Валгина Нина Сергеевна профессор, кандидат филологических наук. Светлышева Валентина Николаевна доцент, кандидат филологических наук. Пособие включает описание принципов русского правописания и изложение. Нарцисс – цветок для души Легенды о прекрасном Нар

Главная / Как похудеть

Транскрипт

1 Упражнения по теме «Правописание местоимений» Упражнение 1. Сформулируйте условия употребления местоимений 3-го лица в косвенных падежах с вставкой н и без нее. Без, в, для, до, за, из, к, на, при, про, возле, впереди, мимо, внутри, вне (его, него, ее, нее); вопреки, наперекор, согласно, вслед, навстречу, подобно, соответственно, благодаря (ему, нему); за исключением, насчет, по поводу (его, него). Упражнение 2. Спишите, вставляя подходящие предлоги. Определите падежи местоимений. 1) Егор сидел рядом... мной. 2) Ты всегда был строг... мне. 3) Сердце... мне сжалось. 4) Вникните... всё это хорошенько. 5) Все принялись хохотать... мною. 6) Вспомните... мне. 7) Мелькнуло... мною моё детство. 8) Он славился... всём округе гостеприимством и радушием. 9) В темноте я больно ушибся... что-то. Упражнение 3. Замените существительные в скобках местоимениями 3-го лица; где надо, добавляйте к местоимению н. Определите падежи этих местоимений. 1 / 8

2 1) Будет буря, мы поспорим и поборемся мы с (бурей). 2) Поутру над (Невы) брегами теснился кучами народ. 3) Под (парусом) струя светлей лазури. Над (парусом) луч солнца золотой. 4) Буре плач (Терека) подобен. 5) У ног (Рагима) плескалось море. 6) С (Онегиным) подружился я в то время. Мне нравились (Онегина) черты. Упражнение 4. Объясните написание местоимений. Кое-что, нечто, никакой, не на что, никем, ни с кем, не с кем, какой-нибудь, чей-либо, ни к чему, некого, кое с кем, ни с чем. Упражнение 5. Спишите, подчёркивая отрицательные местоимения и ставя в них ударения. Укажите падежи этих местоимений. 1) Его никто не заметил, никто не удерживал. (Т.) 2) Через пять минут никого не осталось на улице. (М. Г.) 3) Больше ждать было некого. (М. Г.) 4) Ничего не трогало его [Онегина], не замечал он ничего. (П.) 5) Никто ничего не узнал о происходившем. (Герц.) 6) Мне решительно скрывать нечего. (Т.) 7) А теперь мне выехать не на чем, некому лошадей подковать. (Г.) 8) Им ни в чём нельзя доверять. (Г.) 9) Не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины. (Гонч.) 10) Никакими силами и стараниями нельзя было докопаться, из чего был состряпан его [Плюшкина] халат. (Г.) 2 / 8

3 Упражнение 6. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. 1. (Н...)чья судьба, кроме своей собственной, вас более не интересует (Бут.). 2. Пилат повернулся и пошел к помосту, назад к ступеням, не глядя (н...)(на) что, кроме разноцветных шашек настила под ногами, чтобы не оступиться (Булг). 3. Но (н...)какого Коровьева так и не нашли, и (н...)какого Коровьева (н...)кто в доме не знал и не видел (Булг.). 4. Стало совершен...ясно, что Никанор Иванович (н...)(к)каким разговорам не пригоден (Булг). 5. Больше (н...)что не тревожило друзей (Биан). 6. Пастух клялся потом, что зверь шел через лес, (н...)(на)кого не обращая внимания (Биан.). 1. Настоящую нежность не спутаешь (н...)(с)чем, и она тиха (Ахм.). 8. Скучен день до вечера, коли делать (н...)чего (Посл.). 9. (Н...)(с)кем мне поговорить и (н...)кого послушать (Ч.). 10. Но (н...)кому мне шляпой поклониться, (н...)(в)чьих глазах не нахожу приют (Ес.). 11. Все были уверены, что он [Дубровский], а (н...)кто иной, предводительствовал отважными злодеями (П.). 12. Ей казалось, что (н...)кто, кроме него, не мог снять с (она) непоправимой вины, невыносимой тяжести (Пауст,). 13. Скован...ый (н...) чем непреодолимой усталостью, я уже не слышал, (н...)кто пререкался с хозяином, (н...)что явилось причиной спора. 14. (Н...)что не нарушало тишины. 15. В Мещёрском крае нет (н...)каких особен...ых красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха (Пауст.). 16. Больному мог помочь только хирург и (н...)кто другой. 17. Этот цветок (н...)что иное, как нарцисс. 18. Дверь захлопнуло порывом ветра, а (н...)чем иным. Упражнение 7. Спишите, вставляя вместо точек е или и. 3 / 8

4 1) Я окликнул хозяев н...кто не отвечал мне. Я отправился на двор, и там н...кого не было. 2) Долго не находил я н...какой дичи. 3) Я н...чего не слышал, кроме шума листьев. 4) Мне н... на кого пенять сам виноват. 5) Подружиться, действительно сблизиться он н... с кем не мог. 6.) Оба они н... к чему не имели особой страсти или привязанности. 7) Н... в какое время года Колотовка не представляет отрадного зрелища. 8) Дела Чертопханова вовсе под гору пошли. Охотиться стало н... на что, последние денежки перевелись, последние людишки поразбежались. Одиночество для Пантелея Еремеевича наступило совершенное; н... с кем было слово перемолвить, не то что душу отвести. (Из произведений И. С. Тургенева.) Упражнение 8. I. Составьте и напишите предложения со следующими формами отрицательных местоимений: Ничего, нечего, никем, ни с кем, некем, не с кем, не у кого, никакие, ничьи, ни с чьей. II. Составьте и напишите предложения со следующими формами неопределённых местоимений: Кто-то, с кем-то, кому-нибудь, кого-либо, кое-какие, кое у кого, кое-что, чему-нибудь, чем-либо, кое о чём. 4 / 8

5 Упражнение 9. Напишите не или ни слитно или раздельно, как того требуют правила. 1) В стремительный пляс пустился (не, ни) кто иной, как электрик. (Н О.) 2) (Не, ни) кто иной не умел делать того, что он умел. (М. Г.) 3) Нужно, чтобы дело это было поручено (не, ни) кому другому, как первому и лучшему актёру-художнику, какой отыщется в труппе. (Г.) 4) (Не, ни) кому другому этого поручить было нельзя. 5) Я целыми днями читал, (не, ни) чем иным заниматься не хотелось. 6) Этот провал [в Пятигорске] есть (не, ни) что иное, как потухший кратер. (Л.) 7) Гость был (не, ни) кто другой, как наш почтенный Павел Иванович Чичиков. (Г.) 8) (Не, ни) кто иной не мог бы так удачно исполнить эту работу. 9) Оказалось, что был он [экипаж] (не, ни) что иное, как рессорная лёгкая бричка. Упражнение 10. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Выяснить (кое)какие подробности, (кое)(о)чем сообщить, с кем(либо) посоветоваться, (кое)(с)кем переговорить, какие(то) неприятности, чьи(нибудь) возражения, (кое)(в)ком ошибиться, (кое)(на)кого надеяться, о чем(то) договориться, уехать куда(нибудь), где(то) заночевать. 5 / 8

6 Тест по теме "Правописание местоимений" 1. В каком варианте пишется буква Е? 1) н... кто не знает 2) н.. за что на свете 3) н... чего раздумывать 4) н.. до чего нет дела 2. В каком варианте пишется буква И? 1) н... кому остаться дома 2) н... за что не скажу 3) н... у кого попросить денег 4) н...которые люди 6 / 8

7 3. В каком варианте необходимо слитное написание? 1) (не)сколько книг 2) не(с)кем посоветоваться 3) ни(у)кого не спросил 4) ни(о)чем не думай 4. В каком варианте необходимо раздельное написание? 1) (ни)чего не осталось 2) (ни)чем не интересовался 3) (не)чем заняться 4) (не)о(чем) переживать 5. В каком варианте может быть вариативное написание? 7 / 8

8 1) (не/ни)какой 2) (не/ни)кто 3) (не/ни)чей 4) (не/ни)который Ответы: 8 / 8


Местоимение Отрицательные местоимения Отрицательные местоимения имеют общую с вопросительными, относительными и неопределёнными местоимениями базу для образования: слова кто и что и их предложно-падежные

МЕСТОИМЕНИЕ Местоимение часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их (я, наш, этот, кто, всякий). Разряды местоимений Личные Возвратное Притяжательные Разряды местоимений

Тема урока: Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Тип урока: Изучение нового материала. Форма урока: Урок исследования. Цели урока: Образовательная: дата понятие о местоимении как части речи;

Предлог. Правописание предлогов Предлог служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных и местоимений от других слов в словосочетаниях и предложениях. Предлоги, как и окончания

РУССКИЙ ЯЗЫК. Вебинар 11. Местоимение. Ольга Владимировна Долгих, кандидат филол. наук, доцент департамента иностранных языков МФТИ. ПЛАН 1. Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. 2. Правописание

6 класс. МЕСТОИМЕНИЕ. ВАРИАНТ 1. ЧАСТЬ 1. А1. Укажите, какое слово в предложении является местоимением: Он приступил к работе немедленно. 1) первое слово; 2) второе слово; 3) третье слово; 4) четвертое

УЧЕБНЫЙ РАЗДЕЛ КТО-НИБУДЬ, НЕКТО ИЛИ НИКТО В.С. Ермаченкова, старший преподаватель Центра русского языка и культуры СПбГУ, Санкт-Петербург, Россия Отрицательным и неопределённым местоимениям, как правило,

УРОКРУССКОГО ЯЗЫКА 6 «А» класс Учитель: Шушпанова Т.А. b y С С К И И й Я З Ы К ема: ч / \ Разряды местоимений.личные место имения. Цель: Изучить разряды местоимений. Расширить знания о личных местоимениях.

1 Инструкция по выполнению работы На выполнение тематической работы по русскому языку даётся 45 минут. Работа включает в себя 15 заданий. Ответы к заданиям 1 4, 6, 8, 10 15 записываются в виде одной цифры,

Добрый день, здравствуйте! Сегодня я продолжаю отвечать на ваши вопросы. И сегодня я расскажу вам, как мы используем «-то», «-нибудь», «-либо» и «кое-». Например, «кто-то», «кто-нибудь», «кое-кто», «что-то»,

03/15/15 Русский 4 Занятие 20 Имя Классная работа. Задание 1: Из данных слов составьте словосочетание и предложение. Книга, стол, лежит (на, в, за, под, у, перед) С помощью каких слов вы объединили слова

Правописание предлогов Предлоги делятся на непроизводные, сложные как разновидность первых и производные. 1. Предлоги без(безо), в(во), за, из(изо), к(ко) на, над(надо), о(об, обо), по, под(подо), про,

Учебный тренажёр и проверочный тест по теме: «Правописание наречий» 7 класс Ибрагимова О.А, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ 18 с УИОП г.армавира Краснодарского края Дорогой друг! Предлагаю

И.А. Алексеева И.Г. Новосельский КАК УСЛЫШАТЬ РЕБЕНКА 2 И.А. Алексеева И.Г. Новосельский КАК УСЛЫШАТЬ РЕБЕНКА 2 Москва 2012 Пособие предназначено для проведения интервью с детьмимигрантами школьного возраста

Разряды местоимений Разряды местоимений 1. Личные 2. Возвратное 3. Вопросительные 4. Относительные 5. Неопределѐнные 6. Отрицательные 7. Притяжательные 8. Указательные 9. Определительные Личные местоимения

Вызов УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ «ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ» Цель урока развитие умений распознавать и склонять личные местоимения, использовать их в речи. Татьяна Юрьевна Салтыкова, учитель русского языка

План-конспект урока русского языка в 6 «В» классе по теме «Отрицательные местоимения». Тип урока: комбинированный урок. Цели как деятельность учеников. Метапредметные: М/п: извлекать, перерабатывать и

Класс: 6 Тема урока Приставка и предлог Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний. Цель: формирование у детей четкого представления о роли приставок в слове и предлогов в речи человека, умение отличать

PRONOMI Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они Себя Мой, твой, ее, его, наш, ваш, их Этот, тот, такой (tale), таков (tale), столько Сам, самый, весь, всякий, любой, каждый Кто? Что? Какой? Чей? Который? Кто,

Московский семинар Натальи Котельниковой Ноябрь 2012 8-11 ноября в Москве вновь состоялся праздник откровения Души и свершений семина ры Натальи Котельниковой «Планета в квантовом взлете» и «Практики Христосознания».

Ответы к книге к пятерке шаг за шагом 7 класс >>> Ответы к книге к пятерке шаг за шагом 7 класс Ответы к книге к пятерке шаг за шагом 7 класс Причастие это особая форма глагола, которая обозначает признак

Русский 7 Занятие 17 8 февраля Имя.. Задание 1: Поговорим о повести Ю. Казакова Арктур - гончий пес 1) Как Арктур попал к хозяину? «Неизвестно, какое имя дала ему мать при рождении, - для людей он не имел

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ Отрицательные местоимения никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей указывают на отсутствие лица, предмета или их признака. Грамматические признаки отрицательных местоимений

Леденёва Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Касторенская СОШ 1» Касторенского района Курской области Урок русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчинённые предложения с

Урок русского языка с использованием методики Т.Я. Фроловой. Тема. Служебные части речи и их грамматические признаки. Цели: 1. Повторение и обобщение знаний о служебных частях речи. 2. Наблюдение за употреблением

Поговорим о хороших манерах». Цели: дать понятие, что такое воспитанность, что означает быть воспитанным. Задачи: Воспитательная: вырастить из ребят воспитанных людей. Учебная: научиться самому сделать

Тема: Обобщение знаний о местоимении Предметные результаты обучения: закрепить умение распознавать личные местоимения; определять их грамматические признаки; склонять личные местоимения и правильно употреблять

С т р а н и ц а 1 Неопределённые и отрицательные местоимения. С т р а н и ц а 2 Валентин Берестов ИСКАЛОЧКА Если где-то нет кого-то, Значит кто-то где-то есть. Только где же этот кто-то, И куда он мог

Тема: Служебные части речи. Предлог. Урок русского языка в 10 классе Цель: Повторить и обобщить изученное по служебным частям речи. Оборудование: Интерактивная доска. Карточки по теме. Ход урока: Перед

Материалы заданий олимпиады школьников для 10 класса Номер 1 2 3 4 5 6 7 8 Итого задания Баллы 15 9 12 16 20 10 8 10 100 Задание 1 Найдите среди предложенных фразеологизмов фразеологизмы с синонимичным

Надежда Щербакова Ральф и Фалабелла Жил на свете кролик. Его звали Ральф. Но это был необычный кролик. Самый большой в мире. Такой большой и неуклюжий, что не мог даже бегать и скакать, как остальные кролики,

РАЗГОВОР С ТОВАРИЩЕМ ЛЕНИНЫМ ДЕНИС ДРАГУНСКИЙ (родился в 1950 году) ЗАДАНИЕ 1. Ответьте на вопросы к тексту. 1) Что происходит на Красной площади в Москве в январе в день смерти Ленина? На Красной площади

1 ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КК ИНОСТРННОМУ ЯЗЫКУ ЗОЫЙ УРОЕНЬ Субтест ЛЕКСИК. РММТИК Инструкция к выполнению теста ремя выполнения теста 50 минут. Тест состоит из 4-х частей, включающих 110 заданий. При выполнении

КТО,ЧТО, ЧТО ЗА Придаточные изъяснительные с союзными словами осложняются добавочными оттенками значений: а) сосредоточивают внимание на субъекте или объекте действия. Примеры: Мне очень бы хотелось знать,

ВЕРБОВКА АЛЕКСАНДР ЦЫПКИН (РОДИЛСЯ В 1975 ГОДУ) ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ ЗАДАНИЕ 1. Ответьте на вопросы к тексту: 1) Кто пришел на собеседование к рассказчику? К рассказчику на собеседование пришла совсем юная

Тема: Правописание отрицательных местоимений Цели урока: Образовательная: формировать представление о смысловых и грамматических особенностях отрицательных местоимений и навыка их правильного написания.

Занятие 9 1. Звук [ж]. Буква Жж. Сочетания ЖИ-ШИ. 1. Рассмотреть картинку на странице 25 и определить, в какую игру играют дети. Выделить из начала слова жмурки начальный звук. Несколько раз произнести

Занятие 8 1. Буква Чч. Звук [ч"]. 1) Знакомство со звуком. Введение буквы. Загадка: Без ног и без крыльев оно, Быстро летит, не догонишь его. (Время) Вспомните, какие единицы времени знает ребенок (год,

Стёпина # книжка Лариса Суркова Мама пятерых детей, психолог, кандидат психологических наук ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОМА В ШКОЛЕ В ПУТЕШЕСТВИИ Издательство АСТ Москва #Cтёпина_книжка СТЁПА ДОМА И В ШКОЛЕ

Как помириться с родными У меня есть престарелая родственница, которой я по своей инициативе перечисляю деньги каждый месяц, помогаю, она же пенсионерка. Однако недавно мне пришлось столкнуться с грубостью

Информация для желающих сдать тест по русскому языку как иностранному I сертификационный уровень В1 Примеры заданий теста элементарного уровня В1 Информация о выполнении теста: Необходимо выбрать правильный

Речь. Текст. Предложение. Слово. Текст состоит из предложений, а предложения- из слов. Текст Предложение-это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль. Предложение Каждое предложение произносится

Надежда Щербакова Мама, не плачь! Моя мама гладильщица. Она работает в химчистке, гладит уже постиранные вещи. У них есть всякие специальные машины, которыми они гладят. Мама уходит утром и приходит вечером.

26 ФЕВРАЛЯ 2017г Имя: Домашняя работа 18 Учи стихи к празднику. Тема: Сочетания -ЧН- -ЧК-. Задание 1. Задания из учебника. Задания 107, 110 на стр. 60-61. Убери одну или две буквы. Запиши полученные слова.

Стихи умершему папе от дочки >>> Стихи умершему папе от дочки Стихи умершему папе от дочки Никакие молитвы не смогли бы тот грех отмолить. За краем моря и земли, Где каждый вечер бесконечен. Я жду с нетерпением

Главная > Изложение

1.10.4. Сложные прилагательные 1. Сложные прилагательные пишутся так же, как и сложные существительные, от которых эти прилагательные образованы: от слитно пишущихся сложных существительных образуются сложные прилагательные, которые пишутся слитно: железобетонный (железобетон), лесосечный (лесосека), спецкоровский (спецкор), шлакоблочный (шлакоблок), шарикоподшипниковый (шарикоподшипник) и др.; от пишущихся через дефис сложных существительных образуются сложные прилагательные, которые пишутся через дефис: анархо-синдикалистский (анархо-синдикализм), вакуум-аппаратный (вакуум-аппарат), вакуум-концентрический (вакуум-концентратор), лейб-гвардейский (лейб-гвардия), сан-францисский (Сан-Франциско) и др. (О правописании названий жителей от дефисных прилагательных см. с. 93, п. 4). Примечание. При наличии приставки сложные прилагательные, образованные от дефисно пишущихся существительных пишутся слитно: антисоциал-демократический (хотя социал-демократический, социал-демократ), прииссыккульский (иссык-кульский, Иссык-Куль), проанархосиндикалистский (анархо-синди-калистский, анархо-синдикализм) и др. 2. Слитно пишутся: 1) сложные прилагательные, у которых вторая часть самостоятельно не употребляется: быстротечный (нет слова «течный»), всеядный, густоволосый, густолистный, длинноволосый, длинногривый, остроклювый, машинописный, насекомоядный, синеглазый и т.п.; 2) сложные прилагательные, образованные из двух иболее основ, не имеющих в своем составе суффиксовприлагательных: атомоходный (атом и ходить - основы не имеют суффиксов прилагательных), бензоводный, беломраморный (белый мрамор), вагоностроительный, внешнеторговый, древнерусский, кислотомаслобензозащитный, мясорыбоконсервный, паровозомашиностроительный, посудохозяйственный, пылеотсосный, пылеводо-светонепроницаемый, пятимачтовый, слабонервный, слабоустойчивый и т.п.; 3) сложные прилагательные, первая часть которых состоит из слов наречного типа на о или е (с суффиксом или без него): быстро-, вечно-, все-, выше-, густо-, долго-, мало-, много-, ниже-, остро-, равно-, редко-, трудно-, тяжело-, широко- и др.; вторая же часть может быть представлена прилагательным или причастием, например: быстродействующий, быстрорастворимый, быстрорастущий, вечнозеленый, вечномерзлый, вечноцветущий, всевластный, всемогущий, всеведущий, всеобъемлющий, всеобъемлемый (и всеобъемлюще), всезнающий (и всезнающе), высокооплачиваемый, высоконравственный, высокоодаренный, высокопродуктивный, высокопрофессиональный, вышеназванный, вышеприведенный, вышеупомянутый, малоактивный, малозначащий, малоприятный, малоалкогольный, многозначащий, многозначительный, многообещающий (и многообещающе), нижеподписавшийся, нижеупомянутый, островоспалительный, остродефицитный, остроинфекционный, редкоземельный, редконаселенный, сильнодействующий, труднобольной, трудновоспитуемый, труднопроходимый, тяжелобольной, тяжеловооруженный, тяжелораненый, узковедомственный, узкопрофессиональный, узкоспециальный, чистосердечный, широкопредставительный и др. Многие из таких прилагательных употребляются как термины и терминологические выражения, свойственные научно-техническому или деловому стилю. Некоторые из них имеют ограниченную сочетаемость, например: долгоиграющая (только пластинка), скоропортящийся (только продукт питания), слаборазвитый (государство, страна, дети), равноудаленный (точка, угол) и др. Примечание. При наличии пояснительных слов наречие и прилагательное или причастие образуют свободное словосочетание, ср.: глубокоуважаемый автор - глубоко уважаемый читателями автор; густонаселенный район - густо населенный рабочими район; легкораненый солдат - легко раненный в руку солдат; малоосведомленный читатель - мало осведомленный в этом вопросе читатель; многозначащий взгляд - много значащий для меня взгляд. На слитное или раздельное написание влияет такжепорядок слов: сложное прилагательное обычно предшествует существительному, а сочетание слов, омонимичное сложному прилагательному, следует заопределяемым существительным, ср.: быстрорастворимый сахар - сахар; быстрорастворимый в горячей воде; сахар, растворимыйбыстро в горячей воде (возможна перестановка элементов сочетания). 3. Через дефис пишутся сложные прилагательные, части которых представляют собой основы производных прилагательных (т.е. они имеют в своем составе словообразовательные суффиксы) или причастий, например: аграрно-промышленный (аграрный и промышленный, но: агропромышленный - в первой части нет суффикса прилагательного; о правописании подобных прилагательных см. п. 2.), вертикально-подвижный, глинисто-песчаный, десантно-транслортный, историко-литературный, критико-биографический, литературно-художественный, медико-судебный, общественно-психологический (но: общественно полезный; о подобных сочетаниях см. с. 101, п. 6), охлаждающе-смазывающий (охлаждающий и смазывающий), приемно-отправительный, счетно-пишущий, учебно-воспитательный, удлиненно-цилиндрический, электронно-управляемый, экспедиционно-транспортный и др. Большое количество таких прилагательных имеет терминологический характер и употребляется в научно-технической или деловой сфере деятельности. Однако подобные образования часто можно встретить и в языке художественной литературы, где они выполняют функцию своеобразных сложных, эпитетов и являются индивидуальными, авторскими: добродушно-хитрая улыбка, желчно-раздраженный тон, мужественно-суровый вид, насмешливо-надменный взгляд, нетерпеливо-выжидательная тишина, раскатисто-громкий смех, резко-сухой выкрик и т.п. Ср.: И было в нем что-то средневековое, безнадежное, изысканно-слащавое (Кор.); Предводитель, хозяин дома, величаво-толстый, беззубый старик, подошел к графу (П. Т.); Что хотят сказать эти крупные, выпяченные губы, эти неподвижно-расширенные, вздернутые ноздри?.. (Т.). 4. Через дефис пишутся сложные имена прилагательные, обозначающие оттенки цветов: бело-розовый, зеленовато-коричневый, изжелта-зеленый, черно-бурый (но: чернобурка), ядовито-желтый и др.; по этому же принципу пишутся прилагательные, в которых только одна из частей представлена основой прилагательного, называющего цвет: бутылочно-зеленый, бело-молочный, молочно-белый, пепельно-серый, лимонно-желтый, медно-красный, а также авторские образования: честно-голубые глаза, выпукло-серые пуговицы, смугло-волосатые руки. Краткие формы подобных прилагательных дефисное написание сохраняют: А белые лепестки стали так ярко-белы, что неровности бросили белые тени (Пришв.) 5. Через дефис пишутся сложные прилагательные, образованные из сочетаний имени собственного и отчества, имени и фамилии или двух фамилий, например: бойль-мариоттовский закон, вальтер-скоттовский почерк, ильфо-петровская сатира, лев-толстовская теория, давлет-гирепскип поход. Примечания: 1. Сложные прилагательные типа дяди-Ванины (книги), тети-Анина (шаль) пишутся через дефис. 2. Сложные прилагательные, образованные от иноязычных фамилий, имеющих в своем составе служебное слово, а также образованные от восточных составных собственных имен (китайских, корейских и пр.), пишутся слитно, например: декостеровский стиль (Шарль де Костер), декрайфовские книги (Де Крайф), демиллевские произведения (де Милль), маоцзедуновское правление (Мао Цзедун), суньятсеновское движение (Сунь Ятсен). 6. Сложные прилагательные, первой частью которых является наречное слово и пишущиеся слитно, необходимо отличать от сочетаний, состоящих из наречия и прилагательного и пишущихся всегда раздельно. В таких сочетаниях наречия могут указывать: а) на степень признака, названного прилагательным: безупречно вежливое обращение, изнурительно долгий путь, ослепительно голубое море, подозрительно быстрая реакция - в таких случаях наречие можно заменить сочетанием предлога до + существительное (ср. соответственно: вежливое до безупречности обращение, долгий до изнурения путь и т.д.); б) на определенное отношение, в котором рассматривается признак: социально опасный преступник, хозяйственно полезная деятельность, художественно полноценное произведение - наречие можно заменить сочетанием для + существительное или с точки зрения + существительное (ср. соответственно: опасный для общества преступник, полезная для хозяйства деятельность, полноценное с точки зрения художественности произведение); в) на уподобление признака тому, что названо наречием на ски: детски наивные высказывания, приятельски фамильярное обращение - наречие можно заменить сочетанием как у + существительное (ср. соответственно; наивные, как у детей, высказывания; фамильярное, как у приятелей, обращение; Примечание. Раздельно пишутся сочетания, состоящие из отпричастных наречий на юще, яще (указывающих на меру, степень) и прилагательных: вызывающе развязное поведение, исчерпывающе полный ответ, потрясающе привлекательный вид, удручающе грустный взгляд, слепяще белый снег - наречия в этих случаях указывают на степень признака, названного прилагательным, от которого можно задать вопрос до какой степени? Но: колюще-режущий (колющий и режущий). Упражнение 96 . Объясните правописание сложных прилагательных. 1. Агрозоотехнический, водопроводный, Восточно-Европейская равнина, вагоностроительный, влажно-тропический, водоочистный, восьмивесельный, высокоинтеллектуальный, двенадцатибалльный, дизель-моторный, законнорожденный, засухоустойчивый, дикорастущий, древнеегипетский, естественнонаучный, иглокожие, индокитайский (берег), заднежаберные, огородно-хозяйственный, полуобразованный, полночный, полупрезрительный, глазодвигательный, детдомовский. 2. Автомобильно-тракторный, аграрно-промышленный, азотно-водородный, архитектурно-проектный, атомно-молекулярный, банно-прачечный, белково-витаминный, беловато-голубой, бесцветно-бледный, бромсеребряный, бюджетао-финансовый, вальтер-скоттовский, весенне-полевой, вице-президентский, военно-юридический, вопросно-ответный, вязально-трикотажный, гардинно-тюлевый, губно-губной, диверсионно-террористический, желтовато-красный, жилищно-строительный, заклепочно-сварной, Западно-Сахалинские горы, западно-сахалинское побережье, зюйд-вестовый, изжелта-зеленый, индо-китайский договор (но: индокитайский берег), кисло-сладкий, кредитно-денежный, лично-командный, мужественно-суровый, овощебахчевой, плосковогнутый, понтонно-мостовой, слабо-желтый, слабокислый. Упражнение 97 . Объясните раздельное написание следующих сочетаний. Взаимно перпендикулярный, всемирно известный, диаметрально противоположный, диффузно рассеянный, жизненно важный, классово чуждый, мертвенно бледный, морально устойчивый, общественно необходимый, ослепительно яркий, особо точный, относительно верный (но: относительно-вопросительные местоимения), перекрестно включенный, последовательно миролюбивый, промышленно развитый (но: промышленно-транспортный), предельно допустимый, рабски покорный, равномерно ускоренный (но: равноускоренный), радикально направленный, резко континентальный, пол зеленого ягодника, редко расположенный, социально опасный (но: социально-экономический), теоретически важный, по-товарищески чуткий, по-детски наивный, тяжело дышащий (но: тяжелобольной), удивительно простой, умеренно холодный, условно пораженный (но: условнорефлектсрный), химически чистый, художественно полноценный, широко представленный (но: широкодоступный), экспрессивно окрашенный (но: экспрессивно-эмоциональный), экологически загрязненный, явно неудачный, ярко освещенный, ясно выраженный (но: ясновидящий). Упражнение 98 . Перепишите, раскрывая скобки. 1. Николай Алексеевич скучающими глазами обвел знакомые (приятно) привычные предметы своего кабинета. В таком же странном роде были и несколько висевших по стенам картин в гладких (серебристо) серого цвета рамах. И все же это были картины, отмеченные печатью несомненного таланта, сильного, яркого (необузданно) смелого, хотя, к сожалению, слишком модного (Солог.). 2. И не волнение, а настороженная тишина вставала во мне, когда я увидела его [город] еще издали, еще до входа под грандиозную арку шлюза с (аккуратно) пышным цветником, рядом с (прямо) угольным, огромным, почти нагим по архитектуре зданием знаменитой (гидро) станции. Мой городок больше не высился на (стремительно) крутом зеленом откосе... (О. Б.). 3. Тихо проносила свои (желтовато) мутные воды освободившаяся ото льда река. 4. (Разно) образны формы герценовского повествования (Сем.). 5. На вершинах елок гроздь (темно) лиловых шишек (Пришв.). 6. Ушел в воду (старый) старый Паисьевский монастырь... (О. Б.). 7. Два (полу) круглых окна с красивыми занавесками выходили на улицу (Вос.). 8. Возможно, даже не дошла до нас молва о некоторых (руко) творных чудесах света (Кулиб.). 9. Все люди были для Даши (однообразно) пестрой, широкой, суетливой рекой (Горб.). 10. С запада медленно, словно подкрадываясь, поползли (грязно) желтые тучи, вдали негромко погромыхивал гром (Верес.). 11. Оружейная палата - старейший музей. Здесь сосредоточены шедевры русского, восточного, (западно) европейского искусства, работы мастеров многих стран мира. 12. Под легким дуновением знойного ветра оно вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, (ослепительно) ярко отражавшей солнце, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок (М. Г.). 1.11. Правописание местоимений 1.11.1. Личные местоимения У местоимений 3-го лица он, она, оно, они в косвенных падежах пишется начальная буква н, если эти местоимения употребляются после предлогов: у него (нее, них), к нему (ней, ним), о нем (ней, них), с ним (ней, ними). Примечание. Буква н не присоединяется, если личные местоимения употребляются после производных предлогов (благодаря, наперекор, вопреки, согласно, навстречу): благодаря ему (ей, им); нет наращения н, если указанные местоимения следуют за сравнительной степенью прилагательного: моложе его (ее, их), ближе их. Упражнение 99 . Сформулируйте условия употребления местоимений 3-го лица в косвенных падежах с вставкой н и без нее. Без, в, для, до, за, из, к, на, при, про, возле, впереди, мимо, внутри, вне (его, него, ее, нее); вопреки, наперекор, согласно, вслед, навстречу, подобно, соответственно, благодаря (ему, нему); за исключением, насчет, по поводу (его, него). 1.11.2. Неопределенные местоимения 1. У неопределенных местоимений пишется только приставка не-, при этом она всегда ударная: некто, нечто, некий, некоторый. Примечание. Местоимение некто не склоняется; местоимение нечто имеет формы именительного и винительного падежей. 2. Частицы (аффиксы) кое- (кой- - разг.), -то, -либо, -нибудь у неопределенных местоимений пишутся через дефис: кое-что, кое-кого, кое-какой, кое-какого, кто-либо, кому-либо, какой-нибудь, какому-нибудь. Если между частицей кое- (кой-) и местоимением стоит предлог, то все сочетание пишется раздельно (в три слова): кое с кем, кое у кого, кое с каким. 1.11.3. Отрицательные местоимения В отрицательных местоимениях под ударением пишется приставка не-, без ударения - ни-: некого - никого, некому - никому, нечем - ничем. Примечания. 1. Местоимения некого, нечего не имеют формы именительного падежа. 2. Не и ни (как приставки) при отсутствии предлога пишутся с местоимением слитно, при наличии предлога - раздельно, так как они являются отрицательными частицами: некем - не с кем, никого - ни у кого, ничьих - ни при чьих, никакой - ни о каком. Необходимо различать отрицательные местоимения, пишущиеся слитно с частицей ни при отсутствии предлога (никто, ничто, никакой), и вопросительно-отрицательные местоимения (кто, что, какой), которые пишутся с частицей ни раздельно, так как она выполняет роль союза; ни в этом случае обязательно повторяется и по значению синонимична союзу о, ср.: Я не мог вспомнить ничего: ни кто меня обидел, ни кто меня защитил (и кто меня обидел, и кто меня защитил). Примечание. Различаются в написании сочетания не кто иной (другой), как - не что иное (другое), как и никто иной (другой) - ничто иное (другое). Сочетания не кто иной (другой), как и не что иное (другое), как содержат в себе противопоставление, а не в таком случае является отрицательной частицей и пишется с местоимением раздельно: Сказка в фольклоре - это не что иное, как рассказ о выдуманном событии; Передо мной стоял не кто иной, как хозяин дачи. Такие сочетания употребляются в утвердительном предложении, т.е. в них невозможно без изменения смысла поставить второе отрицание. Союз как синонимичен союзу а, отчетливо выражающему противительные отношения (ср.: Передо мной стоял не кто иной, а сам хозяин дачи). Кроме того, в подобных оборотах возможна перестановка слов (ср.: Передо мной стоял не кто иной, а сам хозяин дачи). Сочетания никто иной (другой) и ничто иное (другое) не выражают противопоставления и употребляются в предложениях, где есть отрицание при сказуемом; ни в этом случае выполняет роль словообразующей приставки (образует отрицательное местоимение) и пишется слитно: Такой поступок не мог совершить никто другой; это ничем иным, как безответственностью, нельзя объяснить (есть второе отрицание). В случаях употребления в утвердительных предложениях без отрицания в сказуемом рассматриваемые конструкции носят присоединительный характер, а формально не представленное второе отрицание легко восстанавливается, ср.: Это можно объяснить безответственностью и ничем иным (его нельзя объяснить). Как правило, анализируемые обороты легко различаются по формальному признаку - союзу: пишется не (всегда раздельно), если употребляется союз а; пишется ни (слитно или раздельно), если следует союз и. Сочетания никто иной (другой) и ничто иное (другое) употребляются и в сравнительных оборотах с союзом как - как никто другой или в усеченной форме: как ничто: Левитан, как никто иной (другой), сумел передать с печальной силой неизмеримые дали русского ненастья. - Левитан, как никто, сумел передать с печальной силой неизмеримые дали русского ненастья. Упражнение 100 . Объясните написание местоимений. Кое-что, нечто, никакой, не на что, никем, ни с кем, не с кем, какой-нибудь, чей-либо, ни к чему, некого, кое с кем, ни с чем. Упражнение 101 . Спишите, вставляя прорущенные буквы и раскрывая скобки. 1. (Н...)чья судьба, кроме своей собственной, вас более не интересует (Бут.). 2. Пилат повернулся и пошел к помосту, назад к ступеням, не глядя (н...)(на) что, кроме разноцветных шашек настила под ногами, чтобы не оступиться (Булг). 3. Но (н...)какого Коровьева так и не нашли, и (н...)какого Коровьева (н...)кто в доме не знал и не видел (Булг.). 4. Стало совершен...ясно, что Никанор Иванович (н...)(к)каким разговорам не пригоден (Булг). 5. Больше (н...)что не тревожило друзей (Биан). 6. Пастух клялся потом, что зверь шел через лес, (н...)(на)кого не обращая внимания (Биан.). 1. Настоящую нежность не спутаешь (н...)(с)чем, и она тиха (Ахм.). 8. Скучен день до вечера, коли делать (н...)чего (Посл.). 9. (Н...)(с)кем мне поговорить и (н...)кого послушать (Ч.). 10. Но (н...)кому мне шляпой поклониться, (н...)(в)чьих глазах не нахожу приют (Ес.). 11. Все были уверены, что он [Дубровский], а (н...)кто иной, предводительствовал отважными злодеями (П.). 12. Ей казалось, что (н...)кто, кроме него, не мог снять с (она) непоправимой вины, невыносимой тяжести (Пауст,). 13. Скован...ый (н...) чем непреодолимой усталостью, я уже не слышал, (н...)кто пререкался с хозяином, (н...)что явилось причиной спора. 14. (Н...)что не нарушало тишины. 15. В Мещёрском крае нет (н...)каких особен...ых красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха (Пауст.). 16. Больному мог помочь только хирург и (н...)кто другой. 17. Этот цветок (н...)что иное, как нарцисс. 18. Дверь захлопнуло порывом ветра, а (н...)чем иным. 1.12. Правописание глаголов 1.12.1. Личные окончания глаголов 1. Различается написание личных окончаний у глаголов настоящего или будущего простого (если глагол совершенного вида) времени в зависимости оттого, к какому спряжению они относятся: 1) глаголы I спряжения имеют окончания -у(-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут(-ют): несу, несешь, несет, несем, несете, несут; 2) глаголы II спряжения имеют окончания -у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят): сижу, сидишь, сидит, сидим, сидите, сидят. Спряжение глаголов определяется двумя способами: по личному окончанию, если оно ударное: петь - I спр. (поют); говорить - II спр. (говорят), и по суффиксу неопределенной формы (инфинитива), если личное окончание безударное. Из числа глаголов с безударным личным окончанием ко II спряжению относятся: а) глаголы, оканчивающиеся в неопределенной форме на -ить(-иться): валить, готовить, ездить, жалить, жеманиться, косить, кружиться, канителиться, лакомиться и др. Исключения:брить (брею, бреешь, бреет, бреем, бреете, бреют); стелить (стлать) и все производные от него глаголы: выстелить (выстлать), застелить (застлать), постелить (постлать) и др. - имеют окончания I спряжения: стелешь, стелет, стелем, стелете, стелют; зиждиться употребляется только в двух формах - зиждется, зиждутся; б) семь глаголов на -еть(-еться): вертеть(-ся), видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть; в) четыре глагола на -ать(-аться): гнать(-ся), держать, дышать, слышать. Остальные глаголы (оканчивающиеся в неопределенной форме на -ать, -еть, -уть, -оть) с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению: бормотать, выздороветь, греть, закабалять (но: закабалить), закалять(-ся), колоть, колыхать(-ся), плакать, пороть и др. Примечания.

    Глаголы хотеть, бежать, брезжить относятся к так называемым разноспрягаемым, т.е. они имеют окончания I и II спряжения. Так, глагол хотеть в единственном числе изменяется по I спряжению (хочешь, хочет), а во множественном числе - по II (хотим, хотите, хотят); глагол бежать в 3-м лице множественного числа имеет окончание -ут (бегут), а в остальных - окончания II спряжения (бежишь, бежит, бежим, бежите); глагол брезжить имеет только две формы: 3-го лица ед.ч. - брезжит (II спряжение) и 3-го лица мн.ч. - брезжут (I спряжение). Глаголы типа выздороветь, заиндеветь, опостылеть, опротиветь, плесневеть изменяются в литературном языке по I спряжению: выздоровеешь, выздоровеет, выздоровеем, выздоровеете, выздоровеют. В глаголах блеять, веять, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять («переходить в жидкое состояние» - не следует путать с глаголом таить - «хранить в тайне»), хаять, чаять, чуять в неопределенной форме и в прошедшем времени пишется суффикс -я-, поэтому они изменяются по I спряжению: таешь (но: таишь от таить), тает, таем, таете, тают. От глагола мучить употребляются формы как I, так и II спряжения: мучаю, мучаешь, мучает, мучаем, мучаете, мучают и мучу, мучишь, мучит, мучим, мучите, мучат. Предпочтительными являются формы II спряжения, а формы I спряжения считаются разговорными, они восходят к устаревшему глаголу мучать. Глагол мерить и производные от него (домерить, померить, замерить и др.) изменяются по II спряжению: мерю, меришь, мерит, мерим, мерите, мерят; формы меряю, меряешь, меряет, меряем, меряете, меряют образуются от глагола мерять. У многих глаголов присоединенная приставка вы- перетягивает на себя ударение, в результате возникают затруднения в написании. В этих случаях сомнительное окончание рекомендуется проверять бесприставочным словом: выговорят - говорят (выговорить - говорить), выстрижешь - стрижёшь (выстричь - стричь).
2. Необходимо различать близкие по звучанию формы 2-го лица множественного числа повелительного наклонения и формы 2-го лица множественного числа настоящего или будущего (у глаголов совершенного вида) времени изъявительного наклонения типа стукните и стукнете. Повелительное наклонение образуется при помощи суффикса -и- (2-е л., ед. ч.) и окончания -те (мн. ч.): сид-и-те, пиш-и-те, прыгн-и-те; в изъявительном наклонении глагол имеет окончание во 2-м лице множественного числа -ете или -ите в зависимости от спряжения. Поэтому у глаголов I спряжения указанные формы различаются, ср.: Пишите аккуратней! (повелительное наклонение) и Вы пишете аккуратно, поэтому работу легко читать (изъявительное наклонение); у глаголов же II спряжения такие формы совпадают в написании, ср.: Держите ручку правильно! (повелительное наклонение) и Если вы правильно держите ручку, почерк получается красивый (изъявительное наклонение). Упражнение 102 . Определите спряжение следующих глаголов. Атаковать, взять, вильнуть, вить, владеть, дышать, долбить, запотеть, зябнуть, зависеть, зимовать, застревать, каменеть, крутить, кольнуть, либеральничать, мурлыкать, мочить, мочь, обидеть, откусить, прощать, пробудить, плотничать, проповедовать, потчевать, промокнуть, стлать, свистеть, сушить, тереть, фыркать, хотеть, шествовать. Упражнение 103 . Определите спряжение глаголов, образуйте указанные формы и обозначьте личные окончания:

Если вы никогда не видели огромных полян с нарциссами, то вы многое потеряли. А я вот в прошлую субботу приобрел в
свой багаж впечатлений эти прекрасные картины . Роскошь и изящество форм, соединенные в цветке нарцисса
делают его одним из самых ярких символов пробуждения природы.


Из этих солнечных рупоров на вас льется поток живительной энергии, плавящий ледяные зимние корки души и
заставляющий сильнее биться сердце.

Кажется, что могучий вековой кедр склонил свои ветви в почтении перед этой хрупкой сиюминутной красотой...

Цветение нарциссов кратковременно, но оно подобно триумфальной вспышке в скромной палитре начала весны.

Этот цветок был воспет поэтами всех стран и веков, как ни один другой, разве только роза. Сам Магомет сказал
про него: "У кого два хлеба, тот пусть продаст один, чтобы купить цветок нарцисса, ибо хлеб - пища для тела, а
нарцисс - пища для души".

Поляны нарциссов разбросаны по всему , от розария до оливковой рощи. Персидский царь Кир
назвал нарцисс "созданием красоты - бессмертною усладой".

Даже на расстоянии нескольких метров от цветов вас окутывает нежный аромат, а посредине поляны такое
благоухание, которое наверно, бывает только в раю...

Древнегреческая легенда о Нарциссе рассказывает, что у речного бога Кефисса и у нимфы Лаврионы был сын,
прекрасный юноша, который отверг любовь нимфы Эхо. За это он был наказан: увидев в воде собственное
отражение, влюбился в него. Терзаемый неутолимой страстью, он умер, а в память о нем остался красивый,
благоухающий цветок, венчик которого так и клонится книзу, как бы желая еще раз полюбоваться собою в воде.

По другому, не менее грустному и красивому преданию, Нарцисс неожиданно потерял сестру - близнеца. Склоняясь
над ручьём в безутешном горе, он увидел в собственном отражении черты любимой сестры. Сколько не погружал
он в воду руки, чтобы обнять родной образ, но всё было тщетно… Так и умер он от горя, склонившись над водой.
А цветок возник на месте, символизируя собой склонённый образ прекрасного юноши.

Нарцисс Вы, наверное, удивитесь, но название этого цветка происходит от греческого слова «наркао» — что значит «одурманивать»: и, действительно, запах этого душистого цветка может вызвать головную боль. А вот латинское название его - «нарциссус поэтикус», нарцисс поэтический, и это не случайно, многие считают, что это самый изящный из цветов. У разных народов и в разные времена нарцисс пользовался любовью и имел различное значение.

Например, в Китае с древних времен нарцисс играет важную роль в новогодних церемониях. Наверное, потому, что Новый год в Поднебесной отмечается в феврале, тогда же, когда зацветает нарцисс в природе. В каждом китайском доме этот цветок является обязательным атрибутом, его используют как украшение многих церемоний.

Нарцисс

Древние греки создали о нарциссе множество мифов. Самый распространенный повествует о том, что прекрасный юноша Нарцисс был превращен богами в дивный цветок по просьбе нимфы Эхо, которая никак не могла добиться его внимания. Превращение произошло в тот момент, когда Нарцисс увидел свое отражение в ручье и влюбился в себя. Поэтому Нарцисс часто служит нарицательным именем для людей самовлюбленных.

Древние римляне плели из нарциссов венки для пиров, венчали ими победителей. Кстати, в Римской империи нарциссы выращивались не только как красивые цветы, но также использовались как ценное ароматическое сырье. Эфирные масла, полученные из этих растений, до сих пор активно используются в парфюмерии .

В Европу нарцисс попал в 1570 году из Константинополя как подарок лорду Казначейства Англии и выращивался сначала в его знаменитом саду на берегу Темзы. Этот сад особенно славился множеством акклиматизированных в нем растений. А в настоящее время нарцисс — самый любимый цветок англичан, которому по популярности в Великобритании уступает даже роза.

В Пруссии нарциссы были символом любви и счастливого брака. Выходившая замуж девушка увозила цветок из родительского дома и ухаживала за ним, чтобы он лучше рос, ибо, согласно поверью, от его вида зависело счастье новой семьи .

Нарцисс

Европейские травники считали цветок нарцисса талисманом, привлекающим любовь женщин. Однако нужно не забывать, что луковицы нарциссов вызывают у некоторых людей аллергические реакции — покраснение кожи рук, зуд, крапивницу.

Как только растает снег, нарциссы трогаются в рост. Быстро растут их листья, «обнимающие» бутоны. Если в предыдущем сезоне растения не были пересажены в удобренную свежую землю, в это время их необходимо подкормить полным минеральным удобрением (примерно по 30 граммов на один квадратный метр).

В конце мая растения подкармливают еще раз по той же схеме. А вот когда листья пожухнут, их удаляют, а посадки обильно посыпают древесной золой. То, что летом нарциссы теряют привлекательность, надо учесть при посадке: разместите их между флоксами, эхинацеями или другими многолетниками, и желтеющие листья будут задекорированы.

На одном месте нарциссы могут жить не менее 4-5 лет. Пересаживают их, когда луковицы начинают теснить друг друга и цветение ослабевает. Начало августа - лучшее для этого время: луковицы, потерявшие корни, переносят это легко. Если процесс образования новых корней уже начался, луковицы осторожно выкапывают, стараясь не травмировать молодые корешки. Гнезда делят, обрабатывают инсектицидами и фунгицидами и рассаживают на подготовленные места. Если сразу пересадить невозможно, то их сохраняют, не допуская подсыхания молодых корней.

Нарцисс

Есть золотое правило: глубина посадки луковиц - три диаметра луковицы, считая от донца. Расстояние между растениями не менее 10 см. Посадочную ямку заправляют плодородной почвой с добавлением полного минерального удобрения (1 чайная ложка на луковицу) и древесной золы (1 стакан на 3 луковицы). До наступления холодов нарциссы успеют укорениться. При более поздней посадке их укрывают торфом или сухой листвой.

И последнее, запомните, что семенами нарциссы разводят только селекционеры. Посадите на своем участке нарциссы , и пусть они доставят вам массу удовольствия своим ранним и дружным цветением. Весна начинается с нарциссов!

В отрицательных местоимениях под ударением пишется приставка не-, без ударения - ни-: некого - никого, некому - никому, нечем - ничем.

Примечания. 1. Местоимения некого, нечего не имеют формы именительного падежа.

2. Не и ни (как приставки) при отсутствии предлога пишутся с местоимением слитно, при наличии предлога - раздельно, так как они являются отрицательными частицами: некем - не с кем, никого - ни у кого, ничьих - ни при чьих, никакой - ни о каком.

Необходимо различать отрицательные местоимения, пишущиеся слитно с частицей ни при отсутствии предлога (никто, ничто, никакой), и вопросительно-отрицательные местоимения (кто, что, какой), которые пишутся с частицей ни раздельно, так как она выполняет роль союза; ни в этом случае обязательно повторяется и по значению синонимична союзу о, ср.: Я не мог вспомнить ничего: ни кто меня обидел, ни кто меня защитил (и кто меня обидел, и кто меня защитил).

Примечание. Различаются в написании сочетания не кто иной (другой), как - не что иное (другое), как и никто иной (другой) - ничто иное (другое).

Сочетания не кто иной (другой), как и не что иное (другое), как содержат в себе противопоставление, а не в таком случае является отрицательной частицей и пишется с местоимением раздельно: Сказка в фольклоре - это не что иное, как рассказ о выдуманном событии; Передо мной стоял не кто иной, как хозяин дачи. Такие сочетания употребляются в утвердительном предложении, т.е. в них невозможно без изменения смысла поставить второе отрицание. Союз как синонимичен союзу а, отчетливо выражающему противительные отношения (ср.: Передо мной стоял не кто иной, а сам хозяин дачи).

Кроме того, в подобных оборотах возможна перестановка слов (ср.: Передо мной стоял не кто иной, а сам хозяин дачи).

Сочетания никто иной (другой) и ничто иное (другое) не выражают противопоставления и употребляются в предложениях, где есть отрицание при сказуемом; ни в этом случае выполняет роль словообразующей приставки (образует отрицательное местоимение) и пишется слитно:

Такой поступок не мог совершить никто другой; это ничем иным, как безответственностью, нельзя объяснить (есть второе отрицание).

В случаях употребления в утвердительных предложениях без отрицания в сказуемом рассматриваемые конструкции носят присоединительный характер, а формально не представленное второе отрицание легко восстанавливается, ср.: Это можно объяснить безответственностью и ничем иным (его нельзя объяснить). Как правило, анализируемые обороты легко различаются по формальному признаку - союзу: пишется не (всегда раздельно), если употребляется союз а; пишется ни (слитно или раздельно), если следует союз и.

Сочетания никто иной (другой) и ничто иное (другое) употребляются и в сравнительных оборотах с союзом как - как никто другой или в усеченной форме: как ничто: Левитан, как никто иной (другой), сумел передать с печальной силой неизмеримые дали русского ненастья. - Левитан, как никто, сумел передать с печальной силой неизмеримые дали русского ненастья.

Упражнение 100. Объясните написание местоимений.

Кое-что, нечто, никакой, не на что, никем, ни с кем, не с кем, какой-нибудь, чей-либо, ни к чему, некого, кое с кем, ни с чем.

Упражнение 101. Спишите, вставляя прорущенные буквы и раскрывая скобки.

1. (Н...)чья судьба, кроме своей собственной, вас более не интересует (Бут.). 2. Пилат повернулся и пошел к помосту, назад к ступеням, не глядя (н...)(на) что, кроме разноцветных шашек настила под ногами, чтобы не оступиться (Булг). 3. Но (н...)какого Коровьева так и не нашли, и (н...)какого Коровьева (н...)кто в доме не знал и не видел (Булг.). 4. Стало совершен...ясно, что Никанор Иванович (н...)(к)каким разговорам не пригоден (Булг). 5. Больше (н...)что не тревожило друзей (Биан). 6. Пастух клялся потом, что зверь шел через лес, (н...)(на)кого не обращая внимания (Биан.). 1. Настоящую нежность не спутаешь (н...)(с)чем, и она тиха (Ахм.). 8. Скучен день до вечера, коли делать (н...)чего (Посл.). 9. (Н...)(с)кем мне поговорить и (н...)кого послушать (Ч.). 10. Но (н...)кому мне шляпой поклониться, (н...)(в)чьих глазах не нахожу приют (Ес.). 11. Все были уверены, что он [Дубровский], а (н...)кто иной, предводительствовал отважными злодеями (П.). 12.

Ей казалось, что (н...)кто, кроме него, не мог снять с (она) непоправимой вины, невыносимой тяжести (Пауст,). 13. Скован...ый (н...) чем непреодолимой усталостью, я уже не слышал, (н...)кто пререкался с хозяином, (н...)что явилось причиной спора. 14. (Н...)что не нарушало тишины. 15. В Мещёрском крае нет (н...)каких особен...ых красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха (Пауст.). 16. Больному мог помочь только хирург и (н...)кто другой. 17. Этот цветок (н...)что иное, как нарцисс. 18. Дверь захлопнуло порывом ветра, а (н...)чем иным.

© 2024 siniy-kit.ru -- Спортивный портал - Синий кит