Упражнения на координацию и коммуникацию для тренинга. Учительские университеты. Упражнение «Внутренний переводчик»

Главная / Питание

Тренинг коммуникативных навыков (общение)

Актуальность тренинга:

Общение всегда было значимым в жизни человека и его личностном развитии. Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить.

В структуре межличностного общения выделяют основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга. Поэтому важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, что бы тебя могли понять.

Цель тренинга : развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

отработать навыки убеждения

отработать умение найти аргументы в пользу своей позиции

развить умение находить подход к людям

подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации.

развитие умения невербального средства общения.

обучить эффективным способам общения.

Требования к участникам:

Тренинг рассчитан на студентов.

Количество 10-16 человек.

Здравствуйте! Меня зовут... Сегодня я проведу для Вас тренинг, который будет посвящен общению.

Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. В условиях полного одиночества у человека на шестой день начинаются слуховые и зрительные галлюцинации. Он общается с этими несуществующими образами.

Общение – это обмен сведеньями с помощью языка или жестов. Общение – это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией.

Давайте познакомимся с вами, для этого мы представимся друг другу.

Упражнение «Это мое имя» (20 минут)

Цель : Знакомство участников тренинга друг с другом.

По кругу каждый по очереди называет свое имя. Затем он сообщает о своем имени что-нибудь.

Например он может попытаться ответить на такие вопросы:

Знаю ли я, кто его для меня выбрал?

Знаю ли я, что означает мое имя?

Кто еще в семье носил это имя?

Рефлексия (5 минут)

Легко ли вам было рассказывать о своем имени?

Ели нет, почему?

Нас окружает много интересного, причем весь мир вокруг нас движется и торопится. Движется вся жизнь: отдых, работа, родные, друзья, то есть все наше окружение не стоит на месте. Но не забывайте, что все движется вокруг вас, вы вполне можете руководить всеми событиями, происходящими вокруг вас. Самое основное – это правильное общение и легкое общение с окружающими людьми и всем миром, искусство общения очень важно. Причем научиться правильному, непринужденному и легкому общению, чтобы все вас поняли и запомнили надолго, неважно, кто это будет, друзья или враги, нужно найти подход ко всем, нужно со всеми легко общаться.

Известный психолог Дейл Карнеги советует избегать споров, как гремучих змей. Он считает, что 90% из участников спора убеждается в своей правоте еще тверже, чем прежде. Спор практически нельзя выиграть. Так как если вы из спора выходите победителем, то теряете друга, партнера по сделке. Это естественно, поскольку человек чувствует себя неуютно, проиграв в споре.

За место спора собеседника можно убедить, найти аргументы в пользу своей позиции.

Упражнение «Семь богатырей» (30 минут)

Цель: отработать навыки убеждения, умение найти аргументы в пользу своей позиции, презентационные навыки.

Одна участница будет играть роль царевны. Кто хочет? Остальные поделитесь на команды по 3-4 участника.

Давайте, для того чтобы потренировать умение убеждать, вспомним и разыграем сказку А.С. Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях. В частности, тот эпизод, где семь богатырей, у которых жила царевна, уговаривают ее выйти за одного из них замуж и остаться с ними навсегда. В нашей сказке будет то же самое, но богатыри, прошедшие ряд тренингов и владеющие даром убеждения, смогут лучше, чем сказочные, убедить царевну отказаться от королевича Елисея и остаться в их доме. Каждая мини-группа должна будет подготовить самые заманчивые предложения для того, чтобы уговорить царевну остаться у них, показать ей все преимущества такого конца сказки.

Вам дается 5 минут на подготовку, после чего один посланник от каждой группы выступает, обращаясь к царевне со своими аргументами.

Рефлексия (10 минут)

После выступлений царевна говорит о том, захотелось ли ей остаться у богатырей, какие плюсы и минусы увидела она в выступлениях каждого.

Какие эмоции вы испытывали, выполняя это упражнение?

«Завтрак с героем» (30 минут)

Цель: потренировать умение убеждать собеседника.

Необходимый материал: бумага, карандаши.

Представьте себе следующую ситуацию: у каждого из присутствующих есть возможность позавтракать с любым человеком. Это может быть знаменитость настоящего, или историческая фигура прошлого, или обыкновенный человек, который произвел на вас впечатление в какой-то момент его жизни. Каждый должен решить для себя, с кем он хотел бы встретиться, и почему.

Запишите имя своего героя на листе бумаги. Теперь поделитесь на пары, в паре надо решить с кем из двоих героев вы будите встречаться. На дискуссию у вас 2 минуты.

Теперь пары объединяются в четверки, которым, в свою очередь, необходимо выбрать только одного героя. На дискуссию у вас так же 2 минуты.

Теперь четвертки объединяются между собой и в течении 2 минут выбирают одного героя.

А теперь все объединяются, и решаете с кем вы будите завтракать.

Рефлексия: (10 минут)

Почему остался именно этот герой?

Легко было уступать и почему вы уступали?

В беседе играет роль настроение. Какие способы поднятия настроение есть, сейчас мы узнаем и за одно подвигаемся.

Упражнение «Леопольд» (25 минут)

Цель: отработать навыки убеждения, умение находить подход к людям.

Из группы выбирается одна «мышь», все остальные становятся «котами». Каждый «кот» получает бумажку со своим именем, одного из них зовут Леопольдом, а всех остальных – прочими кошачьими именами, например, Василием, Муркой и т.д. При этом Леопольдом может стать участник любого пола, и тренер подчеркивает это группе.

Тренер напоминает группе сюжет мультфильма про Леопольда. В этом мультфильме дружелюбный и безобидный кот Леопольд пытается подружиться с мышами, которые постоянно устраивают ему постоянные пакости.

В данном упражнении котам тоже нужно будет убедить мышь, что они безобидны и с ними можно иметь дело. Фокус состоит в том, что у нас из всех котов только одного зовут Леопольд и именно он хочет подружиться с мышами. Все остальные коты – опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными. Задача каждого кота – убедить мышь, что именно он – безобидный Леопольд. Задача мыши – определить настоящего Леопольда.

Котам дается 5 минут на подготовку, после чего они выступают, объясняя «мыши», почему они безобидны. «Мышь» оценивает выступления и говорит, кому из котов она поверила.

Рефлексия: (5 минут)

Почему мы доверяем одному человеку, но не доверяем другому?

Что можно сделать для того, чтобы нам больше доверяли?

В общении не малую роль играет интонация. Одну и туже фразу, слово можно сказать по-разному.

Упражнение «Передать одним словом» (20 минут)

Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации.

Оборудования: карточки размером с визитную карточку с напечатанными на них названиями эмоций.

Я раздам вам карточки, на которых написаны названия эмоций, а вы, не показывая их другим участникам, скажете слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на вашей карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Теперь я перемешиваю карточки и еще раз вам раздам их. Та же задача только теперь читаем короткий стишок «уронили мишку на пол».

Список эмоций.

Удивление.

Сожаление.

Разочарование.

Подозрительность.

Холодное равнодушие.

Спокойствие.

Заинтересованность.

Уверенность.

Желание помочь.

Усталость.

Волнение.

Энтузиазм.

Рефлексия: (5 минут)

Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?

В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?

Помимо общения словами, есть не вербальное общение.

Невербальное общение – это все сигналы, символы, жесты, манеры, тембр, мимика то есть неречевая форма общения, взаимопонимания.

Упражнение «Моя проблема в общении» (20 минут)

Цель: узнать, какие проблемы существуют в общении.

Вы пишите на отдельных листах бумаги в краткой, лаконичной форме ответ на вопрос: «В чем заключается твоя основная проблема в общении?» Листки не подписываются. Листки сворачиваются и складываются в общую кучу. Затем каждый участник произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению.

Рефлексия: (5 минут)

Что вы чувствовали, выполняя упражнение?

Главную роль в общении играет речь. В процессе «говорения» важно буквально все: как обращаются к собеседнику, что говорится вначале, а что потом, соответствуют ли слова тону высказываний и т.д. Еще древние философы отмечали, что ведение беседы – настоящее искусство. Удивительно, что люди, зная о своем неумении публично выступать и всячески стремясь научиться этому, практически не задумываются, удается ли им успешно общаться с окружающими людьми – друзьями, коллегами, родственниками и т.д. Между тем часто в жизни бывает, что мы хотим сказать одно, а, сами того не осознавая, говорим другое или вообще не находим слов для выражения какой-то важной мысли или чувства.

Важнейшая невербальная составляющая процесса общения – умение слушать. Когда человек внимательно слушает другого человека, в нем буквально все – глаза, поза, выражение лица обращены к говорящему, что, в свою очередь, оказывает влияние на собеседника, помогает ему сформулировать свои мысли, раскрыться, быть максимально искренним. Рассеянность, безучастность, равнодушие могут привести к обратному результату.

Упражнения «умение слушать» (25 минут)

Цель: осознание участниками того, что в их поведении помогает партнеру открыто и детально говорить о своих проблемах и состоянии и что может ухудшать его состояние. Ознакомление с приемами слушания.

Участники группы сидят в кругу.

Инструкция: Сейчас мы совершим небольшую прогулку по берегу моря. Сядьте, пожалуйста, поудобнее и медленно закройте глаза. Обратите внимание на ваше дыхание, ощутите его: воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет ваши легкие. Ощутите, как с каждым вдохом в ваше тело попадает энергия и с каждым выдохом уходят ненужные заботы, переживания, напряжение... Обратите внимание на ваше тело, почувствуйте его – от ступней до макушки. Вы сидите на стуле (в кресле), слышите какие-то звуки, ощущаете дуновение ветерка на вашем лице. Может быть, вам захочется изменить позу сделайте это. А теперь представьте, что вы оказались у моря. Вы медленно идете по берегу. Осмотритесь внимательно вокруг: какие вас окружают цвета, звуки, запахи... Посмотрите на небо, на море. Обратите внимание на ваше состояние: какие эмоции, чувства у вас возникают, как они изменяются во время прогулки. Вы никуда не спешите и можете спокойно идти дальше. Возможно, вы захотите зайти в воду и искупаться или посидеть на берегу. Сделайте это...

А теперь настала пора вернуться в эту комнату, в наш круг. Сделайте это в удобном для вас темпе: можете сразу открыть глаза или посидеть еще с закрытыми.

Сейчас мы поделимся друг с другом своими впечатлениями. Для этого создадим группы по 3-4 человека. Постарайтесь, чтобы в одной группе с вами оказались в основном те, с кем вы еще не работали в малой группе.

(После того как группы сформировались.)

Сейчас каждый по очереди расскажет о своих впечатлениях, о тех образах, переживаниях, состояниях, которые у него возникали во время нашей «прогулки», а остальные будут внимательно слушать рассказчика, не задавая вопросов, не комментируя и не интерпретируя услышанное. Постарайтесь уловить те моменты, когда вы перестаете слушать. На каждый рассказ потратьте примерно 3-4 минуты.

Рефлексия: (5 минут)

В какие моменты вы переставали слушать?

Наш тренинг подходит к концу.

Упражнение «Рукопожатие» (1 минута)

Цель: Закончить тренинг, поднять настроение.

«Мы все сегодня плодотворно поработали, и все заслужили благодарность. Пока я считаю до пяти, вы должны успеть поблагодарить друг друга рукопожатием»

Рефлексия в конце тренинга: (15 минут)

«Итак, подведём итоги...», «Давайте ещё раз определим, что мы обсуждали...»

Упражнение 44. ВСЕОБЩЕЕ ВНИМАНИЕ (И.В. Бачков, 1999)

ИНСТРУКЦИЯ. Упражнение направлено на развитие умения соединить и использовать различные средства общения для привлечения внимания окружающих.

Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простую задачу.

Любыми средствами, не прибегая к физическим действиям, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники, обсуждаются итоги: кому удалось привлечь к себе внимание других и за счет каких средств. На упражнение отводится 15 минут.

Упражнение 45. ЧТО ПРИЯТНО БОЛЬШИНСТВУ ЛЮДЕЙ?

(И.В. Вачков, 1999)

Материалы. Лист ватмана, листы бумаги для записей по числу участников, на которых написано: «Большинству людей приятно, когда...»

ИНСТРУКЦИЯ. «Сейчас мы попытаемся собрать как можно больше различных способов сделать приятное другому человеку. Пожалуйста, подумайте и запишите на имеющихся у вас карточках как минимум три действия, которые приятны большинству людей».

После того, как все написали, ведущий продолжает инструкцию:

«Теперь каждый прочтет, что записано на его листе, а я буду фиксировать найденные нами способы на листе ватмана. Наша задача сейчас состоит в том, чтобы собрать как можно больше пунктов. Критиковать и вычеркивать мы будем потом».

Лист вывешивается на стене и может быть использован в дальнейшем.

Обсуждение. Можно пояснить, почему выбраны те или иные способы и обсудить их.

Упражнение 46. КОМПЛИМЕНТ (Б.Р. Матвеев, 2005)

Материал. Небольшой мяч.

ИНСТРУКЦИЯ. Комплимент - это приятные слова, похвала, сказанные искренне, без сарказма и зависти, например: «Ты сегодня хорошо выглядишь» или «Какая у тебя хорошая вещь!» Уметь говорить комплименты к месту не просто, но очень полезно.

Ведущий: «У меня мячик. Я бросаю его одному из вас, предварительно назвав его по имени, и говорю ему комплимент. Поймавший мячик благодарит за комплимент словом «спасибо», повернувшись ко мне и глядя в глаза. Затем бросает его другому, предварительно назвав его по имени, и говорит комплимент уже ему. Поймавший мячик благодарит за комплимент, повернувшись к сказавшему его лицом и т. д. Желательно, чтобы мячик побывал у каждого».

Обсуждение. Обратите внимание, какие эмоции испытывает человек, услышав комплимент в свой адрес, и как это способствует сближению людей.

Что вам было приятнее: наблюдать за игрой, слушать комплимент или говорить его? Почему?

Что вы чувствовали, когда говорили комплимент?

Что вы чувствовали, когда принимали комплимент?

Что вы испытывали, когда наблюдали за игрой?

Упражнение 47. КАКАЯ ВСЕ ЖЕ У МЕНЯ И У ТЕБЯ ЕСТЬ ПРЕЛЕСТНАЯ ШТУЧКА (Azps.ru)

ИНСТРУКЦИЯ 1. Пожалуйста, выберите любую имеющуюся у вас при себе вещь, которая вам нравится, которую вы выбирали лично. Покажите эту вещь группе, расскажите

о ней и о своем отношении к этой вещичке.

Когда все желающие высказались, можно без обсуждения перейти ко второй части упражнения.

ИНСТРУКЦИЯ 2. Пожалуйста, выберите любую вещь, которая вам нравится у другого члена группы, подойдите к нему и расскажите в деталях, чем вам нравится эта вещь.

Обсуждение. Расскажите, пожалуйста, о ваших чувствах, когда вы говорили сами, и о чувствах, когда говорили другие.

Упражнение 48. КАЧЕЛИ (Б.Р. Матвеев, 2005)

ИНСТРУКЦИЯ. Важный навык речевого общения - умение построить свою речь в соответствии со своими целями и своей ролью относительно собеседника. В разных ситуациях один и тот же человек может командовать или подчиняться. Смену двух этих крайних позиций можно сравнить с качелями: когда командуем, качели оказываются наверху, когда просим, качели опускаются вниз.

Учащиеся объединяются в пары. Один просит другого что-нибудь дать или сделать простое действие сначала в требовательной, жесткой форме, а потом то же самое говорит мягко, даже заискивая. Далее идет смена ролей, смена партнеров по кругу.

Обсуждение. Ваши эмоции в каждой ситуации. Все проговаривают возникшие эмоции при том или ином обращении.

Упражнение 49. ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН

(Лабиринты психологии, 1996) ИНСТРУКЦИЯ. Если группа большая, формируют команду из 10-15 человек (не менее). Выбирают капитана команды и эксперта (если есть люди, не занятые в игре, эксперт назначается из их числа). Команда выстраивается в ряд или в круг на расстоянии полутора-двух метров друг от друга. Ведущий отводит капитана в сторону и дает ему листок со следующей инструкцией: «Это инструкция, по которой должен будет действовать последний человек из группы. Твоя задача - передать ее любому человеку из стоящих в ряду. Вот инструкция: необходимо расставить всех членов команды по вторым буквам их фамилий. Если вторые буквы одинаковы, то по третьим и т. д. (например, Иголкин, Семечкина, Потейкин). Если инструкция понятна, то можешь ее передать».

Получивший инструкцию капитан шепотом, «на ушко», пересказывает ее первому участнику, тот - следующему. Задача экспертов - отмечать, как передается инструкция и какие допускаются ошибки, но не вмешиваться, а рассказать о своих наблюдениях после окончания игры.

Последний человек должен выполнить инструкцию. Обсуждение. Необходимо обратить внимание на то, что искажение информации происходит даже при передаче инструкции слово в слово, кто-то все-таки понимает ее не так.

Упражнение 50. КТО ОН (Б.Р. Матвеев, 2005)

ИНСТРУКЦИЯ. Это упражнение способствует развитию наблюдательности и способности к обобщению результатов наблюдений, осознанию внешних проявлений индивидуальных особенностей человека.

Начнет один доброволец. Он принимает на себя роль другого человека, хорошо известного всей группе, может быть, одного из членов группы, но не говорит, кого именно. Остальные по очереди задают ему один-два любых вопроса. Он отвечает, копируя манеры и стиль речи изображаемого им человека. После того как все участники группы задали вопросы, каждый из них высказывает предположение, чья роль была исполнена, и обосновывает свое мнение. В заключение исполнявший сообщает, чью роль он играл.

Обсуждение. Изображавший дает свои комментарии: почему он выбрал эту роль, ее особенности, как он чувствовал себя в данной роли, каково было его эмоциональное состояние до начала упражнения и после него. Остальные участники группы также высказываются о том, что они чувствовали, почему высказывали те или иные предположения.

Примечание. После обсуждения упражнение желательно повторять, чтобы все желающие участники группы кого-нибудь показали.

Упражнение 51. МОЛЧАЩЕЕ И ГОВОРЯЩЕЕ ЗЕРКАЛА (И.В. Вачков, 1999)

(Упражнение может быть использовано также для тренировки в понимании невербальных сигналов)

ИНСТРУКЦИЯ. В круг приглашается доброволец, который будет «смотреть в зеркало». Ему дается следующая инструкция: «Ваша задача - только по отражению в «зеркале», точнее в двух «зеркалах», определить, кто из членов группы подошел к вам сзади. Эти два «зеркала», разумеется, будут живыми. Одно будет молчащим: оно сможет объяснять вам, кто находится за вашей спиной, только с помощью мимики и жестов. Второе «зеркало» - говорящее. Оно будет объяснять, что это за человек, конечно, не называя его имени. Выберите из группы тех двоих, кто станет молчащим и говорящим «зеркалом».

После того, как игрок сделал выбор, ведущий дает «зеркалам» более подробную инструкцию:

«Зеркала» встают рядом у стены. Основной игрок - перед ними. Все остальные участники группы располагаются за его спиной и по одному бесшумно подходят к нему сзади. Отражение «зеркалами» происходит по очереди. Сначала работает молчащее «зеркало». Если основной игрок не может угадать человека за спиной, то вступает говорящее «зеркало» и произносит одну - только одну! - фразу. Если игрок опять не угадывает, то снова можно по-другому - отражает молчащее «зеркало» и так еще два раза. Задача игрока - угадать человека за спиной как можно быстрее.

Для «зеркал» есть определенные условия. Молчащее «зеркало» фактически не ограничивается в способах «отражения» человека за спиной основного игрока. Но не стоит концентрироваться только на изображении чисто внешних особенностей людей и тем более подчеркивать какие-то физические характеристики.

На говорящее же «зеркало» накладывается ряд четких ограничений. Во-первых, естественно, запрещено называть имя человека за спиной основного игрока. Во-вторых, описывая этого человека, нельзя ссылаться на воспоминания о событиях с его участием вне группы. В-третьих, следует избегать простых описаний внешности. Это разрешается только в третьей фразе.

После третьей фразы говорящего «зеркала» упражнение с данными участниками прекращается, даже если человек не угадан, и игроков заменяют другие члены группы.

Обсуждение. Участники делятся впечатлениями о своих тактиках показа и угадывания, а также о своих чувствах при исполнении разных ролей и при наблюдении за другими участниками.

Упражнение 52. ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАЛОГА (Azps.ru)

Материалы. Четное количество карточек, на которых написаны по три слова - возможные темы более или менее шутливых диалогов, например: 1

участник 2 участник

Ежик Грибы

Самолет Снег

Рубашка Ботинки

ИНСТРУКЦИЯ.

Этап 1. Приглашаются двое добровольцев. Им дают карточки с тремя темами, на которые они должны «вывести» своего партнера. Никто, кроме самого участника, не знает, что написано на его карточке. Остальные наблюдают.

Этап 2. Далее все участники разбиваются на пары и отрабатывают умение захватывать инициативу в разговоре, переводя разговор с партнером в нужное русло, причем делать это нужно аккуратно, так, чтобы партнер не догадался, какие темы заданы второму участнику.

Упражнение заканчивается, когда участники выполнят задание (или откажуттся от него), но не более, чем через 20 минут.

Обсуждение. Было задание для вас сложным или простым? Что вы чувствовали, когда вам удавалось перейти к нужной теме? Когда не удавалось?

Догадывались ли вы о темах, к которым стремился ваш партнер? По каким признакам?

Упражнение 53. ОТГАДАЙ ЧУВСТВО (В. Ромек, 2005)

ИНСТРУКЦИЯ 1. Возьмите лист бумаги, разделите его пополам. На одной половине напишите два-три положительных чувств с кратким описанием причины их возникновения, например, «Радость встречи». На другой - два- три названия отрицательных чувств тоже с их причинами, например, «Досада из-за плохой отметки». Свои записи никому не показывайте! Отдайте листы мне.

ИНСТРУКЦИЯ 2. Сейчас я раздам листы с наименованиями чувств. Каждый получит чужой лист. Выберете одно из положительных чувств и постарайтесь изобразить его без слов, и то, как выглядит человек, испытывающий это чувство. Задача остальных - назвать обозначение испытываемого чувства. Как только прозвучит правильное наименование чувства, сделайте то же самое для одного из отрицательных чувств. Когда один человек закончит показ, начинает следующий участник - по часовой стрелке. Вы очень поможете друг другу, если будете называть как можно больше вариантов».

ИНСТРУКЦИЯ 3. Задача та же, что и в предыдущем задании, но для отображения чувств можно использовать и слова, кроме названия самого чувства. Проявление негативных чувств следует всегда сопровождать открытым выражением очень конкретных желаний. В угадывании участвуют все, но автор, записи, которая в данный момент выполняется, следит за тем, насколько точно отражены желания при передаче негативных чувств.

Обсуждение. Расскажите о том, как вам удалось отразить позитивные чувства, какие при этом возникли трудности.

В чем у вас были трудности при передаче негативных чувств и желаний?

Упражнение 54. ТОЛЬКО ВМЕСТЕ (Б.Р. Матвеев, 2005)

ИНСТРУКЦИЯ. Это упражнение известно очень давно. Оно содействует преодолению защиты, сближению участников и формированию телесного взаимодействия.

Группа разбивается на пары, члены которых встают спина к спине и должны постараться медленно-медленно, не отрывая своей спины от спины партнера, сесть на пол, а затем точно так же встать. Упражнение повторяется несколько раз с разными партнерами.

Обсуждение. Что облегчало выполнение упражнения?

Как менялись чувства в процессе выполнения упражнения?

Упражнение 55. НАЙДИ ПАРУ (Azps.ru)

Материалы. Листы бумаги, на каждом из которых написано имя сказочного героя или литературного персонажа, имеющего свою пару. Например: Крокодил Гена, Чебурашка, Ильф, Петров и т. д. Количество листов должно быть равно числу членов группы. Булавки.

ИНСТРУКЦИЯ. Каждому участнику при помощи булавки прикрепляется на спину лист бумаги с именем так, чтобы он его не видел. Каждый участник должен отыскать свою «вторую половину», опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа: «Что у меня написано на листе?» Отвечать на вопросы можно только словами «да» и «нет». Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом.

На упражнение отводится 10-15 минут.

Упражнение 56. ТРОПИНКА НА СКАЛЕ (Б.Р. Матвеев, 2005)

ИНСТРУКЦИЯ. Это упражнение развивает чувство общности, навыки телесного взаимодействия друг с другом, в том числе в экстремальной ситуации.

Большая часть участников выстраивается в линию боком друг к другу. Это скала. Перед линией очерчивается или обозначается другим способом тропинка, на которой располагаются другие участники, изображая препятствия: ветки и корни деревьев, выступы, скалы, валуны и т. д. За линией обрыв, пропасть. Задача каждого участника, начиная с крайнего, пройти по тропинке и встать с другого края в ряд. При преодолении препятствий идущий может цепляться за расщелины в скале и за сами препятствия. «Упавший» может снова «вскарабкаться» на тропинку и продолжить опасный путь или просто пройти дальше и стать частью скалы.

Обсуждение. Что вы чувствовали в роли идущего?

Что вы чувствовали в роли препятствия или скалы?

Какая роль вам больше понравилась, почему?

Обратили ли вы внимание на то, что каждое препятствие одновременно являлось опорой для идущего?

Упражнение 57. ОБЩИЙ РИСУНОК (Azps.ru)

Материалы. Большие листы бумаги, фломастеры.

ИНСТРУКЦИЯ. Если в группе более 15 человек, она делится на два-три подгруппы по 6-10 человек. Каждой подгруппе даются лист и фломастеры для одновременной работы - нужно нарисовать один общий рисунок. После окончания рисования рисунки можно развесить по стенам, попросить объяснить и обсудить.

Упражнение 58. ОТРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ (Лабиринты психологии, 1996) ИНСТРУКЦИЯ. На листе бумаги надо начертить таблицу. Участники под диктовку ведущего записывают содержание левого столбика. Напротив каждого примера написать выраженное говорящим чувство: «Что собеседник пытается мне этим сказать?» В конце сравнить ответы с «правильными» (см. конец главы). Слова говорящего Выражаемое чувство 1. Я сыт по горло вашими извинениями. 2.

Хорошо, я извиняюсь! Что еще вы от меня хотите? 3.

Если бы я и попытался, я все равно не смог бы подготовить в тот момент другой документ. 4.

Вы хотите меня проверить? 5.

Я бы с ней так не обошелся. 6.

Не могли бы вы перенести обсуждение наших проектов на следующую неделю?

У меня в пятницу еще одно испытание. 7.

Кажется, он все делает лучше несмотря на то, что у него нет такого опыта, как у меня. 8.

Я не могу понять этих людей.

Может, хватит им угождать! 9.

Я никогда больше не буду ей помогать.

Даже ни слова благодарности, за все, что я сделал для нее!

10. Мы могли бы попробовать снова, но честно говоря, я думаю, что этого делать не стоит

Обсуждение. При обсуждении каждый может обосновать свои ответы, поскольку «правильные» ответы несовершенны. Многое зависит от контекста и от интонации, с которой произносят те или иные слова.

Упражнение 59. ПУТИ ИЗ ОДИНОЧЕСТВА (Azps.ru)

ИНСТРУКЦИЯ 1. Вспомните случай, когда вам было особенно одиноко. Запишите вкратце, как вы себя вели в этой ситуации, что вы предприняли, чтобы справиться с одиночеством.

Обсуждение. Каждый участник говорит о своем поведении в ситуации одиночества и о том, насколько это типично для него. Карточки с текстами всех участников выкладываются на стол или на пол в центре круга.

ИНСТРУКЦИЯ 2. Ведущий предлагает группе попытаться классифицировать, разбить на группы по степени сходства модели поведения в ситуации одиночества. В итоге должны получиться группы схожих карточек. Возможно, некоторые карточки будут лежать особняком.

После того как карточки классифицированы, полученные варианты обсуждаются группой с точки зрения их эффективности для каждого. Группа после непродолжительного (за чем следит ведущий) обсуждения присваивает каждому варианту оценку: хороший вариант или плохой. (Для наглядности можно использовать красные и черные фишки). При оценке вариантов участников спрашивают о том, чем именно хорош или плох каждый из вариантов, почему этот вариант хорош или плох для них лично. После процедуры оценивания, предоставляется слово участникам, чьи варианты получили большое количество негативных оценок.

Обычно участники легко справляются с задачей классификации моделей поведения в ситуации одиночества и их оценкой. По поводу оценки мнения обычно расходятся. В конце концов, желательно, чтобы учащиеся поняли, что ни один из способов не может быть назван универсальным. Именно поэтому легче справиться с одиночеством, если человек одинаково хорошо владеет разными моделями.

Урок № 23Тема: Навыки общения в небольших группах и парах

Урок:

физическая культура

Школа:

Дата:

Ф.И.О.учителя:

Класс: 1

Количество

присутствующих:

Количество

отсутствующих:

Цели обучения, которым посвящён урок

1.2.1.1Знать и понимать двигательные идеи, стратегии и планы во время участия в физической деятельности.

Предполагаемый результат:

Все учащиеся смогут:

Вести мяч вокруг конусов (футбол).

Ориентироваться в пространстве и во времени.

Покатывать мяч в прямом направлении на расстояние 5 м.

Большинство учащихся смогут:

Ударять мяч ногами наружной или внутренней стороной стопы и держать мяч ближе к себе.

Демонстрировать контроль пространства и тела при перемещении воздушных шаров из разных стартовых позиций.

Применять социальные навыки при совместной работе в группе.

Некоторые учащиеся смогут:

Находить интересные идеи и хорошие примеры совместной работы, чтобы дать посмотреть их другим учащимся.

Исполнять роль лидера при совместном выполнении движений.

Языковая цель

Учащиеся могут демонстрировать социальные навыки работы в паре, группе; тактику взаимодействия при перемещении воздушного шара из разных позиций, контроль движения, тела и объекта при перемещении футбольного мяча.

Предметная лексика и терминология:

Взаимодействие, время реакции, координация, круг, пространство, перемещение, шары, футбол.

Полезные фразы для диалога/письма на уроке:

Вопросы для обсуждения :

Можете ли вы сказать, у кого в классе хорошо получается вести мяч?

Что необходимо, чтобы вести мяч лучше?

Почему важно хорошо играть в мяч?

Что развивает упражнения партнёра?

Можете ли вы сказать, почему…?

Можете ли вы сказать, как вы меняли своё поведение, когда работали вместе?

Можете ли вы сказать, что такое время реакции?

Предыдущее обучение

Бег с мячом в руках на расстояние 3 м.

Ходьба с мячом, зажатым между ступнями.

Ползание с мячом между колен с опорой на ладони и ступни.

Прокатывание мяча одной и двумя руками.

Бросание мяча за спину из исходного положения «Сед на пятки», вторая шеренга ловит.

0-3 мин

4-6 мин

7-15 мин

16-24 мин

25-30

(К,Д)Тренинг проводится в кругу

«Возьмёмся за руки и представим, что мы одно целое, единый организм. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох (3 раза). Очень хорошо. Послушаем, как бьётся сердце. Тук-шаг вперёд, тук-шаг назад (3 раза).»

Движение врассыпную по всему залу, затем показать карточку с числом – учащиеся должны быстро создать столько кругов, сколько указано на карточке.

Поощрить тех, кто взял на себя роль лидера, помог учащимся быстро организовать круг.

(И) Футбол – ведение мяча вокруг всех конусов, слегка ударять мяч ногами наружной или внутренней стороной стопы и держать мяч ближе к себе. При звуке свистка они ведут мяч к ближайшему конусу и становятся рядом со своим мячом, придерживая его ногой.

(Г) Группы из 4-х человек работают вместе с одним шариком. Предложить разные способы передачи шарика вверху из разных стартовых позиций: лёжа на полу, стоя на коленях, удерживая шарик только руками.

Комментировать интересные идеи и хорошие примеры совместной работы.

(П) Один учащийся посылает мяч перекатом, так быстро, как он может достигнуть линии конуса, которая расположена в 5 метрах от него. Как только мяч покидает руки учащегося, другой учащийся сразу бежит за ним и пытается догнать его, до того, как тот достигнет линии конуса. Партнёры меняются ролями. Это возможность наблюдать за социальными навыками в их парах, в то время как они работают вместе.

Спросить, что развивает это упражнение? (скорость, время реакции).

Что развивают упражнения партнёра?

(П,И) Раздать приготовленные карточки с изображением животных лидерам групп. Предложить показать движение заданного животного. Все учащиеся могут двигаться, копируя некоторые из лучших шарад с животными для пополнения своего словарного запаса касательно движений. Менять карточки и лидеров групп.

Просторное свободное пространство.

Карточки с числами от 1 до 8.

Конусы, мячи футбольные

Воздушные шары

Мячи баскетбольные

Карточки с изображением животных

31-35

Размышление: -Как вы меняли своё поведение, когда работали вместе?

Поговорите с партнёром о ваших идеях.

Примеры изменений поведения: учащиеся становятся менее эгоистичными, более терпеливыми, помогают другим; регулярно общаются, дают совет, для того, чтобы улучшить качество работы группы.

Во время дискуссии оценить понимание учащихся взаимосвязей и социальных навыков.

Дополнительная информация

Дифференциация-как вы планируете оказать больше поддержки?

Какие задачи вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание-как вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Межпредметные связи

Проверка здоровья и безопасности

Связи с ИКТ

Связи с ценностями

Предложить интересные идеи и хорошие примеры совместной работы.

Демонстрировать контроль пространства и тела, и объекта при перемещении шаров из разных позиций.

Слегка ударять мяч ногами наружной или внутренней стороной стопы и держать мяч ближе к себе.

Проявят согласование и взаимопонимание при построении в указанное количество кругов.

Будут держать мяч ближе к себе при ведении между конусами.

Выполнят ряд перемещений воздушного шара из разных позиций.

Познание

Математика

Рефлексия для учителя:

Были ли цели урока/учебные цели реалистичными?

Чему ученики научились сегодня?

Какой была атмосфера урока?

Хорошо ли сработал мой дифференцированный подход к работе?

Уложился ли я в график?

Какие изменения я хотел бы внести в свой план и почему?

Используйте данный раздел для рефлексии урока. Ответьте на вопросы о вашем уроке из левой колонки.

Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

Какие два аспекта могли бы улучшить урок?

Что я узнал (а) о классе или отдельных учениках такого, что поможет мне подготовиться к следующему уроку?

Упражнения на общение необходимы, прежде всего, в тренингах развития коммуникативных навыков. Но ведь общение составляет основу многих важных сфер нашей жизни: рабочих отношений, личных отношений, работы в команде. А, значит, упражнения на общение будут полезны в тренингах переговоров и командообразования, тренингах уверенности в себе и тренингах отношений. Ну и, конечно, в тренингах продаж. Ведь общение - это стержень, вокруг которого строится успешная продажа.

Упражнения на общение хорошо снимают внутренние барьеры участников и развивают навыки коммуникации. Они учат навыку самопрезентации и уверенного общения, учат управлять ходом беседы. И, конечно же, умению слушать и договариваться. Пожалуй, это самый важный навык, который дают упражнения на общение.

А ещё упражнения на общение создают в группе теплую атмосферу доверия и поддержки, которая так нужна для эффективного обучения.

Эксперты профессионального портала для тренеров подобрали для вас 6 прекрасных упражнений на общение , имеющихся в свободном доступе.

Упражнение на общение «Расскажи о…»

Цель : тренировка навыков уверенного общения.

Количество участников : любое.

Время : 35–40 мин.

Предмет рассказывает о хозяине.

Каждый из участников берет в руки любой принадлежащий ему предмет и от лица этого предмета рассказывает о своем обладателе. Другие предметы (вернее их обладатели), могут задать ему любые вопросы о его хозяине.

Это упражнение на общение можно использовать как при знакомстве участников, так и для более глубокого раскрытия участников, для тренировки навыков общения.

Упражнение на общение «Восточный базар»

Цель : потренировать навыки делового общения, выявить и проанализировать различные стратегии достижения цели в деловом общении.

Время : 15–20 мин.

Количество участников : любое.

Инструкция:

«Какие ассоциации возникают у вас при упоминании такого словосочетания как « восточный рынок » ? (крики, торг, запах еды и пряностей, буйство красок, воришки, бойкая торговля).

Замечательно!

Вот через пару минут мы с вами и устроим такой восточный рынок. Но предварительно надо подготовиться».

Каждый участник получает восемь небольших листочков (стикеров). На каждом из листочков разборчиво напишите свое имя и каждую записку сложите текстом внутрь несколько раз, чтобы не было видно вашего имени. Подготовленные записки участники складывают на стол (лучше поместить в красочную коробку). Перемешиваем горку записок.

«Теперь мы с вами отправимся на восточный рынок. Каждый по очереди подходите к горке и вытягивайте 8 бумажек. В течение следующих 5 минут вам придется уговорами, спорами, обменом найти и вернуть себе все восемь листочков с вашим именем. Первые два покупателя, которым удастся быстрее всех приобрести дорогой товар, подойдут к тренеру и будут считаться победителями».

Очень полезно бывает провести видеосъемку «базара», чтобы потом участники увидели со стороны свои и чужие стратегии поведения в данном упражнении.

Обсуждение:

вопрос к победителям: - Что вам позволило так быстро справиться с заданием?

Вопрос ко всем участникам: - Какую тактику вы использовали во время торга? (возможные тактики: активный поиск, ожидание, активный обмен, пытались обвести партнеров вокруг пальца, пытались выйти сразу на всю аудиторию и др.)

- Какие выводы, если переносить все сказанное на нашу работу, можно сделать?

Упражнение на общение «Другими словами»

Цель : тренировка речевой беглости и гибкости, умения подбирать синонимы, адекватно передавать одну и ту же мысль разными словами.

Время : 20–25 мин.

Количество участников : любое

Участники объединяются в команды по 4 человека. Ведущий говорит первому участнику команды какую-либо несложную фразу из 5–6 слов. Тот должен передать ее следующему участнику таким образом, чтобы сохранить смысл высказывания, но при этом не использовать ни одно из тех слов, которые были в оригинальной фразе (за исключением частиц и предлогов). Следующий участник передает фразу дальше, опять же используя другие слова и т. д., пока фраза не будет произнесена в различных вариантах всеми четырьмя игроками. Ведущий и еще 2–3 добровольца выступают в роли арбитров - следят, чтобы игроки не повторяли слова, а смысл высказывания передавался верно. Если команд несколько, между ними можно провести соревнование, кто быстрее передаст высказывания (фразы всем даются разные, но сходные по сложности и количеству слов).

Обсуждение :

  • Кому насколько сложно было выполнять это задание?
  • С чем конкретно связаны затруднения: недостатком подходящих слов, сложностью быстро вспомнить их, необходимостью помнить все уже употребленные другими участниками слова, еще с чем-то?
  • В каких реальных ситуациях общения важно уметь высказывать одну и ту же мысль с помощью разных фраз?

Упражнение на общение «За того парня»

Цель : развитие навыков уверенного общения

Время : 15–20 мин.

Количество участников : любое

Тренер делит группу на пары. Участники рассказывают друг другу о себе, затем меняются бэйджами.

Один представитель пары, с бэйджем другого, становится за спинкой стула партнера (по желанию - кладет последнему руки на плечи). Представляется: «Я, (называет имя партнера), работаю там-то (должность, компания). ……. Буду рад ответить на Ваши вопросы».

Остальные участники задают вопросы из самых разных областей, профессиональных и личных. Отвечающий должен ответить вне зависимости знает ли он точный ответ или нет.

По завершению, сидящий на стуле, за которого только что отвечали, делится с группой - какой был процент попаданий.

Это упражнение на общение также хорошо тренирует навыки эмпатии, способность хорошо чувствовать и понимать другого человека.

Упражнение на общение «Выслушай и повтори»


Цель
: обучить участников приемам активного слушания.

Время : 35–40 мин.

Количество участников : любое

Инструкция:

Упражнение проводится в малых группах - «тройках». Во время выполнения упражнения два человека беседуют, третий выступает в роли «контролера». Будут проведены три беседы: каждый побудет и в роли собеседника и в роли контролера.

Один разговор рассчитан минут на 8–10. Я буду следить за временем и скажу вам, когда надо поменяться ролями. Беседуя в паре, соблюдайте следующее правило: прежде чем высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу, надо повторить то, что сказал собеседник. Повторение может начинаться словами: «Ты думаешь…», «Ты го¬воришь…» Контролер следит за соблюдением этого правила и имеет право вмешаться в разговор, когда беседующие забывают его выполнять.

Тема для беседы предлагается тренером и зависит от состава группы. Например, в группе руководителей можно предложить такую тему: «Выбрать три наиболее важных качества, которыми должен обладать руководитель для успешной работы».

После завершения упражнения целесообразно обсудить в группе такой вопрос: «Как влияло на беседу повторение слов собеседника». Как правило, в процессе обсуждения высказываются такие идеи:

  • это позволяло проверить, правильно ли я понял собеседника;
  • давало возможность не отклоняться от темы обсуждения, держаться в «русле» обсуждения, говорить об одном и том же;
  • в процессе повторения происходило осмысление слов собеседника; это давало возможность лучше запомнить то, что сказал собеседник;
  • улучшало эмоциональный контакт (приятно убедиться, что тебя услышали, поняли);
  • слушая свои слова в изложении другого, начинаешь лучше понимать себя, замечать новые аспекты обсуждаемой проблемы и т. д.

Цель : потренировать навыки общения, лучше узнать друг друга, обсудить вопросы, связанные с установлением контакта.

Необходимые материалы : бумага, карандаши, призы.

Время : 10–15 минут.

Размер группы: 10–20 человек.

Описание: тренер просит группу разделиться на пары и объясняет, как будет проходить упражнение.

Каждая пара должна как можно быстрее найти и записать по 10 характеристик, верных для них обоих. Нельзя писать общечеловеческие сведения, такие как «у меня две ноги». Можно указать, например, год рождения, место учебы, хобби, семейное положение и т. д.

После того как 10 характеристик записаны, каждый член группы выбирает другого партнера и повторяет то же самое с ним.

Тот, кто быстрее всех найдет по 10 качеств, объединяющих его с пятью другими участниками, получает приз.

Обсуждение :

  • Легко или сложно было выполнять это упражнение?
  • Легко ли было искать общее с другими участниками?
  • Что помогало быстро устанавливать контакт с другим человеком?

Эти упражнения на общение взяты из свободных источников, а значит стоит учитывать, что они:

  • доступны многим тренерам и могут быть уже известны участникам ваших тренингов.
  • не содержат подробной инструкции проведения упражнения.

Когда вам понадобятся:

  • эксклюзивные упражнения , известные только малому кругу тренеров-профессионалов
  • упражнения с подробно прописанной тренерской методикой их проведения , раскрывающей всю «подводную часть» тренерской работы и поясняющей как именно провести упражнение и подвести итоги упражнения, чтобы прийти к наилучшему результату

Вы можете скачать такие упражнения на профессиональном тренерском портале

Этот портал вырос на базе крупнейшего тренингового центра «Синтон». За более чем 30 лет работы центром «Синтон» была собрана, наверное, крупнейшая база лучших игр и упражнений для бизнес-тренингов и личностных тренингов.

И когда мы поняли, что тренеры постоянно сталкиваются с проблемой нехватки качественного материала для тренингов, мы собрали команду тренеров-профессионалов, которые:

  • отбирают только самые лучшие, самые яркие и эффективные упражнения по самым разным тренерским темам
  • профессионально и подробно описывают скрытую методику их проведения!

Приятно, что теперь вы можете скачать наши тренерские методички упражнений по самым доступным ценам в разделе .

  • Упражнение «Внутренний переводчик»

Сильное и интересное упражнение, которое позволяет научить участников одной из мощных техник эффективной коммуникации и решения конфликтов.

Эксклюзивная техника от профессора психологии Н. И. Козлова.

С помощью техники «Внутренний переводчик» участники смогут лучше понимать людей, сохранять спокойствие и позитивный настрой в общении, смогут принимать объективные решения, несмотря на конфликтную ситуацию.

Техника «Внутренний переводчик» одинаково хорошо подходит как для деловых коммуникаций, так и для межличностного общения. Особенно ценно, что техника «Внутренний переводчик» мало распространена, не «заезжена», поэтому её с успехом можно использовать для опытных участников.

  • Упражнение «Презентация директора топ-составу»


Универсальное и результативное упражнение
, способное существенно расширить знания участников тренинга о самопрезентации, оценить их умение производить первое впечатление, поработать с уверенностью, вербальными и невербальными способами общения, а заодно и ускорить процесс распределения ролей, включить группу в «рабочее состояние» и подвести к стадии активной работы.

Неординарные условия упражнения повысят мотивацию и интерес участников тренинга, а реальная обратная связь выступлений в «тепличных условиях» поможет им лучше осознать и проработать сильные и слабые стороны своих презентаций. При усилении упражнения системой оценочных балов упражнение может стать упражнением-вызовом , создающим соревновательный момент.

  • Упражнение «Повышение - Увольнение»

Отличное богатое на выводы упражнение для тренинга общения, переговоров или тренинга для руководителей. В рамках тренинга переговоров (продаж, ораторского мастерства) упражнение позволит всем участникам активно потренировать навыки убеждающей аргументации . В рамках управленческого тренинга это упражнение даст участникам мощный опыт сложных переговоров с сотрудниками и быстрого принятия решений.

Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Уникальная тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская. ру. и содержит массу эксклюзивных рекомендаций, подсказок и тренерских «фишек», позволяющих провести упражнение наилучшим образом и с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!

  • Упражнение «Приходите в следующий раз»


Мощное упражнение
, наглядно демонстрирующее участникам тренинга их привычные модели поведения в ситуации, когда большинство их контактов заканчиваются отказом.

Многие люди при частом получении отказов начинает снижать количество контактов, снижать свою активность. И испытывают при этом негативные эмоции, стресс, неуверенность. Особенно наглядно это проявляется в активных продажах или при устройстве на работу. А для достижения успешного результата нужно действовать с точностью до наоборот!

Упражнения позволяет в короткое время пережить подобную ситуацию, тут же проанализировать свои эмоциональные и поведенческие реакции и сделать личные выводы на основании осмысленного собственного опыта.

  • Упражнение «Вчувствование»

Как думаете, что будет, если вы предложите участникам тренинга научиться технике, позволяющей совершенно понимать и чувствовать своего собеседника, вплоть до его самоощущения и хода мыслей?

Вероятнее всего они подумают, что вы их либо разыгрываете, либо будете учить какой-нибудь сложной технике, которой надо учиться годами и обладать природной предрасположенностью.

А если вы скажете им, что это не шутка, и что за 30 минут вы действительно научите их несложной и доступной технике понимания своего партнера по коммуникациям , технике, которой может обучиться любой человек? Конечно, они с радостью ухватятся за такую возможность.

Упражнение «Вчувствование» позволяет дать возможность попрактиковаться в этой самой технике и уже на первых этапах получить удивительные результаты.

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Вижу цель, не вижу препятствий

    Сильное и действенное упражнение на целеустремленность, предоставляющее участникам тренинга возможность проработать свои сомнения и возможные препятствия на пути к своей цели. Упражнение повышает энергетику и мотивацию группы на дальнейшее обучение. Тренер сможет наглядно продемонстрировать участникам , как возникающие незначительные препятствия могут мешать достижению важных целей, и как легко их преодолеть , просто имея должную целеустремленность.

    Особенно важно то, что в рамках данного упражнения каждый участник тренинга поработает со своей собственной важной целью , в результате чего существенно повысятся шансы на её успешное достижение, а у участников существенно повысится мотивация к достижению цели и уверенность в себе.

    Объем тренерской методички: 7 страниц. Бонусы! Дополнительная модификация упражнения, позволяющая сделать его яркой и эффектной концовкой тренинга и 4 варианта подходящего музыкального сопровождения.

  • Вырвись из круга!

    Крайне мощное в своей эффективности упражнение-вызов, в кратчайшие сроки наглядно разъясняющее разницу между конструктивным и неконструктивным подходом к разрешению конфликтов и настраивающее участников тренинга на интенсивное обучение.

    Это упражнение станет отличным «вызовом» группе . В результате его выполнения группа может дойти до уверенности в том, что задание невыполнимо, но при рефлексии увидит совершенно иной подход к разрешению ситуации, что вызовет «переворот» в мышлении и послужит отличным началом для восприятия основной теории.

    Упражнение подходит для большинства тренингов так или иначе затрагивающих тему коммуникаций. Ведь «конфликт — это столкновение интересов», а оно присутствует практически везде. Очень показателен будет на тренингах продаж, переговоров, коммуникационных тренингах, тренингах семейных отношений. Тема «бесконфликтности» будет желанным дополнением к тренингу личностного роста. На тренингах командообразования данное упражнение поспособствует сплочению и гармоничному сотрудничеству, а на тренингах построения бизнеса и управления, откроет новый подход в разрешении противоречий.

  • Пакет "3 лучших упражнения на командообразование"

    Отличная возможность! Вы оплачиваете всего 1190 руб . и получаете сразу 3 эксклюзивных упражнения для тренинга командообразования . Ваша выгода составит более 1000 руб.(!)

    Уникальные рекомендации профессионалов! Каждое упражнение для тренинга командообразования оформлено в виде подробной тренерской методички , содержащей массу уникальных подсказок и рекомендаций, тренерских секретов и "фишек", позволяющих провести упражнение с максимальным результатом . Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем каждой тренерской методички упражнения около 10 страниц.

    Это выгодно! Задумайтесь, чтобы разработать для вас одну методичку упражнения несколько тренеров-профессионалов высокого уровня работали над ней более 15 часов !
    Приобретайте лучшее и делайте свои тренинги по командообразованию мощными!

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ

«Яйский детский сад «Чайка»

Разновозрастная группа «Росинка»

Игры

на развитие

навыков общения

Предлагаемые игры, помогут педагогам, психологам и родителям обучить детей умениям межличностного общения, преодолеть страх перед общением застенчивым и нерешительным детям, развить навыки совместной деятельности, воспитать доброжелательные отношение друг к другу.

Игры на развитие навыков общения [Текст]: Методическое пособие / автор-составитель О.С. Гулевская, - Яя: «Издательство МКДОУ «Яйский детский сад «Чайка», 2015 – 20 с.

«Коровы, собаки, кошки»

Цели: развитие способности к невербальному общению, концентрации слухового внимания; воспитание бережного отношения друг к другу; развитие умения слышать других.

Ход игры. Ведущий говорит: «Пожалуйста, встаньте широким кругом. Я подойду к каждому и шёпотом скажу на ушко название животного. Запомните его хорошенько, ток как потом вам нужно будет стать этим животным. Никому не проговоритесь о том, что я вам прошептала». Ведущий по очереди шепчет каждому ребёнку: «Ты будешь коровой», «Ты будешь собакой», «Ты будешь кошкой». «Теперь закройте глаза и забудьте человеческий язык. Вы должны говорить только так, как «говорит» ваше животное. Вы можете, не открывая глаз, ходить по комнате. Как только услышите «своё животное», двигайтесь ему навстречу. Затем, взявшись за руки, вы идёте уже вдвоём, чтобы найти других детей, «говорящих на вашем языке». Важное правило: не кричать и двигаться очень осторожно». Первый раз игру можно провести с открытыми глазами.

«Пресс-конференция»

Цели: развивать навыки эффективного общения; воспитывать желание общаться, вступать в контакт с другими детьми; учить детей задавать различные вопросы на заданную тему, поддерживать беседу.

Ход игры: участвуют все дети группы. Выбирается любая, но хорошо известная тема, например: «Мой режим дня», «Мой домашний любимец», «Мои игрушки», «Мои друзья» и т. д.

Один из участников пресс-конференции – «гость» - садится в центре зала и отвечает на любые вопросы участников.

Примерные вопросы к теме «Мои друзья»: Много ли у тебя друзей? С кем тебе интереснее дружить с мальчиками или с девочками? За что любят тебя друзья, как тебе кажется? Каким нужно быть, чтобы друзей стало больше? Как нельзя поступать с друзьями? И т. д.

«Секрет»

Цели: формировать желание общаться со сверстниками; преодолевать застенчивость; находить различные способы для достижения своей цели.

Ход игры: всем участникам ведущий раздаёт небольшие предметы: пуговичку, брошку, маленькую игрушку,… . Это секрет. Участники объединяются в пары. Они должны уговорить друг друга показать свой «секрет».

Дети должны придумать как можно больше способов уговаривания (угадывать; говорить комплименты; обещать угощение; не верить, что в кулачке что-то есть, …)

«Встреча»

Цель: Развивать коммуникативные способности

Ход игры . Дети разбиваются на пары и рассказывают друг другу о том, как они утром шли в детский сад

«Кто сильнее любит»

Цель:

Выбирается ребенок - водящий, остальные дети делятся на две группы. Водящий отходит в сторону, а группы по очереди громко кричат: «Мы любим... (Сашу)!», называя при этом имя водящего. Водящий определяет, какая группа кричала громче. Считается, что она выиграла.

«Массаж чувствами»

Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.

Дети садятся "цепочкой» (в затылок друг другу), подушечки пальцев упираются в спину впередисидящего ребенка. По сигналу ведущего дети изображают подушечками пальцев различные чувства: радость, злость, страх, любовь и т. п.

«Пусть всегда будет»

Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.

Ведущий рассказывает детям о том, что один маленький мальчик придумал такие слова: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!». После этого ведущий предлагает придумать каждому свое самое заветное «ПУСТЬ». Все дети хором кричат: "Пусть всегда будет... », а один из детей добавляет свое желание, затем то же самое проводится для всех детей группы.

«Я знаю пять имен своих друзей»

Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.

Один из детей ударяет мячом об пол со словами: «Я знаю пять имен моих друзей. Ваня - раз, Лена - два... " и т. П., а затем передает мяч другому ребенку. Тот делает то же самое и передает мяч следующему. Мяч должен обойти всю группу.

«Вулкан»

Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.

Один из ребят - "вулкан» - садится на корточки в центр круга. Он спит. Затем он начинает тихо гудеть и медленно поднимается - просыпается. Группа помогает ему гудеть глухими утробными звуками - звуками земли. Затем он резко подскакивает, поднимая руки вверх, как будто выбрасывает все, что ему не нужно, потом опять постепенно засыпает. После того, как ребенок возвращается в круг; ведущий спрашивает у него, что он выбрасывал, - может быть, это были ненужные чувства, мысли, а может быть, что-то другое?

«Дрозды»

Цель: развитие навыков общения, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам.

Дети делятся на пары, повторяют за педагогом слова и действия:

Я дрозд,

Показывают на себя.

И ты дрозд.

Показывают на своего партнера.

У меня нос,

Дотрагиваются до своего носа.

У тебя нос.

Дотрагиваются до носа своего партнера.

У меня губки сладкие,

Дотрагиваются до своих губ.

У тебя губки сладкие.

Дотрагиваются до губ своего партнера.

У меня щечки гладкие,

Гладят свои щеки.

У тебя щечки гладкие.

Гладят щеки своего партнера.

«Здороваемся без слов»

Цель:

«Ласковое имя»

Цель: развитие умения вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.

Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, «волшебную палочку»). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Аленушка, Димуля и т. д.)

Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

«Разговор по телефону»

Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему.

Тему задает воспитатель (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться о чем-то и т. д.).

«О чем спросить при встрече»

Цель: учить детей вступать в контакт.

Дети сидят в кругу. У ведущего - эстафета (красивая палочка, мяч и т.п.) Эстафета переходит из рук в руки. Задача игроков - сформулировать вопрос, который можно задать знакомому при встрече после приветствия, и ответить на него. Один ребенок задает вопрос, другой отвечает («Как живете?» - «Хорошо». «Как идут дела?» -«Нормально». «Что нового?» - «Все по-старому» и т.д.). Дважды повторять вопрос нельзя.

«Вопрос - ответ»

Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнера.

Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнеру. Партнер, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задает собственный вопрос и т.д. (например: «Как поднять себе настроение?» - «Радостное». «Где ты был в воскресенье?» - «Ходил с папой в гости». «Какую игру ты любишь?» - «Ловишки» и т.д.).

«Прощай»

Цель : учить детей выходить из контакта, используя доброжелательные слова и интонации.

Дети сидят в кругу и, предавая эстафету друг другу, называют слова, которые говорят при прощании (до свидания, до встречи, всего хорошего, еще увидимся, счастливого пути, спокойной ночи, до скорой встречи, счастливо т.д.). Педагог обращает внимание на то, что, прощаясь, необходимо посмотреть партнеру в глаза.

«Пожелание»

Цель: воспитание интереса к партнеру по общению.

Дети садятся в круг и, передавая мяч («волшебную палочку» или др.), высказывают друг другу пожелания.

Например: «Желаю тебе хорошо настроения» «Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым…), как сейчас» и т.д.

« Вежливые слова»

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

«Кто говорит?»

Цель: развитие внимания к партнеру, слуховое восприятие.

Дети стоят в полукруге. Один ребенок - в центре, спиной к остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить, обращаясь по имени к задавшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребенок узнал, занимает его место.

«Угадай, кто это?»

Цель: развитие внимания, наблюдательности.

Упражнение выполняется в парах. Один ребенок (по договоренности) закрывает глаза, второй - меняется местом с ребенком из другой пары. Первый на ощупь определяет, кто к нему подошел, и называет его имя. Выигрывает тот, кто сможет с закрытыми глазами определить нового партнера.

«Комплименты»

Цель: развитие умения оказывать положительные знаки внимания сверстникам.

Дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребенок должен сказать «спасибо» и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит «спасибо» и передает его следующему ребенку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, предают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.

«Закончи предложение»

Цель: учить детей осознавать свои привязанности, симпатии, интересы, увлечения и рассказывать о них.

Дети стоят в кругу. В качестве ведущего - педагог. У него в руках мяч. Он начинает предложение и бросает мяч - ребенок заканчивает предложение и возвращает мяч взрослому:

Моя любимая игрушка…

Мой лучший друг….

Мое любимое занятие….

Мой любимый праздник….

Мой любимый мультфильм….

Моя любимая сказка…

Моя любимая песня….

«Как говорят части тела»

Цель: учить невербальными способам общения.

Воспитатель дает ребенку разные задания. Покажи:

Как говорят плечи «Я не знаю»;

Как говорит палец «Иди сюда»;

Как ноги капризного ребенка требуют «Я хочу!», «Дай мне!»;

Как говорит голова «Да» и «Нет»;

Как говорит рука «Садись!», «Повернитесь!», «До свидания».

Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель.

«Зоопарк»

Цель: развитие невербальных способов общения.

Каждый из участников представляет себе, что он - животное, птица, рыба. Воспитатель дает 2-3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребенок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д. Остальные дети угадывают это животное.

«Сделай подарок»

Цель: знакомство детей невербальными способами общения.

Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет «в подарок». Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.

«День наступает - все оживает. Ночь наступает - все замирает»

Цель: развивать у детей выразительность поз, учить быть внимательными.

Ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке. Когда ведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники «отмирают» и придуманным способом оправдывают позу.

«Здороваемся без слов»

Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.

Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.).

Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия.

«Робот»

Цель: сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию.

Дети делятся на пары. Один из детей исполняет роль изобретателя, другой - робота. Робот, ища спрятанный предмет, движется по указанию изобретателя прямо, влево и т.д. Затем дети меняются ролями.

«Эхо»

Цель: учить детей быть открытыми для работы с другими, подчиняться общему ритму движений.

Дети отвечают на звуки ведущего дружным эхо. Например, на хлопок воспитателя участники группы отвечают дружными хлопками. Ведущий может подавать другие сигналы: серию хлопков в определенном ритме, постукивание по столу, стене, коленям, притопывание и т.д. Упражнение может выполняться в подгруппе (4-5 человек) или со всей группой детей. При выполнении небольшими подгруппами одна подгруппа оценивает слаженность действий другой.

«Руки - ноги»

Цель: учить детей четко подчиняться несложной команде; учить удерживать внимание на собственной работе, борясь со стремлением повторить движения соседей.

Детям нужно безошибочно выполнять простые движения под команду педагога: например, на один хлопок - поднять руки вверх, на два - встать. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, то их нужно опустить, а если дети уже стоят, то на два хлопка необходимо сесть. Меняя последовательность и темп хлопков, педагог пытается сбить детей, тренируя их собранность.

«Удержи предмет»

Цель: развивать способность к согласованности действий с партнером.

Дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом. Педагог предлагает удержать листок бумаги лбами (надувной шар - животами) без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет.

«Змея»

Цель: развивать навыки группового взаимодействия.

Дети становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего за плечи (или за талию). Первый ребенок - «голова змеи», последний - «хвост змеи». «Голова Змеи» пытается поймать «хвост», а потом уворачивается от него. В ходе игры ведущие меняются. В следующий раз «головой» становится тот ребенок, который изображал «хвост» и не дал себя поймать. Если же «голова змеи» его поймала, этот игрок становится в середину. При проведении игры можно использовать музыкальное сопровождение.

«Возьмемся за руки, друзья»

Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека.

Педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребенку, стоящему рядом. И только после того, как ребенок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдает соседу. Постепенно круг замыкается .

«Рисунок на спине»

Цель: развивать кожную чувствительность и способность различать тактильный образ.

Дети разбиваются на пары. Один ребенок встает первым, другой - за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнера образ (домик, солнышко, елку, лесенку, цветок, кораблик, снеговика и т.д.). Партнер должен определить, что нарисовано. Затем дети меняются местами.

«Ручеек»

Цель: помочь детям войти в контакт, сделать эмоционально значимый выбор.

Дети в произвольном порядке разбиваются на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки и подняв сомкнутые руки вверх. Тот, кому не хватило пары, проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнера. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеек и ищет себе пару и т.д.

«Руки танцуют»

Цель: помочь детям настроиться на другого человека и ответить на его готовность сотрудничать.

Игровое упражнение выполняется в парах. Необходимо соприкоснуться ладонями (более сложный вариант - указательными пальцами) и, не размыкая ладони, осуществлять разнообразные движения рук под танцевальную музыку.

Начало формы

Конец формы


© 2024 siniy-kit.ru -- Спортивный портал - Синий кит