Тесты по определению гибкости. Тесты для определения уровня гибкости Тестовые испытания для определения развития гибкости

Главная / Питание

Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития гибкости

Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов выделили следующие основные педагогические тесты для оценки подвижности различных суставов:

1. Подвижность в плечевом суставе. Испытуемый, взявшись за концы гимнастической палки (веревки), выполняет выкрут прямых рук назад. Подвижность плечевого сустава оценивают по расстоянию между кистями рук при выкруте: чем меньше расстояние, тем выше гибкость этого сустава, и наоборот. Кроме того, наименьшее расстояние между кистями рук сравнивается с шириной плечевого пояса испытуемого. Активное отведение прямых рук вверх из положения лежа на груди, руки вперед. Измеряется наибольшее расстояние от пола до кончиков пальцев.

2. Подвижность позвоночного столба. Определяется по степени наклона туловища вперед. Испытуемый в положении стоя на скамейке (или сидя на полу) наклоняется вперед до предела, не сгибая ног в коленях. Гибкость позвоночника оценивают с помощью линейки или ленты по расстоянию в сантиметрах от нулевой отметки до третьего пальца руки. Если при этом пальцы не достают до нулевой отметки, то измеренное расстояние обозначается знаком «минус» (-), а если опускаются ниже нулевой отметки -- знаком «плюс» (+).

«Мостик». Результат (в см) измеряется от пяток до кончиков пальцев рук испытуемого. Чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.

Подвижность в тазобедренном суставе. Испытуемый стремится как можно шире развести ноги: 1) в стороны и 2) вперед назад с опорой на руки. Уровень подвижности в данном суставе оценивают по расстоянию от пола до таза (копчика): чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.

Подвижность в коленных суставах. Испытуемый выполняет приседание с вытянутыми вперед руками или руки за головой. О высокой подвижности в данных суставах свидетельствует полное приседание.

Подвижность в голеностопных суставах. Измерять различные параметры движений в суставах следует, исходя из соблюдения стандартных условий тестирования: 1) одинаковые исходные положения звеньев тела; 2) одинаковая (стандартная) разминка; 3) повторные измерения гибкости проводить в одно и то же время, поскольку эти условия так или иначе влияют на подвижность в суставах .

М.А. Годик отметил что, пассивная гибкость определяется по той наибольшей амплитуде, которая может быть достигнута за счет внешней силы. Величина ее должна быть одинаковой для всех измерений, только в этом случае можно получить объективную оценку пассивной гибкости.

Величину пассивной гибкости определяют в момент, когда действие внешней силы вызывает болезненное ощущение. Следовательно, показатели пассивной гибкости гетерогенны и зависят не столько от состояния мышечного и суставного аппаратов, но и от способности спортсмена какое-то время терпеть неприятные ощущения. Поэтому важно так мотивировать его, чтобы он не прекратил тест при появлении первых признаков боли.

Разница между величинами активной и пассивной гибкости (в сантиметрах или угловых градусах) называется дефицитом активной гибкости (ДАГ) и является критерием состояния суставного и мышечного аппарата спортсмена .

Лях В.И. в своей книге: «Тесты в физическом воспитании школьников» заметил, что для измерения гибкости в школах разных стран используются, как правило, схожие тесты. Для выполнения отдельных контрольных испытаний «на гибкость» требуется определенный инвентарь (угломеры, линейки). Проведение тестирования не представляет для преподавателя особой трудности.

1. Наклоны туловища вперед в положении седа.

Процедура тестирования. Испытуемый садится на пол или скамью, упираясь ногами в стену, наклоняет туловище вперед-вниз. Преподаватель при помощи рулетки измеряет расстояние от груди испытуемого до пола (скамьи).

Результат - показатель уровня развития гибкости учащегося.

Возможны два варианта интерпретации результата: а) сравнение показателя тестируемого с показателями других учащихся в этом тесте; б) сравнение его результата в указанном тесте с результатами в других тестах на гибкость.

Вариант. Тот же тест, но выполняется из положения стоя (Рисунок 4.2).

Рисунок 4.2. - Наклон туловища из положения стоя

2. Поднимание рук вверх в положении лежа на животе (Рисунок 4.3).

Рисунок 4.3 - Поднимание рук вверх из положения лежа на животе

Этот тест используется для оценки уровня гибкости верхнего плечевого пояса.

Оборудование: рулетка, палка длиной 1,5 м, скамья.

Процедура тестирования. Испытуемый ложится на скамью животом, упираясь в нее подбородком, и вытягивает руки вперед. Обеими руками он держит палку. Не отрывая подбородка от скамьи, поднимает прямые руки как можно выше над головой.

Преподаватель при помощи рулетки измеряет длину воображаемого перпендикуляра от палки до скамьи. Интерпретация этого результата осуществляется так же, как и в предыдущем тесте.

Отход от стены. Этот тест тоже используется для измерения гибкости верхнего плечевого пояса.

Оборудование: рулетка.

Процедура тестирования. Испытуемый становится спиной к стене, ноги вместе, руки разводит в стороны так, чтобы мизинцы обеих рук касались стены (Рисунок 4.4).

Рисунок 4.4 - Отход от стены

Затем, не отрывая мизинцев от стены отходит на максимальное расстояние вперед.

Учитель измеряет на уровне лопаток расстояние от спины испытуемого до стены. Интерпретация этого результата проводится так же, как и в предыдущем тесте.

Тест для оценки гибкости мышц-сгибателей и разгибателей голеностопного сустава.

Оборудование: скамья, лист бумаги, рулетка.

Процедура тестирования. Испытуемый садится на скамью, ноги вместе. С внутренней стороны ноги перпендикулярно скамье подкладывается чистый лист бумаги. Испытуемый разгибает ногу в голеностопном суставе. В этот момент положение большого пальца фиксируется точкой на бумаге. Затем учащийся сгибает ногу в голеностопном суставе, точкой фиксируется положение пятки, а также верхняя точка подъема стопы. То же самое проделывается со второй ногой.

Результат определяется следующим образом: точки на бумаге соединяют и замеряют полученные углы от горизонтали. Интерпретация этого результата проводится так же, как и в предыдущих тестах.

Прогибание туловища.

Оборудование: скамья, рулетка.

Процедура тестирования. Испытуемый ложится на живот на скамью или на пол, руки заводит за спину, партнер фиксирует ноги, прижимая их к полу (скамье). Затем тестируемый как можно выше поднимает голову и спину.

«Чистый» результат расстояние от пола (скамьи) до яремной ямки тестируемого. Однако более информативным является результат, рассчитанный по следующей схеме: «чистый» результат, умноженный на 100 и разделенный на длину туловища, измеренную в сантиметрах.

«Мостик» (Рисунок 4.5).

Рисунок 4.5 - «Мостик»

Процедура выполнения этого упражнения известна.

Результат - расстояние от пяток до кончиков пальцев рук испытуемого. Чем меньше расстояние, тем лучше результат.

Процедура тестирования. Испытуемый стремится как можно шире развести ноги: 1) в стороны и 2) вперед-назад с опорой на руки.

Результат - расстояние от вершины угла, образуемого ногами, до пола. Чем меньше расстояние, тем больше гибкость.

Контрольные упражнения для оценки гибкости различных суставов приведены на рисунке 4.6 .

Рисунок 4.6 - Контрольные упражнения для оценки гибкости различных суставов

Наклон туловища вперед. Ребенок стоит в основном положении на ска­мейке. При выпрямленных коленях верхняя часть тела наклоняется вперед. Необходимо как можно ниже наклониться вперед за пределы носков. Край­нее положение следует удерживать в течение 2 с.

На переднем крае скамейки вертикально закреплена измерительная шкала в сантиметровых делениях. Нулевая отметка - уровень в положе­нии стоя - находится на уровне ног.

Измеряется максимальная для ребенка величина наклона. Если ребе­нок наклонился за нулевую отметку, то ставится результат (в см) со зна­ком «+», если ребенок не дотянулся до нулевой отметки на скамейке, то ставится результат (в см) со знаком «-».

Необходимое оборудование: гимнастическая скамейка, вертикальная измерительная шкала. Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.

Тест по определению прироста показателей психофизических качеств

Для оценки темпов прироста показателей психофизических качеств мы предлагаем пользоваться формулой, предложенной В.И.Усачевым:


Таким образом, представленные тесты и диагностические методики позволяют: 1) оценить различные стороны психомоторного развития де­тей; 2) видеть динамику физического и моторного развития, становления координационных механизмов и процессов их управления; 3) широко использовать данные задания в практической деятельности дошкольных учреждений.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ЗРЕЛОСТИ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ

Существует несколько способов определения функциональной зрело­сти нервных процессов. Рассмотрим один наиболее доступный - теппинг-тест.

Лист бумаги разделяется на 6 одинаковых квадратов, которые нумеру­ются следующим образом:

Перемещение осуществляется в соответствии с указанной нумераци­ей. Суть задания заключается в том, что дети должны в максимальном темпе нанести точки в каждом из квадратов («насыпать зернышки птич­кам»). Начало и переход из квадрата в квадрат осуществляются по команде воспитателя. Продолжительность обозначения точек в квадрате - 10 с. Ре­зультаты данного задания позволяют судить о зрелости нервной системы (силе, выносливости, работоспособности). Чем больше количество точек обозначено в первом квадрате, тем выше уровни зрелости нервного про-


Цесса; чем дольше удерживается первоначально заданный темп (1 квад­рат), тем сильнее нервные процессы, тем выносливее нервная система. Если ребенок не только сохраняет заданный темп, но и увеличивает его, это говорит о силе зрелости нервной системы. Для выявления подвижно­сти нервных процессов можно использовать и другой вариант этого зада­ния («птичка клюет зернышки»). При этом в 1, 3 и 5-м квадратах задается максимальный темп, а во 2, 4 и 6-м квадратах - удобный, оптимальный темп. Чем больше разница, тем выше способность к переключению нервных процессов.

Таким образом, результаты теппинг-теста говорят не только об уровне развития нервной системы, но и указывают на типологическую характе­ристику ребенка. Слабый тип нервной системы характеризуется значи­тельным снижением количества точек в последних квадратах и наличи­ем некоторых пиков. К сильному типу нервной системы относятся дети, у которых сохраняется стабильность темпа или наблюдается его увеличе­ние.

Уровень созревания нервных структур мозга, зрелость нервных про­цессов обуславливает возможность в управлении произвольными действи­ями. Поэтому неслучайно уже в 30-е годы XX столетия были предприняты попытки с помощью произвольных движений определить уровень психо­моторного развития детей. Наиболее информативными, с нашей точки зрения, были методики, предложенные Н.Озерецким и М.Гуревичем.

Задания для детей 4 лет

Оценка функции равновесия

И. п.: - пятка правой (левой) ноги примыкает к носку левой (пра­вой) ноги; стопы расположены по прямой линии, руки вдоль туловища, сохранить данную позицию необходимо в течение 15 с с закрытыми гла­зами. Смещение ног с первоначальной позиции, схождение с места, ба­лансирование расцениваются как минус.

Оценка координации движения («Пальчик с носиком здороваются») После предварительного показа предложить ребенку закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа, б) левой мочки уха. Задание повторяется в той же последовательности для другой руки. Если ребенок допускает неточность, погрешности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельствует о незрелости координационных механизмов и несоответствии возрастной норме раз­вития.

Оценка тонкой моторики рук («Уложи монетки в коробку») На столе ставится картонная коробка размером 10х 10 см, перед кото­рой на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (диамет­ром 2 см). По сигналу воспитателя ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку. Задание выполняется поочередно левой и правой рукой. Время выполнения для ведущей руки 15 с, для вто­рой руки - 20 с.

Оценка моторики пальцев рук («Нарисуй пальчиками кружочки») В течение 10 с указательными пальцами горизонтально вытянутых впе­ред рук описывать в воздухе круги любого размера, но одинаковые для


обеих рук. Задание не выполнено, если ребенок осуществляет вращение одновременно в одну сторону или делает круги разной величины.

Оценка механизмов автоматизации движений ведущей руки («Давай по­здороваемся»)

Предложить ребенку поочередно поздороваться за руку - правой, ле­вой, а затем обеими руками. При этом следует отметить наличие лишних движений (сжатие противоположной руки, приподнимание плеч, сокра­щение размера мышц лица, открытый рот и др., которые указывают на низкий уровень управления произвольным действием).

Задания для детей 5 лет

Оценка функции равновесия

Оценка тонкой моторики пальцев («Скатай шарики»)

Предложить ребенку скатать шарики из папиросной бумаги размером 5x5 см. Рука вытянута вперед, помощь другой руки отсутствует. Для веду­щей руки норма соответствует 15 с, для второй - 20 с.

Оценка пространственных двигательных автоматизмов и функции рав­новесия

Предложить ребенку преодолеть расстояние в 5 м прыжками на одной ноге (другая нога согнута в колене), сохраняя прямолинейность движе­ния. Отклонения от прямой не должно превышать 50 см.

Оценка моторики рук («Смотай клубок»)

Предложить ребенку намотать нитку (2 м) на катушку. Для ведущей руки норма 15 с, для второй - 20 с.

Оценка тонкой моторики пальцев рук

На столе расположены 2 спичечные коробки и по 10 спичек около них. По сигналу воспитателя необходимо быстро уложить одновременно дву­мя руками спички в каждую коробку. Время выполнения задания ограни­чивается 20 с.

Задания для детей 6 лет

В течение 10 с предложить ребенку устоять на одной ноге, другая нога согнута, приставлена стопой к колену и отведена под углом 90°. После 30 с отдыха то же повторить с опорой на противоположную ногу.

Оценка точности и координации движения

Предложить ребенку поразить мячом диаметром 8 см цель размером 25x25 см с расстояния 1,5 м.

Оценка тонкой моторики рук

Предложить ребенку 36 карт, которые надо разложить на 4 кучки. Нор­ма для ведущей руки 35 с, для второй - 45 с.

Задания для детей 7 лет

Оценка статического равновесия


Оценка динамического равновесия

Предложить ребенку прыжками на одной ноге преодолеть расстояние 5 м, продвигая перед собой коробок спичек. Отклонение от прямой не должно превышать 50 см.

Оценка общего уровня психомоторного развития

Предложить ребенку пробежать 5 м, взять из спичечной коробки 4 спич­ки, выложить из них на столе квадрат, сложить лист бумаги пополам и вернуться назад к исходному положению.

Время выполнения задания 15 с.

Таким образом, отобранные тестовые задания позволяют собрать до­статочно точную и разностороннюю информацию о состоянии и уровне зрелости центральных механизмов организации психомоторики детей на разных возрастных этапах.

Метод постукивания

I. Ребенок садится за стол; перед ним лежит лист белой нелинован­
ной бумаги; в правую руку, совершенно свободно лежащую на столе
(опирается на локоть), он берет карандаш с затупленным, маловыдаю­
щимся графитом. По звуковому сигналу испытуемый начинает с наи­
большей быстротой постукивать карандашом по бумаге, не ставя при
этом следующей точки на предыдущее место постукивания. В отношении
способа расставления точек испытуемому предоставляется полная сво­
бода действия, следят лишь за тем, чтобы одна точка не попадала на
место другой и чтобы при ударе не действовала вся рука, а лишь кисть.
По истечении 15 с раздается звуковой сигнал о прекращении работы.
После 30 с перерыва то же самое проделывается левой рукой. Для под­
счета результатов исследования лучше всего провести ряд линий, чтобы
разделить поверхность листа на отдельные сегменты, в которых удобнее
сосчитывать точки.

Тест считается выполненным, если ребенок в течение 15 с произвел меньше 90 постукиваний (точек) правой рукой и меньше 75 - левой. Для левшей - цифры обратные. Если задание выполнено лишь для одной руки, тест в целом считается невыполненным и расценивается минусом. В про­токоле должно быть указано, для какой руки выполнено задание.

II. Предлагают ребенку наморщить лоб. Следят за тем, чтобы не было
излишних сопровождающих движений (колебаний крыльев носа, оскали-
вания зубов, раскрывания рта, скашивания глаз и т.п.), при наличии
которых тест считается невыполненным.

Предлагают ребенку закрыть правый глаз, не закрывая при этом лево­го; после 5 с перерыва предлагают проделать то же самое для другого глаза. Следят за тем, чтобы при закрывании одного глаза не закрывался другой, а также не было излишних сопровождающих движений (скашивания глаз, перекашивания лица, опускания углов рта, открывания рта и т.п.), при наличии которых тест считается невыполненным. Если испытуемый умеет закрыть один глаз, но при закрывании другого отмечаются излишние сопровождающие движения, тест в целом расценивается как невыпол­ненный.


III. Предлагают вытянуть максимально вперед обе руки, обратив их
ладонями вниз, после этого правая рука сжимается в кулак. По звуковому
сигналу ребенок должен разжать правую руку и одновременно сжать в
кулак левую руку и в дальнейшем, не дожидаясь других слов команды,
должен в течение 10 с с наибольшей быстротой проделывать одновремен­
ное поочередное сжимание в кулак и разжимание правой и левой рук.
Следят за тем, чтобы не было излишних сопровождающих движений мышц
лица, при наличии которых тест считается невыполненным.

Тест также считается невыполненным, если испытуемый одновременно сжимает в кулак или разжимает обе руки или если он при этой манипуля­ции сгибает одну или обе руки в локтевых суставах - «гребет руками». При неудаче допускается повторение теста, но не более трех раз.

IV. Предлагают ребенку максимально вытянуть обе руки, обратив их
ладонями вверх, кисть левой руки сжимается в кулак, кисть правой руки,
оставаясь открытой, сгибается в лучезапястном суставе и обращается кон­
чиками пальцев к мизинцу левой руки. По звуковому сигналу ребенок
одновременно должен перевести левую руку в позицию правой (разжать

" кулак и согнуть кисть в лучезапястном суставе, обратив ее кончиками \ пальцев к мизинцу правой руки).

V. Определение моторной зрелости:

Проба на динамический праксис «кулак-ребро-ладонь» (А.Р.Лурия). Ребенку предлагается воспроизвести по образцу серию из девяти движе­ний, состоящую из трижды повторяющегося ряда трех вышеназванных движений. Если ребенок не справился с заданием, образец демонстриру­ется повторно до пяти раз. Оценивается по количеству предъявлений, не­обходимых для правильного воспроизведения. Задание доступно большин­ству здоровых детей 6 лет и старше. По данным наблюдений и литерату­ры, избирательные трудности в этом задании (делают большие паузы между движениями, путают последовательность движений или пропускают не­которые из них) характерны для детей со специфическими трудностями; в овладении школьными навыками (дислексией, дисграфией, дискальку-лией). Предположительно затруднения в данном задании можно связать с левополушарной недостаточностью.

Праксис идеаторный и идеомоторный. Действия с реальными предмета­ми. Испытуемому предлагается причесаться; расстегнуть и застегнуть пу­говицы, снять и надеть куртку и др. Действия с воображаемыми предмета­ми: показать, как чистят зубы, пилят дрова, размешивают сахар в чашке и т.п. Выполнение символических действий: попрощаться, молча позвать кого-либо, отдать воинское приветствие и т.д.

Оральный праксис. Простые движения губ и языка, например, высунуть язык; надуть щеки; поместить язык между зубами и нижней губой и т.д.

Действия без предметов и объектов, например, показать, как задува­ют горящую спичку, изобразить поцелуй, сплевывание.


Использованная литература

1. Введение в физическую культуру. - М., 1983.

2. Аршавский И.А. Ваш малыш может не болеть. - М, 1990.

3. Сеченов И.М. Избранные произведения. - М., 1953.

4. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. - М., 1960.

5. Гордеева Н.Д. Экспериментальная психология исполнительского действия. - М„ 1995.

6. Платон. Собрание сочинений: В 4 т. - Т. 1. - М., 1968.

7. Утопический роман XVI-XVII веков. - М., 1971.

8. Коменсшй Я.А. // Антология гуманной педагогики. - М., 1971.

9. Дезами Т. Кодекс общности. - М., 1956.

10. Кабе Э. Путешествие в Икарию. - М.; Л., 1948.

11. Фурье Ш. Сочинения. - М., 1954.

12. Оуэн Р. Сочинения. - М.; Л., 1950.

13. Мюллер И. Моя система для детей. - М., 1991.

14. Ломоносов М. В. Сочинения: В 6 т. - М., 1952. - Т. 6.

15. Бецкой И. И. Привилегия и устав имперской академии трех знатнейших художеств: живописи, скульптуры и архитектуры. - СПб., 1767.

16. Максимович-Амбодик Н.М. Искусство повивания, или наука о бабичьем деле: В 5 ч. - СПб., 1786. - Ч. V.

17. Лесгафт П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста: В 2 т. - Т. 1 - М., 1951; Т. 2 - М, 1952.

18. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. - М, 1947.

19. Аршавский И.А. Ваш ребенок может не болеть. - М., 1990.

20. Бадалян Л. О. Нервная система // Дошкольное воспитание. - 1975. - № 5.

21. «Истоки»: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. - М, 1997.

22. Кенеман А. В. Теория и методика физического воспитания детей дошколь­ного возраста. - М, 1985.

23. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М., 1991.

24. Павлов И. П. Полное собрание сочинений: В 4 т. - М., 1951. - Т. 3. - Кн. 1, 2.

25. Анохин П. К. Избранные труды: Философские аспекты теории функцио­нальной системы. - М., 1978.

26. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. - М., 1991.

27. Бернштейн И.А. Физиология движений и активность. - М, 1990.

28. Красногорский И. И. Труды по изучению высшей нервной деятельности. - М, 1964.

29. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М., 1970.

30. Мотылянская Р. Е. Пути исследования проблемы развития выносливости у юных спортсменов. Выносливость у юных спортсменов / Под ред. Р. Е. Мотылян-ской. - М., 1969.

", 31. Терехова И. Т. Работоспособность и утомляемость детей дошкольного возра­ста на занятиях в детском саду // Умственная и физическая работоспособность детей дошкольного возраста. - М, 1977.

32. Корниенко И.А. Возрастные изменения энергетического обмена и терморе­гуляции. - М., 1979.

33. Данько Ю.И. Основы возрастной физиологии мышечной деятельности // Детская спортивная медицина / Под ред. С.Б.Тихвинского, С.В.Хрущева. - М., 1980.

34. Юрко Г. П. Функциональные возможности и физическая работоспособность дошкольников // Умственная и физическая работоспособность детей дошкольно­го возраста. - М., 1977.


35. Матвеев Л. П., Новиков А. Д. Теория и методика физического воспитания. - М., 1982.

36. Фарфель В. С. Методика определения тонуса симметрии мышц туловища. - М., 1960.

37. Ханна Т. Искусство не стареть: Как вернуть гибкость и здоровье. - СПб., 1997.

38. Доман Г., ДоманД., Хаги Б. Как сделать ребенка физически совершенным. - М., 1998.

39. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребен­ка. - М., 1973.

40. Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. - М., 1947.

\ 41. Голубева Л. П. Гимнастика и массаж для самых маленьких. - М., 1996.

42. Дубровский В. И. Все виды массажа. - М., 1992.

43. Тернер Р., Нанаяккара. Массаж для детей: Практическое руководство по массажу в домашних условиях. - М., 1998.

44. Гальперин П. Я. К вопросу об инстинктах у человека // Вопросы психоло­гии. - 1976. - № 1.

45. Аркин Е.А. Дошкольный возраст. - М., 1927.

46. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М., 1951. - Т. 1.

47. Быкова А. И. Основные средства и методы физического воспитания детей дошкольного возраста в свете принципа всесторонности: Дис... канд. пед. наук - М., 1949.

48. Физическая культура в школе: Методика урока в I-III классах. - М., 1971.

49. Иваницкий М. Ф. Движения человеческого тела // Анатомические очерки. - М., 1938.

50. Гоникман Э.И. Даосские лечебные жесты. - Минск, 1999.

51. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М., 1990.

52. Тюрджиев Г. Стоп-упражнения // Наука и религия. - 1989. - № 9.

53. Крупская И. К. О дошкольном воспитании. - М., 1967.

Адашкявичене Э.И Баскетбол для дошкольников. - М., 1983.

Аркин Е.А. Дошкольный возраст. - М., 1948.

Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. - М., 1981.

Вавилова Е.Н Учите детей бегать, прыгать, лазать, метать. - М., 1983.

Введение в теорию физической культуры / Под ред. Л.П.Матвеева. - М., 1983.

Голощекина М.П. Лыжи в детском саду. - М., 1977.

Грядкина Т.С. Тренажеры для дошкольников. - СПб., 1992.

Детские народные подвижные игры / Сост. А. В. Кенеман, Т. И.Осокина. - М., 1995.

Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. - М., 1989.

«Истоки» - базисная программа развития ребенка-дошкольника. - М., 1977.

История физической культуры и спорта / Под ред. В. В. Столбова. - М., 1985.

Карманова Л. В. Занятия по физической культуре в старшей группе детского сада. - Минск, 1980.

Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М., 1978.

Кильпио Н.Н. 80 игр для детского сада. - М., 1973.


Кистяковская М. Ю. и др. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. - М., 1978.

Кистяковская М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. - М, 1970.

Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей. - М., 1978.

Лескова Г. П., Буцинская И. И., Васюкова В. И. Общеразвивающие упражнения в детском саду. - М., 1981.

Литвинова М. Ф. Народные игры. - М., 1986.

Лысова В.Я., Яковлева Т. С, Зацепина М.Б. Спортивные праздники и развлече­ния для дошкольников: Сценарии: Старший дошкольный возраст. - М., 1999.

Ноткина Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. - СПб., 1993.

Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. - М., 1978.

Осокина Т. И. Как научить детей плавать. - М., 1985.

Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду. - М., 1984.

Педагогическая практика студентов по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» / Под ред. А. В.Кенеман, Т. И.Осоки-ной. - М., 1984.

Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В. В. Гербовой. - М., 2005.

Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. 5-7 лет. - М., 2000.

Семинарские, лабораторные и практические занятия по курсу «Теория и ме-* тодика физического воспитания детей дошкольного возраста» / Сост. А.В.Кене­ман. - М., 1985.

Сестра-воспитательница яслей и младших групп детских садов / Под ред. М.Д.Ковригиной. - М., 1974.

Справочник по детской лечебной физкультуре / Под ред. М. И. Фонарева. - Л., 1983.

Теория и методика физической культуры / Под ред. Л.П.Матвеева. - М., 1991.

Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. - М., 1979.

Фельденкрайз М. Осознавание через движение. - М., 2000.

Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиям в школе / Под ред. А. В. Ке-неман, Т.И.Осокиной. - М., 1980.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. М. Ю. Кистя-ковской. - М., 1978.

Фонарев М.И., Фонарева Т. А. Лечебная физическая культура при детских забо­леваниях. - Л., 1977.

Фролов В.Г., Юрко Т.П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошколь­ного возраста. - М., 1983.

Юрко Г. П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. - М., 1978.


Предисловие............................................................................................................... 3

Часть первая. Общие вопросы теории физического воспитания ребенка ... 5

Глава 1. Теория и методика физического воспитания ребенка............. 5

1.1.1. Предмет теории физического воспитания и его основные понятия 5

1.1.2. Связь теории и методики физического воспитания

с другими науками................................................................. 8

1.1.3. О единстве организма и окружающей среды................ 11

1.1.4. Методы исследования в теории физического воспитания 14

Глава 2. Развитие теории физического воспитания ребенка................. 17

1.2.1. Зарубежные системы физического воспитания ребенка 17

1.2.2. Развитие теории физического воспитания

ребенка в царской России................................................... 30

1.2.3. Система физического воспитания ребенка

в советский период................................................................ 36

Глава 3. Задачи и средства физического воспитания............................. 39

1.3.1. Цель и задачи физического воспитания......................... 39

1.3.2. Средства физического воспитания.................................. 42

1.3.3. Физические упражнения - основное средство физического воспитания 43

Часть вторая. Методика физического воспитания и развития ребенка .... 52

Глава 1. Возрастные особенности развития ребенка

от рождения до 7 лет....................................................................... 52

2.1.1. Особенности развития ребенка раннего возраста....... 52

2.1.2. Особенности развития ребенка-дошкольника.............. 59

2.1.3. Характеристика программ по физическому воспитанию 62

Глава 2. Основы обучения и развития ребенка в процессе

физического воспитания................................................................. 64

2.2.1. Единство обучения, воспитания и развития ребенка в процессе физического воспитания 64

2.2.2. Принципы физического воспитания................................. 66

2.2.3. Методы и приемы обучения ребенка.............................. 72

2.2.4. Формирование двигательных навыков

и воспитание психофизических качеств......................... 87

2.2.5. Закономерности формирования двигательных навыков у ребенка в процессе обучения 96

2.2.6. Этапы обучения двигательным навыкам....................... 98

2.2.7. Методика воспитания психофизических качеств.... 102
Глава 3. Физическое воспитание ребенка раннего возраста............. 128

2.3.1. Физическое воспитание ребенка первого

года жизни............................................................................. 128


2.3.2. Физическое воспитание ребенка второго

и третьего года жизни........................................................ 138

Глава 4. Гимнастика для детей дошкольного возраста........................ 142

2.4.1. Гимнастика как средство и метод физического воспитания ребенка 142

2.4.2. Виды гимнастики и их характеристика........................ 143

2.4.3. Основная гимнастика в системе физического воспитания детей дошкольного возраста 145

Глава 5. Подвижные игры как средство гармоничного развития

ребенка. Спортивные игры.......................................................... 188

2.5.1. Подвижная игра, ее определение и специфика........... 188

2.5.2. Подвижная игра как средство и метод физического воспитания 192

2.5.3. Теория подвижных игр...................................................... 194

2.5.4. Классификация игр............................................................. 201

2.5.5. Методика проведения подвижных игр.......................... 201

2.5.6. Русские народные подвижные игры.............................. 210

2.5.7. Развитие творчества в подвижных играх..................... 219

2.5.8. Воспитание выразительности движений

в подвижных играх............................................................. 227

2.5.9. Спортивные игры для дошкольников............................ 231

Глава 6. Спортивные упражнения для дошкольников.......................... 247

2.6.1. Характеристика спортивных упражнений.................. 247"*

2.6.2. Обучение ходьбе на лыжах.............................................. 248

2.6.3. Обучение катанию на коньках........................................ 249

2.6.4. Катание на роликовых коньках...................................... 253

2.6.5. Катание на санках.............................................................. 254

2.6.6. Катание на качалках, качелях, каруселях.................. 254

2.6.7. Катание на велосипеде...................................................... 255

2.6.8. Обучение плаванию........................................................... 257

Глава 7. Формы организации физического воспитания

в дошкольных образовательных учреждениях..................... 262

2.7.1. Физкультурные занятия дошкольников........................ 262

2.7.2. Утренняя гимнастика в детском саду............................ 280

2.7.3. Физкультминутка................................................................ 285

2.7.4. Закаливающие мероприятия в сочетании

с физическими упражнениями......................................... 286

2.7.5. Подвижные игры и физические упражнения

на прогулке........................................................................... 290

2.7.6. Организация экскурсий и туристских прогулок......... 291

2.7.7. Индивидуальная работа с ребенком.............................. 295

2.7.8. Организация самостоятельной двигательной деятельности ребенка 296

2.7.9. Активный отдых дошкольников...................................... 297

Глава 8. Планирование и организация работы по физическому

воспитанию в дошкольных учреждениях................................ 302

2.8.1. Планирование работы по физическому

воспитанию дошкольников.............................................. 302


2.8.2. Организация работы по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях 311

2.8.3. Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием дошкольников 315

2.8.4. Врачебный контроль.......................................................... 316

2.8.5. Медико-педагогические наблюдения в процессе физического воспитания дошкольников 320

2.8.6. Контроль за санитарно-гигиеническими условиями и одеждой детей 324

2.8.7. Санитарно-просветительская работа........................... 325

2.8.8. Физическое воспитание ребенка в семье...................... 326

2.8.9. Оборудование и инвентарь для занятий физическими упражнениями 328

Часть третья. Работа методиста в дошкольном учреждении ............................... 335

Глава 1. Должностные обязанности методиста по физической

культуре ребенка............................................................................ 335

3.1.1. Основные качества специалиста по физической культуре 335

3.1.2. Оформление методического кабинета.......................... 336

3.1.3. Формы работы методиста по физической культуре ребенка с педагогическими кадрами 337

Глава 2. Преподавание курса «Методика физического воспитания

и развития ребенка» в педагогическом колледже................. 339

3.2.1. Основные задачи профессиональной подготовки специалистов по дошкольному воспитанию 339

3.2.2. Методика проведения учебной работы....................... 342

Приложения....................................................................................................... 346

Использованная литература........................................................................ 360



Учебное издание

Степаненкова Эмма Яковлевна

Основным критерием оценки гибкости является наибольшая амплитуда движений, которая может быть достигнута испытуе­мым. Амплитуду движений измеряют в угловых градусах или в ли­нейных мерах, используя аппаратуру или педагогические тесты. Аппаратурными способами измерения являются : 1) механи­ческий (с помощью гониометра); 2) механоэлектрический (с по­мощью электрогониометра); 3) оптический; 4) рентгенографи­ческий.

Для особо точных измерений подвижности суставов применя­ют электрогониометрический, оптический и рентгенографичес­кий способы. Электрогониометры позволяют получить графичес­кое изображение гибкости и проследить за изменением суставных углов в различных фазах движения. Оптические способы оценки гибкости основаны на использовании фото-, кино- и видеоап­паратуры. Рентгенографический способ позволяет определить тео­ретически допустимую амплитуду движения, которую рас­считывают на основании рентгенологического анализа строения сустава.


В физическом воспитании наиболее доступным и распростра­ненным является способ измерения гибкости с помощью механи­ческого гониометра - угломера, к одной из ножек которого кре­пится транспортир. Ножки гониометра крепятся на продольных осях сегментов, составляющих тот или иной сустав. При выполне­нии сгибания, разгибания или вращения определяют угол между осями сегментов сустава (рис. 15, 9).

Основными педагогическими тестами для оценки подвижности различных суставов служат простейшие контрольные упражнения (рис. 15).

1. Подвижность в плечевом суставе. Испытуемый, взявшись за кон­
цы гимнастической пачки (веревки), выполняет выкрут прямых рук
назад (рис. 15, /). Подвижность плечевого сустава оценивают по рас­
стоянию между кистями рук при выкруте: чем меньше расстояние,
тем выше гибкость этого сустава, и наоборот (рис. 15, 2). Кроме того,
наименьшее расстояние между кистями рук сравнивается с шири­
ной плечевого пояса испытуемого. Активное отведение прямых рук
вверх из положения лежа на груди, руки вперед. Измеряется наи­
большее расстояние от пола до кончиков пальцев (рис. 15, 5).

2. Подвижность позвоночного столба. Определяется по степени
наклона туловища вперед (рис. 15, 3, 4, 6). Испытуемый в положе­
нии стоя на скамейке (или сидя на полу) наклоняется вперед до
предела, не сгибая ног в коленях. Гибкость позвоночника оцени­
вают с помощью линейки или ленты по расстоянию в сантимет­
рах от нулевой отметки до третьего пальца руки. Если при этом
пальцы не достают до нулевой отметки, то измеренное расстоя­
ние обозначается знаком «минус» (-), а если опускаются ниже
нулевой отметки - знаком «плюс» (+).

«Мостик» (рис. 15, 7). Результат (в см) измеряется от пяток до кончиков пальцев рук испытуемого. Чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.

3. Подвижность в тазобедренном суставе. Испытуемый стре­
мится как можно шире развести ноги: 1) в стороны и 2) вперед
назад с опорой на руки (рис. 15, 8). Уровень подвижности в дан­
ном суставе оценивают по расстоянию от пола до таза (копчика):
чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.

4. Подвижность в коленных суставах. Испытуемый выполняет
приседание с вытянутыми вперед руками или руки за головой
(рис. 15, 10, И). О высокой подвижности в данных суставах свиде*
тельствует полное приседание. ч

5. Подвижность в голеностопных суставах (рис. 15, 12, 13). Иэ«
мерять различные параметры движений в суставах следует, исхо*]
дя из соблюдения стандартных условий тестирования: 1) одинаа
ковые исходные положения звеньев тела; 2) одинаковая (стай|
дартная) разминка; 3) повторные измерения гибкости провод

в одно и то же время, поскольку эти условия так или иначе вл№ яют на подвижность в суставах.


Рис. 15. Контрольные упражнения (тесты) для оценки уровня развития

гибкости

Пассивная гибкость определяется по наибольшей амплитуде, которая может быть достигнута за счет внешних воздействий. Ее определяют по наибольшей амплитуде, которая может быть дос­тигнута за счет внешней силы, величина которой должна быть одинаковой для всех измерений, иначе нельзя получить объек-


тивную оденку пассивной гибкости. Измерение пассивной гибко­сти приостанавливают, когда действие внешней силы вызывает болезненное ощущение.

Информативным показателем состояния суставного и мышеч­ного аппарата испытуемого (в сантиметрах или угловых градусах) является разница между величинами активной и пассивной гиб­кости. Эта разница называется дефицитом активной гибкости.

7.6. Двигательно-координационные способности и основы их воспитания

В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно воз­никающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключе­нию внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость - способностью человека быст­ро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваи­вать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. Ловкость - сложное комплекс­ное двигательное качество, уровень развития которого определя­ется многими факторами. Наибольшее значение имеют высоко­развитое мышечное чувство и так называемая пластичность кор­ковых нервных процессов. От степени проявления последних за­висит срочность образования координационных связей и быстро­ты перехода от одних установок и реакций к другим. Основу лов­кости составляют координационные способности.

Под двигательно-координационными способностями понимают­ся способности быстро, точно, целесообразно, экономно и на­ходчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).

Объединяя целый ряд способностей, относящихся к коорди­нации движений, их можно в определенной мере разбить на три группы.

Первая группа. Способности точно соизмерять и регули­ровать пространственные, временные и динамические параметры движений.

Вторая группа. Способности поддерживать статическое"! (позу) и динамическое равновесие.

Третья группа. Способности выполнять двигательные дей­ствия без излишней мышечной напряженности (скованности).

Координационные способности, отнесенные к первой группе, зависят, в частности, от «чувства пространства», «чувства време*; ни* и «мышечного чувства», т.е. чувства прилагаемого усилия*,


Координационные способности, относящиеся ко второй группе, зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статичес­ких положениях и ее балансировке во время перемещений. Коор­динационные способности, относящиеся к третьей группе, мож­но разделить на управление тонической напряженностью и коор­динационной напряженностью. Первая характеризуется чрезмер­ным напряжением мышц, обеспечивающих поддержание позы. Вторая выражается в скованности, закрепощенности движений, связанных с излишней активностью мышечных сокращений, из­лишним включением в действие различных мышечных групп, в частности мышц-антагонистов, неполным выходом мышц из фазы сокращения в фазу расслабления, что препятствует формирова­нию совершенной техники.

Проявление координационных способностей зависит от цело­го ряда факторов^а именно: 1) способности человека к точному анализу"движений; 2) деятельности анализаторов и особенно дви­гательного; 3) сложности двигательного задания; 4) уровня раз­вития других физических способностей (скоростные способнос­ти, динамическая сила, гибкость и т.д.); 5) смелости и решитель­ности; 6) возраста; 7) общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двига­тельных умений и навыков) и др.

Координационные способности, которые характеризуются точ­ностью управления силовыми, пространственными и временны­ми параметрами и обеспечиваются сложным взаимодействием центральных и периферических звеньев моторики на основе об­ратной афферентации (передача импульсов от рабочих центров к нервным), имеют выраженные возрастные особенности.

Так, дети 4-6 лет обладают низким уровнем развития коорди­нации, нестабильной координацией симметричных движений. Двигательные навыки формируются у них на фоне избытка ори­ентировочных, лишних двигательных реакций, а способность к дифференцировке усилий - низкая.

В возрасте 7-8 лет двигательные координации характеризуют­ся неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности.

Впериодот II до 13-14 лет увеличивается точность дифференци-ровки мышечных усилий, улучшается способность к воспроизведе­нию заданного темпа движений. Подростки 13-14 лет отличаются высокой способностью к усвоению сложных двигательных коорди­нации, что обусловлено завершением формирования функциональ­ной сенсомоторной системы, достижением максимального уровня во взаимодействии всех анализаторных систем и завершением фор­мирования основных механизмов произвольных движений.

В возрасте 14-15 лет наблюдается некоторое снижение пространственного анализа и координации движений. В период 16-17 лет продолжается совершенствование двигательных коор-


динаций до уровня взрослых, а дифферент*ровка мышечных уси. лий достигает оптимального уровня.

В онтогенетическом развитии двигательных координации способность ребенка к выработке новых двигательных программ достигает своего максимума в 11 - 12 лет. Этот возрастной период определяется многими авторами как особенно поддающийся це­ленаправленной спортивной тренировке. Замечено, что у мальчи­ков уровень развития координационных способностей с возрас­том выше, чем у девочек.

Задачи развития координационных способностей. При воспитании координационных способностей решают две группы задач: а) по разностороннему и б) специально направленному их развитию.

Первая группа указанных задач преимущественно решается в дошкольном возрасте и базовом физическом воспитании учащих­ся. Достигнутый здесь общий уровень развития координационных способностей создает широкие предпосылки для последующего совершенствования в двигательной деятельности.

Особенно большая роль в этом отводится физическому воспи­танию в общеобразовательной школе. Школьной программой пре­дусматриваются обеспечение широкого фонда новых двигатель­ных умений и навыков и на этой основе развитие у учащихся координационных способностей, проявляющихся в циклических и ациклических локомоциях, гимнастических упражнениях, ме­тательных движениях с установкой на дальность и меткость, под­вижных, спортивных играх.

Задачи по обеспечению дальнейшего и специального развития координационных способностей решаются в процессе спортивной тренировки и профессионально-прикладной физической подготовки. В первом случае требования к ним определяются спецификой из­бранного вида спорта, во втором - избранной профессией.

В видах спорта, где предметом состязаний является сама техни­ка движений (спортивная и художественная гимнастика, фигур­ное катание на коньках, прыжки в воду и др.), первостепенное значение имеют способности образовывать новые, все более ус­ложняющиеся формы движений, а также дифференцировать амп­литуду и время выполнения движений различными частями тела, мышечные напряжения различными группами мышц.

Способность же быстро и целесообразно преобразовывать движе­ния и формы действий по ходу состязаний в наибольшей мере тре­буется в спортивных играх и единоборствах, а также в таких видах спорта, как скоростной спуск на лыжах, горный и водный слалом, где в обстановку действий преднамеренно вводят препятствия, ко­торые вынуждают мгновенно видоизменять движения или переклю­чаться с одних точно координированных действий на другие.

В указанных видах спорта стремятся довести координационные способности, отвечающие специфике спортивной специализации, до максимально возможной степени совершенства.


Воспитание координационных способностей имеет строго специализированный характер и в профессионально-прикладной физической подготовке (ППФГТ)

Многие существующие и вновь возникающие в связи с науч­но-техническим прогрессом виды практической профессиональ­ной деятельности не требуют значительных затрат мышечных уси­лий, но предъявляют повышенные требования к центральной нервной системе человека, особенно к механизмам координации движения, функциям двигательного, зрительного и других ана­лизаторов.

Включение человека в сложную систему «человек-машина» ставит необходимое условие быстрого восприятия обстановки, пе­реработки за короткий промежуток времени полученной инфор­мации и очень точных действий по пространственным, времен­ным и силовым параметрам при общем дефиците времени. Исхо­дя из этого, определены следующие задачи ППФП по развитию координационных способностей:

1) улучшение способности согласовывать движения различны­
ми частями тела (преимущественно асимметричные и сходные с
рабочими движениями в профессиональной деятельности);

2) развитие координации движений неведущей конечности;

3) развитие способностей соразмерять движения по простран­
ственным, временным и силовым параметрам.

Решение задач физического воспитания по направленному раз­витию координационных способностей прежде всего на занятиях с детьми (начиная с дошкольного возраста), со школьниками и с другими занимающимися приводит к тому, что они:

Значительно быстрее и на более высоком качественном уровне
овладевают различными двигательными действиями;

Постоянно пополняют свой двигательный опыт, который
затем помогает успешнее справляться с заданиями по овладению
более сложными в координационном отношении двигательными
навыками (спортивными, трудовыми и др.);

Приобретают умения экономно расходовать свои энергети­
ческие ресурсы в процессе двигательной деятельности;

Испытывают в психологическом отношении чувства радости
и удовлетворения от освоения в совершенных формах новых и
разнообразных движений.

Для того, чтобы тело двигалось легко и эффектно, недостаточно только накачанных мышц.

Гибкие суставы позволяют человеку плавно и без травм совершать практически любое движение.

О том, как проверить, насколько гибки ваши суставы, рассказывает Марина Макарова, заведующая отделением ЛФК Центра восстановительной медицины и реабилитации Лечебно-реабилитационного центра Минздравсоцразвития России.

Тест №1

Сначала определите, насколько подвижны суставы позвоночника. Тест проводится в положении стоя. Достаньте пол пальцами рук, не сгибая при этом ноги в коленях.

Если вам это удалось, то гибкость позвоночника можно считать физиологически нормальной. Верхний предел нормальной гибкости – возможность положить на пол ладони. Если вам удается наклониться еще ниже – суставы вашего позвоночника гипермобильны, слишком подвижны. Это значит, что их легче травмировать.

Тест №2

В положении стоя вытяните руки вдоль туловища, положите кисти рук на бедра. Наклоняйтесь в стороны так, чтобы ладони скользили по ноге, стараясь не поворачивать туловище и не отклоняться вперед или назад.

Нормальный объем такого бокового движения – когда пальцы руки достают примерно до середины коленного сустава. Стоит также обратить внимание на то, насколько симметричны наклоны в обе стороны.

Тест №3

Положите обе ладони на поясницу сзади пальцами вниз. Прогнитесь назад, скользя пальцами по задней поверхности таза.

Если пальцы достают до подколенной ямки – гибкость позвоночника достаточна.

Тест №4

А теперь – тест на гибкость кисти. «Это упражнение знакомо большинству из нас с детства», — рассказывает Макарова. Согните кисть в лучезапястном суставе и при помощи второй руки подтяните большой палец кисти к предплечью.

В норме первый палец касается предплечья или не достает его не больше чем на полсантиметра, или касается его.

Тест №5

Следующий тест – разгибание пальцев. Разогните одной рукой пальцы другой руки назад.

В норме пальцы отгибаются назад, но под углом значительно меньше 90 градусов.

Тест №6

Теперь — проверка локтевого сустава. Вытяните руку вперед ладонью вверх и максимально разогните локтевой сустав.

Если удалось сделать руку совершенно прямой от плеча до запястья – гибкость сустава нормальна. Если же сустав переразогнулся более чем на 10 градусов, это свидетельствует о его гипермобильности.

Тест №7

Тест для плечевого сустава. Поднимите руку вертикально вверх, согните ее в локте и заведите за голову. Другой рукой сверху захватите локтевой сустав и попытайтесь завести его за голову.

В норме рука слегка заводится за голову. Все избыточные движения указывают на гипермобильность.

Тест №8

Сядьте на стул. Вытяните вперед ногу и потяните стопу на себя.

Нога должна быть прямой в коленном суставе, без прогиба вверх или вниз.

Этот же тест можно выполнить и стоя.

Тест №9

Встаньте перед зеркалом боком, не сгибая колен. Проследите взглядом за линией ног в районе колен. Если ваше колено слегка выгнуто назад (как говорят дети — «коленками назад»), сустав гипермобилен. Если согнут вперед – его гибкость недостаточна. Если линия ноги абсолютно прямая — все в норме.

Для того чтобы измерить подвижность в суставах, применяют угловые и линейные меры. При использовании линейных мер на результатах измерения могут сказаться индивидуальные возможности испытуемых, например, длина рук или ширина плеч, которые повлияют на результаты измерения, при наклонах вперед или при выполнении выкрута с палкой. Поэтому во всех случаях, где есть для этого возможность, следует принять меры устранению отрицательного влияния индивидуальных особенностей занимающихся на корректность измерения подвижности в суставах при помощи линейных мер.

Например, при выполнении выкрута с палкой эффективным окажется определение индекса гибкости, которые представляют собой отношение ширины хвата к ширине плеч (в см).

Наиболее точно подвижность в суставах определяют в угловых мерах при помощи гониометра.

При измерении амплитуды сгибания, разгибания и отведения плеча ножки циркуля гониометра ставят на головку латеральный мыщелок плечевой кости. Когда измеряют супинацию плеча, руку сгибают в плечевом суставе до горизонтального положения при положении кисти большим пальцем кверху. Ножки циркуля ставят на наиболее выступающие точки медиального и латерального мыщелков плеча.

При измерение подвижности в локтевом суставе ножки циркуля ставят на локтевой и шиловидный отростки локтевой кости. При измерение супинации предплечья, плечо фиксируют в вертикальном положении, предплечье в горизонтальном, кисть располагают большим пальцем кверху. Ножки циркуля ставят на наиболее выступающие точки шиловидных отростков лучевой и локтевой костей.

Изменяя амплитуду сгибания, разгибания, приведение и отведение кисти в лучезапястном суставе в исходном положении она располагается большим пальцем кверху, предплечье кладут на горизонтальную подставку. Ножки циркуля располагают на головке третьей пястной кости и на середине линии, соединяющей лучевую и локтевую шиловидные точки.

Для оценки подвижности в тазобедренном суставе определяют амплитуду сгибания, разгибания отведения и приведения бедра. Ножки циркуля располагают на латеральном надмышечнике бедра и верхушки большого вертела. Измерение проводят в положении стоя или лежа. В положении стоя определяют подвижность при разогнутой голени. В исходном положении бедро расположено вертикально. В положении лежа амплитуду сгибания, измеряют при согнутой и выпрямленной голени, амплитуды разгибания, отведения и приведения - только при выпрямленной голени. Исходное положение бедра горизонтально.

Чтобы определить подвижность в коленных суставах, нужно оцепить амплитуду сгибания голени, которую измеряют в положении лежа на животе. Ножки циркуля при измерении ставят на коней латеральной лодыжки и верхушку головки мало берцовой кости.

Подвижность в голеностопном суставе (сгибание, разгибание, отведение и приведение голени) оценивают из исходного положения стопы под прямым углом к оси голени. Ножки циркуля ставят плашмя на подошвенную поверхность стопы, диск гониометра ориентируют в плоскости движения стопы.

Основными педагогическими тестами служат простейшие контрольные упражнения, которые позволяют оценить подвижность различных суставов (плечевого, тазобедренного, коленного, голеностопного, подвижность позвоночного столба и др.) .

В их основе - выполнение комплексов выполнения упражнения, предъявляющих максимальные требования подвижности в соответствующих суставах.

При определении гибкости тестирование следует проводить в утренние часы, желательно в одно и тоже время. Накануне дня обследования напряженные тренировочные занятия не проводят. Перед измерением гибкости проводится специальная разминка, включая упражнения с большой амплитудой движений.

Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов выделили следующие основные педагогические тесты для оценки подвижности различных суставов:

1. Подвижность в плечевом суставе. Испытуемый, взявшись за концы гимнастической палки (веревки), выполняет выкрут прямых рук назад. Подвижность плечевого сустава оценивают по расстоянию между кистями рук при выкруте: чем меньше расстояние, тем выше гибкость этого сустава, и наоборот. Кроме того, наименьшее расстояние между кистями рук сравнивается с шириной плечевого пояса испытуемого. Активное отведение прямых рук вверх из положения лежа на груди, руки вперед. Измеряется наибольшее расстояние от пола до кончиков пальцев.

Тест: Поднимание рук вверх в положении лежа на животе.

Этот тест используется для оценки уровня гибкости верхнего плечевого пояса.

Оборудование: рулетка, палка длиной 1,5 м, скамья.

Процедура тестирования. Испытуемый ложится на скамью животом, упираясь в нее подбородком, и вытягивает руки вперед. Обеими руками он держит палку. Не отрывая подбородка от скамьи, поднимает прямые руки как можно выше над головой.

Преподаватель при помощи рулетки измеряет длину воображаемого перпендикуляра от палки до скамьи. Интерпретация этого результата осуществляется так же, как и в предыдущем тесте.

Тест: Отход от стены. Этот тест тоже используется для измерения гибкости верхнего плечевого пояса.

Оборудование: рулетка.

Процедура тестирования. Испытуемый становится спиной к стене, ноги вместе, руки разводит в стороны так, чтобы мизинцы обеих рук касались стены.

Затем, не отрывая мизинцев от стены отходит на максимальное расстояние вперед.

Учитель измеряет на уровне лопаток расстояние от спины испытуемого до стены. Интерпретация этого результата проводится так же, как и в предыдущем тесте.

2. Подвижность позвоночного столба.

Тест: Наклоны туловища вперед в положении седа.

Процедура тестирования. Испытуемый садится на пол или скамью, упираясь ногами в стену, наклоняет туловище вперед-вниз. Преподаватель при помощи рулетки измеряет расстояние от груди испытуемого до пола (скамьи).

Результат - показатель уровня развития гибкости учащегося.

Возможны два варианта интерпретации результата: а) сравнение показателя тестируемого с показателями других учащихся в этом тесте; б) сравнение его результата в указанном тесте с результатами в других тестах на гибкость.

Вариант. Тот же тест, но выполняется из положения стоя.

Тест: «Мостик».

Процедура выполнения этого упражнения известна.

Результат - расстояние от пяток до кончиков пальцев рук испытуемого. Чем меньше расстояние, тем лучше результат.

Тест: Прогибание туловища.

Оборудование: скамья, рулетка.

Процедура тестирования. Испытуемый ложится на живот на скамью или на пол, руки заводит за спину, партнер фиксирует ноги, прижимая их к полу (скамье). Затем тестируемый как можно выше поднимает голову и спину.

Чистый результат расстояние от пола (скамьи) до яремной ямки тестируемого. Однако более информативным является результат, рассчитанный по следующей схеме: чистый результат, умноженный на 100 и разделенный на длину туловища, измеренную в сантиметрах.

  • 3. Подвижность в тазобедренном суставе. Испытуемый стремится как можно шире развести ноги: в стороны и вперед назад с опорой на руки. Уровень подвижности в данном суставе оценивают по расстоянию от пола до таза (копчика): чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.
  • 4. Подвижность в коленных суставах. Испытуемый выполняет приседание с вытянутыми вперед руками или руки за головой. О высокой подвижности в данных суставах свидетельствует полное приседание.
  • 5. Подвижность в голеностопных суставах. Измерять различные параметры движений в суставах следует, исходя из соблюдения стандартных условий тестирования: одинаковые исходные положения звеньев тела; одинаковая (стандартная) разминка; повторные измерения гибкости проводить в одно и то же время, поскольку эти условия так или иначе влияют на подвижность в суставах .

Тест для оценки гибкости мышц-сгибателей и разгибателей голеностопного сустава.

Оборудование: скамья, лист бумаги, рулетка.

Процедура тестирования. Испытуемый садится на скамью, ноги вместе. С внутренней стороны ноги перпендикулярно скамье подкладывается чистый лист бумаги. Испытуемый разгибает ногу в голеностопном суставе. В этот момент положение большого пальца фиксируется точкой на бумаге. Затем учащийся сгибает ногу в голеностопном суставе, точкой фиксируется положение пятки, а также верхняя точка подъема стопы. То же самое проделывается со второй ногой.

Результат определяется следующим образом: точки на бумаге соединяют и замеряют полученные углы от горизонтали. Интерпретация этого результата проводится так же, как и в предыдущих тестах.

Таким образом, оказывая направленное воздействие на развитие гибкости следует учитывать, что упражнения на растягивание дают наибольший эффект, если их выполнять ежедневно или даже 2 раза в день. При прекращении выполнения упражнений на гибкость уровень ее постепенно снижается и через 2-3 месяца вернется к исходному уровню. Поэтому перерыв в занятиях может быть не более 1-2 недель.

При развитии гибкости целесообразны такие соотношения различных упражнений на растягивание: 40% активных, 40% пассивных и 20% статических. Но существует такая закономерность: чем меньше возраст, тем большую долю должны составлять активные упражнения и меньшую - статические, важно обеспечить гармоническое развитие подвижности во всех суставах. При этом надо иметь в виду, прежде всего те звенья опорно-двигательного аппарата, какие имеют наибольшее значение в овладении прикладными жизненно необходимыми действиями (плечевые, тазобедренные, голеностопные суставы, сочленения кисти). В случае индивидуальных ограничений подвижности (наследственных или возникших в результате заболеваний) особое внимание уделяется восстановлению нормальной амплитуды движений.

Важным моментом в воспитании гибкости является контроль за ним. Существуют различные инструментальные методы контроля подвижности в суставах, но в широкой практике более целесообразно пользоваться методикой тестов и контрольных упражнений. Основным критерием оценки гибкости является наибольшая амплитуда движений, которая может быть достигнута испытуемым. Амплитуду движений измеряют в градусах или линейных мерах, используя аппаратуру или педагогические тесты.

© 2024 siniy-kit.ru -- Спортивный портал - Синий кит