Плюсы корпоративного тренера в компании. Внутренние тренеры. Обучение внутренних тренеров

Главная / Мышцы

09.03.2011

Бизнес-тренер: свой или чужой?

Ни одна современная компания не может обойтись без обучения персонала, поскольку иначе ей не выжить в конкурентной борьбе на рынке, где изменения сегодня происходят регулярно. Обучением в компаниях занимаются как штатные внутренние тренеры, так и привлеченные. Несмотря на то, что тренинговому делу в России уже более десяти лет, сама профессия «бизнес-тренер» до сих пор не внесена в Единый классификатор профессий.

Внутренний тренер

Штатный тренер в компании выполняет роль катализатора продаж, показывая на практике как та или иная методика может значительно увеличить прибыль компании. Обычно в небольших компаниях и фирмах среднего уровня эту роль берет на себя либо HR-менеджер, либо начальник отдела продаж. В крупных компаниях этим занимается тренинг-менеджер, получающий своеобразный «заказ» от того или иного отдела на обучение персонала по самым разным темам. На Западе в больших холдингах вопросами обучения занимаются целые отделы: кто-то разрабатывает темы, кто-то занимается поиском материалов, а кто-то непосредственно проводит обучение и оценивает его эффективность. В России, у крупных корпораций, сравнительно недавно тоже появились такие отделы.

Плюсами содержания в штате внутреннего тренера является его осведомленность в делах фирмы, знание внутренней корпоративной культуры компании, межличностных отношений сотрудников, их сильных и слабых сторон.Минусы: «зашоренность», неизбежное состояние любого служащего, когда «глаз замыливается», и специалист перестает замечать очевидные вещи. Рано или поздно это происходит почти со всеми сотрудниками, и тогда коллективу необходима встряска или свежий взгляд со стороны, приглашение в компанию внешнего тренера, эксперта.

Обычно внутренних тренеров считают людьми, приносящими расходы, поскольку они не производят непосредственных материальных благ. Вместе с тем без их обучения локомотивные отделы (отделы продаж, маркетинга, логистики) начинают пробуксовывать. Однако, для эффективности, внутреннему тренеру необходимо постоянно повышать свою квалификацию, поднимать авторитет в глазах коллектива, иначе мотивации на обучение у сотрудников сойдет «на нет».

Тренерский аутсорсинг

Внешний тренер - сам себе продавец, поскольку продвигает на рынке обучения бренд по имени «Я», реализует собственные авторские продукты. Хотя очень часто тренеры средней руки мечтают уйти в найм, в корпорацию, стать внутренним тренером. Это снимает часть забот о постоянном поиске новых клиентов, правда, прибавляется другая проблема - отсутствие свободы творчества. Плюсом отдачи обучения персонала на аутсорсинг является краткосрочность общения с тренером и демократичная цена на услугу, если, конечно, удастся провести соответствующие переговоры по цене. Нет необходимости содержать в штате дополнительную единицу, выплачивая наемному сотруднику весь соцпакет.

Минусом обучения внешнего тренера являются большие затраты времени на изучение ситуации в корпорации и разработку уникальных программ обучения «под клиента». Как показывает практика, одно-двухдневные тренинги не дают значительной пользы для персонала. Происходит, своего рода, эйфорический укол: тренер «впрыскивает» порцию новых знаний, происходит резкий подъем мотивации, сотрудники приходят с тренинга воодушевленные. В течение первой же недели вся эйфория растворяется в суете будней и рутине, сводя эффект от тренинга к нулю. Выходом из такой ситуации может стать долгосрочное обучение у опытного тренера, который, после диагностики персонала, вырабатывает индивидуальные программы обучения для группы и каждого менеджера отдельно, решает насущные проблемы коллектива в вопросах крупных продаж, передает опыт в течение двух-трех месяцев, а иногда, для достижения эффекта требуется около полугода. Только в таких случаях можно судить о результате, только такое обучение может дать новый виток развития компании.

Кому отдать предпочтение?

Бытует мнение, что внутренний тренер слабее внешнего. Это не совсем так. Несомненно, что среди штатных тренеров есть настоящие профессионалы. Однако очень часто они начинают сольную карьеру, заработав опыт в корпоративном обучении. Внешнему тренеру приходится продавать себя, свои знания все новым и новым клиентам, потому его квалификация растет по мере обретения нового опыта. У внешних тренеров, как правило, больший опыт в развитии собственного бизнеса, богаче переговорные навыки, наработанные практики проведенных тренингов. Потому и укоренилось мнение, что легче пригласить внешнего тренера для обучения персонала.

Сколько стоит?

Давайте рассмотрим несколько вариантов тренингов и их цены. Краткосрочный тренинг по увеличению продаж в течение двух дней (16 часов) стоит от 5-7 тысяч рублей до 15-20 тысяч рублей с человека в зависимости от региона, актуальности темы и популярности тренера. Интенсивный курс обучения в школе продаж в течение месяца (занятия два раза в неделю) в начале 2011 года стояли в столице от 35 до 50 тысяч рублей, в регионах - от 17 до 30 тысяч рублей. Цена тренинга, краткосрочного обучения зависит от нескольких факторов: темы, гонорара тренера (столичные тренеры, приглашенные в регионы, «стоят» на порядок дороже, чем местные), условий проведения (на территории заказчика обучение дешевле, чем в съемных залах). Заработная плата тренинг-менеджера в крупных компаниях колеблется от 20-30 тысяч рублей в регионах до 40-70 тысяч рублей в Москве и Санкт-Петербурге. При этом тренинг-менеджер проводит не только тренинг по продажам, но и продуктовый, личностного роста и тому подобное.

Как подобрать в компанию внутреннего тренера

Проводя отбор кандидатов на должность тренинг-менеджера, необходимо, в первую очередь, обратить внимание на его коммуникабельность, позитивный настрой, большой опыт работы в соответствующей должности, на знание методик в области управления и обучения персонала: знание технологий проведения оценочных процедур, подготовки тренингов по заданным критериям. Чаще всего у руководителя компании нет ни опыта такого подбора персонала, ни времени на его оценку. В данном случае рекомендуется обратиться за помощью к специалистам кадровых агентств. В крупных компаниях есть смысл изначально организовывать учебный центр для подготовки кадрового резерва.

Если же компания молодая, и только делает первые шаги на рынке, можно пойти по другому пути и взять амбициозного сотрудника на должность внутреннего тренера с минимальным опытом работы. Главная задача в данном случае - вырастить своего тренинг-менеджера вместе с ростом компании на рынке. Как это сделать, мы расскажем в наших следующих статьях. Только хотим предупредить, что довольно часто такой сотрудник по мере роста опыта «вылетает из гнезда», едва оперившись. В этом случае, руководству компании лучше быть готовым к такому варианту заранее, и понимать, кто сможет заменить этого менеджера.

Как найти внешнего тренера

Найти достойного бизнес-тренера так же сложно, как удачно жениться (выйти замуж): тренинговые гуру многим компаниям «не по зубам» из-за заоблачных гонораров, порой доходящих до нескольких тысяч долларов за небольшой курс обучения; середнячки просят не много, в пределах разумного (на региональных рынках цены ниже, чем на столичных), но дают еще меньше. В данном случае отлично работает «сарафанное радио» - советы друзей и рекомендации близких. Как ходят люди на «своих» артистов, к «своим» официантам, парикмахерам, портнихам, так и бизнес-тренер «передается» друг другу. Получив серьезный результат на тренинге, человек непременно поделится своей победой с друзьями и родными, посоветует обратиться к этому тренеру.

Жанна Пятирикова

Сфера обучения и развития человеческих ресурсов постоянно развивается, ведь единственный надёжный источник конкурентных преимуществ для современной организации - это профессионально подготовленный персонал, однако вопросы профессиональной роли тренера, предоставляемых им тренинговых услуг и места бизнес-тренеров в организации остаются по-прежнему актуальными и открытыми, так как нет единого понимания профессии бизнес-тренера. Разобраться в этих сложных вопросах нам помог опытный бизнес-тренер Николай Смирнов «ТА Мастер Класс» (г.Санкт-Петербург).

Специальности "бизнес-тренер", как известно, нет в образовательных государственных стандартах, тем не менее, это не ме шает профессионалам жить и работать.

Кто же такой бизнес-тренер? Чем он занимается?

Понимание работы, мне как бизнес тренеру, приходиться формировать самому в прямом общении с руководством Компании, в которой работаю. В большинстве случаев, бизнес тренер не только организует и проводит корпоративное обучение, но и активно участвует в формировании корпоративных стандартов и внедрении бизнес процессов. Современный бизнес подразумевает внедрение самых новых технологий обучения и развития персонала, бизнес тренер должен стать инициатором подобных изменений.

Когда у нас возникает какая-то проблема, мы обычно прибегаем к услугам специалиста. Болит зуб, идем к стоматологу, нужна прическа - идем к парикмахеру.

Что может мотивировать и послужить причиной обращения руководителя к бизнес-тренеру?

Действительно многие владельцы Компаний не до конца представляют проблемную область работы бизнес тренера. Дело в том, что обучение это процесс, который сложно отделить от влияния иных факторов формирующих результат работы компании. Чаще всего директора, многократно проходившие тренинги, не могут понять, зачем бизнес тренер в Компании. Ответ на этот вопрос нетривиален. С моей точки зрения, корпоративный бизнес тренер необходим при условии высокой потребности в системном обучении персонала, чаще всего это компании с количеством персонала превышающее 300 человек. По статистике бизнеса в США на одного бизнес тренера приходиться в среднем 216 сотрудников. Такое количество студентов обеспечивает его необходимой нагрузкой.

Естественно, речь идет о сотрудниках, которые нуждаются в бизнес обучении. В более мелких организациях целесообразнее пригашать провайдера тренерских услуг или приглашать фрилансеров на проектные работы по разовому обучению. Однако, если тренер помимо программ обучения будет привлекаться к индивидуальной работе с персоналом, например в качестве коуча, количество охваченного персонала будет существенно сокращаться.

Анализируя истории успеха известных бизнес-тренеров, можно среди них выделить несколько наиболее ярких описательных характеристик, так например тренеры-шоумены. Они умеют отлично работать с участниками тренинга в аудитории имеют свои «фишки» и обеспечивают результаты на эмоциональном уровне, не связанные с решением сложных бизнес задач.

Как Вы считаете, могут ли такие тренеры стать хорошим стимулом к изменениям внутри организации способствующим к более эффективному ее функционированию?

Надо сказать, что появление бизнес-тренера в компании, это уже стимул к изменениям и улучшению эффективности. При этом тренер - шоумен это образ приглашенного бизнес тренера. Дело в том, что эмоциональная накачка позволяет повысить интерес к программе обучения, укрепить процесс запоминания, однако не решет бизнес задач. Конечно, профессионал может и должен поддерживать хорошее настроение у своей аудитории, однако это не первый приоритет. Внутренний бизнес-тренер формирует образ самой компании, которую представляет для персонала. Чем более серьезный подход у компании, тем серьезнее тренинги. Чем более свободная атмосфера в организации, тем веселее тренинги. Таким образом, уровень эмоциональной включенности должен соответствовать ожиданиям компании.

Учитывая условия компании у тренера должны быть свои «фишки». Индивидуальный подход каждого тренера к своей работе обеспечивает его выживание на этом рынке для того чтобы отличаться от других своих коллег.

Кроме того есть тренеры-теоретики, которые отстаивают позицию, что для решения бизнес задач организации не обязательно разбираться в бизнесе, быть экспертом предметной области. По их мнению, для того чтобы обучить других основам менеджмента, не обязательно самому иметь практический опыт работы менеджером.

Что Вы думаете по этому поводу?

Руководители называют «теоретиками» тренеров ограниченных преподаванием моделей и теории. «Практики» это тренеры с большим опытом в своей сфере. Кто лучше? Это извечный спор, что первично - яйцо или курица. Эффективная работа - это применение теории на практике. Нельзя быть исключительно практиком или исключительно теоретиком, все должно смешаться. И надо сказать, что эффективные тренеры приходят как из «теоретиков», так и из «практиков», при этом больше «теоретиков». Навык преподавания это умение систематизировать знания, а большинство практиков просто не могут обучать в силу отсутствия терпения, системного мышления, или теории. На мой взгляд, надо искать в бизнес тренере, прежде всего «системщика». То есть специалиста способного обобщать знания и практику в единое целое.

Тем, не менее «Какого тренера, под какие задачи и как выбрать?» в наше время остается по-прежнему непонятным, у современных руководителей нет единого списка критериев выбора бизнес-тренера.

С Вашей точки зрения, какой он идеальный бизнес-тренер?

Внешний Бизнес тренер это

Бизнес тренер внутри организации это транслятор идей и «видения» руководства компании и катализатор изменений. Компания должна постоянно меняться и бизнес тренер дает направление развития для персонала. Если говорить о профессиональных компетенциях, то список будет большим. Для грамотного подбора бизнес тренера под свои задачи необходимо определить - что должен делать тренер, сравнить его опыт в этой области и провести демо тренинг на эту тему. Важно понимать, что если у вас нет Учебного центра, то бизнес тренера необходимо брать с опытом работы в крупной компании и желательно с зарубежным капиталом. Во время прослушивания демо тренинга, особо обратить внимание на умение объяснять бизнес модели простым языком.

Одна из ролей бизнес-тренера в организации по аналогии с компьютерными программами, соответствует роли антивирусных программ. Кроме того успешный тренер это стратег, эксперт в области своей специализации, иногда бизнес-партнёр, менеджер проектов, лидер и фасилитатор изменений.

-Много всего, но непонятно какие должности в организации занимают внутренние бизнес-тренера? И каковы их функциональные обязанности?

Бизнес тренер в компании чаще всего специализирован на обучение и развитие, редко выступает в качестве руководителя проекта по формированию бизнес процессов или процедур. В любом случае бизнес тренер это лидер в компании и фассилитатор изменений. Функционально бизнес тренер должен разрабатывать и реализовывать программу обучения и развития в компании, оценивать эффективность и целесообразность программ. Приводить программы в соответствие с бизнесом, в котором работает. Участвовать в оптимизации процессов взаимодействия отделов. Ускорять и рационализировать бизнес процессы. Одним словом бизнес тренер повышает эффективность сотрудников в рамках своей компании.

Отдельно стоит отметить функцию бизнес тренера как диагноста или оценщика. Несомненно, привлечение тренера к процессам оценки обязательно, однако чем больше тренер погружается в аттестации, тем меньше он способен проводить изменения в компании. Это противоположные процессы.

Я слышала о таком понятии как «Ключевые Показатели Эффективности (сокр. KPI`s)» вводится в компаниях, как стандарт трудовых отношений, когда можно говорить о каком-то повышении эффективности работы персонала.

Встречались ли Вам руководители организаций, оперирующие данным понятиям? Когда бизнес-тренер заканчивает свою работу, что он предоставляет руководителю? Как тренер доказывает эффективность результатов обучения «на выходе»?

Большинство зарубежных компаний используют ключевые показатели эффективности как лучший способ оценки вклада сотрудника в общий результат. Во многих компаниях Санкт Петербурга активно внедряется технология оценки и мотивации персонала на основе KPI . Классической технологией оценки эффективности тренинга считается модель Килпатрика-Филипса, однако она оценивает исключительно эффективность тренинга. Если говорить об оценке вклада бизнес тренера в общий результат, то уместно закреплять за бизнес тренером KPI , на который его ориентируют. Например: покупательская активность, количество новых клиентов, количество возвратов и пр. В этом случае формируются плановые показатели на среднесрочный период (полгода, год) и тренер создает программы обучения исходя из этих показателей. Такая практика подразумевает высокую активность бизнес тренера и сильную лидерскую позицию в компании.

Чаще всего на первом этапе внедрения этой должности достаточно оценки реакции на обучение, тестирование знаний по материалам тренинга и увеличение KPI участников тренинга в краткосрочном периоде (до 3 месяцев).

Существует мнение, что штатный бизнес-тренер не может по определению решить каких-то важных проблем организации, так как «вертится» внутри этой системы, понять ее и оценить ее качества может взгляд со стороны, а для этого нужен независимый внешний тренер фрилансер, который не зависит от внутренних интриг, группировок, подводных течений и.т.п. Он свободен в высказываниях своей точки зрения, в отличие от наемного работника, который дорожит своим местом или вообще озабочен своей личной стабильностью.

Какова Ваша позиция в этом вопросе?

Бизнес тренер это лидер в компании и если он занимает зависимую позицию, то превращается в менеджера по обучению. Находясь внутри компании, он может и должен решать важные проблемы. Привлечение внешних тренеров это важный инструмент для обучения сотрудников компании, с которыми бизнес тренер взаимодействует как партнер или подчиненный. Системные вопросы лучше реализовывать через корпоративных бизнес тренеров.

В работе тренера встречается много проблем, например участники, которые приходят на тренинг, далеко не всегда хотят туда приходить. Далеко не всегда они хотят научиться чему-то новому. Может оказаться и так, что то, что ты им рассказываешь, уже половина группы знает, мало того, активно применяет. Ведь не всегда у участников группы в процессе тренинга случается то, что психологи называют инсайтом?

Как Вы поступали в таких ситуациях? И что Вы посоветуете начинающим тренерам, которым придется «держать удар» и при этом двигаться в нужном направлении?

Оптимально решить проблему на организационном уровне можно не всегда, однако следует двигаться в этом направлении. В первую очередь формировать учебные группы по опыту, возрасту, должностям, и даже полу. Важно перед тренингом провести диагностику потребности в обучении, если нет возможности заранее, то перед началом тренинга. В случае если в группе все же оказывается «знаток», его следует признать и поддерживать.

Самым проблемным местом в работе бизнес тренера на этапе входа в компанию является неявка на обучение. В основном это связанно с негативным опытом участников от прошлых тренингов. Придется принимать экстренные методы наказание за неявку в жесткой форме (штрафы, выговоры, прогулы). Бизнес тренер должен сразу показать свое непримиримое отношение к прогулам. В идеальном варианте пишется приказ по компании «Об обязательной явке на внутреннее обучение».

Есть компании, в которых не приветствуют жестких методов, тогда новому бизнес тренеру придется годами создавать позитивный образ обучения через распространение рекомендаций в среде сотрудников Компании.

Подготовлено для журнала «Корпоративные университеты»


Александра Капустина, бизнес-тренер и генеральный директор EXICLUB, рассказывает об особенностях работы внутреннего тренера с вовлеченностью сотрудников.

Один из ключевых аспектов вовлеченности - это возможность человека влиять на происходящее в организации , причем возможность в самом широком смысле: как «впрямую», предлагая усовершенствования рабочего процесса, так и «косвенно», определяя программу собственного обучения и развития.

Участие сотрудников в формировании тренинговой повестки дня сложно переоценить, но в вопросах обучения ключевую роль играет внутренний тренер компании.
Говоря о внутренних тренерах, необходимо понимать, что они не только и не столько занимаются собственно проведением тренингов . Помимо рутинных задач внутренний тренер определяет программу обучения, согласовывает ее с общей программой развития компании, подбирает внешних провайдеров для проведения специализированных тренингов, оценивает результаты и вносит необходимые коррективы.

Крайне важной в этой ситуации является способность тренера работать с запросами сотрудников на то, чему они хотят обучаться : не секрет, что не всегда их пожелания совпадают с потребностями компании - скажем, бессмысленно обучать английскому языку сотрудников российской строительной компании, не имеющей никаких международных партнеров и проектов за рубежом.
Пример с английским языком - это наглядная иллюстрация важности системного подхода к обучению. Абстрактный вопрос «Чему вы хотели бы научиться?» ведет к еще более абстрактному ответу «Чему-нибудь полезному!» и ведет к ситуации обучения ради обучения. Эффективность денег, затраченных на обучение, в этом случае близка к нулю, а отсутствие взаимопонимания между руководством и сотрудниками не способствует формированию вовлеченности.

Хороший внутренний тренер понимает, что разумная программа обучения начинается с составления списка требуемых компетенций : базовых (hardskills) и специализированных (softskills). Этот список необходимо обсудить с сотрудниками компании, учитывая их предложения по возможному усовершенствованию рабочего процесса, а затем использовать в качестве отправной точки при формировании тренинговой программы.

Еще один аспект, про который не стоит забывать, - это получение и отработка обратной связи с обеих сторон: от руководителя и от сотрудников. Если тренеру удалось установить доверительные партнерские отношения со всеми участниками процесса, то обмен информацией более открытый, а, следовательно, более объективный и эффективный.

Наконец, системность подхода заключается не только в слаженности организации процесса обучения, но и в согласованности обучения с другими бизнес-процессами и бизнес-единицами компании. Скажем, если провести обучение только для отдела продаж, то велика вероятность, что другие подразделения компании просто не справятся с увеличенной нагрузкой, и это пойдет не на пользу общему делу.

Итак, любое обучение - это проект, требующий времени и сил, это метод осознанных изменений . Для повышения мотивации цели и задачи данного проекта должны быть выверены, согласованы с целями и задачами компании, а также должны соответствовать желанию самих сотрудников.
Роль внутреннего тренера в этом процессе - это сбор, анализ и систематизация мнений, а также информирование всех участников о планах, целях и ожидаемых результатах. Таким образом, внутренний тренер работает на вовлеченность, обеспечивая постоянную передачу информации между сотрудниками и менеджментом компании, и напрямую влияет на развитие компании.

Для всех внутренних тренеров, стремящихся повысить свою квалификацию, а также для всех, кто хочет стать внутренним тренером, мы создали
Этот модульный курс сочетает в себе повышение квалификации для опытных бизнес-тренеров и обучение сотрудников без профильного психологического образования, стремящихся реализовать себя в качестве тренера.
Цель программы : подготовка квалифицированных внутренних бизнес-тренеров, владеющих необходимыми знаниями, умениями и навыками выявления потребности в обучении, разработки и проведения бизнес-тренингов, а также являющихся востребованными специалистами на рынке труда.

Все больше компаний понимают необходимость обучения персонала. И все больше компаний выбирают внутреннее обучение. Оно зачастую и дешевле, и качественнее внешнего, поскольку учитывает потребности конкретного бизнеса. Однако организация корпоративной учебной базы достаточно сложна и требует усилий. Одна из трудностей - поиск квалифицированных бизнес-тренеров.

Еще относительно недавно профессия «тренер» ассоциировалась только со спортом, сегодня же соединение слов «бизнес» и «тренер» уже ни у кого не вызывает удивления.

Спрос на бизнес-тренеров большой, поскольку во многих компаниях уже поняли пользу обучения сотрудников и выгоду организации его собственными силами. Однако специальность «бизнес-тренер» пока нельзя получить ни в одном вузе, ее нет и в классификаторе профессий. Откуда же берутся тренеры для бизнеса? В эту новую профессию приходят разные люди:

  • опытные специалисты (мотивы различные: появилась потребность делиться опытом; в характере присутствует стремление к новизне; на прежнем месте не было перспектив роста; расширение карьерных возможностей и т. п.);
  • выпускники факультетов психологии;
  • НR-менеджеры (так же как и у специалистов, мотивы могут быть различны: «эмоциональное выгорание»; расширение карьерных возможностей и т. п.);
  • «фанаты тренингов», решившие приобрести квалификацию тренера.

Прежде чем начинать поиск внутреннего тренера для компании, нужно определиться: какой уровень тренерского профессионализма необходим? Кажется, чем выше компетентность - тем лучше? Это не всегда так. Профессионалов в любой области найти сложно, их услуги, как правило, стоят дорого. Кроме того, «суперстар» высоко ценит свою квалификацию, для него важны сложные нестандартные задачи, поэтому перспектива месяцами проводить «типовые» тренинги может его и не вдохновить… У каждого тренера есть собственные представления об обучении и бизнес-процессах, которые могут не совпадать со взглядами, принятыми в компании. Если будут присутствовать подобные «глубинные» противоречия, тренер может (пусть и неумышленно) нанести серьезный урон организации.

В каком случае обязательно нужен профессионал высокого класса, специалист-универсал?

  1. Если в компании не выстроена система обучения персонала, все приходится организовывать «с нуля».
  2. Если руководство планирует привлечь единственного тренера, который будет проводить различные тренинги для сотрудников разных уровней.

Когда в компании уже есть учебный центр , в котором заняты несколько тренеров, разработаны корпоративные стандарты обучения , тогда эффективнее привлечь перспективного тренера-новичка, с высокой мотивацией к работе и развитию. Из него можно «вырастить» профессионала, который будет соответствовать специфике компании. Но сейчас на рынке труда и новичка найти не так-то просто…

Есть еще один путь - «вырастить» тренера среди своих сотрудников: выявить способности и обучить человека. У этого подхода множество «плюсов»:

  • тренер досконально знает специфику компании, ее продукцию;
  • человек учит своих коллег тому, в чем сам хорошо разбирается;
  • занятия полезны для участников, а передаваемые знания и навыки - тесно связаны с требованиями конкретного подразделения/рабочего места;
  • тренер лоялен к компании, в которой вырос, поэтому «заражает» лояльностью участников тренинга.

Конечно, можно найти и «минусы»:

  • если ошиблись с выбором кандидатуры, то компания потеряет хорошего специалиста и приобретет плохого тренера;
  • новичка необходимо серьезно обучать тренерской профессии, что требует времени и средств;
  • тренер может быть слишком «привязан» к типовым ситуациям в данной компании - «зашорен», не иметь достаточно широкого кругозора и богатого опыта, для того чтобы научить людей новым (нестандартным) способам деятельности.

К примеру, успешный торговый представитель на основании собственного (вполне «работающего»!) опыта считает, что скидки - лучший метод влияния на клиента. Став бизнес-тренером, он передает молодым сотрудникам не только накопленные знания и навыки, но и свои ограничения…

Варианты переквалификации сотрудника в бизнес-тренера

1. Специалист становится тренером корпоративного центра обучения.

  • «Плюсы»: получаем тренера, который передает свой профессиональный опыт другим сотрудникам.
  • «Минусы» : теряем хорошего специалиста.
  • Рекомендации: нужно тщательно взвесить, на какой позиции компании выгоднее использовать этого человека.

2. «Играющий тренер»: человек продолжает работать в своей должности и, по мере необходимости, проводит тренинги.

3. Работа на позиции тренера как необходимая ступень карьерного роста (есть компании, в которых должность руководителя может занять только кандидат, некоторое время проработавший тренером).

  • «Плюсы»: высокая мотивация стать тренером. Обучаясь профессии тренера, человек овладевает компетенциями руководителя, приобретает навыки управления рабочим коллективом.
  • «Минусы»: обязанности тренера воспринимаются как временные, которым не следует уделять большого внимания.
  • Рекомендации: следует мотивировать человека к тому, чтобы он был хорошим тренером. Обучая других, он не только становится эффективным управленцем, но и создает себе в компании репутацию профессионала.

4. Руководитель работает тренером: это достаточно распространенная модель, поскольку обучение подчиненных, особенно в форме наставничества, входит в зону ответственности любого руководителя.

  • «Плюсы»: руководитель обучает участников именно тем приемам работы, которые нужны на конкретных рабочих местах, может компетентно оценить их прогресс.
  • «Минусы»: как правило, на проведение полноценного тренинга у начальника подразделения не хватает времени.
  • Рекомендации: руководитель обучает подчиненных в процессе работы самым общим или обязательным навыкам, а для более масштабного (или узкопрофильного) обучения приглашается внешний тренер.

Создавая учебный центр, каждая компания выбирает свой метод подбора тренера. Как сделать оптимальный выбор? Принимая решение об обучении собственного специалиста профессии бизнес-тренера, HR-директор должен тщательно подобрать подходящего кандидата. Прежде чем обучать других, будущий тренер сам обязан пройти качественное обучение (тренинг для тренеров), поработать под руководством наставника, обязательно пройти стажировку у более опытного коллеги (в качестве со-тренера).

Очень важно выстроить мотивацию для внутреннего тренера: «правильные» люди будут стремиться на должность, если она престижна в организации. Причем, говоря о престиже, мы имеем в виду не только компенсационный пакет, но и общие принципы корпоративной культуры: если помогать коллегам, передавать им свой опыт, корпоративные ценности, то вырасти до бизнес-тренера будет почетно для каждого человека.

Если принято решение искать «готового» специалиста, в первую очередь нужно обратить внимание на уровень оплаты его труда. При жесткой экономии на зарплате велика вероятность, что на это место придут не имеющий должного опыта «зеленый» выпускник вуза или «фанат» тренингов.

Многие компании ищут тренера с опытом работы в определенной профессиональной области (продажи, логистика и т. п.) или отрасли (финансовый сектор, ритейл, фарминдустрия и т. п.). Найти подобного специалиста достаточно сложно, поскольку жесткие требования и узкая специализация существенно сужают круг потенциальных кандидатов. Например, одна из компаний в нашем регионе подыскивала специалиста на должность тренера, при этом обязательным условием было наличие опыта в продажах шин. Но подыскать подходящего человека удалось только тогда, когда это условие было снято…

Общаясь с коллегами - «вживую» и на интернет-форумах для профессиональных бизнес-тренеров, я часто встречалась с таким мнением: «Тренер, никогда не работавший по специальности, которой он обучает,- беда для участников. Этот горе-специалист - гарантия провала обучения!» У такого тренера могут вызвать затруднения специфические вопросы, важные для специалистов. Конкретики в тренинге мало, примеров из практики нет… После тренинга у участников нередко возникает вопрос: «Как применить полученную информацию на рабочем месте?» Зная о своих слабых сторонах, такой тренер скован и напряжен в аудитории, меньше внимания уделяет каждому участнику. Все это «имеет место быть»…

Но есть и другая точка зрения: «Врач не обязан переболеть гриппом, чтобы узнать, как его лечить!» Если речь идет о стандартных потребительских товарах, существует несколько эффективных, зарекомендовавших себя методик продвижения и продаж, которые тренер может освоить и успешно передавать участникам. Хорошему тренеру вполне по силам разобраться в тонкостях работы продавца еще на этапе подготовки тренинговой программы. Для этого он обязан изучить:

  • специфику товара;
  • статистику рынка;
  • факторы, влияющие на динамику продаж;
  • лучшие (худшие) образцы поведения продавцов;
  • реакцию групп покупателей на ту или иную технику продаж.

Нередко тренер, никогда не занимавшийся сбытом, допустим, кондитерских изделий, проводит эффективные тренинги по продаже этой группы товаров. Кроме того, опытный тренер умеет построить работу участников тренинга так, что они сами находят собственные скрытые резервы, видят оптимальные пути повышения эффективности своей работы. Ведь никто не знает всех нюансов деятельности лучше самих работников!

Специалист, который постоянно проводит тренинги в одной области, сам учится у своих слушателей, нарабатывает вместе с ними багаж примеров и кейсов, особенно если в его обязанности входит обучение «полевых» сотрудников.

Как же подобрать тренера?

Чтобы не ошибиться с выбором для организации «своего» тренера, необходимо тщательно подготовиться к поиску подходящего кандидата. Следует заранее:

  • четко определить требования, которым должен соответствовать корпоративный тренер, составить его «идеальные» профили (компетентностей и личности);
  • определить критерии отбора;
  • оценить всех кандидатов по выбранным критериям;
  • сравнить профили кандидатов с «идеальным» профилем тренера.

Основными критериями отбора, безусловно, являются: профессионализм, стремление к развитию, лояльность к работодателю, готовность разделять корпоративные ценности. Но самое важное, на мой взгляд, условие - тренер должен быть «фанатом» своей профессии, иметь огромное желание обучать людей. Как это можно определить на собеседовании?

  1. Спросить у кандидата, что ему нравится в работе тренера. В ответе на этот вопрос важен не только смысл сказанного, но и невербальные проявления эмоций, искреннего интереса, вовлеченности и энтузиазма. У хорошего тренера глаза «загораются», он живо включается в разговор, приводит множество примеров из практики.
  2. Поинтересоваться, как человек работает над повышением своей квалификации . Хороший тренер перечислит десятки прочитанных книг, назовет имена известных тренеров и бизнесменов, чьи мастер-классы он посещал. Большим «плюсом» можно считать повышение квалификации по собственной инициативе и за свой счет.

Уровень заинтересованности человека в профессии тренера можно оценить по тем вопросам, которые возникают у кандидата. Увлеченный своим делом специалист большую часть вопросов задает о предстоящей работе; его интересует и возможность собственного обучения. В данном случае стремление к обучению не является индикатором низкого профессионализма! Наоборот, хороший тренер постоянно развивается, стремится повысить уровень своих профессиональных знаний и умений.

Для того чтобы оценить уровень профессионализма тренера, лучше задавать вопросы не об успешно проведенных в прошлом тренингах, а о сложных ситуациях:

  • Что вызывало затруднения при проведении тренингов?
  • Как Вы сумели выйти из нестандартной ситуации?
  • Какие выводы для себя сделали?

Не менее важно, чтобы тренер разделял ценности компании. Как бы искренне человек ни старался внутренне «перестроиться», он будет транслировать участникам тренинга собственные ценности - вместо корпоративных (или наряду с ними). Например, если девиз компании: «Результат любой ценой», а тренер считает, что главное - «раскрытие талантов», то с мотивацией сотрудников будет полная неразбериха.

Для бизнес-тренера важно быть ориентированным на результат, ведь тренинги проводятся не ради самого процесса обучения, а ради достижения сотрудниками определенных бизнес-показателей, улучшения их ежедневной работы. Настроенный на результат тренер разрабатывает систему обучения, которая предусматривает посттренинговое сопровождение для закрепления знаний и навыков, он в первую очередь заинтересован в оценке эффективности своей деятельности. Чтобы оценить ориентированность тренера на выполнение реальных бизнес-задач, можно на собеседовании расспросить его о предыдущем опыте работы. Например: «Какой вклад вы внесли в деятельность компании?»

Внимание к уровню оплаты труда - не показательно: это важно для любого работника. Однако далеко не всегда ожидания кандидата соответствуют той реальной пользе, которую он может принести компании. Бывает, что тренеры и переоценивают, и недооценивают себя.

Нередко важным вопросом оказывается соответствие личности тренера специфике тех навыков, которые он должен сформировать у сотрудников компании. Например, при развитии навыков продаж допускается авторитарный стиль проведения тренинга, а вот при отработке навыков принятия управленческих решений требуется, чтобы тренер выполнял роль фасилитатора, модератора. Оценить присущий тренеру стиль проведения тренингов помогут следующие вопросы:

  • Какие тренинги Вам нравится проводить?
  • Каких принципов Вы придерживаетесь при проведении тренингов?
  • Какие методы передачи знаний и формирования навыков Вы используете?
  • Какова примерная структура тренинга?

Для того чтобы жизнь тренера в компании сложилась успешно, во время проведения собеседования необходимо прояснить и его ожидания относительно предлагаемых условий работы:

  • Какие условия должна создать наша компания, чтобы Вы работали максимально эффективно?
  • Чем Вас не устраивало предыдущее место работы?
  • Сможете ли Вы работать в нужном для нас формате? (Например, работа: с группой более 20 человек; в партнерстве с несколькими тренерами; возможна ли нестандартная продолжительность тренингового дня и т. д.)

По результатам одного собеседования сложно определить уровень профессионализма тренера, тем более - понять, какие ценности он разделяет, насколько соответствует корпоративной культуре. Поэтому очень важно оценить его возможности в реальной работе - посмотреть, как он проводит занятия с группой. Для этого есть несколько путей:

  1. Можно попросить тренера принести программы проведенных мероприятий, показать свои раздаточные материалы, презентации и т. п.
  2. Возможно, тренер пригласит Вас наблюдателем на свой тренинг. (Хотя тренеры не всегда охотно пускают «посторонних», и часто это оправданно: присутствие наблюдателя влияет на групповую динамику и, в конечном итоге, на эффективность работы группы.)
  3. Наибольшую информацию HR-директор или руководитель компании получат, приняв участие в презентационном тренинге. Но не удивляйтесь, если тренер попросит его оплатить!

Работа тренера - креативная, поэтому к выбору «корпоративного учителя и наставника» следует подходить не только системно, но и творчески!

МНЕНИЯ ЧИТАТЕЛЕЙ

Вера Ефимова , менеджер по персоналу

Для оптимизации бизнес-процессов невозможно найти универсальное средство. И тренинги - не панацея. Однако работа хорошего бизнес-тренера - это искусство.

Трудно предугадать, какое влияние тренинг окажет на участника - так же, как и прогнозировать результат просмотра кинофильма, посещения музея или театра. Еще более сложно предвидеть последствия, когда речь идет о работе с группой… Даже очень хорошее лекарство подходит не каждому. Тренинг может стать и кратковременной энергетической «подзарядкой», и средством с пролонгированным действием, которое принесет пользу в долгосрочной перспективе. Но ведь это и серьезная дополнительная нагрузка для сотрудников, ежедневно работающих в интенсивном режиме… Важно предупредить обратный эффект от такого мероприятия - «выгорание» сотрудника, который под влиянием сильной эмоциональной встряски на тренинге берет на себя повышенные обязательства в работе, не будучи внутренне готовым к этому.

Хочу особенно подчеркнуть значимость такого параметра, как «экологичность», ведь работа бизнес-тренера нередко предполагает достаточно глубокое воздействие на личность. Не каждый будет трудиться эффективнее в условиях более острой конкуренции или более жестких сроков, или - большей публичности, открытости деятельности. Есть хорошие специалисты, которые снижают качество работы при попытке усилить контроль за их деятельностью.

При выборе тренинга и тренера (с учетом бизнес-задач и личностных особенностей участников) ответственность HR-менеджера выше, чем может показаться на первый взгляд.

Советую коллегам-эйчарам по результатам тренинга провести беседу с каждым его участником. Уверена, что об одном и том же тренинге вы получите разные отзывы! Кто-то из «бывалых» фанатов психологического экстрима, прошедших довольно жесткие тренинги личностного роста, скажет: «Мероприятие слабовато, недоработано, слишком „пресное“. В то же время для новичков этот же тренинг может стать слишком сложным: через несколько дней окажется, что из всей лавины обрушившейся на них информации усвоен лишь незначительный процент.

Диагностика ожиданий от тренинга до начала его проведения и сбор обратной связи при оценке соответствия результатов ожиданиям представляются для меня обязательными процедурами любого обучающего мероприятия. Каждому участнику важно понять и признаться себе: для чего он пришел на тренинг и что получил в итоге. Это хороший повод для размышлений и благоприятный стимул для апробации новых подходов в работе. Конечно же, менеджмент компании заинтересован в том, чтобы затраты на обучение сотрудников оправдывались - росла прибыль, повышалось качество сервиса, приходили новые клиенты. Поэтому очень важно суметь оценить - используют ли сотрудники на практике те методы, которым их обучили на тренинге.

Хочу сказать, что в нашем холдинге обучение персонала носит системный характер; оно включает в себя работу как внутренних специалистов отделения обучения, так и привлеченных внешних провайдеров. Мы планируем обучение персонала в долгосрочной перспективе, включая и популярные сейчас дистанционные программы, и очные мероприятия - тренинги и семинары. Процесс обучения на отдельном предприятии курирует HR-менеджер.

У нас крупная компания; наше преимущество состоит в том, что для проведения внутренних тренингов мы можем формировать однородные учебные группы (по профессиям) из различных регионов присутствия. Сегодня рынок тренинговых услуг предлагает интересные программы для менеджеров среднего звена, поэтому внешние открытые мероприятия тоже не остаются без нашего внимания.

Внутренние тренеры у нас отбираются из числа опытных профессионалов основных бизнес-направлений. Они проходят специальную дополнительную подготовку. Для нас тренер - гораздо больше, чем «носитель знаний»: его роль «транслятора» норм и правил корпоративной культуры компании, «катализатора» лояльности предприятию, менеджменту - незаменима.

Чему мы учим? Тренинги для сотрудников, контактирующих с клиентами, традиционно направлены на развитие коммуникативных навыков - и в то же время тематически «привязаны» непосредственно к нашему продукту. На занятиях отрабатываются техники постановки вопросов и ведения сделки, осваивается специальная терминология и навыки правильного использования специальных терминов в общении с клиентом (который может быть весьма далек от техники).

В условиях дефицита квалифицированных технических специалистов для нас особенно актуален вопрос организации технического обучения персонала. Мы разработали стандарты наставничества и организации вводного обучения новых сотрудников. Для специалистов, занимающихся техническим обучением, в штатном расписании предприятия может быть предусмотрена должность «мастер-тренер».

Какие сложности возникают у внутренних тренеров? Готовность специалиста обучать новичка - это подтверждение того, что он достиг высшей ступени мастерства. Но… качественно обучая молодежь, мастер взращивает себе конкурента. Поэтому важно, чтобы наставник понимал: сегодняшние квалификация и статус - не предел личной успешности! Эффективно передавать накопленные знания, опыт и секреты ремесла действительно могут только лучшие специалисты: уверенные в собственной профессиональной состоятельности и в наличии благоприятных условий для собственного карьерного роста. Еще одна группа наставников - успешные руководители, заинтересованные в квалифицированных подчиненных. Ожидать эффективного наставничества от работника «средней руки», который опасается потерять в заработке, конкурируя с обученным новичком, бессмысленно. Наш опыт показывает, что в таком случае мы вырастим лишь «подмастерьев».

Анна Рева , начальник отдела сопровождения Контакт-центра банка

При поиске опытного тренера полезно еще на этапе рассмотрения резюме составить для себя список критериев, по которым будем отбирать кандидатов.

Слепо доверять стажу тренинговой работы нельзя: более ценным для вашей компании и более эффективным может оказаться тренер с меньшим опытом и большим талантом. Однако основная сложность состоит в том, как во время одного собеседования (и даже двух) быстро и правильно определить - имеется ли у кандидата именно тот опыт, который нам нужен?

Конечно, неплохо запросить рекомендации и отзывы от компаний, в которых он ранее проводил тренинги. Но подобная информация не гарантирует объективности мнений, поскольку в этот перечень вряд ли попадут те, кто остался недоволен. Раз уж тренер предоставляет контакты людей, которые могут дать отзыв о нем и его программах,- он, конечно же, уверен, что это будет позитивная информация (как минимум - нейтральная). Более того, даже если программа и тренер на «ура» прошли в одной компании, это не гарантирует того же результата в другой.

Часто обсуждается вопрос: должен ли бизнес-тренер иметь базовое психологическое образование? Этот вопрос нередко задают себе эйчары до начала отбора кандидатов на должность бизнес-тренера. Существует мнение, что тренеры-психологи непропорционально много времени уделяют личностным проблемам участников, забывая, что их задача, прежде всего - отработка деловых навыков. Некоторые организации даже выдвигают условие, чтобы бизнес-тренер был не психологом, а специалистом в какой-то профессиональной области.

Важно понять, что бизнес-тренинги и тренинги личностного роста - разные вещи, поскольку перед ними ставятся совершенно разные цели. Тренинги развития профессионально-важных качеств могут проводить высококвалифицированные сотрудники компании. Но если в группе идет глубокая проработка внутренних установок личности (например, в программах лидерского развития для топ-менеджеров) - тогда без психологического образования не обойтись.

Принимать ли участие в тренинге личностного роста - индивидуальное дело сотрудника: по приказу руководства в окружении коллег крайне сложно прийти к мысли, что необходимо изменяться или бороться с чем-либо в себе. Поэтому этот инструмент в организации нужно использовать очень осторожно - у бизнеса другие задачи.

По большому счету, не так важно, есть ли у тренера диплом. Важнее, чтобы была система базовых знаний о человеческой психологии, чтобы он обладал определенными личностными характеристиками: стремлением к развитию, открытостью, доступностью, и при этом был толерантен и самодостаточен - помогал участникам прийти к собственному решению или выводу, но не шел «на поводу» у группы. Подобное сочетание качеств не дает сама по себе психологическая подготовка, это - своего рода педагогический талант.

Если исходить из того, что основной инструмент в работе бизнес-тренера - его личность, гармоничная и адекватная, то главное, чтобы этот человек был социально и эмоционально зрелым, имел собственную жизненную позицию. Очень сложно пользоваться каким-либо шаблоном в данном случае, ведь коллектив - это живой организм. Эйчар же должен стоять на страже интересов этого организма и приводить в компанию только такого тренера, который поможет, а не повредит делу.

В любом случае, тренеру нужна специальная подготовка в области проведения тренингов. А вот где можно стать высококлассным профессионалом - это тема для отдельного обсуждения, причем очень актуальная сейчас.

Трегубенко Елена

Одно из главных условий успеха любого бизнеса - квалифицированный персонал; все, кто это понимает, стремятся обучать свою команду. На определенном этапе развития компании вполне обоснованным становится решение о создании корпоративного учебного центра, а затем и формировании собственной команды бизнес-тренеров.

В нашей компании ООО «Сушия» есть тренеры:

  • корпоративные - штатные сотрудники HR-подразделения, которые отвечают за подготовку и проведение «общеобразовательных» программ;
  • внутренние (эксперты-наставники) - как правило, сотрудники того же подразделения, в котором работают обучающиеся у них люди; отвечают за обучение коллег тому, что сами хорошо знают и умеют делать.

Соответственно, они выполняют и разные функции (табл. 1 ).

Табл. 1. Особенности корпоративного и внутреннего бизнес-тренера

Корпоративный бизнес-тренер

Внутренний бизнес-тренер

Ведет разноплановые программы для разных категорий специалистов

Ведет одну программу - реже несколько - для одной категории сотрудников (как правило, массовых профессий)

Проведение тренингов - его основная работа

Проведение тренингов/семинаров - лишь одна из его функций, которую он совмещает с основной деятельностью

Часто обладает только академическими знаниями, не имеет опыта операционной деятельности в той сфере, которой обучает

Ежедневно выполняет те задачи (операции), которым обучает, является экспертом в своей области

При организации обучения работников массовых профессий менеджерам приходится решать важный вопрос: что лучше - рекрутировать профессиональных тренеров или подготовить внутренних тренеров из числа собственных специалистов? Выбор здесь зависит от потребностей конкретной компании, численности персонала, а также от особенностей обучающих программ, которые предстоит вести тренеру.

Например , когда мы принимали решение по этому вопросу, то учитывали такие параметры, как загрузка тренера, его специализация и частота обновления учебных программ (табл. 2 ). Вообще сама потребность во внутренних тренерах возникла в нашей компании вместе с внедрением стандартов обслуживания. В то время у нас работало около 500 официантов, которых нужно было постоянно обучать. Оценив различные варианты, решили готовить собственных внутренних тренеров.

Табл. 2. Потребность компании в бизнес-тренере

Нужен корпоративный тренер

Нужен внутренний тренер

В месяц планируется 6–10 тренинговых дней

В месяц планируется один-два тренинга

Предполагаются различные темы обучения для сотрудников на разных позициях

Предполагается обучение по узкоспециализированной теме

Есть необходимость постоянно выявлять потребность в обучении и создавать новые программы

Нужно постоянно повторять одну и ту же программу обучения (например, по адаптации новых сотрудников)

Этих специалистов мы подбирали из числа сотрудников ресторанов - и затем взращивали своими силами (модель работы с внутренними тренерами приведена на рисунке 1 ).

Рис. 1. Цикл подготовки внутренних тренеров

Почему схема подготовки тренеров циклична? Наша компания активно развивается - постоянно открываются новые рестораны, а значит, вновь набранный персонал необходимо обучать корпоративным стандартам обслуживания - каждый раз с самого начала. Следовательно, периодически возникает потребность и во внутренних тренерах. Цикл подготовки тренеров в нашей компании занимает около трех месяцев.

Главная функция внутреннего бизнес-тренера - обучать сотрудников компании, то есть передавать им функциональные знания и формировать необходимые для работы умения. В процессе обучения тренер также информирует людей о корпоративных правилах, принятых в компании методах работы и используемых инструментах.

Поскольку зачастую бизнес-тренер самостоятельно не только проводит тренинги, но и разрабатывает программы обучения, его идеи, ценности, отношение к происходящим в компании событиям/людям «масштабируются» на всю организацию. Вот почему особенно важно, чтобы ценности корпоративной культуры совпадали с ценностями самого тренера, чтобы он был лоялен компании, верен ее миссии, разделял видение руководства. Эти требования обязательно нужно формулировать при подборе кандидатов на столь ответственную должность.

Мы придерживаемся мнения, что успешный внутренний тренер по должности должен быть на две ступени выше участников обучающих программ, которые он ведет. В нашем ресторане иерархическая лестница выглядит следующим образом: официант - инструктор - менеджер - директор. Соответственно, внутренних тренеров для самой большой группы обучаемых - официантов мы искали среди менеджеров ресторанов .

В каждом ресторане «Сушия» на должности менеджера работает в среднем три человека. Все они в обязательном порядке проходят оценку по важным для нас компетенциям:

  • коммуникабельность;
  • гибкость ума, творческий подход;
  • доверие к людям;
  • грамотная речь;
  • способность структурировать информацию;
  • ответственность за результат;
  • умение обучать других;
  • лояльность к компании.

При оценке мы используем различные упражнения из арсенала ассессмент-центра. Каждая компетенция оценивается по четырехбалльной шкале (табл. 3 ).

Табл. 3. Шкала оценки компетенции менеджеров

Балл

Оценка

Описание

Неприемлемые результаты

Сотрудник демонстрировал поведение по данному движущему фактору на неприемлемом уровне, требуется немедленное улучшение

Требует улучшения

Сотрудник демонстрировал поведение по данному движущему фактору не всегда последовательно и/или эффективно

Значительные результаты

Сотрудник демонстрировал ожидаемое поведение по данному движущему фактору последовательно и эффективно

Исключительные результаты

Сотрудник демонстрировал ожидаемое поведение по данному движущему фактору в исключительно эффективной и последовательной манере; считается ролевой моделью для других работников

Чтобы менеджер стал кандидатом на позицию внутреннего тренера, он должен соответствовать следующим требованиям:

  1. В процессе оценки компетенций стабильно показывать «Значительные результаты» и «Исключительные результаты».
  2. Отлично выполнять ежедневные рабочие функции (в соответствии со стандартами обслуживания и продаж).
  3. Иметь стаж непрерывной работы в нашей компании - не менее года.

По результатам оценки были отобраны сотрудники, у которых есть способности к обучению других. (При отборе применяются следующие методы: интервью, анализ рабочих показателей, а также ассессмент-центр).

Мы установили достаточно высокие критерии для отбора, поэтому не во всех ресторанах среди менеджеров нашлись кандидаты, способные и имеющие мотивацию к работе внутреннего тренера. Тогда мы расширили круг кандидатов - за счет привлечения к проекту директоров ресторанов и инструкторов (из числа тех, кто отлично выполнял свою работу).

После завершения отборочных мероприятий была сформирована команда внутренних тренеров, для которых мы разработали «тренинг для тренеров» под названием «Практическая магия обучения официантов». Главная задача сотрудников, которых мы отобрали для новой роли, была сформулирована так: научиться обучать других людей работать на «отлично»!

После завершения обучения для проверки знаний и навыков внутренних тренеров проводилась супервизия (наблюдение со стороны наставников). Супервизором может выступать эксперт, обладающий большим профессиональным опытом, которому менеджеры доверяют, кто пользуется у них заслуженным авторитетом в своем деле (например, менеджер по обучению и развитию HR-службы или тренер, который проводил тренинг для тренеров). Главный критерий успешности подготовки внутренних тренеров здесь один - умение обучать людей.

После этого менеджеры приступали к самостоятельной работе в новой роли - внутреннего тренера. Мы считаем, что на этом этапе людей еще рано отпускать в «автономное плавание»; им нужна помощь - и словом, и делом. При этом крайне важно правильно организовать сопровождение тренеров во время их первых шагов в новом качестве. Как мы это делаем?

  1. Оказываем методическую помощь в разработке материалов, презентаций, видеороликов, упражнений, игр.
  2. Корректируем поведение (отдельные действия, эмоциональные реакции, коммуникативные привычки и пр.) - например, обсуждаем после тренинга конкретные ситуации, сложные моменты, правильную работу в случае нестандартных реакций участников.
  3. Даем обратную связь - в устной форме, тет-а-тет, с корректным подходом к любому вопросу. На этом этапе важно не разрушить доверие участника программы, не навязывать свое мнение.

Очень хорошо зарекомендовала себя практика постановки наводящих вопросов. Вместо прямолинейного замечания («Вы не до конца объяснили задание, из-за этого игра не получилась; в следующий раз нужно сначала убедиться, что все поняли правила, и только потом начинать игру») лучше задать вопрос: «Помните игру, которая была в конце? Как, по вашему мнению, она получилась? А что именно не получилось? Все ли поняли задание? Чего не хватило, чтобы все поняли? Как лучше сделать в следующий раз?»

После успешного завершения курса обучения каждый участник получил корпоративный сертификат внутреннего тренера (рис. 2 ), подтверждающий новую квалификацию. Этот документ не имеет такого же статуса, как диплом/свидетельство об обучении государственного образца, - но дает право проводить тренинги для официантов в нашей компании. А самое главное - он подтверждает статус внутреннего тренера в коллективе и создает авторитет в глазах новичков, которые приходят на обучение (это важно, когда ты обучаешь тех, с кем вместе работаешь). В каждом ресторане «Сушия» сертификат тренера висит в офисе на видном месте: признание со стороны компании мотивирует наших тренеров и добавляет им уверенности в своих силах!

Рис. 2. Бланк сертификата внутреннего тренера компании

Но на этом помощь внутренним тренерам не заканчивается; менеджер по обучению по-прежнему:

  • продолжает контролировать проведение обучающих мероприятий (периодически посещает их, в том числе - выезжая в регионы);
  • регулярно собирает учебные планы, тщательно их анализирует;
  • при необходимости оказывает методическую помощь в разработке и проведении тренингов, а также изменении программ (подбор новых упражнений, дополнительных материалов) - с учетом потребности на местах.

Такую же модель мы применили при подборе и подготовке внутренних тренеров для корпоративной «Школы сушистов»: теперь у нас действует новый для Украины формат обучения поваров, специализирующихся на изготовлении суши. Пока мы выпустили только одну группу, но это большой прорыв в работе!

Выбрав самых квалифицированных и опытных специалистов, мы помогли им развить необходимые для преподавателя/тренера компетенции. В результате получили мотивированную команду внутренних тренеров, что помогло решить проблему обучения сотрудников массовых профессий в долгосрочной перспективе.

Наш опыт свидетельствует, что при продуманном подходе и хорошей организации обучения подготовка людей «на местах» происходит с минимальными затратами. Более того, повышение квалификации дает сотрудникам новый статус в коллективе, а также выступает замечательным мотиватором.

Сейчас в каждом нашем ресторане есть «свой» (во всех смыслах) внутренний тренер - как мы говорим, «эксперт по сервису и мастер обучения». Японская пословица «дашь человеку рыбу - и он будет сыт весь день; научишь его рыбачить, и он будет сыт всю жизнь» как нельзя лучше иллюстрирует наш подход к обучению собственными силами.

Статья предоставлена нашему порталу
редакцией журнала

© 2024 siniy-kit.ru -- Спортивный портал - Синий кит