но сведения о конкретном месте проведения Игр были утеряны.
В 18 веке началась исследовательская работа, а в 19 веке в результате археологических раскопок были, наконец, обнаружены руины Олимпии. В наши дни изучение руин позволяет оценить важность Олимпии и представить прошлую славу Панэллинских игр.

Физическая культура в Древней Греции начала складываться в глубокой древности. Однако своего расцвета она достигла в VIII-IV вв. до н. э. В то время Греция представляла собой ряд небольших рабовладельческих государств, основное население которых составляли рабы. В зависимости от экономического, политического и культурного развития, военной организации и системы воспитания в том или ином греческом государстве определялись задачи, средства, формы и методы физического воспитания. Наиболее характерными в этом отношении были пути формирования системы физического воспитания в Спарте и Афинах.
Спарта - город-государство (полис), образовавшийся в IX в. до н. э. - имела натуральное хозяйство, внешней торговли почти не вела. В социально-экономическом укладе жизни Спарты еще можно было обнаружить признаки общинно-родовых отношений. Спартиаты , как господствующий класс, опасаясь восстаний рабов и ведя многочисленные войны, создали суровую систему военно-физической подготовки. До сих пор хорошо известен термин «спартанское воспитание ».
Судьбу новорожденого ребенка определяли старейшины: болезненных и слабых детей убивали. Здоровые дети до "7 лет воспитывались дома. С 7 до 17 лег, живя в общественных домах, которые больше напоминали казармы, дети, занимались в основном физическими упражнениями. С 17 до 21 года юноши продолжали физическую и военную подготовку в специальных отрядах эфебов , затем их зачисляли в разряд воинов, и они были обязаны нести военную службу до самой старости. Физическое воспитание в Спарте распространялось и на девушек. Воспитателями детей были старшие спартиаты (педономы), назначаемые государством. На умственное воспитание молодежи обращалось незначительное внимание.
Много времени отводилось пляскам и пению хоровых песен. В воспитании юношей большое место занимали упражнения в метании диска и копья, борьбе и кулачному бою, беге и прыжках, а также охота на диких зверей, военные игры, развивающие мужество и находчивость. Характерные черты системы воспитания в Спарте - это акцентированное внимание на развитие выносливости, силы и смелости. Благодаря хорошо поставленному физическому воспитанию и совершенной военной организации, спартанцы создали сильную армию гоплитов (тяжеловооруженная пехота), которая считалась лучшей в Греции и долгое время была непобедимой. Атлеты Спарты участвовали во многих олимпийских играх, и нередко выходили победителями.
В V в. до н. э. одним из крупнейших полисов Древней Греции стали Афины - типичный образец античной рабовладельческой республики с резко выраженным классовым расслоением общества. В Афинах были широко развиты внешняя торговля, мореплавание, различные ремесла. Каждый гражданин имел право и возможность принимать участие в общественной жизни. Поэтому афиняне не ограничивались только военно-физической подготовкой молодежи, а стремились дать ей разностороннее воспитание. В Афинах впервые была сделана попытка слить воедино воспитание умственное, физическое, нравственное и эстетическое.
До 7-летнего возраста ребенок воспитывался дома под наблюдением специально приставленного раба или рабыни. С 7 до 16 лет молодой афинянин посещал государственную или частную мусическую и гимнастическую школы. Мусическая школа (от слова музы - богини, покровительницы науки, искусств) осуществляла умственное воспитание в тесной связи с эстетическим. В гимнастической школе (от слова гимнос - обнаженный) греки занимались физическими упражнениями. Гимнастическую школу мальчики начинали посещать с 13 лет. Здесь в течение 2-3 лет они занимались бегом, прыжками, борьбой, плаванием, метанием диска и копья. По достижении 16-летнего возраста дети наиболее обеспеченных родителей поступали в так называемые гимнасии , где наряду с занятиями физическими упражнениями они изучали философию, политику, литературу. С 18 лет юношей зачисляли в отряды эфебов для прохождения двухгодичной военной службы. Первый год юноши проводили в казармах, изучая военное дело и занимаясь физической подготовкой. В течение второго года эфебы несли охрану границ своего государства.
Физическое воспитание в Афинах, как и в Спарте, имело военную направленность, хотя и не так резко выраженную. Характеризуя постановку воспитания в Афинах, можно сказать, что оно было направлено в основном на развитие ловкости и физической силы. На женщин физическое воспитание не распространялось. Афинская женщина не принимала участия в общественной жизни. В целом система физического воспитания, сложившаяся в период расцвета греческого античного общества, называлась гимнастикой и состояла из трех основных разделов: палестрики, орхестрики и игр. В основе палестрики лежали упражнения пятиборья: бег, прыжки, метания копья, диска и борьба. В палестрику входили панкратион (соединение борьбы с кулачным боем), а также плавание, кулачный бой, верховая езда, стрельба из лука, езда на колеснице, игры в мяч. Орхестрика включала в основном танцевальные упражнения, выполнявшимися под музыку. Игры составляли раздел гимнастики, чаще всего использовавшийся при занятиях с детьми. Сюда относились игры с палкой, колесом, клюшкой, шаром и другие подвижные игры.
В Древней Греции различали два метода применения физических упражнений: гимнастику , или общее физическое развитие, агонистику - специальную тренировку к выступлениям в состязаниях, которые устраивались по самым различным поводам (праздник, погребение героев, торжество в честь победы и т. п.). Постепенно эти состязания приобрели определенную периодичность и организованность.
Наиболее крупными состязаниями, на которых греки демонстрировали свою физическую подготовленность, были олимпийские игры . Первые известные в истории олимпийские игры состоялись в 776 г. до н. э. Местом проведения Игр была Олимпия, расположенная в северо-западной части Пелопонесского полуострова, в долине реки Алфей, у подножия горы Кронос. В Олимпии кроме храмов имелись гимнасия, стадион и ипподром.
В период с VIII по II в. до н.э. в олимпийских играх могли участвовать только свободнорожденные и наиболее имущие греки. Рабы и люди негреческого происхождения, «варвары», как их называли греки, а также женщины, к играм не допускались. Каждый участник должен был в течение 10 месяцев готовиться к играм дома, а затем в течение месяца - в Олимпии. Это могли позволить себе относительно состоятельные граждане, располагавшие достаточным количеством свободного времени.
В общественно-политической жизни рабовладельческой Греции периода расцвета (VI-IV вв. до н.э.) олимпийские празднества играли очень большую роль. Во время проведения игр Олимпия превращалась в центр экономической, политической и культурной жизни страны. Олимпийские игры способствовали объединению разрозненного греческого населения. За месяц до игр по всей территории Греции объявлялось священное перемирие, прекращались всякие распри между полисами, никто не имел права вступать на землю Олимпии с оружием в руках.
До 50 тыс. зрителей собиралось на олимпийские праздники. Их посещали знаменитые философы, историки, поэты, ораторы, музыканты, жрецы. В силу этого олимпийские игры имели большое значение для культурного развития и эстетического воспитания греков. Они проводились один раз в четыре года. Перерывы между играми назывались олимпиадами - по ним греки некоторое время вели летоисчисление. Программа олимпийских игр, вначале состоявшая только из бега на одну греческую стадию, т. е. 192 м, впоследствии расширилась за счет состязаний в пентатлоне, беге с оружием (меч и щит), борьбе, кулачном бою и панкратионе, состязаний колесниц и в верховой езде. С 37-й Олимпиады (632 г. до н. э.) в играх стали принимать участие и дети.
Олимпийские игры проводились чрезвычайно торжественно. Победители их (олимпионики ) пользовались большим почетом и уважением. Высшей наградой на играх был венок из ветвей оливкового дерева.
В III в. до и. э. начавшийся кризис рабовладельческой системы приводит к разложению античной культуры. Физическая культура в Греции вступает в полосу упадка. Появление христианской религии, проповедовавшей аскетизм и боровшейся против физического воспитания, повлекло за собой прекращение олимпийских праздников. В 394 г. н. э. древнегреческие олимпийские игры были запрещены.

Современное пятиборье уникальный, разнообразный и настолько гармоничный вид спорта, что его происхождение из Олимпийских игр Древней Греции не вызывает никого сомнения. Современное пятиборье называют «настоящим Олимпийским видом спорта» в первую очередь, имея в виду его исключительное соответствие идеалам олимпизма.

Античное пятиборье (пентатлон)


У кого быстрее и выносливее ноги – тот бегун.
У кого хватит силы, чтобы сжать в тисках соперника, - тот борец.
А кто может поразить соперника мощным ударом – тот кулачный боец.
Ну а если, кто мастер во всем – тот участвует в ПЯТИБОРЬЕ.
Так писал Аристотель об атлетах, сотворенных пентатлом. Ведь пентатл – истинная греческая страсть, творец красоты.Греки придумали состязания в пятиборье, чтобы показать всей Древней Элладе лучших и самых разносторонних атлетов. Античное пятиборье, состояло из преодоления поочередно пяти испытаний в течении одного дня: бега на 1 стадий (192м, 25см), прыжков в длину с гальтерами, метания копья, метания диска и борьбы. Впервые было включено в программу древних Олимпиад в 708 году до н. э. Первым победителем в этом виде спорта считается Лампис из Спарты.

Виды состязаний в античном пятиборье

Бег
Обыкновенный бег, при котором нужно было пробежать вперегонку 1 стадий. Длина стадия равнялась 600 ступням и из-за разного размера шага отмеряющих варьировалась от 175 до 192, 27 см. Примечательно то, что самый большой стадий был как раз таки в Олимпии – 192м 27см. Это можно отчасти объяснить тем, что по легенде его отмерял сам Геракл Для занятий бегом чаще всего выбирались юноши, которые занимались охотой или были пастухами, поскольку их образ жизни развивал качества, необходимые для бегунов. О прародителе всей атлетики воспевал владыка поэтов и поэт владык Пиндар:

«Не ищи в полдневном пустынном эфир
Звезд светлей, чем блещущее солнце,
Не ищи состязаний, достойней песни,
Чем олимпийский бег».

Прыжки в длину
Прыжки древних греков не походили на современные полеты атлетов. Обычно прыгали с возвышенности вдаль без разбега, а только размахивали перед прыжком руками со свинцовыми гирями (гальтерами) для того чтобы придать телу ускорение. Масса гальтер была от 1,6 до 4,6 кг, в зависимости от массы тела. Несколько таких гирь сохранились до наших времен и являются несомненной находкой.

Метание копья
Что касается метания копья, то это искусство изучалось преимущественно для военных целей. Обычно метания включали в себя два вида: на расстояние и в цель. В программу пятиборья входило именно метание на расстояние. Копье было деревянным, длинной в рост человека, заостренным спереди с железным наконечником для смещения центра тяжести и увеличения скорости полета, но более легким, чем копье воина.

Метание диска
Техника метания диска мало чем отличалась от современной. Диском назывался металлический (поначалу каменный) кружок, сплющенный по краям в виде чечевицы, цельный или просверленный посередине диаметром от 17 до 32 см и массой от 1,3 до 6,6 кг. С положением тела, принимаемом при метании, и способом размаха знакомят нас сохранившиеся античные статуи дискоболов. Очевидно, что самой знаменитой в этом ряду является статуя Мирона – «Дискобол». Эта статуя, дошедшая до нас лишь в римской копии, поражает, прежде всего, гармоничностью положения напряженного тела спортсмена. Мирон первым изобразил тело юноши, захваченного в момент движения. Его «Дискобол» замахнулся тяжелым диском, тело изогнуто, напряжено, как готовая вот-вот распрямиться пружина

Борьба
Греческая борьба практически ничем не отличалась от современной греко-римской, хотя и имела свои некоторые особенности. Различали борьбу «стоя» и «нижнюю борьбу». При борьбе «стоя» верх брал тот, кто трижды опрокидывал соперника на землю, а при «нижней борьбе» противник сам признавал себя побежденным. Для увеличения трудности борьбы обнаженные тела борцов смазывались маслом и посыпались мелким песком.

Несомненно, чтобы стать победителем в пятиборье, нужно было искусно владеть настолько разнообразными видами упражнений, что победа, одержанная в пентатле, ценилась в большей степени, чем в других видах состязаний. Победитель этого состязания получал титул «Victor Ludorum». И неудивительно, что сам древнегреческий философ Аристотель так писал об атлетах сотворенных пентатлом: «Наиболее совершенные атлеты, безусловно, занимающиеся пятиборьем, так как в их теле сила и скорость сочетаются в прекрасной гармонии».

Из пентатлона родилось два вида многоборья – легкоатлетическое и современное пятиборье, включающее стрельбу, фехтование, плавание, верховую езду и бег. И именно второе сохранило тот характер, который был присущ древнему пятиборью – представление о пятиборце как о совершенном атлете. Если пентатл эллинов включал состязания, в которых они могли показать все свое превосходство, то современное пятиборье стало включать дисциплины, которые в своем единстве способствуют развитию гармоничной личности. Стрельба вырабатывает психическую устойчивость. Фехтование – реакцию, а это значит, и умение в считанные доли секунды принять единственно важное и верное решение из многих вариантов и осуществить его. Плавание и бег развивают многие физические качества, а также закаляют характер. Не говоря уже о конном спорте, который остается единственной тонкой ниточкой, связывающей с природой, все больше отдаляющейся от человека.

«Пятиборье – это не просто спорт, - говорил заслуженный мастер спорта и олимпийский чемпион Павел Леднев. – большое искусство быть на высоте в пяти дисциплинах. На лошади пятиборец должен выглядеть элегантно, в фехтовании обладать отменной реакцией, в стрельбе – собранностью, в плавании – скоростной выносливостью, в беге по пересеченной местности – умением все выстрадать и выдержать».

Содержание статьи

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ – крупнейшие спортивные соревнования древности. Зародились как часть религиозного культа и проводились с 776 до н.э. по 394 н.э. (всего было проведено 293 Олимпиады) в Олимпии, считавшейся у греков священным местом. От Олимпии произошло и название Игр. Олимпийские игры были значимым для всей Древней Греции событием, выходившим за рамки сугубо спортивного мероприятия. Победа на Олимпиаде считалась чрезвычайно почетной и для атлета, и для полиса, который он представлял.

С 6 в. до н.э. по примеру Олимпийских Игр стали проводиться другие общегреческие соревнования атлетов: Пифийские игры, Истмийские игры и Немейские игры, тоже посвященные различным древнегреческим богам. Но Олимпиады были самыми престижными среди этих состязаний. Олимпийские Игры упоминаются в произведениях Плутарха , Геродота , Пиндара , Лукиана, Павсания , Симонида и др. античных авторов.

В конце 19 в. Олимпийские игры были возрождены по инициативе Пьера де Кубертена.

Олимпийские игры от зарождения до упадка.

Существует немало легенд о зарождении Олимпийских игр. Все они связаны с древнегреческими богами и героями.

Самая известная легенда гласит, как царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы , где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить угодные им общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит, спартанский законодатель Ликург и афинский законодатель и реформатор Клиосфен установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.

Согласно другому мифу, сын Зевса Геракл привез в Олимпию священную оливковую ветвь и учредил игры атлетов в ознаменование победы Зевса над его свирепым отцом Кроном.

Известно также предание, что Геракл, организовав Олимпийские игры, увековечил память о Пелопе (Пелопсе), победившем в гонке на колесницах жестокого царя Эномая. А имя Пелопа дали области Пелопоннес, где находилась «столица» античных Олимпийских игр.

Обязательной частью античных Олимпийских игр были религиозные церемонии. По установившемуся обычаю, первый день Игр отводился для жертвоприношений: атлеты проводили этот день у жертвенников и алтарей своих богов-покровителей. Подобный обряд повторялся и в заключительный день Олимпийских игр, когда вручались награды победителям.

На время Олимпийских игр в Древней Греции прекращались войны и заключалось перемирие – экехерия, а представители враждующих полисов проводили в Олимпии мирные переговоры с целью уладить конфликты. На хранившемся в Олимпии в храме Геры бронзовом диске Ифита с правилами Олимпийских игр был записан соответствующий пункт. «На диске Ифита написан текст того перемирия, которое элейцы объявляют на время Олимпийских игр; он написан не прямыми строчками, но слова идут по диску в виде круга» (Павсаний, Описание Эллады ).

С Олимпийских игр 776 до н.э. (самые ранние Игры, упоминание о которых дошло до нас, – по подсчетам некоторых специалистов, Олимпийские игры стали проводиться на 100 с лишним лет раньше) у греков шел отсчет особого «олимпийского летоисчисления», введенного историком Тимеем. Олимпийский праздник отмечали в «священный месяц», начинающийся с первого полнолуния после летнего солнцестояния. Он должен был повторяться через каждые 1417 дней, составлявших Олимпиаду – греческий «олимпийский» год.

Начинавшиеся как соревнования местного значения, Олимпийские игры со временем стали событием всегреческого масштаба. На Игры съезжалось множество людей не только из самой Греции, но и из ее городов-колоний от Средиземного до Черного моря.

Игры продолжались и тогда, когда Эллада попала в подчинение к Риму (в середине 2 в до н.э.), вследствие чего был нарушен один из основополагающих олимпийских принципов, допускавший участие в Олимпийских играх исключительно греческих граждан, а в числе победителей оказались даже некоторые римские императоры (в том числе и Нерон, «выигравший» скачки на колесницах, запряженных десятью лошадьми). Сказывался на Олимпийских играх и начавшийся в 4 веке до н.э. общий упадок греческой культуры: они постепенно утрачивали былое значение и суть, превращаясь из спортивного состязания и значимого общественного события в сугубо развлекательное мероприятие, в котором участвовали преимущественно атлеты-профессионалы.

А в 394 н.э. Олимпийские игры были запрещены – как «пережиток язычества» – римским императором Феодосием I, насильственно насаждавшим христианство.

Олимпия.

Расположена в северо-западной части Пелопонесского полуострова. Здесь находился Алтис (Альтис) – легендарная священная роща Зевса и храмово-культовый комплекс, окончательно сформировавшийся примерно в 6 в. до н.э. На территории святилища располагались культовые здания, монументы, спортивные сооружения и дома, где в период проведения состязаний проживали атлеты и гости. Олимпийское святилище оставалось средоточием греческого искусства вплоть до 4 в. до н.э.

Вскоре после запрета Олимпийских игр все эти сооружения были сожжены по приказу императора Феодосия II (в 426 н.э.), а столетие спустя окончательно разрушены и погребены сильными землетрясениями и разливами рек.

В результате проведенных в Олимпии в конце 19 в. археологических раскопок удалось обнаружить руины некоторых строений, в том числе спортивного назначения, таких, как палестра, гимнасий и стадион. Построенная в 3 в. до н.э. палестра – окруженная портиком площадка, где тренировались борцы, боксеры и прыгуны. Гимнасий, построенный в 3–2 вв. до н.э., – самое большое сооружение Олимпии, оно использовалось для тренировок спринтеров. В гимнасии также хранился список победителей и список Олимпиад, стояли статуи атлетов. Стадион (длиной 212,5 м и шириной 28,5 м) с трибунами и местами для судей был построен в 330–320 до н.э. На нем могли разместиться около 45 000 зрителей.

Организация Игр.

К участию в Олимпийских играх допускались все свободнорожденные греческие граждане (согласно некоторым источникам, мужчины, умевшие говорить по-гречески). Рабы и варвары, т.е. лица негреческого происхождения, участвовать в Олимпийских играх не могли. «Когда Александр пожелал принять участие в состязаниях и для этого прибыл в Олимпию, то эллины, участники состязаний, требовали его исключения. Эти состязания, говорили они, для эллинов, а не для варваров. Александр же доказал, что он аргосец, и судьи признали его эллинское происхождение. Он принял участие в беговом состязании и пришел к цели одновременно с победителем» (Геродот. История ).

Организация античных Олимпийских игр предусматривала контроль не только за ходом самих Игр, но и за подготовкой атлетов к ним. Контроль осуществляли элланодики, или гелланодики, самые авторитетные граждане. В течение 10–12 месяцев до начала Игр атлеты проходили интенсивную подготовку, после чего сдавали своеобразный экзамен комиссии элланодиков. После выполнения «олимпийского норматива» будущие участники Олимпийских игр еще месяц готовились по специальной программе – уже под руководством элланодиков.

Основополагающим принципом состязаний была честность участников. Перед началом соревнований они давали клятву соблюдать правила. Элланодики имели право лишить чемпиона титула, если он победил мошенническим путем, провинившийся атлет подвергался также штрафу и телесному наказанию. Перед входом на стадион в Олимпии стояли в назидание участникам заны – медные статуи Зевса, отлитые на деньги, полученные в виде штрафов с атлетов, нарушивших правила соревнований (древнегреческий писатель Павсаний указывает, что первые шесть таких статуй были уставлены в 98-ую Олимпиаду, когда фессалиец Эвпол подкупил трех выступавших с ним борцов). Кроме того, к участию в Играх не допускались лица, уличенные в совершении преступления или в святотатстве.

Вход на соревнования был бесплатный. Но их могли посещать только мужчины, женщинам под страхом смертной казни запрещалось появляться в Олимпии в течение всего празднества (согласно некоторым источникам, этот запрет распространялся только на замужних женщин). Исключение делалось лишь для жрицы богини Деметры : для нее на стадионе, на самом почетном месте был сооружен специальный мраморный трон.

Программа античных Олимпийских игр.

Первое время в программе Олимпийских игр был только стадиодром – бег на один стадий (192,27 м), затем число олимпийских дисциплин выросло. Отметим некоторые кардинальные изменения в программе:

– на 14 Олимпийских играх (724 до н.э.) в программу включен диаулос – бег на 2 стадия, а 4 года спустя – долиходром (бег на выдержку), дистанция которого составляла от 7 до 24 стадиев;

– на 18 Олимпийских играх (708 до н.э.) впервые проведены соревнования по борьбе и пентатлону (пятиборью), включавшему, помимо борьбы и стадиодрома, прыжки, а также метание копья и диска;

– на 23 Олимпийских играх (688 до н.э.) в программу состязаний вошел кулачный бой,

– на 25 Олимпийских играх (680 до н.э.) добавлены гонки на колесницах (запряженных четырьмя взрослыми лошадьми, со временем этот вид программы расширился, в 5–4 вв. до н.э. стали проводиться гонки колесниц, запряженных парой взрослых лошадей, молодыми лошадьми или мулами);

– на 33 Олимпийских играх (648 до н.э.) в программе Игр появились верховые скачки на лошадях (в сер. 3 в. до н.э. стали также проводиться скачки на жеребятах) и панкратион – единоборство, соединявшее в себе элементы борьбы и кулачного боя с минимальными ограничениями на «запрещенные приемы» и во многом напоминающее современные бои без правил.

Греческие боги и мифологические герои причастны к появлению не только Олимпийские игры в целом, но и отдельных их дисциплин. К примеру, считалось, что бег на один стадий ввел сам Геракл, лично отмерявший эту дистанцию в Олимпии (1 стадий равнялся длине 600 ступней жреца Зевса), а панкратион восходит к легендарной схватке Тезея с Минотавром.

Некоторые из дисциплин античных Олимпийских игр, знакомые нам по современным соревнованиям, заметно отличаются от своих нынешних аналогов. Греческие атлеты прыгали в длину не с разбега, а с места – к тому же с камнями (позже с гантелями) в руках. В конце прыжка спортсмен отбрасывал камни резко назад: считалось, что это позволяет ему прыгнуть дальше. Подобная техника прыжка требовала хорошей координации. Метание копья и диска (со временем вместо каменного атлеты стали кидать железный диск) производилось с небольшого возвышения. При этом копье метали не на дальность, а на точность: атлет должен был поразить специальную мишень. В борьбе и боксе не было деления участников по весовым категориям, а боксерский поединок продолжался до тех пор, пока один из соперников не признавал себя побежденным или оказывался не в состоянии продолжать схватку. Были весьма своеобразные разновидности и у беговых дисциплин: бег в полном вооружении (т.е. в шлеме, со щитом и оружием), бег герольдов и трубачей, попеременный бег и гонка на колеснице.

С 37 Игр (632 до н.э.) в состязаниях стали участвовать и юноши в возрасте до 20 лет. Поначалу соревнования в этой возрастной категории включали только бег и борьбу, со временем к ним добавились пятиборье, кулачный бой и панкратион.

Помимо атлетических соревнований, на Олимпийских играх проводился и конкурс искусств, с 84-х Игр (444 до н.э.) ставший официальной частью программы.

Первоначально Олимпийские игры занимали один день, затем (с расширением программы) – пять дней (именно столько продолжались Игры в период их расцвета в 6–4 вв. до н.э.) и, в конце концов, «растянулись» на целый месяц.

Олимпионики.

Победитель Олимпийских игр получал вместе с оливковым венком (эта традиция пошла с 752 до н.э.) и пурпурными лентами всеобщее признание. Он становился одним из самых уважаемых людей в своем городе (для жителей которого победа земляка на Олимпиаде тоже была огромной честью), его нередко освобождали от государственных повинностей, давали прочие привилегии. Олимпионику воздавались на родине и посмертные почести. А согласно введенной в 6 в. до н.э. практике, трехкратный победитель Игр мог поставить свою статую в Альтисе.

Первым из известных нам олимпиоником стал Корэб из Элиды, одержавший победу в беге на один стадий в 776 до н.э.

Самым знаменитым – и единственным за всю историю древних Олимпийских игр атлетом, побеждавшим на 6 Олимпиадах, – был «сильнейший среди сильных», борец Милон из Кротона. Уроженец греческого города-колонии Кротон (юг современной Италии) и, по некоторым данным, ученик Пифагора, он одержал свою первую победу на 60-й Олимпиаде (540 до н.э.) в соревнованиях среди юношей. С 532 до н.э. по 516 до н.э. он завоевал еще 5 олимпийских титулов – уже среди взрослых атлетов. В 512 до н.э. Милон, которому было уже больше 40 лет, попытался завоевать свой седьмой титул, но уступил более молодому сопернику. Олимпионик Милон являлся также неоднократным победителем Пифийских, Истмийских, Немейских Игр и многих местных соревнований. Упоминания о нем можно найти в трудах Павсания, Цицерона и др. авторов.

Другой выдающийся атлет – Леонид из Родоса – на четырех Олимпиадах подряд (164 до н.э – 152 до н.э.) побеждал в трех «беговых» дисциплинах: в беге на один и на два стадия, а также в беге с оружием.

Астил из Кротона вошел в историю античных Олимпийских игр не только как один из рекордсменов по числу побед (6 – в беге на один и на два стадия на Играх с 488 до н.э. по 480 до н.э.). Если на первой своей Олимпиаде Астил выступал за Кротон, то на двух последующих – за Сиракузы. Бывшие земляки отомстили ему за предательство: статую чемпиона в Кротоне снесли, а его бывший дом превратили в тюрьму.

В истории древнегреческих Олимпийских игр есть и целые олимпийские династии. Так, дед чемпиона по кулачному бою Посейдора из Родоса Диагор, а также его родные дяди Акусилай и Дамагет тоже были олимпиониками. Диагор, чья исключительная стойкость и честность в боксерских поединках завоевали ему огромное уважение зрителей и были воспеты в одах Пиндара, стал очевидцем олимпийских побед своих сыновей – соответственно, в боксе и панкратионе. (По преданию, когда благодарные сыновья водрузили на голову отцу свои чемпионские венки и подняли его на плечи, кто-то из рукоплещущих зрителей воскликнул: «Умри, Диагор, умри! Умри, потому что тебе больше нечего желать от жизни!» И взволнованный Диагор тут же скончался на руках у сыновей.)

Многие олимпионики отличались исключительными физическими данными. Например, чемпиону в беге на два стадия (404 до н.э.) Ласфену из Тебеи приписывается победа в необычном состязании с лошадью, а Эгей из Аргоса, победивший в беге на длинные дистанции (328 до н.э.), после этого бегом, не сделав в пути ни единой остановки, преодолел расстояние от Олимпии до своего родного города, чтобы быстрее принести радостную весть землякам. Победы добивались и за счет своеобразной техники. Так, чрезвычайно выносливый и подвижный боксер Меланком из Карии, победитель Олимпийских игр 49 н.э., во время поединка постоянно держал руки вытянутыми вперед, за счет чего он уходил от ударов противника, а сам при этом крайне редко наносил ответные удары, – в конце концов, измотанный физически и эмоционально соперник признавал свое поражение. А про победителя Олимпийских игр 460 до н.э. в долиходроме Ладаса из Аргоса говорили, что он бежит настолько легко, что даже не оставляет следов на земле.

В числе участников и победителей Олимпийских игр были такие известные ученые и мыслители, как Демосфен , Демокрит , Платон , Аристотель , Сократ , Пифагор , Гиппократ . Причем соревновались они не только в изящных искусствах. К примеру, Пифагор был чемпионом по кулачному бою, а Платон – в панкратионе.

Мария Ищенко

Национальные праздники, сопровождавшееся играми, имели огромное значения для развития древнегреческой цивилизации. Первое место между ними и по древности и по важности своей занимали олимпийские игры. Существовала легенда, что начало этим играм положил договор, заключенный между знаменитым спартанским законодателем Ликургом и Ифитом, царем соседней с Лаконикой области Элиды. В договоре определялось, что спартанцы и элидяне будут совершать общий праздник в храме Зевса олимпийского у реки Алфея.

Когда был установлен этот общий праздник, на время которого прекращались военные действия, мы точно не знаем. Более поздняя греческая легенда дала началу олимпийских игр мифическое происхождение: она говорила, что игры учредил Геракл , победив царя Элиды Авгия , и что он определил величину стадия, подставляя ногу к ноге по длине этой линии. Достоверно известно только то, что с первой трети VIII века распорядители олимпийского праздника стали вести список, в который записывали имя того, кто одержал победу в состязании бега. Этот список начинается с игр 776 г. до нашей эры, поэтому сейчас историки тоже начинают с этого года счет олимпиад.

План древней Олимпии. Цифрами обозначены: 1. Северо-восточный пропилон (вход) 2. Пританион 3. Филипейон 4. Храм Геры 5. Пелопион 6. Нимфей 7. Метроон 8. Zanes 9. Крипт 10. Стадион 11. Портик Эхо 12. Здание царя Птолемея II и Арсинои 13. Портик Гестии 14. Эллинистическое строение 15. Храм Зевса 16. Алтарь Зевса 17. Ex-voto of Achaeans 18. Ex-voto of Mikythos 19. Ника Пэония 20. Гимнасий 21. Палестра 22. Теоколеон. Римскими цифрами обозначены сокровищницы городов: I. Сикион II. Сиракузы III. Эпидавр IV. Византий V. Сибарис VI. Кирена VII. Неизвестно VIII. Алтарь? IX. Селинунт X. Метапонт XI. Мегара XII. Гела

© 2024 siniy-kit.ru -- Спортивный портал - Синий кит