Угай свободен: прекращено дело о миссионерской деятельности йога-сектанта. Преподавателя йоги могут оштрафовать за незаконную миссионерскую деятельность Дмитрий скандал йога

Главная / Как похудеть

Суд в Санкт-Петербурге в понедельник вынесет решение по административному делу в отношении программиста Дмитрия Угая, чью лекцию о философии йоги сочли нарушением поправок из «пакета Яровой», запрещающих занятие миссионерской деятельностью вне указанных в законе пространств. Дождь рассказывает главное об этом необычном деле.

  • Дмитрий Угай, программист из Санкт-Петербурга, интересуется индийской философией и йогой более 20 лет. 22 октября его пригласили прочесть лекцию на фестивале ведической культуры «Ведалайф» в петербургском лофте «Этажи». В лекции он рассказывал о видах йоги, текстах, на которых она основана, и основах философии этой духовной практики.
  • Лекцию прервали через 40 минут после ее начала сотрудники полиции. Угая задержали и доставили в 76-й отдел полиции. «Участковый спрашивал, понимаю ли я, что занимаюсь незаконной миссионерской деятельностью, и что меня за это ждет, — рассказал Угай Дождю. — Мне предлагали подписать заявление, которое не давали прочесть, оно было составлено еще до лекции, как будто бы очень быстро нужно было доказать мою вину». Подписывать показания программист отказался, и его отпустили, не выдав копию протокола. Позже он узнал, что в тот же день полицейские составили протокол об административном правонарушении — незаконной миссионерской деятельности — и направили его в суд. Но, как рассказывает Угай, судья вернул материалы дела из-за многочисленных процессуальных нарушений и отсутствия состава правонарушения. Спустя месяц протокол был составлен повторно — с учетом замечаний судьи — уже в отсутствие Угая. По его словам, к новому протоколу были приложены показания трех свидетелей, двое из которых даже не присутствовали на лекции.
  • В протоколе говорится, что во время лекции в «Этажах» Угай осуществлял миссионерскую деятельность от имени организации «Шри Чайтанья Сарасват Матх» — публично распространял информацию о вероучении вайшнавизма среди лиц, не являющихся участниками этого религиозного объединения, чтобы вовлечь их в состав его участников.
  • С жалобой на фестиваль «Ведалайф» обратился местный житель Наиль Насибуллин. Как следует из копии обращения, оказавшейся в распоряжении «Росбалта », он сообщил, что в лофт-проекте «Этажи» будет проводиться мероприятие, посвященное индийской культуре. «Предполагаю, что будет осуществляться миссионерская деятельность, направленная на вовлечение новых адептов религиозного движения „Сознание Кришны“ с распространением религиозной литературы и проведением молитвенных собраний с чтением мантр (молитв). Прошу принять меры по недопущению нарушения действующего законодательства, в случае выявления нарушений привлечь виновных к ответственности», — говорится в обращении. Ранее мужчина сообщал СМИ о том, что его жена и сестра стали участниками секты. При этом на самой лекции, по словам, Угая, мужчина не был.

  • Сам Угай называет дело сфабрикованным. «Я ни разу не произнес название этого объединения и слово „вайшнавизм“, все содержание моей лекции можно найти в книгах по индийской философии, по которым преподают в вузах», — объясняет он. Его слова подтверждает видеозапись лекции, в которой ни разу не упоминается указанное в протоколе объединение. Кроме того, у него не было при себе разрешения религиозной группы «Шри Чайтанья Сарасват Матх» осуществлять от ее имени миссионерскую деятельность.
  • Адвокат Угая Сергей Латышевский, присутствовавший на его лекции, настаивает, что в деле отсутствует состав административного правонарушения. «Он обвиняется в миссионерской деятельности от имени организации, названия которой он не упоминал, и сама по себе лекция не содержит признаков такой деятельности, — считает адвокат, — Это была обычная лекция о йоге». По его словам, к такому же мнению пришли четыре религиоведа и востоковеда — их экспертизы адвокат попросит приобщить к делу.
  • Председатель Межрегиональной правозащитной группы «Агора» юрист Павел Чиков считает, что соответствующая статья КоАП «дает неограниченное право срывать занятия йогой, лекции и публичные разговоры». Он предполагает, что, если Угая признают виновным, это может стать прецедентом. «Это распространится на всю страну — с полицейских требуют отчетности, и они получат прецедент в виде судебного решения. Это может повлечь за собой закрытие большого числа мест, где изучают йогу», — полагает правозащитник.
  • Дело Угая успело вызвать общественный резонанс. Например, на него обратила внимание певица Сати Казанова, которая рассказала , что сама недавно стала преподавателем йоги. «Мы ведь прошли эпоху сталинизма, живем в стране, предоставляющей своим гражданам свободу мысли, слова, а главное — верования!!» — негодует она. А политик Алексей Навальный, недавно объявивший о намерении баллотироваться в президенты, в связи с административным преследованием петербуржца пообещал отменить «закон Яровой», если придет к власти.
  • Принятый летом 2016 года «антитеррористический» пакет законов, внесенный депутатом Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым, содержит, помимо прочего, поправки в КоАП, согласно которым теперь можно наказывать за миссионерство вне отведенных законом «О свободе совести» мест. За это грозит штраф до 50 тысяч рублей.

    Первым пострадавшим от «закона Яровой» едва не стал кришнаит из Черкесска, на которого был составлен протокол по статье КоАП о миссионерской деятельности. Административное дело завели после того, как Сибирев в июле 2016 года дарил религиозную литературу прохожим, один из которых и написал на него заявление в полицию. В августе мировой суд Черкесска прекратил дело в связи с отсутствием состава правонарушения.

Д ело Дмитрия Угая, питерского «йога», которого судят согласно «закону Яровой», разразилось внезапным скандалом в Сети. Общественность недоумевает, как это так, «простого йога» взяли и посадили? За что?

Дело Дмитрия Угая, питерского «йога», которого судят согласно «закону Яровой», разразилось внезапным скандалом в Сети. Общественность недоумевает, как это так, «простого йога» взяли и посадили? За что?

На самом деле, чтобы массам было понятно, о чем речь и почему «простой йог» - не совсем простой, нужно разбираться с тем, что себе представляют защитники Угая. Представляют они себе, видимо, мальчиков и девочек в шортах и трико, которые задирают ноги выше головы и вообще тренируют правильное дыхание. То есть спортивную йогу.

Так вот, спортивная йога к этой истории не имеет вообще никакого отношения. Нет там ни спортивных костюмов, ни ног, задранных за голову, ни спортивных же сертификатов, ни гарантий физической безопасности, да и польза для здоровья откровенно сомнительна.

Дело в том, что йогин Угай, как и его коллеги по некоторым вполне религиозным организациям, учил тем методикам, которые не про физическое здоровье, а про «настройку ума». То есть в первую очередь это пение мантр в позе лотоса, сосредоточение на мистических и сакральных образах и прочая неоиндуистская атрибутика. Еще раз подчеркну: не индуистская, а именно неоиндуистская.

Поскольку в рамках классического индуизма неиндусам йогой заниматься бессмысленно. Надо для начала переродиться в соответствующей касте в рамках череды перерождений, чтобы в этих практиках были смысл и польза, опять же сугубо религиозные.

А вот в неоиндуизме - тут все проще. Уверовал, вступил в общину - и пожалуйста, ты уже «вайшнав», или «преданный». Это в первую очередь касается Международного общества сознания Кришны, к которому Угай то ли имел, то ли и сейчас имеет отношение.

Как минимум на своих лекциях он говорил о том, что главный религиозный текст кришнаитов, «Бхагавад-Гита как она есть» - это очень важная, нужная и полезная книга. Да и буквально с первой минуты лекции Угай говорит, что «асаны (физические упражнения) - это не главное в йоге».

Тут стоит сказать о том, что такое пресловутое Международное общество сознания Кришны. Это действительно международная религиозная организация, представленная в Индии достаточно скромно. Все больше в США, Европе и России. У нас эти милые люди появились еще в конце восьмидесятых.

Некоторые российские религиоведы дают МОСК вот такую характеристику: «Тоталитарный культ восточного направления, характеризующийся насаждением среди адептов антипатриотических и антинациональных воззрений, пренебрежительного отношения к не членам культа».

Еще есть весьма познавательная книга «Обезьяна на палке» журналистов Джона Хьюбнера и Линдсей Грусон, которая в подробностях повествует, почему данный культ тоталитарен и что же в практиках кришнаитов нехорошего. Ну, там, торговля наркотиками, педофилия и прочее из «стандартного набора» тоталитарных сект.

Понятное дело, представители МОСК все это опровергают и говорят, что они добропорядочная, традиционная религиозная организация, которой уже много сотен, а то и тысяч лет. Ну ладно, давайте поверим, хотя вот Хорошевский суд города Москвы еще в 1997 году не поверил .

Но ни один кришнаит не будет отрицать того, что МОСК - именно религиозная структура, ведь так? И ни один кришнаит не откажется от того, что «Бхагавад-Гита как она есть» - это именно доктринальный, сакральный текст, правильно?

Так вот, в итоге получается, что некий йогин, как минимум в прошлом имевший отношение к международной религиозной организации, проповедовал для масс важность, ценность и полезность главной сакральной книги данной религиозной организации. А еще учил, что асаны, то есть то, что большинство в России и считает йогой, - в йоге совсем не главное.

А главное - это как раз мантры, медитация и следование заветам «Бхагавад-Гиты». Не очень похоже на гимнастические упражнения, не правда ли? Скорее все же напоминает миссионерскую деятельность.

Понятно, что и сам Угай, и организаторы фестиваля, где он и выступал с «лекцией», заявляют о сугубо светском характере и самой лекции, и данного мероприятия вообще. Но тут опять нюанс: по некоторым данным, организаторы фестиваля - это в том числе представители такой опять же религиозной организации, как «Шри Чайтанья Сарасват Матх», также охарактеризованной как «индуистский культ».

#{author}В общем, религиозная организация проводит фестиваль, где идут лекции на религиозные темы от представителей религиозных течений, но все это «сугубо светское мероприятие». Есть мнение, что кто-то в этой истории говорит неправду.

Вообще же это очень распространенная практика в среде разного рода тоталитарных культов: маркировать свои религиозные собрания как фестивали, семинары и лекции сугубо светского, просветительского характера. Что не отменяет ни их религиозной, ни их миссионерской сути.

Похоже, что наши правоохранительные органы научились идентифицировать подобного рода акции и давать им адекватную правовую оценку. Что и выливается в задержания, возбуждения дел и судебные процессы.

В целом же нужно сказать, что на сегодняшний день в Петербурге очень много представителей самых разных «новых религиозных организаций». Чего стоит рейд по явочным квартирам «Аум Синрикё» в прошлом году!

Хочется надеяться, что к проблеме тоталитарных культов государство все же подошло системно, и дело Угая - это только один из первых примеров адекватной религиозной государственной политики.

Фестиваль индийской культуры Vedalife проходил 22 октября прошлого года в популярном у молодежи лофте «Этажи» на Лиговском проспекте. Дмитрия Угая организаторы пригласили прочитать лекцию о философских основах йоги. В позе лотоса 44-летний программист среди прочего рассказал слушателям, что йога способна развивать телепатические способности и ясновидение. Об этой духовной практике Дмитрий, по его словам, говорил отстраненно, не давая никаких оценок.

К концу лекции в зал вошли сотрудники 76-го отдела полиции. Одни из них занялся Угаем, другие отправились искать организаторов. По словам Дмитрия, полицейские действовали «грубо и развязно». За йога заступился слушатель — юрист Сергей Латышевский, который и стал его адвокатом. Он выяснил имя сотрудника полиции, который проводил задержание. Им оказался оперуполномоченный 76-го отдела полиции Арсен Магомедов.

Совестливый заявитель

Наиль Насибулин, менеджер по продажам, первую жалобу на лекцию направил в прокуратуру накануне фестиваля, но там его заявление проигнорировали, и он пошел в 76-е отделение.

«Они даже не слышали про «пакет Яровой» (поправки депутата Госдумы Ирины Яровой и сенатора Виктора Озерова в законодательство, в числе прочего ужесточившие контроль за религиозно-миссионерской деятельностью — Ред.). Пришлось объяснять», — сказал «Новой» Насибулин.

Быстренько изучив «пакет», полицейские отправились на фестиваль. Угая они обвинили в том, что у него не было при себе разрешения религиозной группе вести миссионерскую деятельность. Когда дело дошло до мирового судьи Дарьи Тен, Дмитрию уже вменялось нарушение части 4 статьи 5.26 КоАП РФ (миссионерская деятельность с нарушением требований законодательства о свободе совести).

«Я ничего не имею против кришнаитов, — рассуждает Насибулин. — Я лишь за то, чтобы люди открыто говорили, кто они и какую организацию представляют».

Наиль уже писал похожие жалобы: он добился, в частности, закрытия сайта свидетелей Иеговы, который был доступен и после решения Роскомнадзора о его блокировке. Свои мотивы Насибулин объясняет «зовом совести», а на «звание православного активиста», как его некоторые сейчас называют, он обижается. Внимание к деятельности религиозных организаций Насибулин объясняет семейной трагедией: его теперь уже бывшая жена попала в эзотерическую секту.

Суд идет

«Дело йога» бродит между судом и 76-м отделением два месяца. Судья Дарья Тен возвращала материалы полицейским из-за неверно составленного протокола. К тому же материалов дела, представленных полицией, оказалось недостаточно для рассмотрения в суде.

Судебный участок на 4-й Советской вряд ли раньше видел такое скопление людей. Полторы сотни человек пришли посмотреть на суд над йогом.

Сторона обвинения в процессе отсутствует — обвинение представлено исключительно на основании протокола. Сторона защиты строит свою позицию на том, что Угай не является представителем религиозной организации, он частное лицо, а потому под поправки Яровой не подпадает. Кроме того, называть миссионерством рассказ о философских основаниях йоги, ее видах в корне неверно, считают адвокат Сергей Латышевский и сам Дмитрий Угай.

Судью Дарью Тен такие аргументы убедили не вполне. Она продолжит рассматривать дело 18 января. На следующее заседание приглашены свидетели, в том числе Наиль Насибулин и «автор» протокола, участковый Арсен Магомедов.

P.S.

Организаторы Vedalife явно не хотят фигурировать в этом деле. Сайт фестиваля, который регулярно проходит не только в России (ближайший закончился 5 января в Сочи) больше не доступен, группа в «ВКонтакте» не обновляется. Адвокат Угая Сергей Латышевский на вопрос об организаторах отвечает уклончиво: «Непонятно, кто организатор, его никто не может найти».

Справка

Фестивали Vedalife в России связаны с международной индуистской организацией Шри Чайтанья Сарасват Матх, которая проповедует вайшнавизм — одно из направлений индуизма. В России она представлена некоммерческим предприятием (НП) «Культурный центр Шри Чайтанья Сарасвати», зарегистрировано в Москве. По словам Насибулина, именно оно было указано организатором фестиваля Vedalife на удаленном сайте.

Среди видов деятельности предприятия указаны творческая и развлекательная, а также производство аппаратуры для записи и воспроизведения звука и изображения.

Руководит НП Марат Баймухаметов руководит еще тремя организациями: ООО «ОСК» (производство и прокат фильмов), ООО «Вселенная света и звука» (ремонт электрооборудования, торговля), МОО «Талантливая молодежь» (общественная организация) и ООО «Фуллдом Энджиниринг» (деятельность в области архитектуры, в т.ч. строительство зданий).

В Петербурге резиденция Шри Чайтанья — их храм — находится в Лахте. Там регулярно проводятся лекции и фестивали, связанные с вайхнавизмом. На Youtube можно найти канал храма — TVDarshan_Lahta.

Среди видеозаписей есть и проповеди Дмитрия Угая. Например, «Множественные проявления Бога», «Возвращение в вечный мир Бога», «Основа чистой преданности» и множество других.

Указано и духовное имя Дмитрия: Шрипад Бхакти Ашрая Данди Махарадж. На записях он сидит в монашеском облачении перед микрофоном.

Осенью 2016 года петербургского программиста Дмитрия Угая задержали во время чтения лекции о йоге. По заявлению петербуржца, родственники которого состоят в секте, против него возбудили дело по статье о миссионерской деятельности, которая входит в «пакет Яровой». Лектор утверждает, что миссионерством не занимается, а в протоколе и вовсе указаны не его объяснения.

«Бумага» рассказывает главное из истории о том, как мужчину судят за выступление на фестивале здорового образа жизни.

Фото: Дмитрий Угай. Скриншот с YouTube

Петербургского программиста задержали за лекцию о йоге в октябре 2016 года

22 октября петербургский программист и преподаватель йоги Дмитрий Угай выступал на фестивале «Ведалайф» в «Этажах». Он читал лекцию о видах йоги. Спустя 40 минут после начала выступления в помещение вошли несколько сотрудников правоохранительных органов и попросили проехать с ними в участок.

Угая отвезли в 76-й отдел полиции, где объяснили, что его могут судить за незаконное занятие миссионерской деятельностью. Как стало известно позднее, полицейские пришли в «Этажи» по заявлению петербуржца.

17:53 — REGNUM Суд в Петербурге не нашел признаков незаконной миссионерской деятельности в поступках лектора йоги, передает корреспондент ИА REGNUM . Мировой суд 18 января постановил прекратить дело в отношении Дмитрия Угая за отсутствием состава административного правонарушения.

Напомним, Угая задержали в октябре 2016 года в лофт-проекте «Этажи» на Лиговском проспекте, когда он читал лекцию о пользе йоги. Полицейские доставили его в 76 отдел и предъявили обвинение в правонарушении по части 4 статьи 5.26 КоАП РФ (нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях). За это правонарушение, согласно поправкам, внесенным в КоАП по инициативе депутата Госдумы Ирины Яровой, может грозить штраф в размере от 30 до 50 тысяч рублей либо обязательные работы на срок до 120 часов.

На заседании суда свидетели поделились впечатлениями о той лекции: двое заявили, что она носила не религиозный, а чисто культурологический характер, еще одна женщина сообщила, что Дмитрий Угай рассказывал о «философском религиозном учении восточного характера». «Он сказал, что без изучения духовности йога ничего не дает, это не просто физические упражнения, а духовные практики», — заметила свидетельница.

Адвокаты призвали отнестись критически к подобным показаниям, отметив, что никто из свидетелей не имеет профильного образования и вряд ли разбирается в основах какого бы то ни было восточного учения. Кроме того, автор заявления в полицию Наиль Насибулин не смог вспомнить, упоминались ли в лекции слово «вайшнавизм» (его адептов также называют кришнаитами), название какой-либо религиозной организации. Другие свидетели показали, что такие слова и данные об организациях в лекции Угая не звучали.

Дмитрий Угай сообщил, что, по его мнению, у Насибулина есть основания оговорить его. «Никаких лже-доносов на Угая я не писал», — ответил ему свидетель. Он сказал, что организаторы обязаны «открыто заявлять о религиозной направленности своих мероприятий». В свою очередь, Угай подчеркнул, что выступал лектором как частное лицо и не является представителем какой-либо религиозной организации, что необходимо для миссионерской деятельности.

Защита настаивала, что Угай не мог нарушить требования к миссионерской деятельности, так как не осуществлял ее, не упоминал религиозных объединений и не распространял информацию о собственном вероучении. «Ни разу в лекции слово «вайшнавизм» не употреблялось, это видно из стенограммы лекции», — подчеркнула сторона защиты. В противном случае надо было бы наказывать всех преподавателей теологии, религиоведов, учителей на уроках православной культуры, полагают адвокаты.

Адвокат Анатолий Пчелинцев прочел выдержки из постановления советского суда от 1973 года, согласно которому женские сборные по футболу, практики йоги и другие зарубежные спортивные мероприятия не способствуют правильному духовному развитию советского человека. «Нас что, хотят вернуть туда же, в 1973 год?» — обратился он к суду, зал среагировал бурными аплодисментами.

«Спасибо йогам, что внимание к «закону Яровой» было привлечено в таком массовом характере. Йогу как метод оздоровления используют миллионы наших сограждан. Попытка придать ей религиозный характер поставила бы под запрет ее как таковую в России. Судья сегодня олицетворяла не саму себя, а всё судебное сообщество. И то, что было вынесено такое справедливое решение — это великое дело», — отметил адвокат Пчелинцев, комментируя оправдательный вердикт суда.

Отметим, что в конце августа 2016 года проповедник неканонической украинской религиозной структуры был задержан сотрудниками полиции в Санкт-Петербурге. По решению мирового суда, его могут привлечь к ответственности согласно норме закона, появившейся в рамках так называемого «пакета Яровой», сообщали СМИ. В отношении задержанного был составлен протокол об административном правонарушении по статье 5.26 КоАП РФ (Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях).

Добавим, что 22 августа 2016 года петербургская полиция приняла решение о депортации из РФ украинского проповедника Павла Дученко, выступавшего с антиконституционными призывами и добровольно не покинувшего страну по решению миграционной службы.

История вопроса

Правосудие осуществляется только специальным государственным органом – судом. Судебная система, - это совокупность судов, построенная в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.

Согласно Конституции Российской Федерации судебная власть представляет собой одну из трёх независимых ветвей власти.

Высшим судебным органом является Верховный суд, который рассматривает дела в кассационном и апелляционном порядке, а в некоторых случаях и как суд первой инстанции. Он осуществляет надзор за деятельностью судов общей юрисдикции (в том числе военных), обобщает судебную практику и даёт разъяснения по правоприменительным вопросам.

Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие по гражданским, уголовным и административным делам. Как правило, дела рассматриваются районными судами, вышестоящие суды рассматривают дела в кассационном и апелляционном порядке. Для некоторых категорий гражданских и уголовных дел в России в 2002 годы булл учреждён институт мировых судей.

Дела о преступлениях, совершённых военнослужащими, рассматривают военные суды. Экономические споры между субъектами хозяйствования, или между субъектами хозяйствования и госорганами рассматривают арбитражные суды.

Дела о соответствии Конституции РФ нормативных и правоприменительных актов государственных органов и органов местного самоуправления рассматривают Конституционный суд РФ и конституционные суды субъектов федерации.

© 2024 siniy-kit.ru -- Спортивный портал - Синий кит