Формы тренировочных занятий. Общая характеристика и виды тренировочных занятий Типы тренировочных занятий по признаку основной направленности

Главная / Мышцы

В практике подготовки спортсмена выделяются основные формы организации спортивной тренировки: учебно-тренировочные занятия в спортивных секциях и командах, участие в спортивных соревнованиях, самостоятельные тренировочные занятия спортсмена.

Учебно-тренировочные занятия в спортивных секциях и командах проводятся по постоянному расписанию и при педагогическом руководстве тренера (преподавателя физического воспитания). Эти занятия обычно направлены на обучение спортсмена и повышение его спортивного мастерства.

Участие в спортивных соревнованиях стимулирует учебно-тренировочный процесс, воспитывает у спортсменов волю, черты самостоятельности и ответственности перед коллективом за результаты своей деятельности, спортивной подготовленности. Соревнования проводятся в соответствии с положениями и правилами, утвержденными соответствующими организациями. Их проводят специально созданные судейские коллегии. Спортсмены на соревнованиях выступают, как правило, самостоятельно: выполняют разминку, ведут спортивную борьбу, отдыхают между попытками и т. п.

Самостоятельные тренировочные занятия (самотренировки) спортсмены проводят индивидуально или в составе небольшой группы. Самотренировка организуется в неучебное время по индивидуальному плану. Обычно занятия проводятся без непосредственного участия тренера: он лишь помогает в их планировании, анализе и оценке. Наибольшего успеха в самотренировке достигают учащиеся, хорошо подготовленные теоретически, занимающиеся в спортивных секциях. Таких самостоятельных тренировочных занятий может быть 1, 2 и 3 в неделю. В каникулярный же период, во время производственной практики можно увеличить количество занятий до 5-6 в неделю. Продолжительность каждого такого занятия колеблется от 1 до 1,5-2 ч.

Другими формами самостоятельных занятий физическими упражнениями, способствующими росту уровня тренированности спортсмена, являются утренняя специализированная гимнастика, выполнение домашних заданий, активное участие в физическом труде и др.

Утренняя специализированная гимнастика (УСГ) представляет собой увеличенную по времени утреннюю гигиеническую гимнастику, в которой кроме гигиенических и оздоровительных ставятся и решаются частные задачи по совершенствованию отдельных элементов техники, воспитанию отдельных физических качеств, например силы. Длительность одного занятия индивидуальна и может колебаться от 30-40 до 50 мин. По структуре такое занятие УСГ напоминает учебно-тренировочное занятие: оно включает все три его части - подготовительную, основную и заключительную. Первая часть более продолжительна, в ней решаются преимущественно гигиенические задачи, присущие утренней гимнастике. Основная же часть небольшая: в УСГ не применяют больших объемов и интенсивных нагрузок. Ее средствами являются ходьба, бег, общеразвивающие упражнения, несложные элементы техники избранного вида спорта, другие специальные упражнения.

В тренировочных целях выполняются также домашние задания. В них, как правило, включают упражнения, направленные на преимущественное воспитание наиболее важных для данного спортсмена физических качеств, на ликвидацию отставания в технике отдельных движений, например: подтягивания в висе, сгибания и разгибания рук в упоре лежа, поднимания и опускания туловища в положении лежа на спине, упражнения со скакалкой, гантелями, гирей и т.п. Чаще всего домашнее задание спортсмен получает от тренера (преподавателя), но может и сам для себя сформулировать самозадание, исходя из задач спортивной подготовки, личной заинтересованности.

Физический труд, участие в туристских походах, подвижные игры и другие дополнительные формы занятий физическими упражнениями также могут использоваться для повышения уровня тренированности спортсменов. Большинство этих форм можно применять самостоятельно, в дополнение к учебно-тренировочным занятиям.

Большое значение для повышения эффективности тренировочного процесса имеют учет и анализ проделанной работы. Документом учета является «Дневник спортсмена», в котором перечисляются учебно-тренировочные и самостоятельные занятия, фиксируются объем и интенсивность физических нагрузок, средства и методы, результаты прикидок и спортивных соревнований, делаются отметки о самочувствии, эффективности восстановительных мероприятий, записываются замечания и пожелания тренера.

Высокие достижения в современном спорте невозможны без правильного применения разнообразных восстановительных мероприятий: они стали органической составной частью подготовки спортсмена. К числу восстановительных, относятся психолого-педагогические и медико-биологические средства.

Для всех учащихся доступными медико-биологическими средствами являются обоснованный режим жизни, рациональное питание и достаточное употребление витаминов, различные виды массажа и самомассаж, водные процедуры, баня, пребывание на свежем воздухе и др. Применение других медико-биологических средств восстановления работоспособности назначается и контролируется врачом и тренером. Поэтому, прежде чем приступить к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, к самотренировке, следует посоветоваться с тренером, преподавателем физического воспитания.

спортивный тренировка физический

Исходным целостным звеном, объединяющим элементы тренировки, является структура отдельного тренировочного занятия. Отдельное тренировочное занятие имеет 3 типичных части: подготовительную (разминка), основную, заключительную. Особенности структуры занятия вытекают из специфики их содержания, которое характеризуется:

строго избирательной направленностью;

2) повышенными функциональными нагрузками.

Для спортивной тренировки не типична множественность основных задач в одном занятии. Из-за повышенной сложности решаемых задач необходимо концентрировать внимание на небольшом круге задач.

А весь объем задач решается за счет увеличения числа занятий.

Структура тренировочного занятия более монолитна, чем в других видах физического воспитания. Структура занятия зависит и от специализации, эта зависимость наблюдается в соответствии частей занятия, фаз нагрузки и отдыха и т.д.

Для спортивно-тренировочных занятий характерна повышенная моторная плотность (круговая тренировка, интенсивно и экстенсивно интервальной работы).

Требования к занятия:

1. Цель занятий должна соответствовать общей цели обучения и тренировки.

2. Занятия должны воспитывать дисциплину, трудолюбие и спортивную мораль.

3.Строить занятия, таким образом, чтобы спортсмены сознательно и прочно овладевали технические навыки и развивали двигательные качества.

4.Каждое отдельное занятие строго обусловлено предыдущим и определяет содержание последующего.

5. Применять разнообразные методы обучения и совершенствования, соответствующие цели, содержанию занятий, степени подготовленности и возрастным особенностям занимающихся.

Существуют следующие типы занятий:

Учебные – где идет освоение нового материла (изучение)

Применяются на начальном этапе обучения у квалифицированных спортсменов при изучении тактических комбинаций.

Тренировочные – направлены на осуществление различных видов подготовки, они могут быть избирательной и комплексной направленности, широко используются в физической подготовке. Исполняют во II половине первой и в начале соревнований.

Учебно-тренировочные – здесь идет освоение нового материала его закрепление совершенствование и развитие физических качеств используются в подготовительном периоде.

Восстановление – в нем применяется небольшой суммарный объем нагрузки, ее разнообразие, эмоциональность, игровой метод, здесь идут восстановительные процессы после ударных микроциклов используют после и перед соревнованиями.


Модельные – проводятся по типу предстоящих соревнований, в период непосредственной подготовки к соревнованиям.

Контрольные – применяются для контроля за подготовленностью спортсменов. Планируются на всех этапах и периодах тренировки.

Основной формой организации обучения и тренировки (спортсменов) является тренировочное занятие (урок), при этом предусматриваются как индивидуальные, так и групповые занятия проводимые тренером с применением различных методов тренировки. В силу специфически игры преимущество отдается групповым занятия.

Структура каждого занятия имеет 3 части: подготовительную, основную, заключительную.

Подготовительная часть – (5-10 мин) готовит функционально и психологически к решению задач основной части занятия. – Содержание подготовительной части зависит от содержания основной части, упражнения не должны быть утомительны. Быть сходными по координации, динамике и направленности нагрузки с предстоящими действиями основной части урока.

Основная часть (35-70) – здесь идёт решение основных задач тренировки, изучение и совершенствование технико-тактических действий, развитие физических и психологических качеств, используют специально подготовительные, основные, игровые упражнения и учебные игры. Новый материал изучается в начале основной части, затем закрепляется и повторяется пройденный и совершенствование идет в конце основной части.

Заключение (5-10 мин. ’) – снижение уровневой нагрузки, упражнение на расслабление, растягивание, концентрацию внимания, п/и разбор занятий.

Чаще всего занятия проводятся в групповой и поточной форме, круговым методом, кроме этого используется индивидуальная форма. Групповые занятия составляют основную часть занятия – однако в каждом занятии уделяется (10-15 мин) для индивидуального выполнения.

В тренировке спортсменов по стрельбе используются, как правило, следующие формы тренировочных занятий: тренировка без патрона, тренировка в стрельбе по экрану, тренировка в стрельбе на кучность, тренировка в стрельбе на результат, коллективная тренировка.

Каждая из перечисленных форм решает свои задачи, тем не менее все они представляют единый преемственный процесс овладения техникой выстрела.

Техника стрельбы не должна изменяться при изменении формы тренировки.

Тренировка без патрона – одна из основных форм индивидуальной тренировки спортсмена в стрельбе. Она применяется на протяжении всего времени занятий стрелковым спортом. Вне зависимости от уровня подготовленности спортсмена.

Это самостоятельная форма учебных занятий и она не может быть заменена «огневой» тренировкой.

Надо убедить спортсмена в том, что тренировка без патронов – необходимое условие достижения избранной цели.

В начальном периоде обучения тренировка без патронов формирует позу изготовки; способствует сосредоточению внимания на мышечных ощущениях по достижению и сохранению устойчивости системы «стрелок-оружие», способствует разучиванию элементов технике выстрела; развивает силу и выносливость мышечных групп, обеспечивающих длительное поддержание позы изготовки с оружием, способствует согласованности прицеливания и спуска курка.

Тренировка в стрельбе по экрану – рассматривается как промежуточная между тренировкой без патрона и тренировкой по мишени.

Стрельба по экрану отличается от стрельбы по мишени отсутствием выраженной точки прицеливания. Это облегченный вариант стрельбы по мишени позволяющий в связи с отсутствием «яблока» сконцентрировать внимание на содержании выполняемых действий, а не на их результате. Экраном обычно служит белый лист размером с мишень. Если спортсмен технически правильно выполняет элементы цикла выстрела, то пробоины на экране располагаются кучно.

Разброс пробоин может быть связан с недопониманием того, как должна выполняться стрельба.

Действия спортсмена в стрельбе по экрану не должны отличаться от его действий при стрельбе по мишени.

Стрельба по экрану должна иметь место на тренировках спортсменов всех уровней подготовленности в тех случаях, когда нужно подкрепить навыки правильной техники производства выстрела.

Стрельба на кучность – применяется с целью:

Освоить особенности стрельбы по мишени с черным кругом;

Перенести навыки и умения, приобретенные стрельбой по экрану, на стрельбу по мишени;



Закрепить технику стрельбы и совершенствоваться в ней.

Стрельба по мишени на кучность содержит дополнительную трудность по сравнению со стрельбой по экрану, заключающуюся в желании совершить выстрел при возможно более точном совмещении мушки с «яблоком». Это естественное по своей природе стремление чревато тем, что:

1) стараясь произвести выстрел в момент кратковременных затуханий колебания оружия, стрелок непроизвольно ускоряет наращивание усилия на спуск, что приводит к отрыву пробоин;

2) стрелок уточняя положение мушки на мишени, добиваясь его точного положения, прекращает нажатие на спуск, и подлавливая момент совмещения, резко нажимает, что так же приводит к отрыву;

3) уделяя слишком большое внимание прицеливанию стрелок перестает контролировать тонус мышц, обеспечивающих устойчивость системы «стрелок-оружие», что приводит к нарастанию амплитуды колебаний, окончательно затрудняя качественный выстрел.

Как правило вначале стрельба по мишени, по кучности уступает стрельбе по экрану.

Тренер должен убедить спортсмена в том, что качество попадания находится в прямой зависимости от правильности выполнения элементов цикла выстрела.

Определение средней точки попадания (СТП).

Каждый выстрел – это совокупность ошибок допущенных стрелком и качеством применяемого оружия и пулек. Они всегда различны. Только стрелки высокого класса, применяя высококачественное оружие и пульки могут почти идеально (для человеческого глаза) сдваивать пробоины.

По этому пробоины находятся на некотором удалении друг от друга. Точку, находящуюся в центре рассеянных пробоин называют средней точкой попадания (СТП). Находят ее следующим образом: например (Рис. 44), имеется три пробоины, для определения СТП соединяют две любые пробоины прямой линией, затем делят ее пополам и эту серединную точку соединяют с третей пробоиной. Данный отрезок делят на три части. СТП будет находиться в конце первого отрезка линии, соединяющей последнюю пробоину со всеми остальными.



Пример: по трем, четырем, пяти пробоинам.

Тренировка в стрельбе на совмещение СТП.

При переходе к стрельбе по мишени на результат стрелок сталкивается с явлением, когда СТП, казалось бы беспричинно меняет свое положение вызывая необходимость постоянного внесения поправок в установку прицела.

Причиной этих изменений являются в основном постоянные хотя и не значительные изменения в изготовке, прикладке, усилиях удержания оружия и т.п., допускаемое стрелком. Поэтому очень важно, чтобы до начала тренировки в стрельбе на результат, обучаемый научился сохранять положение СТП стреляя по нескольким мишеням.

Для тренировки в однообразии принятия изготовки обучаемому предлагается сделать 3-5 выстрелов прекратить стрельбу, покинуть огневой рубеж и, снова изготовившись, сделать серию в 3-5 выстрелов, добиваясь однообразия принятой изготовки и ее точной ориентации, относительно мишени.

Только после овладения однообразной изготовкой, понимая необходимость сохранения мышечных ощущений обучаемый может успешно приступать к тренировке в стрельбе на результат.

Стрельба на результат отличается от стрельбы на кучность необходимостью совместить среднюю точку попадания с центром мишени. Это делается во время пристрелки оружия и уточняется при выполнении пробных выстрелов.

Совмещение СТП производится следующим образом: из точки СТП мысленно опускаются перпендикуляры на оси абсцисс и ординат. Затем вносится поправка в установку прицела по вертикали и горизонтали имеющимися на прицельной планке винтами.

Однако результат выстрела оказывает на стрелка различное влияние. «10» может и испугать и чрезмерно успокоить, а большой отрыв пробоины и мобилизовать, и полностью деморализовать стреляющего, в зависимости от квалификации и опыта спортсмена.

Тренер должен научить анализировать и воспринимать достоинство пробоины с точки зрения правильности выполнения техники выстрела.

Отмечая хороший выстрел и видя хорошую пробоину спортсмен должен видеть подтверждение технической правильности исполнения своих действий. И наоборот, если пробоина не совпадает с отметкой выстрела – найти причину (ревизовав свои действия по его выполнению), сделать 1-2 холостых выстрела.

Стрелок не должен подсчитывать очки – это дело судейской коллегии. Его задача правильное исполнение каждого выстрела.

Коллективная тренировка (КТ) позволяет спортсменам разучивать приемы регуляции своего эмоционального состояния в условиях психологических нагрузок; закреплять навыки техники выстрела в обстановке повышенной психологической ответственности.

Тренеру коллективная тренировка помогает изучить спортсменов с точки зрения психологической устойчивости к соревновательным нагрузкам.

Спортсмен, помимо овладения техникой меткого выстрела, должен сформировать психические качества, позволяющие реализовать свои умения в условиях соревнований: сосредоточению внимания, самообладанию, настойчивости.

Формирующиеся в процессе КТ навыки, более прочны и устойчивы, лучше сохраняют свои качества в условиях настоящих ответственных соревнований.

КТ представляет собой самостоятельную форму учебного процесса со своими конкретными задачами и условиями проведения.

Проводя их, тренер наблюдает за спортсменами, отмечая успешность перенесения ими психологических нагрузок. Отрицательное влияние КТ внешне выражается в следующем:

Резком снижении результатов стрельбы;

Затягивания (недостаток решительности) первых выстрелов и низкой их результативности;

Грубых отрывов, следующих за несколькими хорошими выстрелами;

Остром реагировании на изменение обстановки, возникновении посторонних помех и прочее;

Особенностях поведения: суетливости, растерянности, появление потливости, зевоте, заметном покраснении или побледнении лица;

Многократном откладывании выстрела;

Снижении результатов последних выстрелов после хорошей стрельбы в начале;

Быстром изменении выражения лица при происшедшем выстреле;

Чересчур поспешном и слишком долгом осмотре мишени в трубу.

Контрольная стрельба (КС) проводится для определения уровня подготовленности, правильности и прочности закрепления навыков, сформированных учебно-тренировочным процессом.

КС проводятся в соответствии с правилами соревнований: проведение жеребьевки, подача команд, присутствие зрителей и т.п.

До начала КС тренер беседует со спортсменами, напоминая им о необходимости сохранять самообладание сосредоточить внимание на основных элементах выстрела, подавлять отвлекающее влияние посторонних факторов.

В ходе выполнения упражнения тренер не вмешивается в действия спортсменов, предоставляя им возможность в полной мере проявить свои умения и навыки.

Разбирая КС, тренер должен остановиться на ошибках, допущенных спортсменами, делая это в доброжелательной форме.

Впоследствии тренер, проводя индивидуальные занятия со спортсменами, должен внести коррективы в психологическую подготовку. Помочь найти им свои приемы регуляции психического состояния, воспитывать у спортсмена уверенность в своих силах с конкретизацией формулы: «Знаю», «Умею», «Буду!».

Программы подготовки по этапам.

Программа начальной подготовки – 1 этап предусматривает последовательное обучение основам меткого выстрела и имеет целью сформировать у обучаемых правильные навыки и последовательность выполнения элементов каждого выстрела. Итогом выполнения программы явиться сдача обучаемыми норм на значок «Юный стрелок». Она также является этапом отбора обучаемых в секцию стрельбы.

Даны тематические планы второго и третьего этапов подготовки по упражнениям ВП-1 и ВП-2 с описанием изготовки и техники стрельбы.

Методика подготовки и формы тренировочных занятий аналогичны на всех этапах подготовки изменяется лишь их акцент в зависимости от индивидуальной подготовленности занимающегося.

Первый этап подготовки

Группа занимающихся 10-15 человек, возраст 10-11 лет.

Начальная подготовка (отбор) по программе подготовки на значок «Юный стрелок»:

Оружие – пневматическая винтовка типа ИЖ-38;

Дистанция стрельбы 5 м.;

Мишень – спортивная «П», черный круг диаметром 29мм, «10» - диаметром 2мм., расстояние между зонами – 4,5мм;

Положение для стрельбы – с руки, с опорой на стол или стойку высотой 110см.;

Количество выстрелов – 3пробных 5 зачетных;

Время на стрельбу – неограниченное;

Норматив – выбить не менее 40 очков.

Количество пуль 4,5мм.на одного занимающегося:

На учебные стрельбы – 74шт.;

На соревнования – 16 шт.;

Проверка боя и резерв руководителя – 10 шт.

Итого: 100 штук.

Перечень тем и расчет часов

№№ п/п Тема Кол-во часов Занятия №
1. Стрелковый спорт - военно -прикладной, технический вид спорта. 0,5 0,5
2. Теоретические основы стрельбы. 0,5 0,5
3. Меры безопасности и правила обращения с оружием. 0,5 0,5
4. Устройство и взаимодействие частей пневматической винтовки. 0,5 0,5
5. Основы меткого выстрела.
6. Тренировка в стрельбы из пневматической винтовки.
7. Участие в соревнованиях.

При педагогической оценке направленности отдельных занятий правомерно несколько подходов:

1) по признаку соответствия главным задачам этапа или микроцикла подготовки выделяются основные и вспомогательные (дополнительные) занятия;

2) по степени нагрузки различают занятия с оптимальной для данного спортсмена нагрузкой (ординарные), ударные и разгрузочные;

3) по признаку специализации и узкой прикладности выделяются типы занятий: учебное, тренировочное, модельное, общей физической подготовки, специальной физической подготовки, контрольное, разминочное и восстановительное.

Представление о характере и структуре отдельных типов занятий позволяет тренеру легче управлять тренировочным процессом в целом.

Выделение отдельных типов занятий и детальная разработка их структуры вызваны углубленной специализацией подготовки гимнастов. Пожалуй, только на начальных этапах занятия с новичками, не владеющими большим объемом гимнастических навыков, носят универсальный комплексный характер. В тренировке квалифицированных гимнастов решается более широкий круг задач, не «вмещающихся» в одно занятие. Занятия становятся узкоприкладными с четкой направленностью. Смысл выделения и совершенствования структуры отдельных типов занятий сводится к тому, чтобы решать все многообразие педагогических задач не одновременно, а последовательно, концентрируя внимание и силы на отдельно малой группе задач и достигая при этом ощутимых результатов.

Структура микроцикла и этапа тренировки дает тренеру возможность выбора наиболее подходящих типов занятий, что в конечном итоге позволяет решить весь комплекс задач.

7.3.1. Учебное занятие. В общем виде задача учебного типа занятий сводится к осуществлению идеи обновления гимнастики, «овеществления» ее творческой сути. Благодаря подобным занятиям гимнасты овладевают всем объемом доступных им упражнений.

В масштабе отдельных учебных занятий решаются задачи, связанные с овладением упражнениями конкретного спортивного разряда.

В связи с этим, содержание и организация учебного занятия подчинены созданию благоприятных предпосылок для процесса обучения. Это значит, что тренер должен спланировать освоение «цепочек» родственных по структуре элементов, основываясь на принципе доступности и эффекте положительного переноса навыков.



Несмотря на кажущееся различие и оригинальность каждого вида многоборья, многие элементы близки по техническим действиям и учебные «цепочки» на разных снарядах могут смыкаться во многих местах. Этот повод для размышления и принятия решения: планировать ли в одном занятии параллельное освоение родственных элементов или идти путем «контраста», предлагая ученикам непохожие по структуре элементы. Чаще всего тренеры следуют первым путем, облегчая гимнастам задачи овладения школой размахиваний, акцентированными действиями («темпами») на махе вперед или на махе назад, спадом из упора в висе и т.п. Но бывают ситуации, когда необходимо воспользоваться вторым путем. К примеру, в работе с мужчинами тренер проходит тему «сальдо вперед». Предлагает освоить соскоки сальто вперед на перекладине, брусьях, кольцах, да еще добавляет аналогичные элементы в вольных упражнениях и опорных прыжках.

При кажущемся полном подобии этих элементов, выполняемые в разных видах многоборья (эффект наблюдения полетной безопорной фазы), имеется много тонкостей техники, отличающих элементы один от другого. Это специфика опоры о снаряд, детали ухода с опоры, быстрота вращения в полете и др. Гимнаст, перегруженный информацией по теме «Сальто вперед» перестает различать нюансы техники, подчас буквально переносит части навыка с одного снаряда на другой. К примеру, начинает притягиваться руками к перекладине перед уходом на махе назад в соскок сальто вперед, что характерно для соскока с колец. В этом случае от подобных ошибок можно уйти, рассредоточив аналогичные по технике элементы по времени, осваивая их не одновременно, а последовательно, предлагать гимнастам контрастные задания, переключить их на координацию движений другого типа.



Другая сложная проблема – определение количества нового материала, планируемого на одно занятие. Обучение проходит успешно при хорошем эмоциональном состоянии учеников, на «свежие силы», не в стадии физического и психического утомления. В связи с этим тренер должен представить, какую трудность составляет новый материал для конкретного ученика, каков коэффициент новизны предлагаемых для освоения упражнений.

Практический опыт, подтвержденный и научными данными, свидетельствует о том, что оптимальным является планирование для изучения на каждом снаряде одного - двух новых элементов. При этом для подготовленных гимнастов абсолютно новых элементов практически не бывает, если учесть, что техника нового элемента включает много знакомых деталей, фрагментов, заложенных еще на этапе базовой подготовки. В содержании учебных занятий предусматривается сочетание нового материала (различной степени новизны) с повторением, закреплением техники «старого» - упражнений, которые еще недавно изучались как «новые».

Таблица 12

Типы занятий в годичной подготовке гимнастов

Тип занятий Этап многолетней подготовки Период круглогодичной подготовки Информативный показатель, фактор учета
Начальной подготовки Специальной подготовки Спортивного совершенствования Высших достижений Подготовительный Соревновательный Переходный
Учебное +++ +++30% ++ ++ +++ + Обучаемость, количество новых заданий, элементов. Объем работы (количество элементов). Общее время занятия.
Тренировочное + ++25% +++ +++ ++ +++ Специальная выносливость качество выполнения программы (количество комбинаций на высокую оценку, количество срывов). Количество элементов, комбинаций, опорных прыжков, количество подходов.
Модельное ++ 5,5% ++ +++ ++ Стабильность показателей качества выполнения. Качество выполнения (баллы) количество срывов.
Контрольное + ++9,5% + + ++ ++ Результаты тестирования, выполнения контрольных нормативов – интегральная оценка в баллах.
ОФП +++ +20% + + ++ + Содержание упражнений. Объем, интенсивность. Общее время занятий. Тесты и контрольные нормативы оценки в баллах.
СФП + ++9,5% +++ +++ +++ ++ + Содержание упражнений. Способ проведения. Объем и интенсивность. Общее время занятий, тесты, контрольные нормативы, функциональные пробы.
Разминочное + + + + + Количество упражнений, содержание. Общее время занятий. Показатели САН.
Восстановительное +15% +++ +++ ++ ++ ++ Функциональная диагностика. Эмоциональное состояние, САН
Соревновательное +3,5% +++ +++ +++ Бальная оценка. Занятое место

Примечание: Знак «+» - малое значение, «++» - большое значение, «+++» - преимущественное значение, знак % - процентное соотношение с другими типами занятий, САН – самочувствие, активность, настроение.

Количество повторений (подходов, попыток, проб) каждого нового задания является также в числе актуальных вопросов планирования учебных занятий.

Как видно, рецепта старого регламентирования учебных занятий нет. Тем не менее, основные требования к их содержанию, методике и организации можно свести к следующему:

1. Не перегружать занятия новым материалом (1-2 новых упражнения на снаряде);

2. Планирование учебных занятий сериями, чтобы создать условия для повторения, закрепления двигательных навыков без длительных пауз между занятиями (4-6 занятий «плотного» обучения в темпе);

3. Планировать освоение сложного материала ближе к началу основной части занятия (на первом – втором снаряде);

4. Число подходов на выполнение нового задания следует варьировать в зависимости от степени утомления. При заметных ошибках, связанных с утомлением, обучение прекращается (средняя норма – 6-8 подходов, 1-3 повторения в подходе).

Организация учебных занятий в целом должна сводиться к созданию наиболее благоприятных условий для обучения упражнениям. Особенно важны «щадящие» условия на этапах начальной и специализированной подготовки. Имеется в виду наличие подсобных снарядов, тренажеров, расписание с достаточным временем занятий по видам многоборья, график чередования с режимом благоприятствования для групп, планирующих учебные занятия.

7.3.2. Тренировочные занятия. Данный тип занятий является, как и учебное занятие, основной формой работы с гимнастами и в общем объеме составляет от 25 до 30% количества занятий в год.

Тренировочное занятие (или тренировка в прямом смысле этого слова) направлено преимущественно на повторение уже освоенной программы ее совершенствования.

Основная задача – закрепление навыков, их совершенствование при выполнении в соединениях, частях комбинаций и в целых комбинациях обязательной и произвольной программ, воспитание специальной выносливости. Это основной тип занятий при подготовке к соревнованиям. По объему и интенсивности нагрузка в тренировочных занятиях достигает наивысших величин, особенно в тренировке ударного характера.

Выполнение комбинации в целом на высокую оценку можно считать нагрузкой со 100% интенсивностью, если она точно соответствует программе соревнований. В связи с этим, количество комбинаций и опорных прыжков характеризует интенсивность тренировочных занятий. Кроме этого показателя, факторами учета и контроля являются количество элементов (общий объем нагрузки), количество подходов, а также качественные характеристики: комбинации, выполнение на высокую оценку, количество срывов.

Промежуточной формой, соединяющей содержание учебного и тренировочного занятий являются достаточно распространенный тип учебно-тренировочного занятия. Действительно «эволюцию» содержания и форм занятий по мере возрастания мастерства (как в многолетней подготовке, так и от подготовительного периода к соревновательному) можно представить как последовательную смену одних типов занятий другими, с акцентом на их приоритетные задачи.

Таблица 13

Преимущественное представительство типов занятий в тренировочном цикле

Учебно-тренировочные занятия, как промежуточная форма, сменяют чисто учебные, а затем перерастают в собственно-тренировочные. Такова динамика, связанная с содержанием работы гимнастов в подготовительном и начале соревновательного периода. Если при обучении элементам результат оценивается больше по критерию «получилось не получилось», «сделано – не сделано», то в тренировочных занятиях эффективность работы определяется и количественными, и качественными критериями: «сделал сколько раз», «насколько хорошо выполнено».

В учебно-тренировочных занятиях учебным материалом могут быть не только новые элементы, но и учебные комбинации, которые являются либо облегченными вариантами соревновательных, либо специальными, состоящими из базовых элементов.

При характеристике основной части занятия выделены ее структурные части – подходы – и отражена их педагогическая направленность.

Интенсивность тренировочных занятий можно определить по количеству подходов. Если в каждом подходе выполняются комбинации в целом, то такая тренировка имеет очень высокую интенсивность.

При планировании чисто тренировочных занятий тренеру предстоит определить количество видов многоборья, их чередование, количество подходов с выполнением комбинаций и их частей, опорных прыжков.

Сложнее при планировании учебно-тренировочных занятий, когда сочетаются задачи по освоению и совершенствованию техники элементов с задачами развития выносливости при выполнении упражнений программы соревнований. В любом случае тренер должен руководствоваться принципом приоритета главных педагогических задач. Хорошие возможности в «разведении» учебных и тренировочных занятий во времени создаются при двухразовых занятиях в день, когда одно занятие проходит под девизом «обучение», а другое – «тренировка».

7.3.3. Модельное занятие. Спортивная гимнастика характерна небольшим количеством соревнований. Даже ведущие ее представители выступают в ответственных соревнованиях 5-7 раз в году, а некоторые и того меньше. Однако, соревновательный опыт необходимо приобретать постоянно, с первых шагов в гимнастике. На ранних ступенях подготовки – это контрольные проверки, мини-соревнования внутри группы, что можно больше отнести к применению соревновательного метода в процессе обучения и тренировки.

Модельное занятие – форма подготовки к предстоящим соревнованиям. Его основная задача – проведение занятий в точном соответствии с регламентов предстоящих соревнований. Как правило, они насыщают модельный микроцикл, если предстоящие соревнования проводятся в несколько дней. Но могут планироваться и отдельно в других микроциклах. Особенность содержания модельного занятия – в возможно точном, соответствии программе и регламенту соревновательной деятельности, к примеру, выступлению в обязательной программе или в произвольной, либо на модели участия в финальных соревнованиях в отдельных видах многоборья. В зависимости от прогнозируемых ситуаций, зависящих от правил соревнований, организуются модельные занятия. Если занятия другого типа проводятся с контролем минутной стрелки, то модельные занятия не обходятся без взгляда на секундомер. Ведь на специальную разминку в виде многоборья отводятся всего 30с. На участника. Тренеру необходимо строго выдерживать паузы, представляя гимнасту ответственные подходы к снаряду в соответствии с моделью соревновательной обстановки. Таким образом, строгая регламентация подходов во времени является отличительным признаком модельных занятий.

Нагрузки – количество элементов и комбинаций – спланировать несложно, опираясь на цифры, характеризующие нагрузку на соревнованиях. Но психическую напряженность смоделировать гораздо сложнее. Чтобы в большей степени подготовиться к предстоящим соревнованиям, иметь «запас прочности» прибегают к модельно-ударному занятию. При проведении тренировки по модели того или иного для соревнований гимнастам предлагается выполнить или несколько большее число комбинаций, чем это будет в реальных условиях, или добавляется нагрузка типа СФП.

В модельном микроцикле, кроме модельных занятий, добавляются дополнительные занятия не восстановительного план, а с нагрузкой, близкой к базовой. Во время адаптационного (настроечного) микроцикла перед соревнованиями, как правило, гимнастам предоставляются дни для опробования снарядов. В этих случаях также планируются модельные занятия.

Все приведенные примеры относятся к подготовке квалифицированных гимнастов, тренировочные нагрузки которых обычно превосходят количественные показатели соревновательных нагрузок (по числу элементов и комбинаций).

Информационными показателями модельного занятия являются: стабильность качества выполнения программы (в баллах), наличие предполагаемы и непредвиденных срывов, психоэмоциональное состояние гимнаста.

7.3.4.Контрольное занятие. В отличие от модельного, контрольное занятие не тестирует готовность гимнастов к соревнованиям, а лишь степень освоения учебной программы в том числе и упражнений обязательной и произвольной программы – отдельные элементы, соединения и комбинации в целом.

Контролируется уровень физической и психологической подготовленности. Одним словом, по желанию тренера контролю подлежат любые результаты работы, позволяющие определить, насколько успешна методика тренировки.

В любом занятии тренер может оценить выполнение учеников того или иного упражнения. Однако, контрольное занятие отличается особой организацией, когда заранее планируется программа упражнений, подлежащих контролю, и добиться до сведения гимнастов. Необходимо, чтобы спортсмены хорошо знали условия и основные критерии оценки качества выполняемых упражнений.

Контрольные занятия могут быть профильными: носить медико-биологический характер, тестировать преимущественно техническую или физическую готовность.

В первом случае контролируется физическое развитие гимнастов (обмеры), проводятся функциональные пробы (тест на выносливость – вольные упражнения с замерами значений ЧСС, АД); измеряются динамометрические показатели силы различных групп мышц (полидинамометрика).

Контрольное занятие по технической подготовке содержит зачетные нормативы, заключающиеся в определении качества владения элементами программы. Для начинающих это могут быть комплексы общеразвивающих упражнений, при выполнении которых контролируется точность положений, координация движений.

Гимнасты высокой квалификации контролируются в степени владения программой соревнований в отдельных видах многоборья, в овладении отдельными сложными элементами согласно индивидуальному плану.

Распространенной формой контрольного занятия является тестирование физической подготовленности.

Контрольные нормативы программы физической подготовки чаще всего выступают в качестве тестов, определяющих силовые возможности гимнастов, их специальную выносливость и гибкость.

Критерии оценки устанавливаются в зависимости от сути контроля. Наиболее типичными являются такие: «выполнено – не выполнено» («да - нет»), «выполнено на какую оценку» (специальные шкалы бальной оценки техники, нормативов ОФП и СФП). При контроле, к примеру, ОФП и СФП данные замеров в таких единицах, как «количество раз», временные показатели (м/с -1 , с) расстояния (м, см) переводятся благодаря разработанным в гимнастике шкалам оценки в баллы. По сумме баллов можно ранжировать гимнастов по итогам контроля, выявить победителя соревнований по СФП.

Регулярное проведение контрольных занятий (к примеру, раз в неделю, раз в месяц, рубежное тестирование в начале и в конце периода или этапа подготовки) дисциплинирует гимнастов, позволяет тренеру шире использовать соревновательный метод подготовки. Контрольные занятия способствуют воспитанию у гимнастов инициативности, ответственности, организованности, особенно в связи с тем, что трене во время контроля выступает в роли судьи, представляет ученикам большую самостоятельность.

Основной информативный показатель в контрольных занятиях – это оценка за выполнение нормативов, тестов, выраженная в адекватных единицах измерения или в интегральной оценке в баллах.

7.3.5. Занятия по общей физической подготовке. Многие занятия, чаще учебной и тренировочной направленности, заканчиваются упражнениями физической подготовки. Это как бы «довесок» к общей нагрузке и способ воздействия на развитие отдельных физических качеств. В данном же случае речь идет о специальном самостоятельном занятии, посвященном физической подготовке. В зависимости от задач и содержания упражнений, она организуется как занятия по ОФП и СФП.

Известно, что длительный бег по дистанции, ходьба на лыжах, плавание, спортивные игры и многие другие виды двигательной активности прямого влияния на спортивный результат в гимнастике не имеют. Возникает резонный вопрос: «А следует ли тратить силы и время на непродуктивную работу?» Эволюция спорта высших достижений связана с концепцией специализации средств и направленностей всей подготовки на конечный результат. Аргумент, что ОФП благотворно сказывается на здоровье спортсмена сегодня, к сожалению, не является главным. Тем не менее, есть весомые аргументы в пользу ОФП в гимнастике, особенно на этапах становления - начальной и специализированной подготовки. Прежде всего, средства ОФП упомянутые выше развивают общую работоспособность. Она проявляется в способности противостоять суммарному утомлению в процессе круглогодичной тренировки, неблагоприятным воздействиям окружающей среды, способствует закаливанию организма.

Кроме того, что немаловажно, элементы легкой атлетики, плавания, спортивных игр, лыжного спорта, единоборств способствуют гармоничному развитию организма. Гимнастика общепризнанно является средством всестороннего и гармоничного физического воспитания. Тем не менее, ранняя специализация в применении средств физической подготовки не оправдывает себя в работе с юными гимнастами.

Таким образом, ОФП планируется в значительном объеме на этапе начальной подготовки, в подготовительный период занятий с гимнастами - разрядниками, в переходный период подготовки гимнастов высокой квалификации.

Основные задачи – развитие общей работоспособности, гармоничное развитие двигательных качеств, переключение на иной тип двигательной деятельности для восстановления.

Занятия по ОФП в зависимости от применения средств проводятся либо в зале (мини – баскетбол, мини - футбол) либо на стадионе, в бассейне, на местности (море, река, озеро, лес, поляна, горы). Методика проведения занятий, правила заимствуются из соответствующих видов спорта, но с правкой на прикладность к гимнастике. Например, упражнения со штангой подбираются, не связанные с классическими для этого вида спорта рывком и толчком. Штанга и отягощения в основном служат для развития силы отдельных групп мышц. Беговые дистанции 100 и 400 м. подходят по нагрузке и времени выполнения к параметрам опорных прыжков и вольных упражнений.

В оценке результатов занятий ОФП информативными показателями и факторами учета являются объем и интенсивность упражнений, их содержание, общее время занятий. Например, в мини – футболе тренеру более важно учесть не количество голов, а темп и общее время игры, по динамике ЧСС определить интенсивность нагрузки. Контрольные нормативы ОФП, по возможности, оцениваются в баллах по принятым в гимнастике шкалам.

Общая продолжительность занятия по ОФП колеблется от 30 до 180 мин. Разная продолжительность занятий по ОФП связана с их содержанием и задачами.

Интенсивность занятия с упражнениями в беге или выполнением комплексов гимнастики менее продолжительны (30-60 мин.). Лыжные прогулки, ходьба по дистанции могут занять 2-3 ч. Большей частью занятия по ОФП носят однонаправленный характер в связи со спецификой применяемых средств. Но не исключены и комплексные занятия, сочетающие бег игры, плавание и др.

7.3.6. Занятия по специальной физической подготовке более представительны, чем занятия по ОФП. В общем количестве дней подготовки они составляют около 10%. Напомним, что упражнения СФП в общем объеме элементов занимают до 20% в подготовительный период и 10-15% в соревновательный.

Занятия по СФП планируются как основные в подготовительный период и как дополнительные - в соревновательный. В содержании таких занятий входят упражнения, направленные на воспитание ведущих физических качеств, уровень развития которых оказывает прямое влияние на результативность спортивно-гимнастической деятельности. Большая часть их непосредственно связана с техникой гимнастических элементов, соединений и выполнением комбинаций в целом и применяется по принципу сопряженного воздействия. Следует подчеркнуть, что сами гимнастические элементы из обязательной и произвольной программ являются отличным средством СФП. Подъем разгибом на нижней жерди выполняется гимнастами многократно для развития скоростно-силовой выносливости. Для этого же мужчины проделывают длинные серии кругов двумя на коне. Практически все силовые жимовые и статические элементы включаются в программу СФП.

В связи со значительной нагрузкой, большим суммарным эффектом от упражнений, занятия по СФП, как правило, не очень продолжительны - максимум 1-1,5 ч.

Занятия по СФП очень продуктивны, так как выполнение специальных упражнений не в качестве дополнения в каком–нибудь учебно-тренировочном занятии, а на «свежие силы» дает ощутимый результат. Например, наивысшие показатели ЧСС (более 200 в 1 мин.) зафиксированы во время упражнений СФП круговым способом. Приобретается уверенность в выполнении силовых элементов. К примеру, гимнасты удерживают «крест» или горизонтальный упор на 2сек. (в соответствии с правилами соревнований), а 6-8 сек.

Подбор и чередование упражнений СФП могут строиться по принципу воздействия на отдельные мышечные группы (анатомический принцип локального воздействия по типу: упражнения для разгибателей или сгибателей рук, ног, туловища), либо по принципу развития определенных физических качеств (физиологический принцип подбора упражнений скоростно-силового характера, упражнений для развития максимальной медленной, или статической силы, гибкости, выносливости).

Одной из наиболее действенных форм организации занятий по ОФП является круговая тренировка, позволяющая точно контролировать и дозировать нагрузку. В этом случае наиболее важными вопросами, стоящими перед тренером при организации занятий по СФП круговым способом, являются следующие: 1) определение содержания упражнений, их направленности, принципа подбора; 2) подбор необходимых упражнений для комплекса (определение количества «станций» круга); 3) определение последовательности, очередности выполнения упражнений (замыкание круга); 4) уточнение дозировки, количества повторений каждого упражнения; 5) определение времени выполнения упражнений на «станциях» и интервалах отдыха между станциями; 6) определение количества кругов – серий упражнений.

В занятиях по СФП информативными показателями являются: содержание упражнений, способ проведения, объем и интенсивность упражнений, общее время занятий.

Тестируется СФП с помощью контрольных нормативов, проведением функциональных проб и функциональной диагностики.

7.3.7. Разминочное занятие можно отнести к вспомогательному виду занятий. Правомерность выделения этого типа занятий подтверждается реальной потребностью в нем.

Выделяются две разновидности: утреннее разминочное занятие - традиционная «зарядка» - и собственно разминочное занятие перед ответственной тренировкой или соревнованиями. В отличие от обычной гигиенической зарядки, разминочное занятие гимнаста насыщается более сложными, но знакомыми элементами технической и физической подготовки. В схему занятий включается разогревающий бег в спокойном темпе, упражнения на гибкость, равновесие, стойки на руках, элементы хореографии, батутная разминка. Основная задача зарядки – настройка на предстоящую в течение дня работу. С юными гимнастами можно разучивать несложные комплексы общеразвивающих упражнений.

В условиях централизованной подготовки утреннее занятие приучает гимнастов к неоднократным занятиям в один день. Постепенно обычная зарядка (15-20 мин.) перерастает в занятие продолжительностью до 40-60 мин. При отсутствии таких условий тренер разрабатывает для учеников индивидуальные планы на занятия в домашних условиях. Утренняя разминка проводится в зале, а также, в зависимости от обстановки – вне зала (стадион, открытая площадка и т.п.).

Разминочное занятие иной направленности проводится для настройки на основную тренировку, снятия нервного напряжения перед соревнованиями. Благодаря выполнению знакомых упражнений в видах многоборья, гимнаст приобретает уверенность в своих силах, может убедиться в готовности к ним. Следует подчеркнуть, что имеется в виду не разминка непосредственно перед стартом – специальная разминка, а организованное занятие утром, если соревнования проводятся вечером.

При планировании такого занятия тренер должен определить содержание, количество упражнений, общее время занятий. Внимательно оценивает субъективное состояние гимнастов по показателям самочувствия, активности, настроения (САН). Разминочные занятия первого типа актуальны уже на этапе специализированной подготовки, а второй вариант – в работе с подготовленными спортсменами, когда соревновательная практика шире.

7.3.8. Восстановительное занятие – это типичная форма, характерная для современной гимнастики с большими объемами нагрузки. Применяется преимущественно в периоды напряженной работы для разгрузки, а также после соревнований. В связи с этим, актуальность данного типа занятий в работе с юными гимнастами невелика.

Восстановительное занятие должно отличаться от учебно-тренировочных не только заметно сниженным объемом и интенсивностью нагрузки, но и содержанием. Специально организованные восстановительные занятия должны содержать упражнения, не связанные с программой подготовки к соревнованиям. Цель занятий – реабилитация физического состояния гимнаста, переключение на контрастно отличные от основных упражнения игрового характера. Выполняются разминочные упражнения, подвижные игры. Весьма желательно использовать музыку, музыкальные игры.

При проведении подобных занятий гимнастам предоставляется относительно полная самостоятельность в выборе упражнений. В целом занятие должно вызвать эмоциональный подъем, желание тренироваться. Знание целесообразно сочетать с восстановительными мероприятиями.

Педагогический контроль за эмоциональным состоянием (САН) дополняется методами диагностики (ЧСС, АД, ЭКС).

В связи со сложностью вида спорта спектр проблем, возникающих при подготовке классных гимнастов, не может быть разрешим в занятиях одного плана, одного профиля. Возникла необходимость выделить несколько типов занятий. Созданы предпосылки, в зависимости от задач, для варьирования и применения различных типов занятий, т.е. для управления тренировочным процессом. В практике планируются серии – однопрофильных и разнопрофильных занятий, занятия смешанного типа (учебно-тренировочные, модельно-контрольные и т.п.)

Но не должно быть занятий неопределенной структуры. Мастерство тренера проявляется в умении определять соотношение средств подготовки в разных по масштабам интервалах времени, в умении варьировать различными типами занятий.

Классификации тренировок, которые отражают следующие аспекты отдельного тренировочного занятия: организацию, задачи и уровень нагрузки.

Классификация тренировок по форме организации

Тип тренировки

Форма организации

Возможные преимущества

Групповая

Выполняется коллективом спортсменов согласно строгому или гибкому плану

Командный дух, эмоциональная привлекательность, использование элементов соревновательности и партнерства

Индивидуальная

Запрограммированная, выполняется под руководством тренера

Сосредоточение внимания тренера и спортсмена на правильном выполнении деталей тренировочных упражнений/техники

Запрограммированная

выполняется спортсменами самостоятельно

Снижение эмоционального напряжения, выполнение нагрузки в удобное время и в удобном месте

Свободная

свободная без строгого плана

Раскрепощение инициативы спортсмена, самостоятельное регулирование уровня нагрузки

Смешанная

Комбинация двух предыдущих организационных форм (свободная и запрограммированная)

Разнообразие, возможность комбинирования преимуществ представленных выше организационных форм

Многие факторы определяют соотношение используемых типов организации тренировки: специфика вида спорта, средства тренировки, количество спортсменов, контролируемых тренером, доступность индивидуальных приспособлений для самонаблюдения (секундомера, метронома и т.д.), возможность комбинирования упражнений, выполняемых в помещении и на улице, в рамках одной тренировки, и, конечно, особенности каждого спортсмена и его предпочтения в плане работы в группах или индивидуально.

Групповые тренировки, как организационная форма, позволяют тренерам управлять максимальными нагрузками; этот тип тренировки наиболее часто используется в программе тренировочных сборов и при так называемой централизованной подготовке, когда ряд одинаково подготовленных спортсменов тренируется вместе. Разумеется, это преобладающая организационная форма в командных видах спорта и единоборствах. Нужно отметить, что длительная подготовка с использованием исключительно групповых тренировочных занятий имеет четкие психологические и нейрофизиологические ограничения. Если спортсмены тренируются с высокой мотивацией, соревновательным и длительным эмоциональным напряжением, это может привести к чрезмерному и хроническому возбуждению центральной нервной системы и, в конечном счете, к эмоциональному истощению. Вот почему так важно найти гармоничное сочетание таких групповых (строго запрограммированных) и других типов тренировочных занятий.

Индивидуальные тренировки используются для осуществления как амбициозных и строго запрограммиронных тренировочных программ (таких, как при использовании групповых тренировок, см. выше), так и для более свободной и менее напряженной подготовки. Конечно, индивидуальные тренировочные занятия чаще используются в индивидуальных дисциплинах, чем в командных видах и единоборствах

Смешанные тренировки часто используются во многих видах спорта. В индивидуальных дисциплинах индивидуальная часть тренировки обычно нужна для совершенствования техники, восстановления и расслабления; в командных видах и единоборствах индивидуальные части тренировочных занятий обычно посвящаются кондиционной подготовке, приобретению отдельных технических навыков и расслаблению.

Классификация тренировок по типу задач тренировочного процесса

Тип тренировки

Задачи тренировки

Примечания

Кондиционная

Совершенствование двигательных способностей, обшей и/или специальной по виду спорта двигательной подготовленности

Этот тип тренировки является преобладающим во многих видах спорта; он часто комбинируется с решением технических задач

Техническая

Приобретение новых технических навыков, совершенствование техники движений

Этот тип тренировки предназначен для совершенствования движений и требует наличия показателей оценки качества

Тактическая или технико-тактическая

Приобретение новых тактических (или технико-тактических) навыков, совершенствование индивидуальной и/или командной тактики

Физические и интеллектуальные упражнения могут комбинироваться; возможно включение теоретических занятий

Контрольная

Оценка возможностей спортсмена

Могут моделироваться специфические по виду спорта соревновательные условия

Комбинированная

Развитие различных спортивных способностей комбинированным решением различных задач

Два варианта: 1) последовательное включение различных типов тренировки; 2) комбинированное решение различных задач в определенных упражнениях

Кондиционные тренировки , посвященные развитию общих и специфических по виду спорта двигательных способностей, формируют главную часть тренировочных программ во многих видах спорта. Очень часто этот тип тренировочных занятий включает техническую работу, хотя и не слишком напряженную. Здесь могут использоваться различные организационные формы, такие, как групповые или индивидуальные занятия, проводимые тренером или самими спортсменами.

Технические тренировки обычно требуют большего внимания и больших организационных усилий. Приобретение новых технических навыков, например, совершенствование техники движений, нуждается в оценке в реальном масштабе времени и в немедленной коррекции в следующих попытках. Конечно, эта работа должна тщательно контролироваться тренером или специально приглашенными экспертами; следовательно, индивидуальные тренировки, проводимые самими спортсменами, не являются подходящими для этой цели. Дополнительный фактор, влияющий на уровень сложности технических тренировок, - использование средств визуализации, подобных видеозаписи, для обеспечения спортсменов объективной информацией о качестве выполнения соревновательного упражнения и значимых деталях правильной техники. Этот тип тренировки весьма значительно нагружает центральную нервную систему спортсменов, что должно быть принято во внимание при планировании тренировочного процесса.

Тактические или технико-тактические тренировочные занятия сосредоточены, главным образом, на приобретении новых тактических навыков и совершенствовании индивидуальной или командной тактики Этот тип тренировки более характерен для командных видов спорта и единоборств, где значимость тактических навыков относительно выше.

Контрольные тренировки предназначены, главным образом, для оценки физических и технических способностей спортсменов в плане специальных компонентов подготовленности (типа специфических по виду спорта силы или выносливости) или осуществляются в искусственно созданных ситуациях с максимальным приближением к условиям предстоящих соревнований.

Комбинированные тренировки посвящены развитию некоторого количества спортивных способностей (например, физических и технических или физических и технико-тактических) в рамках одного занятия. Например, первая часть тренировки может быть посвящена освоению движений, в то время как вторая - кондиционной тренировке. Точно так же контрольная тренировка может сопровождаться кондиционной скоростной выносливости.

Классификация тренировок по уровню соотношения цели и нагрузки

При планировании и анализе тренировочного процесса дифференцирование тренировочных занятий по нагрузке имеет особое значение. Для практических целей необходимо перечислить три главные функции тренировки: развитие, поддержание и восстановление. Правильно выбранный уровень нагрузки должен соответствовать этим целям. Фактически каждый план тренировки является определенной комбинацией этих функций: некоторые занятия предназначены для развития, другие необходимы для поддержания определенных способностей на предварительно достигнутом уровне; а для восстановления должны быть запланированы специальные занятия.

Ранжирование тренировок: классификация

по соотношению цели и нагрузки

Развитие

Предельный

>72

Большой

48-72

Существенный

24-48

Поддержание

Средний

12-24

Восстановление

Небольшой

<12

Главное ограничение касается тренировок, связанных со значительными психологическими и нейрофизиологическими усилиями. Классификация, представленная выше, использует время, необходимое для полного восстановления, как объективный индикатор уровня нагрузки. Фактически такой подход применим к кондиционной тренировке с использованием упражнений на силу, мощность, выносливость и скорость. Тренировки, требующие проявления высокого уровня координации, и тренировки, вызывающие повышенное нервно-эмоциональное напряжение, обычно требуют меньше времени для полного восстановления. Тем не менее общепринятый подход предусматривает серию из нескольких тренировочных занятий, которая соответствует желаемому уровню нагрузки, оцененному педагогическими и специфическими по виду спорта показателями.

© 2024 siniy-kit.ru -- Спортивный портал - Синий кит