Филимоновская лошадка раскраска для детей. План-конспект НОД по нетрадиционному рисованию для второй младшей группы «Роспись филимоновской лошадки. Технология заготовки синики

Главная / Питание

История филимоновской игрушки, по некоторым расчетам историков и археологов, началась еще 1000 лет назад. Считается, что при археологических раскопках вблизи Тульской области были найдены одни из первых, самых примитивных, игрушек из глины того периода. Как с точностью установлено, сделаны они были во времена Эти игрушки из-за некоторых характерных особенностей называли свистульками. Они представляли собой небольшие фигурки птиц, животных и людей, которые были только оформлением для свистящего механизма.

Предназначение свистулек

Считается, что в древние времена, во времена язычества, свистом можно было отпугнуть злого демона или духа или, наоборот, привлечь внимание Бога Солнца и попросить его послать на землю дождь или засуху, а также многое другое. Именно поэтому такую свистящую фигурку держали в каждом доме.

Появилась на игрушках уже в начале 19-го века. Как гласит история, название свое филимоновская игрушка получила от беглого каторжника - Филимона.

Дед был мастером не только гончарного дела, но и мастером по изготовлению глиняных игрушек. Он был первым человеком, который начал расписывать чем и внес свой неоценимый вклад в развитие искусства не только 19-го века, но и будущего времени.

В деревне, где он приютился, было месторождение синий глины, которая и служила ему материалом. Деревня эта находилась около города Одоева и, благодаря своей истории, в будущем получила название Филимоновка, в честь мастера.

Работа над игрушкой

Впоследствии из синей глины стали делать горшки практически все мужчины в деревне. Благодаря этому искусству, им удавалось прокормить свою семью. В лепке принимали участие не только мужчины, но и женщины, и даже дети. Именно они занимались изготовлением свистулек в свободное от работы в поле и домашних хлопот время. Это было одним из самых их любимых занятий того времени.

Иногда женщины вместе с дочерьми, которым на тот момент могло быть не больше 7-8 лет, садились в кружок и, напевая красивые старинные русские народные песни, лепили свои глиняные игрушки.

Значение филимоновской игрушки

Филимоновскую игрушку приобретали домой, покупали для подарка. Наличие игрушки было очень хорошим знаком. Считалось, что она приносит в дом счастье, удачу, семейное благополучие, а также охраняет от наговоров и злых чар.

Филимоновская игрушка для детей была так называемой охраной, оберегом, который охранял малышей от зла. Многие из историков полагают, что на заре своего создания такая свистулька не была детской игрушкой. Она имела совершенно другое предназначение. Если присмотреться, то на каждой фигурке можно увидеть магические знаки (филимоновские узоры), имеющие определенный смысл.

Интересна и форма игрушки. Она наводит на мысль, что каждая из них что-то обозначает.

Обжиг в печи

В течение всего года люди занимались изготовлением глиняных предметов, а затем, в один из весенних дней, в центре большого поля перед началом его обработки проводили большой праздник. Он заключался в том, чтобы обжечь все глиняные изделия, а после праздника отнести их на рынок для продажи.

Для начала выкапывали большую яму в центре поля, которую обкладывали кирпичами, делая кирпичные подставки (полочки) под посуду (такая необыкновенная печь называлась горном), а затем поджигали солому, которую выкладывали на посуду. После того, как солома сгорала, ждали, пока глина остынет, и после забирали каждый свое, теперь уже белое, изделие домой.

Главное место на полочках занимали глиняные кувшины, а между кувшинами женщины ставили свои поделки. Интересно то, что после обжига синяя глина становилась красивого белого цвета. Филимоновская игрушка, фото которой можно увидеть в книгах и журналах, посвященных русскому народному творчеству, а в современном мире и в электронных источниках, имеет именно эту отличительную черту.

Это очень удобно. Для того чтобы расписывать в дальнейшем, ее не нужно покрывать специальной краской для основы. уже подготовлена для работы.

Филимоновские игрушки. Их образы

Одним из самых главных образов, является образ женщины. Считается, что изображение женщины (барыни) олицетворяет собой образ матери, главной целью которой, безусловно, является продолжение рода и в целом всей жизни на Земле. Визуально выглядит эта фигура очень необычно.

Еще один образ - это животное. Медведь несет в себе символ мужественности, силы, а также олицетворяет приход весны - новой жизни. Олень - символ семейного благополучия и счастья в браке, теплоты отношений между супругами. Традиционно оленя дарят в день свадьбы молодоженам как оберег для их будущей семьи. Конь - олицетворение всего живого. Считалось, что конь - это символ воды, солнца, плодородия. Корова - воплощение бодрости и силы духа.

Рядом с женщиной, как правило, всегда изображали птиц. Именно птицы в старину считались образом воскрешения всего живого на Земле. Рассвет, пробуждение земли, природы - это все олицетворение птиц.

Ни одна из игрушек не похожа на настоящие фигуры зверей и птиц. Фигуры людей напоминают их очень отдаленно. Понять, кто из людей вылеплен из глины, можно только благодаря деталям одежды, на которых присутствуют определенные элементы филимоновской росписи.

У женщины, как правило, одежда состоит из юбки-колокола и блузы, а у мужчины - яркая рубаха и штаны.

Филимоновская роспись очень необычная, смелая, завораживающая взгляд. Узоры на одежде говорят о самом главном - о связи человека с природой.

Многие хотят знать, как нарисовать филимоновскую игрушку. Наряд представляет собой яркие четкие рисунки, хаотично разбросанные по одежде. На одеждах рисовали пятна и кружочки, листики и точечки, черточки и звездочки и многие другие элементы росписи. У женщины юбка всегда была разноцветная, блузка насыщенного ярко-малинового цвета, а шляпка украшалась яркой каемочкой. У мужчины обязательно должна была выделяться рубаха.

Филимоновская роспись. Раскраска лица

Лицо всегда было одинаковым. На белом фоне рисовали глаза и брови синим или черным цветом. Иногда глаза были зелеными. всегда была одинаковой. Глаза - черточки. Рот обязательно должен был быть малинового цвета.

Никогда не допускалось рисовать выразительные черты лица. Считалось, что фигура - это оберег, поэтому именно лицо игрушки должно было отпугивать злых духов.

Основные цвета

Одна из отличительных черт, которой обладала филимоновская роспись, - это цвет используемых красок. Можно было применять оттенки только 3 цветов: малинового, желтого и зеленого. И лишь изредка разрешалось использовать синюю и фиолетовую краски.

Еще одна филимоновская игрушка, роспись которой была всегда одинаковой, - животное. Его тело и шея всегда раскрашивались поперек, а использовалась одинаковая: зеленый, желтый и малиновый цвета. В итоге животное было раскрашено разноцветными полосками с мордой красного или зеленого цвета.

Интересно, что свистулька - филимоновская игрушка, раскраска которой производится не специальными кистями для рисования, а кисточками, сделанными из куриных перьев.

Обряд «свистопляски»

Каждый человек хоть один раз в жизни, но слышал такое выражение. Однако мало кто правильно понимает значение выражения «устроить свистопляску». Люди думают, что это выражение означает ссору или выяснение отношений, то есть возможность доказать что-то кому-то.

На самом деле, в середине 19-го века это был один из самых красивых, интересных обрядов. В определенный день в году абсолютно все выходили на улицу и начинали петь, танцевать и все вместе свистеть в свистульки. Этими действиями они хотели преклониться перед умершими родственниками, это был определенный обряд памяти. После совершенных действий люди могли попросить у Бога все, что хотели. Некоторые вызывали дождь, другие благодарили Бога за хороший урожай или просто за хорошую погоду. Все вокруг были счастливы и получали удовольствие от жизни.

Филимоновская лепка в наше время

Для многих филимоновская игрушка, раскраска глиняных фигурок, имеет историческое значение. В начале 20-го века мастеров филимоновской росписи осталось очень немного. Если бы не появившийся интерес к народному творчеству в 50-х и 80-х годах ХХ столетия, секреты мастерства навсегда бы ушли в прошлое.

Именно благодаря созданию группы из выпускников Абрамцевского училища и объединению их с потомками филимоновских мастеров, это творчество вышло на новый уровень.

Роспись филимоновской игрушки, а также создание ее глиняной основы занимает достаточно много времени. На протяжении нескольких дней (приблизительно 3-5, в зависимости от размера игрушки) фигурку нужно постоянно выглаживать влажными руками. Это делается для того, чтобы убрать мелкие трещинки, которые возникают в момент высыхания изделия - характерная особенность синей глины.

Только после того как игрушка полностью высохнет, ее отправляют в печь, где она становится красивого белого цвета. И только потом ее начинают разрисовывать.

Дети и красивые игрушки

Большое одобрение и поддержку получили занятия с такими изделиями в дошкольных учреждениях. Филимоновская роспись в детском саду - один из творческих проектов, прочно закрепившихся в программе обучения малышей.

В процессе рисования (дети пишут акварелью) педагог знакомит дошколят с историей создания филимоновской игрушки, главными принципами ее раскраски, а также приобщает детей к народному творчеству, заставляя их почувствовать и понять, как искусство влияет на нашу жизнь в будущем.

Музей филимоновских игрушек

По всей России находится множество музеев с филимоновскими игрушками. Самый крупный, специализированный музей, находится в Тульской области в Одоеве.

Здесь можно полностью окунуться в эпоху филимоновской росписи, а также попробовать самому слепить игрушку из синей глины. В результате каждому на память об этом удивительном месте останется не только сделанная собственными руками филимоновская игрушка, фото в музее и впечатление от увиденного чуда, но и самое главное - опыт общения с настоящими мастерами старинного промысла.

Воспитательная: воспитать коммуникабельность, чувство коллектива, взаимопомощь и поддержку в работе на уроке.

Обучающая: научить выявлять особенности традиций филимоновской игрушки в росписи.

Развивающая: научить детей обобщать свои знания, анализировать новый материал и применять его на практике.

1. Закрепить знания и приемы лепки филимоновской игрушки.
2. Научить правильно, передавать особенности промысла через любой образ, используя символику солярных знаков при росписи игрушки;
3. Научить анализировать символику росписи филимоновской игрушки, правильно использовать основные цвета промысла.
4. Научить совместной работе в коллективе, взаимопомощи.

Оборудование

а) для педагогов: образцы изделий, набор шаблонов, выставка детских работ, пособие по росписи и лепки филимоновской игрушки, схема анализа символики, вспомогательный материал для показа работ.
б) для воспитанников: краски, кисти, перышко, банка с водой, тетрадь или альбом, тряпка, палитра.

Ход занятия

1. Оргмомент.
2. Сообщение темы занятия.
3. Определение команд. Конкурс ”Название команды”.
4. Повторение пройденного материала.
5. Конкурс “Образы глиняной игрушки”.
6. Конкурс “Техника лепки филимоновской игрушки”.
7. Объяснение нового материала: “Приемы и особенности филимоновской игрушки”
8. Конкурс “Значение старинной символики”.
9. Конкурс “Магический узор”. Практическая работа по росписи.
10. Конкурс “Аукцион сюжетов”.
11. Подведение итогов.
12. Обобщение пройденного материала на занятии.
13. Задание на дом

Методические приемы

1. Беседа по пройденному материалу.
2. Демонстрация образцов и иллюстраций.
3. Рассказ учителя.
4. Постановка проблемы и поиск решения.
5. Объяснение, пояснение, индивидуальная работа.
6. Игровые моменты (конкурсы, викторина).
7. Самоанализ, выявление недостатков.
8. Метод поощрения (объявление команды победителя, отбор лучших работ).

1 Оргмомент

2 Сообщение темы

Учитель. Ребята, вы уже, наверное, догадались, о чем сегодня пойдет речь? Да, сегодня мы будем продолжать говорить о филимоновской игрушке и промысле. Наше занятие называется “Филимоновская игрушка: образы, сюжеты, роспись”. Сегодня наше занятие пройдет в виде конкурса. Оценивать выполнение ваших заданий будет компетентное жюри (представление жюри – приглашенные на занятие учителя).

3 Конкурс “Определение команд”

Учитель. Вы разделитесь на две команды. Каждой команде необходимо выбрать капитана и определить название. А название нужно сложить из букв, которые находятся в конвертах. Итак, наш веселый конкурс объявляется открытым (ребятам даются на выбор конверты, 3 минуты на составление из букв названий команд, справившиеся с заданием поднимают руку.). Теперь у нас образовались команды с названиями “Малинка”, ”Лимонка”.

4 Повторение пройденного материала

Учитель. Сейчас мы послушаем краткую справку о возникновении промысла Филимонова (рассказ учащегося).

Учащийся. В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Уны стоит деревня Филимоново. По местным преданиям, истоки гончарного ремесла относятся к временам Ивана Грозного. Именно тогда в местные владения князя Воротынского будто бы прибыл гончар Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Гончарили здесь всегда мужчины, а женщины лепили звонкие свистульки, за что жители окрестных деревень прозвали их “свистулечницами”, потому что игрушки делались со свистками (демонстрация свистульки). Свистулька – ее еще называют в разных местах сопелкой, гудухой, улюткой, соловьем – древняя и до сих пор популярная игрушка на Руси. В далеком прошлом она, возможно, имела религиозное значение. Известно, например, что вятичи встречали бога солнца (Ярилу) пением глиняных дудок, а магическими узорами на игрушках и пронзительным свистом отгоняли злые силы от душ умерших.

Женщинам помогали в работе девочки, которых приучали к ремеслу с 7-8 лет. Работали зимой в свободное от сельских трудов время. Игрушки продавали на ярмарках и базарах в Туле и ближайших уездных городах. Игрушки или “забавки” стоили на базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много. Вот и работали женщины, не покладая рук, днем – хозяйство, а как только наступали сумерки, приступали к любимому делу. Бывало, длинными зимними вечерами собирались мастерицы и лепили игрушки под удивительные напевы русских народных песен.

Весной, до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная сухая погода, все готовые изделия обжигали в специальных горнах. На склоне большого оврага, что разделял две деревни – Филимоново и Карасинки, была построена из кирпича печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Для всех жителей деревни день этот был торжественным событием – итогом всей зимней работы. У печей собирались нарядно одетые жители. Все ожидали чуда – появления преображенных огнем глиняных изделий. И это чудо возникало перед их восхищенным взором: местная глина после обжига приобретала белый цвет, и ее можно расписывать без предварительной побелки.

После обжига игрушки группировали по сюжетам для росписи. Сюжеты Филимонова – это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных – коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц – курицы и петухи.

В отличие от дымковских, все филимоновские игрушки – свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц. Игрушка отличается особым изяществом форм, своеобразной пластикой, вытянутой пропорцией. Это потому, что природные свойства местной глины, жирной и пластичной, отразились в облике игрушек.

Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, “подтягивают”, выравнивая ее поверхность. “Подтягивать” и подглаживать ее приходится дней пять. С каждым таким подтягиванием игрушки удлиняются в пропорциях. Но красота и оригинальность игрушки не только в особых качествах местной глины, а также в форме и росписи. Народная игрушка в своем первородном виде культовая и обрядовая скульптура, инструмент магии. Она представляет собой явление народного искусства, в котором эстетическое и культовое начала были слиты воедино, и непременно учитывались мастером. Рассматривая работы народных мастеров, можно только удивляться устойчивости традиций в выборе тем и сюжетов игрушек (показываются иллюстрации).

Учитель : Эти сюжеты характерны для искусства всех народов, они стали главными в русской глиняной игрушке и многократно варьировались в каждом мастеровом центре по-своему, никогда не повторяясь (Сравниваем игрушки разных промыслов, одинаковые по сюжету). Часто фантазия мастеров настолько изменяет образ животного, что игрушка не имеет прототипа, получаются сказочные звери неведомой породы. Мастера не стремятся к простому правдоподобию, жизненные впечатления у них – основа для вымысла, сказки. Пользуясь этим методом, они создают бесчисленное множество вариантов, подобных собирательных образов – типов. А в различных центрах производства эти образы вообще неповторимы, имеют особенности, присущие именно той или иной художественной школе.

5 Конкурс “Образы глиняной игрушки” (коллективный).

Учитель. Сейчас каждая команда возьмет по карточке (рисунок 1), где изображены образы глиняной игрушки. Вы должны подумать и рассказать, что же символизирует каждый образ в жизни древних славян. Эти образы – воплощение языческих верований, которые таят мифологию жизни в древних дохристианских формах славянского культа. (Вспомним их).

1-ая команда. Женская фигурка олицетворяет великую богиню “Природу”. Женское начало несло знак добрых сил: Мать – кормилица, Весна, Купава, Берегиня, Лада и т.д. Доможириха – вот перечень имен и смыслов, которыми народ наделил глиняную женскую фигуру. Этот образ – продолжение рода всего живого. Медведь – один из ведущих персонажей народных сказок – предвещал пробуждение природы, был символом могущества. Олень – изображал удачный брак, тепло и плодородие.

2-ая команда. Конь – считался слугой Солнца. Впряженный, он возил по небосводу бога-солнца и приносил людям его благодать. Конь в искусстве языческой Руси имел охранительный смысл и занимал важное место в магии плодородия. Он символизировал как культ солнца, так и воды. В народном искусстве конь – это время, свет, богатырская сила. Птицы – знак воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи. Они вестники богини Матери – земли и обязательные спутники женских изображений. Корова символизировала бодрую силу, плодородие и могущество.(Жюри оценивает конкурс.)

Учитель. Во всех этих сюжетах отображалась наивная вера крестьянина в добро и зло, поэтическое одушевление сил природы, от которых зависело благополучие человека, счастье и достаток. При создании этих образов главная задача мастера не в том, чтобы предать игрушке особенности конкретной птицы, лошади, человека, а в стремлении передать черты того явления природы, которое воспринималось им в метафорическом – мифологическом познании мира. Конь – солнце, баба – Мать – земли. Единство человека и природы, основа культурной традиции.

6 Конкурс “ Техника лепки филимоновкой игрушки” (коллективная)

Учитель . Каждая команда получает лист с заданием. В течение нескольких минут надо написать и объяснить последовательность лепки (женской фигуры). Потом по схеме (рисунок 2) проверим правильность работы учащегося.

1-ая команды. Изображение людей примитивны и монолитны в филимоновском промысле. Неширокая юбка – колокол в узкую талию, узкие плечи, руки, голова, составляют одно целое с шеей, переходящей в шляпку с козырьком. Вытянутые плоские фигурки с небольшой головой на непомерно длинной шее, тонкие длинные руки – таков характерный облик филимоновской женской фигуры. Лепится игрушка в такой последовательности:

  1. Скатаем между ладонями шар, наденем его на указательный палец (открываем на планшете первый пункт и проверяем).
  2. Затем шар вытягиваем и начинаем расширять углубление, сделанное указательным пальцем.
  3. Сплющивая между большим и указательными пальцами стенки юбки – колокола, постепенно добиваемся того, чтобы толщина их у края была примерно 5-6 мм.
  4. Теперь заготовку ставим на дощечку и приступаем к лепке туловища и головы, которые первоначально намечают лишь в общих чертах.
  5. Вслед за этим намечаем головной убор и приступаем к лепке рук. Их “вытягивают” из кома глины, находящегося в средней части фигуры.
  6. На следующей стадии лепки поле шляпки слегка прижимаем с двух сторон, а сверху прикрепляем так называемую тулью – цилиндрическую часть шляпки.
  7. (Такие шляпки, тулья которых едва прикрывали пучок волос на голове, были модными в конце прошлого века.).

  8. Теперь на некоторое время фигурку “барынь” отставляем в сторону и принимаемся лепить птичку или “курицу” (как называли мастера).
  9. Когда слепили “курицу”, закрепляем в руках барыни и хорошо разглаживаем.

2 -ая команда (объясняет технику лепки животного, рисунок 3). (Жюри, оценивает конкурс).

7 Объяснение нового материала.

Учитель. Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку, – ее смелая роспись. Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине прошлого столетия, когда появились анилиновые краски. Поначалу краски разводили “на полном яйце”, и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими, даже несколько пронзительно – ядовитыми.

До наших пор игрушечницы брали для росписи куриные и утиные перышки, “ведь перышко краску лучше держит и прочнее оно”- говорят филимоновские женщины. И сейчас они пишут перышками: с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с перышка – ложится чисто и ровно.

Расписывают свистульки прямо по белой обоженной глине, причудливыми полосками – желтых, лиловых, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на желтый - дает оранжевый. Роспись строится по традиционной схеме:

  • сначала накладывают желтые полосы и пятна;
  • потом их обводят красным;
  • затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.

Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски. Гамма цветового решения почти не меняется. Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным (рисунок 4)

В раскраске человеческих фигурок – барынь или толстоногих кавалеров – меньше всего уделяется внимание лицам: зеленые, черные или синие мазки и точки, изображающие брови и глаза. Малиновые штрихи – рот. Главное – наряд: яркая малиновая кофта, длинная шляпка, две-три цветные каемки на тульи шляпки и вороте платья и пестрая, вся покрытая небрежно, лихо написанными узорами, юбка – в глазах рябит, как солнышко. Мы видим, в орнаменте нет строгой геометричности дымковской росписи: штрихи, веточки, звездочки, розетки, овальные листики, пятна, иногда разделенные полосами, иногда в веселом беспорядке разбросаны по фону.

Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Елочки, кружочки, солнышки, что используют мастера – это очень древние обрядовые знаки. Впрочем, по старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы. Эти символические знаки, пришедшие к нам из древних обрядовых праздников, – с магической символикой.

В филимоновской игрушке мы видим символы солнца, земли, воды, плодородия. В филимоновской росписи мастера по-своему показывают близость к природе. Они пропустили через свое мироощущение все образы и символы и показали в росписи свое восприятие мира. Древние символы мы с вами встречали и в дымковской и каргопольской, игрушке. Но они везде разные в орнаменте. В каждом промысле мы замечаем символы солнца, воды и д.р. Тонкой нитью проходит в них древняя символика крестьянской религии (рисунок 5).

8 Конкурс “Значение стариной символики

Давайте вспомним древние символы. Каждой команде предлагается по одной карточке, где перепутаны символы. Надо найти ошибки и исправить. За каждый правильный ответ начисляется по одному баллу. Каждая команда объясняет ошибки.

Ученик 1-ой команды. Знаки солнца – очень многообразны и изображаются кружками с лучами, даже есть изображение ночного солнца. (Изображение солнце на карточке под номерами 1,3,5, на карточке под номером 2 изображена земля, под номером 4 – вода.)

Ученик 2-ой. команды. Знак воды – полосы в виде и треугольников. Дождь обозначается прерывистыми линиями. (Изображение воды на карточке под номером 1,4,5) На карточке под номером 2 изображены побеги, засеянные в землю. Под номером 3 – засеянное поле (рисунок 6).

Учитель . Правильно. Молодцы, все хорошо справились с заданием. Мы вспомнили символы, которые нам пригодятся в дальнейшей работе над росписью. В филимоновской игрушке мы видим, что единство природы, выразилось в особой форме зверей и птиц. Воображение мастера наделяло вещи чертами живого мира, у животных подчеркивалось то, что свойственно самому человеку.

В русском народном искусстве нет устрашающих изображений, нет ужаса, нет зла. Эти замечательные черты, оказывается, тоже имеют древние исторические корни. Множество удивительных мотивов, образов создают филимоновские мастера – игрушечники, и за каждым из них стоит большой мир, частью которого воспринимает себя человек. Источником творчества народных умельцев является любовь к природе, доброта и щедрость души.

Каждая игрушка имеет неповторимый узор, хотя есть некоторые приемы росписи (показ образцов) Кофты у барынь и рубахи у солдат филимоновской игрушки обычно окрашены одним цветом: лиловым, зеленым, желтым. Но сколько выдумки появляется у мастериц, когда они рисуют орнамент на юбках, передниках и штанах у своих кукол! Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.

Для мастериц прошлого роспись игрушек была особым праздником. В деревне “дом перед домом” соревновался – кто лучше распишет свистульку. Давно исчезли голосистые крестьянские базары, где филимоновцы продавали свои “чудо – развлечения”. Пройдя долгий и сложный путь от мифа-сказки до детской забавы, игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры (мелкой пластики). В наши дни мастерицы везут свои работы на художественные выставки.

Современная лепная свистулька стала еще ярче, наряднее, больше (до 20 см. в высоту), превратилась в скульптуру малых форм и поменяла и свой облик. Наряду с традиционными барынями, всадниками, животными, возникли сложные групповые композиции и бытовые сценки из деревенской жизни, согретые сердечным теплом мастеров. В музеях народного искусства, в частных коллекциях можно увидеть загадочных животных А.Ф. Масленниковой, одухотворенных глиняных кукол Л.Г.Зайцевой, ласковых зверей А.Г.Карповой, свистульки Е.К.Евдокимовой и других замечательных мастериц (показ иллюстраций работ мастериц). Только вот беда, если раньше в Филимоново почти в каждом доме гончарили, да лепили игрушку, продолжая многовековое дело предков, то теперь промысел все больше уходит в прошлое. Народная игрушка-явление в русской культуре значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей. Филимоновская свистулька, прославившая свою деревню, у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего.

9 Конкурс “магический узор” (индивидуальный)

Практическое задание на роспись (рисунок 7, 8).

Учитель. Возьмем по игрушке, слепленной на предыдущем уроке, и попытаемся, как филимоновские мастера, раскрасить игрушку куриным перышком. Смотрим на плакат с элементами росписи (схема 4–5) и на иллюстрации игрушки. Роспись будет строиться по традиционной схеме (показ росписи на шаблоне). Дети украшают силуэт филимоновской барышни по своему усмотрению: можно скопировать рисунок художника, а можно самим придумать наряд. Каждая команда выставляет свои работы для оценки жюри и рассказывает о своем образе. Лучшие работы отбираются в методический фонд.

10 Конкурс “Аукцион сюжетов” (коллективный)

Каждая команда по очереди называет сюжет филимоновской игрушки. Кто назвал больше, тот выигрывает.

Ученик 1-ой команды. Барышня, всадник, петух, свинья, доярка, олень.

Ученик 2-ой команды. Солдат, козел, медведь, лошадь, солдат с птицей, барышня.

11 Подведение итогов

Жюри подводит итоги конкурса и награждает победителя (грамотой лучшего мастера).

12 Обобщение пройденного на уроке (ответы на вопросы)

  1. Где возник промысел филимоновской игрушки?
  2. Почему игрушка называется филимоновской?
  3. Особенности филимоновской игрушки?
  4. Какие цвета традиционны при росписи игрушки?
  5. Как ласково филимоновцы называют свои цвета?
  6. Какие символы встречаются в филимоновской игрушки?
  7. Ход росписи в филимоновской игрушке.

Учитель . Молодцы. Вы сегодня очень хорошо занимались.

Сегодня на занятии мы попытались по новому взглянуть на народное декоративно- прикладное искусство, понять смысл филимоновских узоров и орнаментов. Научились правильно расписывать филимоновскую игрушку и самостоятельно оценивать свою и чужую работы, анализировать ошибки и достижения.

13 Задание на дом

Дома в альбоме разработать узор для филимоновского всадника.

Литература

  1. Блинов Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы. М.: “Детская литература” ,1977.
  2. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. “Просвещение”, 1968.
  3. Федотов
  4. Фролова Е.Н., Чистый источник. М.: “Мол. Гвардия”, 1990.
  5. Юный Художник №3-4 /1992. “Филимоновская игрушка” О.Яковлева.

Здравствуйте, дорогие друзья.

Не знаю, как вы, а я люблю народные промыслы. Не важно, что это: шитье тряпичных кукол, резьба или роспись по дереву, плетение из бересты и так далее. Есть в них что-то такое душевное, теплое, родное, если хотите.

В общем, я тут подумала-подумала, и решила разукрасить сегодняшний день позитивом - Филимоновской игрушкой. А что? Промысел древний, интересный, яркий и звонкий. К тому же, о Тульской области давненько ничего кроме анонсов не писала. Так что в этой статье мы с вами заглянем в прошлое, вспомним, откуда к нам эти забавные фигурки пришли, и поговорим об их, скажем так, каноничности и символичности. Это я к тому, что в Филимоновской игрушке все имеет свое значение, и цвета, и каждая черточка со своим смыслом.

Филимоновская игрушка: история

Этому древнему прикладному художественному ремеслу примерно лет 700 по одним данным, и приблизительно 1000 по другим. Как ни крути, и так и эдак – немало. Он зародился в Одоевском районе (в прошлом Белевский уезд Тульской губернии), в деревне Филимоново (отсюда и такое название, в общем-то).

Кстати, о названии - есть легенда, которая гласит, что деревня, была так названа в честь некого деда Филимона. Он был каторжником (беглым), а так же игрушечником и гончаром. Так вот, на протяжении многих лет в этой деревне изготовляли глиняную посуду и прочую кухонную утварь, игрушки, печные трубы и так далее.

Специалисты считают, что искусство лепки и росписи филимоновской игрушки начало зарождаться еще во времена верхнего палеолита. Этому есть археологические подтверждения: при раскопках в Жемчужниковском и Снедковском курганах и городищах под Одоевом были обнаружены глиняные черепки. По данным археологов эти находки относятся к IX – XI векам. Так вот, на них уже были нанесены знаки и символы, которые сегодня мы видим на филимоновской игрушке.

Лепить такие свистульки - дело несложное, поэтому раньше им занимались, преимущественно, женщины. Девочек начинали обучать этому искусству уже лет с семи, и их называли «свистульки».

В ХХ веке мы чуть было не потеряли этот древнейший промысел навсегда. В 20-х годах он начал умирать, а все из-за того, что торговать филимоновской игрушкой запретили, а без торговли, сами понимаете, какой тут промысел - мастерам тоже надо на что-то жить. Осталось совсем немного мастериц, которые не бросали своего ремесла в ту пору.

Подъем производства начался лишь в 1950-е годы, благодаря вниманию общества к народному искусству. Но настоящее возрождение древнерусских традиций пришлось на середину 80-х годов ХХ века.

Сейчас среди мастеров, создающих эти потешки немало мужчин, а сам промысел широко известен и за пределами Тульского края. А все благодаря стараниям неравнодушных людей.

Техника изготовления

От чего же эта игрушка такая уникальная в своем роде? Отчасти это из-за ее формы, что напрямую зависит от глины: для изготовления филимоновских свистулек использовали особую глину - синику.

Синика очень пластичная (на тесто похожа) и немного жирноватая, поэтому изделия из нее приходится заглаживать, чтобы не было мелких трещинок (от этих заглаживаний они и получаются такие непропорциональные, плавные и выразительные);

После обжига глина приобретает белый цвет, без каких либо дополнительных усилий со стороны мастера.

Технология заготовки синики

  1. Но чтобы игрушку вылепить, глину нужного качества нужно еще заготовить: раньше это делали по морозу. Для чего выкапывались круглые колодцы до двух метров глубиной и оттуда, собственно, эта глина и вынималась. Я подчеркиваю, только на морозе, он не давал стенкам колодца обвалиться.
  2. После того, как глину вынимали, ее прятали в прохладное и сырое место, на несколько дней. Потом небольшую партию синики складывали в корыто и заливали на пару дней водой. Периодически переворачивали и похлопывали лопатой.
  3. Позже вынимали, клали либо на деревянный пол, или вымощенное кирпичом место, в стожок, и начинали топтать. Говорят, что это сопровождалось песнями и плясками. Мужик играл, а женщины босиком на этой глине танцевали.
  4. Топтали до тех пор, пока глина не превращалась в блин. Потом через сито присыпали золой, скатывали и прятали в стог. Спустя какое-то время снова топтали, и снова посыпали золой, и так несколько раз.
  5. Перед лепкой такой блин нарезали на пластины, которые уже использовали для заготовок игрушек. Очень важно, чтобы в процессе хранения синика не пересохла, поэтому глиняные пластины накрывали мокрой тряпкой.

Но такая технология была в прошлом, в наши дни все, конечно, иначе.

Поначалу филимоновскую свистульку не расписывали. Это стали делать только в 19-ом веке, благодаря появлению анилиновых красок. Сначала их разводили «на полном яйце» и такая роспись, конечно, была яркая, однако очень быстро выцветала. Поэтому позже мастера взяли на вооружение ацетон. Это помогло - цвета стали еще сочнее, можно сказать, даже ядовитее, но самое ценное то, что краска дольше держалась.

Расписывают филимоновскую игрушку в три этапа. Количество цветов ограничено - традиционно их три.

    Вначале игрушку «желтят». То есть, после обжига на ее настоящий белый цвет наносят желтый. Делают основу для дальнейшей росписи.

    На следующем этапе берут оттенки красного (малинового), мастера это называют «малинка».

    Последний этап - «зеленка». Цвет берут зеленый или бирюзовый, а роспись ведется между красными линиями.

Для раскрашивания игрушки используют тонкую кисть.

Сюжеты игрушек весьма различны: их, в общей сложности, насчитывают более пяти десятков (традиционно эти свистульки изображают животных и людей: барыни, их кавалеры, медведи, бараны, петухи). Но, выработанные многими поколениями народных мастеров, особенности неизменны.

Это отражается в лепке и пропорциях фигур: животные с длинными шеями, такие же пластичные люди. Мало детализации, например, барыню от кавалера отличает только юбка и головной убор. Зверей тоже можно только по голове различить. Так, у барана рога-завитки, у медведя - уши, и тому подобное.

В росписи обязателен геометрический орнамент трех цветов. Полосы чередуются с более сложными узорами, лица у фигурок всегда белые, а глаза, рот и нос намечены маленькими точками.

Самое примечательное в филимоновской игрушке, это, можно сказать, ее сила - языческая древность. За все века она не утратила ни одного из своих элементов, которые характеризуют жизнь древних славян.

Каждый рисунок на этой потешке - символ, отражающий крестьянские верования, глубокую связь человека с природой. В элементах росписи почти всегда встречаются два основных мотива: символ солнца и, так называемое «древо жизни» - это узор, напоминающий еловые ветки. Кольцевые линии, которыми украшена вся игрушка, заключают в себе добро и свет.

Не только роспись, но и сами фигурки тоже со смыслом:

    Барыня – это берегиня. Символ домашнего очага, тепла и любви. Олицетворение Матери-природы. Это символ продолжения рода и всего живого.

    Медведь – один из самых почитаемых в славянстве символов - это образ тотемного предка, хозяина, могущество, добро, олицетворение пробуждающейся природы. Медведица с медвежонком - защитница семьи, аналог берегини. Существует поверье, что именно медведица родила первую женщину, отсюда и почитание медведей, как покровителей не только женщин рожениц, но женщин в целом.

    Олень – тепло и плодородие, защита. Ветвистые оленьи рога символизировали Мировое Древо.

    Конь – символ солнца, воды, плодородия, света, времени и богатырской силы.

    Всадник на коне – это с одной стороны воин, защитник. А с другой это образ солнца и света.

    Корова – благополучие и спасение. Животные с рогами, вообще, почитались в древности: считалось, что они носят на своих рогах солнечный диск.

    Волк – как ни странно, любовь и добро.

    Петух – это сильнейший оберег, свет и солнце, мечта о счастье. Олицетворение наступающего дня. Славяне считали, что петух - вещая птица, что он отгоняет своим криком злые силы, разрушает чары. А вот сидящие друг против друга петухи - обозначали плодородие.

    Утка - женский символ, связанный с культом Великой богини. Это покровитель всех женских ремесел, защитник семьи.

    Собака – верный друг и помощник.

    Птица – это свет и счастье, посредник между мирами.

Все филимоновские игрушки можно разделить на четыре группы:

    животные;

  • композиции из нескольких фигур;

Но не стоит думать, что это «законсервированное» ремесло. Со временем филимоновские сюжеты начали пополнятся и современными мотивами, и индивидуальными композициями. Но все это сделано гармонично, без нарушения веками заложенных традиций. Это касается всего: и способа лепки, и обжига, и, конечно, росписи.

Единственное что - современная филимоновская игрушка стала ярче, наряднее и больше (до 20 см. в высоту). Из маленькой свистульки превратилась в малую скульптуру.

Почти все филимоновские игрушки, по сути своей - свисток (не свистят петухи и индюки). И это тоже символично! С помощью такой свистульки наши предки отпугивали злых духов, в него свистели на похоронах, и даже клали в гроб вместе с покойным.

Можете послушать, как «поет» филимоновская свистулька в умелых руках.

Фото - картинки

Для вашего вдохновения я выбрала несколько фотографий игрушек. Там можно подсмотреть рисунок, специфику, да и просто - это интересно.

Цель: Продолжить знакомство с народными промыслами; познакомить детей с новым для них народным промыслом – филимоновская свистулька.

Задачи:

  • Познакомить с особенностями этого промысла (материал, форма, цвет, узор).
  • Освоить простейшие элементы филимоновской росписи – полоски, “елочки”; познакомить с традиционным элементом филимоновской росписи – “цветком”.
  • Научить расписывать силуэты филимоновских лошадок и петушков.
  • Развивать восприятие, воображение и эмоционально-волевую сферу.
  • Формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в народном творчестве.

Материал для учителя:

  • кисти № 2 и № 4;
  • банка с водой;
  • мягкая салфетка для снятия лишней краски с кисти;
  • альбомные листы;
  • шаблоны филимоновских игрушек;
  • лотки с названием промыслов и иллюстрации изделий для игры “Ярмарка”;
  • Незнайка.

Материал для учащихся:

  • альбом;
  • гуашевые краски желтого, зеленого, красного цвета;
  • кисти № 2 и № 4;
  • банка с водой;
  • мягкая салфетка для снятия лишней краски с кисти.

Зрительный ряд:

  • филимоновские свистульки,
  • иллюстрации,
  • открытки.

Литературный ряд:

  • Н. Грибачев “Художник”,
  • загадки.

Музыкальный ряд:

  • Запись народных музыкальных инструментов.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Игра “Ярмарка”.
  3. Беседа “Филимоновская игрушка”.
  4. Педагогический рисунок.
  5. Практическая работа учащихся.
  6. Выставка. Подведение итогов.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие.

– Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Надеюсь, что вы готовы сейчас превратиться в художников.

Стихотворение Н. Грибачева “Художник”.

– Прослушайте стихотворение “Художник”, подумайте и скажите, каким должен быть настоящий художник.

Наш Сережка как художник
Тяп да ляп – спешит всегда.
Рисовал в окошке дождик,
Получилась – борода.
Солнце толстое, как мыло,
У цыпленка три ноги,
Танк похож на крокодила,
А дома на утюги,
На кувшин без ручки – кошка,
Слон – на ящик и кровать,
И не может сам Сережка,
Кто и что тут, разобрать.

Удивляется – откуда
Хвост на шее у верблюда
И рогатая у льва
Где-то с боку голова?
Ну, а нам не в удивленье,
Тут простой на все ответ:
Нет терпенья –
Нет уменья,
Нет уменья –
Толку нет!

– Можно ли Сережку назвать Художником? (…)

– Почему? Каким должен быть художник? (…)

– Надеюсь, что вы будете внимательными, старательными, терпеливыми, аккуратными художниками. А чтобы работалось нам легко, надо приготовить все материалы, инструменты и помнить, что у каждой вещи – свое место.

Дети отгадывают загадки –проверяют и размещают нужные инструменты и материалы на парте.

Он признался ножу:
“Без работы я лежу.
Построгай меня, дружок,
Чтобы я трудиться мог”.
Если ей работу дашь,–
Зря трудился карандаш.

Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы,
Дядя длинный и худой,
Носит воду бородой,
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым…

2. Игра “Ярмарка”.

– Сегодня мы отправимся с вами на ярмарку, где продаются изделия самых разных народных промыслов. (Звучат народные инструменты.) Вот беда – народ собрался, шумит, галдит, а ярмарка не открывается. Что случилось? Лотки готовы. Вывески повешены. А изделия еще не разложены. Как же так? … Все понятно, расставить, разложить игрушки и посуду попросили Незнайку, а он не смог. Надо, ребята, ему помочь.

Дети по одному выходят и расставляют изделия по лоткам, объясняя свой выбор.

– Смотрите, один лоток остался пустым, а рядом ящик, надо навести порядок, достать игрушки и расставить их.

Из ящика достаются филимоновские игрушки-свистульки. Дети называют, какие фигурки видят.

3. Беседа “Филимоновская игрушка”.

– Петушок, коник, собачка, невеста с женихом, солдат, корова. Лоток заполнен, а вот и вывеска к нему – “Филимоновские игрушки”.

– Как вы думаете, из какого материала сделаны эти фигурки? (…)

– Где их впервые стали делать: в городе или в деревне? Почему вы так решили? (…)

Филимоновская деревушка!
Синий лес, холмы, косогор.
Лепят там из глины игрушки
И расписывают до сих пор.

Да, из красной обычной глины
Появляются вдруг на свет
Зайцы, коники и павлины
И солдатики – войска цвет.

– В живописном уголке Нечерноземья, в Тульской области, над речкой Упой стоит русская деревня Филимоново, в которой издавна живут гончары (уж очень много кругом красной глины): и дома здесь не деревянные, а кирпичные и крыши крыты черепицей. Да и по местному поверью основал деревню еще при Иване Грозном умелый гончар Филимон. А прославилась деревня на весь свет веселой, забавной игрушкой. Игрушку лепят красивую, но несколько странную – удлиненную.

Удлиненные пропорции фигурок объясняют свойствами местной глины. Она здесь вязкая и однородная, как тесто, так что у мастера нет необходимости лепить фигурку по частям, примазывая кусочки друг к другу. Зато пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, “подтягивают”, выравнивая её поверхность, пока она не “замрет”. Так вот с каждым таким “подтягиванием” игрушка удлиняется в пропорциях.

И раскрашивают в основном тремя красками:

– Какими? (Красный, зеленый и желтый.)

– И узоры не цветы и травки, а? (Полосы, елочки, снежинки – цветы.)

– По длинной-длинной шее и маленькой головке, по полосатому узору каждый сразу узнает филимоновскую игрушку.

После возрождения промысла в 60-е годы игрушка стала разнообразнее, но роспись в целом не изменилась – пишут быстро и легко, как будто в шутку.

4. Педагогический рисунок.

Рисунок выполняется на доске учителем и одновременно детьми в альбомах.

  1. Желтый фон.
  2. Тонкие и толстые прямые линии – полосы.
  3. Узор из полос.
  4. “Елочки”.

Узоры демонстрируются на доске, дети зарисовывают их в альбомы.

5. Практическая работа учащихся.

Дети обводят силуэт фигурки по шаблону. Один ученик рассказывает план работы. Дети раскрашивают, рисуют узоры, подражая мастерам из Филимонова.

6. Подведение итогов.

Выставка.

– Что нового узнали на уроке?

– Кому понравилось рисовать филимоновские игрушки?

– Кому нравится своя работа?

– Какая работа с выставки тебе больше нравится?

– Вы замечательно работали. У вас получились очень красивые работы.

Филимоновская роспись возникла в самом центре России недалеко от городка Одоев, который находится в Тульской области. Согласно существующей легенде, еще при царе Иване Грозном в том месте возникло великое ремесло - гончарство, и во владении у князя Воротынского был знаменитый гончар Филимон, в честь которого и прозвана данная роспись. Считается, что именно он смог найти качественную глину, которая потом расписывалась в превосходные филимоновские узоры или орнаменты.

Свое происхождение она имеет еще задолго до палеолита , так как были найдены древние гончарные черепки изделий, которые датируются именно к IX-XI вв. Более большого распространения достигла в XIX веке, потому как появились уже более качественные акриловые краски, которыми можно было пользоваться для совершенной росписи.

Созданные игрушки-свистульки с филимоновской росписью хранятся в течение длительного времени. Они пережили множество различных событий. Их все лепили и разукрашивали. Начинали мастера из Филимоново это делать поздно осенью и сушили на печках, а затем в феврале и марте их обжигали. Затем брали краски и разукрашивали их. По традиции жители деревни Филимоново игрушками торговали на организованных ярмарках в Пасху и это был один из основных их заработков.

Виды и рисунки детских филимоновских игрушек

В начале XX века данное ремесло почти что пропало, но в послевоенные годы опять начало активно развиваться, так как тогдашнее руководство страны всячески поддерживало народное искусство. Среди старинных образов из таких игрушек самыми основными являются:

Более поздними филимоновскими игрушками считаются:

  1. Танцевальная пара солдата и барышни, которые назывались прозвищем Любота.
  2. Образ Ивана, который согласно сказке словил красавицу Жар-птицу.
  3. Солдат с куркой или с конем - это символ повседневной жизни в маленькой деревушке.
  4. Образ Чаепития, посвященный самовароварению.

Характерной особенностью филимоновских игрушек является то, что при изготовлении отсутствует шаблон. Мастер просто из куска глины делает опрятную, определенную заготовку согласно традиционным параметрам.

Галерея: филимоновская игрушка (25 фото)















Значение узоров или орнаментов

Данные узоры либо же орнаменты имеют нотки языческой символики . Например, изображение двух перекрученных линий, что означает символ языческого бога Солнца. Все элементы должны напоминать неразрывающую связь природы с человеком, поэтому каждый символ что-то означает, а именно:

  1. Треугольник изображает землю.
  2. Елочки - живую растительность.
  3. Зигзаг - это вода.

Филимоновская роспись совершенно неповторима и уникальна в своем образе. Орнаменты все время изменяются. Рисунки постоянно меняют цветовую гамму. По старинным верованиям каждый узор заключает в себя сильную духовную силу, защищающую людей от любого зла.

Какие цвета нужны для создания филимоновской игрушки

Цвета - это основная деталь в филимоновской росписи. Основными являются желтый, красный, зеленый, потому что любой из них означает определенный смысл , а именно:

  1. Красный - символ земли, волшебной красоты, сила огня либо духа.
  2. Зеленый - возобновление самой жизни.
  3. Желтый - цвет величественного солнца, а также огня.

Характерная особенность филимоновской росписи - это то, что при обработке методом обжига она после приобретает идеальный белый цвет, поэтому нет необходимости ее поверх грунтовать, так как нам как раз нужна такая идеальна и белая поверхность для того, чтобы ее разукрашивать узорами.

Этапы создания филимоновской игрушки

По такому принципу можно сделать любую филимоновскую свистульку из глины. Первым делом сначала мастер игрушку желтит, для этого широкой кисточкой наносят краску на фигуру, закрашивая ее определенные части тела. Можно чередовать линии, а потом круги или наоборот. Элемент свистульки, где человек касается губами остается незакрашенным.

Вторым этапом является использование малиновой раскраски. Тонкой кисточкой нужно мастеру нанести разные узоры (елочки, треугольники, кружочки, полосы).

И последним штрихом станет озеленение игрушки. Тоже берется тоненькая кисточка и таким же образом окрашивается.

Главным инструментом этой росписи служит гусиное или же куриное перышко. Для данных изделий с филимоновской росписью необходимо применять специальную глину - синика, которую нашли в Филимоново.

Занятия по филимоновской росписи в детском садике

Для развития творческих способностей для детей будет полезными занятия по изготовлению филимоновской игрушки. Специально для ребенка можно делать ее из бумаги. Чтобы нарисовать филимоновскую игрушку, например, лошадь, сначала ищут соответствующие изображения лошадок, петушков, котов и т. д. Найти и распечатать из интернета шаблон для раскрашивания карандашом поэтапно совсем несложно. В основном в саду делают шаблон петуха, он самый простой. Знакомят деток с историей возникновения, и принципами филимоновской росписи и приступают к занятию. Для создания росписи будут нужными такие инструменты:

  1. Плакат с расписанными элементами росписи
  2. Несколько глиняных свистулек
  3. Шаблоны лошадок или петушков с нанесенным на них уже желтым цветом
  4. Палочки ватные либо кисточки
  5. Гуашь или цветные карандаши
  6. Палитра
  7. Емкость для мытья кисточек
  8. Салфетки

Благодаря таким занятиям у малыша совершенствуется фантазия, развивается мелкая моторика и сенсорная чувствительность. При занятиях можно читать стихи, художественную литературу, напевать песенки, показывать деткам картинки. Есть множество программ и курсов на тему - изучение филимоновской росписи в детском садике. Такие методы преподавания увлекут детей и большему научат. Заодно ребенок освоит культуру и традиции своего народа, а также приобретет новые навыки и научится рисовать простые элементарные геометрические элементы. А если ваш ребенок учится в школе, например, во 2 классе, и ему понадобилась презентация по филимоновской игрушке – будет полезно ознакомиться с нашей статьей.

В современном мире филимоновские игрушки делают более разнообразными, яркими и броскими. Также есть множество различных материалов, которые можно использовать вместо традиционных. Например, можно вместо глины взять гипс и т. д.

© 2024 siniy-kit.ru -- Спортивный портал - Синий кит