Как прыгать в высоту и в длину: техники выполнения. Методическая разработка Прыжок в высоту «способом перешагивания Обучение прыжку в высоту способом перешагивание

Главная / Программы

Этот стиль, хоть и является самым древним из всех стилей, но по своей технической простоте и малой требовательности к местам приземления применяется в школах на физкультурных занятиях для детей, подростков и юношества, которые не занимаются легкой атлетикой, а также на этапе начальных занятий легкой атлетикой.

Разбег состоит из 6 - 8 беговых шагов, выполняется под углом К планке в 30-45°. Отталкивание производится дальней от планки ногой на расстоянии 70 - 80 см от проекции планки. Для определения места отталкивания нужно встать боком к планке, вытянуть маховую руку, касаясь кистью планки, - это и будет искомое Место отталкивания. При подборе разбега необходимо помнить, Что пять нормальных шагов ходьбы составят три беговых шага [и надо померять сколько роллерских]. Толчковая нога на место отталкивания ставится почти прямая, не следует ее слишком сгибать в колене.

Мах выполняется прямой ногой, которая в высшей точке может слегка согнуться в колене. Туловище держится вертикально, руки, слегка согнутые в локтевых суставах, активно поднимаются вверх-вперед на уровень головы. Когда маховая нога находится над планкой, подтягивается толчковая нога, слегка согнутая в колене. Маховая нога опускается за планку, толчковая нога переносится через нее. В момент переноса толчковой ноги плечи поворачиваются в сторону планки, толчковая рука отводится назад, помогая увести плечи и туловище от планки.

Приземление осуществляется на маховую ногу боком, поворачиваясь грудью к планке. При приземлении главное, чтобы высота места приземления давала возможность после перехода через планку опустить почти прямую маховую ногу на место приземления. В противном случае техника прыжка способом «перешагивание» начинает искажаться, особенно в последней части полета.

21.Анализ и современные требования к технике толкания ядра.

Толкание ядра выполняется одной рукой от плеча с места или со скачка.

В исходном положении спортсмен стоит на правой ноге в дальней части круга спиной в сторону метания. Левая отставлена на носок на небольшой шаг назад. Левая рука поднята вперед-вверх, спина прямая. Ядро лежит на основании пальцев правой руки, и его масса равномерно распределяется на указательный, средний и безымянный пальцы, а большой и мизинец поддерживают ядро с боков. Рука прижимает ядро к шее, локоть отведен от туловища и немного опущен.

Выполняя стартовую группировку, спортс­мен подседает на правой ноге и на ней производит скачок в центр круга. Работу правой ноги усиливает энергичный мах левой ногой по направлению к переднему краю круга. Правая нога мгновенно подтягивается голенью «под себя» носком внутрь, ставится на переднюю часть стопы в центре круга. Левая нога быст­ро опускается недалеко от сегмента и упруго ставится на внутрен­ний свод стопы.

Финальное усилие начинается после опускания на грунт левой ноги. С этого момента метатель активно выталкивает ядро. Выпрямляя правую ногу, он энергично посылает вперед правое бедро, поворачивает туловище в сторону сектора и выталкивает ядро, заканчивая движения пальцами. Финальное усилие выполняется энергично и быстро.

После толчка метатель перескоком на правую меняет положение ног, тормозя движение тела вперед. Перескок помогает сохранить равновесие и остаться в круге.

Скачок важно начинать по возможности от дальней части круга. Наклон тела позволяет разместить ядро за пределами границ круга, тем самым увеличивая путь воздействия метателя на снаряд. Длина скачка с правой ноги на правую - в пределах У0 см; путь приложения силы к ядру от момента приземления на правую ногу до вылета ядра - от 1,5 до 1,7 м. Угол вылета снаря­да - около 40°.

Некоторые метатели вместо скачка применяют поворот, который напоминает поворот в метании диска.

Изучение и совершенствование техники толкания ядра прово­дится в такой последовательности.

Ознакомление с техникой толкания ядра с места и со скачка.

Держание и выталкивание ядра.

Упражнения с ядрами разных масс, овладение техникой тол­кания ядра с места и с шага.

Изучение техники скачка без ядра и с ядром.

Совершенствование техники толкания ядра в целом.

Физическая культура и её роль в формировании здорового образа жизни

Физическая культура включает специальные научные знания, систему физического воспитания, развитие спорта и уровень спортивных достижений.

Она охватывает область общественной и личной гигиены, гигиены труда и быта, правильного режима труда и отдыха, использования естественных сил природы (воздуха, воды, солнца) в целях оздоровления и закаливания организма

Физическая культура исторически обусловленное явление. Её возникновение относится к древнейшим временам. История физической культуры отражает науку о закономерностях возникновения и развития идей, организационных форм, средств и методов физической культуры и спорта в связи с экономическими, политическими и культурными условиями жизни общества.

В настоящее время физическая культура стала основой в формировании здорового образа жизни человека, который следует рассматривать как активную и целенаправленную форму поведения, обеспечивающего сохранение и длительное поддержание психического и физического здоровья.

Обычно прыгун перед прыжком способом «перешагивания» располагается справа или слева от стоек под утлом 35 - 40°, в зависимости от того, какая у него толчковая нога (отталкивание выполняется дальней от планки ногой).

Прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание» состоит из четырёх фаз: разбег, подготовка к отталкиванию, переход через планку и приземление. Ускоряющийся разбег с 7-9 шагов завершается отталкиванием ноги с пятки на носок по линии разбега. При этом перед отталкиванием предпоследний шаг удлиняется, а последний укорачивается, что позволяет вывести таз и продвинуть тело на толчковую ногу. Руки на замахе отводятся назад через стороны, и из этого положения выполняется быстрое движение маховой ноги вверх с выносом согнутых в локтевых суставах рук вверх. В полёте некоторое время прыгун сохраняет вертикальное положение и, достигнув высшей точки взлёта, выполняет быстрое движение маховой ногой вдоль планки. Сначала маховая нога переносится через планку, а затем, после опускания её за планку - толчковая, при этом туловище наклоняется вперёд к планке. Толчковая нога переносится через планку дугообразным движением с повёрнутой стопой наружу, и это

Помогает повернуть туловище при переходе через планку в сторону планки и отвести таз за неё. Приземляться нужно на маховую ногу, с последующей постановкой толчковой ноги.

Перед выполнением прыжков в высоту с разбега надо подготовить место для приземления - уложить маты, чтобы они не разъезжались, не располагались вблизи стены или снарядов. Нельзя перебегать дорогу учащемуся, который выполняет прыжок.



Прежде чем приступить к прыжкам в высоту с разбега, необходимо представить технику прыжка в целом. Затем опробовать прыжок через планку, установленную на небольшой высоте (50 - 60 см).

Подводящие упражнения для самостоятельного освоения:

1. Полуприседания и приседания.

2. Приседание на одной ноге в положении «Пистолетик».

3. Движения маховой ногой, стоя у гимнастической стенки.

4. Упражнение «Мячик» (прыжки из низкого приседа вверхвперёд).

5. Выполнение маха ногой и руками с подскоком вверх из и. п., стоя на толчковой ноге, маховая сзади на носке, руки отведены назад.

6. Прыжок с доставанием предмета, отталкиваясь одной ногой.

7. Прыжок вверх в сочетании с маховой ногой из и.п., стоя на согнутой маховой ноге, толчковая впереди на пятке, руки отведены назад.

8. Прыжки через препятствия разной высоты.

9. Переход через планку с места, стоя в и. п. на толчковой ноге.

10. Прыжок в высоту способом «перешагивание» с одного шага

11. То же (последовательно) с трёх, пяти, семи, девяти шагов разбега.

3. Составьте акробатическую комбинацию и опишите последовательность её самостоятельного разучивания
Элементы (упражнения) для самостоятельного составления и разучивания акробатической комбинации

Для мальчиков: кувырок вперёд и назад; стойка на лопатках («берёзка»); «мост» из положения лёжа, стоя с помощью или без помощи; два кувырка вперёд слитно; кувырок назад в стойку на одном колене, «полушпагат»; стойка на голове и руках из удобного исходного положения с согнутыми ногами, с прямыми ногами и из упора присев силой; кувырок вперёд в стойку на лопатках; кувырок назад в «полушпагат»; кувырок назад в упор стоя ноги врозь; длинный кувырок вперёд с места и с трёх шагов разбега и др.

Для девочек: кувырок вперёд и назад; стойка на лопатках; «мост» из положения лёжа, стоя с помощью или без помощи и поворот в

упор стоя на одном колене; два кувырка вперёд слитно; кувырок назад в стойку на одном колене, «полушпагат»; кувырок вперёд в стойку на лопатках; кувырок назад в «полушпагат»; равновесие на одной, выпад вперёд, кувырок вперёд и др.

^ Произвольная акробатическая комбинация из четырёх - восьми освоенных упражнений (элементов). Примерные сочетания для мальчиков.

1. И. п. - основная стойка (о. с). Кувырок в длину с разбега, толчком двумя стойка на голове и руках (держать), упор присев, вернуться в исходное положение (и.п.).

2. И. п. - старт пловца. Кувырок вперёд в длину, толчком двумя стойка на голове и руках (держать), упор присев, перекатом назад, стойка на лопатках с опорой прямыми руками (держать), перекатом вперёд встать в основную стойку.

3. И. п. - о. с. Сед с прямыми ногами и кувырок назад в упор присев, стойка на голове и руках с прямыми ногами (держать), упор присев. Прыжок вверх прогнувшись с возвращением в и. п.

4. И. п. - стойка на правой ноге, левая вперёд-вниз, руки вперёд. Шаг левой вперёд с постановкой рук перед левой, махом Правой и толчком левой стойка на руках с поддержкой, сгибая руки кувырок вперёд в присед, руки вперёд, из упора присев стойка на голове и руках силой, упор присев с возвращением в основную стойку.
Примерные сочетания для девочек.

1. И. п. - о. с. Упор присев, перекатом назад стойка на лопатках (держать), перекатом вперёд упор присев, кувырок назад в упор присев и прыжок вверх прогнувшись с приземлением в и. п.

2. И. п. - стойка ноги врозь. Опускание на «мост» (с поддержкой), поворот налево (направо) вокруг левой (правой) руки в упор присев, кувырок назад в упор присев и прыжок вверх прогнувшись с приземлением в основную стойку.

3. И. п. - присед руки вперёд. Кувырок вперёд в положение лёжа на спине, «мост» (держать), поворот вокруг левой (правой) руки в упор стоя на коленях, полушпагат на левой (правой) ноге, руки в стороны; опираясь руками о пол, толчком левой (правой) упор присев, кувырок назад в упор присев и прыжок вверх прогнувшись с приземлением в основную стойку.

4. И. п. - старт пловца. Кувырок вперёд в присед руки вперёд, кувырок назад в упор присев и прыжок вверх прогнувшись с приземлением в основную стойку.

Независимо от способа преодоления планки прыжок в высоту состоит из разбега, отталкивания, перехода через планку и приземления. Современная техника прыжка в высоту характеризуется рациональным использованием большой скорости разбега, мощным отталкиванием, которое носит характер реактивно-махового толчка, и переходом планки с возможно более низким расположением ОЦТ тела спортсмена.

Разбег в прыжках в высоту составляет обычно 7-9 беговых шагов (11-14м). Угол разбега по отношению к планке зависит от способа прыжка. При «перешагивании» и «перекате» он равен 35-45°. при «перекидном» – 25-35° и при прыжке «волной» – 75-90°. Разбег в прыжке способом «фосбери-флоп» выполняется по кривой линии. Начиная его под углом 70-90°, спортсмен в конце разбега как бы забегает боком к планке, уменьшая угол до 25-30°.

Разбег можно выполнять с места или с подхода, когда прыгун делает несколько ускоряющих шагов и затем, попав стопой на контрольную отметку, начинает бег. Одна из задач прыгуна в раз­беге – приобрести необходимую горизонтальную скорость, кото­рая должна возрастать постепенно, достигая к моменту отталки­вания 6,5-7,5 м/с.

Первая половина разбега не отличается от обычного ускорен­ного бега. Увеличение скорости происходит параллельно с увеличением длины шагов. Во второй части разбега спортсмен готовится к отталкиванию. Длина последних шагов увеличивается, а ОЦТ снижается. Предпоследний шаг в разбеге самый длинный, последний более короткий. Уменьшение последнего шага позволяет спортсмену быстро продвинуть тело на толчковую ногу, вывести таз вперед и свести до минимума потерю скорости разбега.

Успех в отталкивании во многом зависит от скорости и ритма разбега. Ритм разбега имеет ряд вариантов. Однако для любого из них характерно постепенное нарастание скорости с акцентированием ускорения в конце разбега. Для разметки разбега обычно делаются две отметки: одна – в начале раз­бега и другая – на третьем шаге от места отталкивания.

Толчок. Отталкивание начинается с момента касания грунта толчковой ногой. Толчковая нога ставится на опору с пятки почти выпрямлен­ной. После амортизационного сгибания ноги в коленном суставе (до 130°) и перехода с пятки на всю стопу начинается ее уско­ренное разгибание. Действию сил толчка, направленных по вер­тикали, способствует также разгибание туловища и мах свободной ногой и руками вверх. Маховая нога может быть согнутой или выпрямленной. Хорошая подвижность в тазобедренном суставе позволяет выполнить более широкий мах почти полностью выпрямленной ногой, что можно считать положительным фактором. К моменту отрыва от опоры толчковая нога и туловище выпрям­лены, маховая нога поднята, колено на уровне груди.


Полет. Вначале прыгун некоторое время сохраняет вертикальное положение, несколько задерживая начавшееся при отталкивании вращение тела по основным осям. Одновременно с этим, расслабляя мышцы, он готовится к выполнению движений, необходимых для перехода через планку. Дальнейшие действия прыгуна зависят от избранного, им способа прыжка.

Приземление. Задача приземления – погасить скорость вращения по той или иной оси, приобретенную при отталкивании и переходе через планку. Спортсмену необходимо мягко приземлиться без каких-либо травм и болезненных ощущений. Характер приземления определяется способом прыжка и может выполняться на маховую или толчковую ногу, на ногу и руку, на руки с последующим перекатом через плечо на спину. Наличие высокой подушки из синтетического материала позволяет осуществлять приземление и непосредственно на спину.

Способ «перешагивание»(рис.29) наиболее прост, но наименее результативен. Разбег выполняется под углом 35-45 градусов, а отталкивание – в 60-80 см от края ямы дальней от планки ногой. Взлет выполняется боком к планке. Маховая нога расположена парал­лельно к ней, а толчковая свободно опущена вниз. Вслед за этим в высшей точке взлета происходит собственно «перешагивание», когда маховая нога опускается вниз, а толчковая поднимается вверх с поворотом наружу. В результате этих движений туло­вище поворачивается к планке и толчковой ноге, наклоняется в сторону разбега, а таз быстро переходит над планкой. Руки при этом опускаются вниз и слегка разводятся в стороны. Толчковая нога переносится над планкой, а приземление происходит боком к планке на маховую ногу.

Техника прыжка в высоту способом «перешагивание»

В прыжках в высоту с разбега спортсмен должен преодолеть планку на максимально возможной высоте. Прыжок в высоту имеет смешанную циклически-ациклическую структуру движений, обусловливающую сложную технику с рядом переходных фаз, связывающих ее отдельные части. Сложность этих фаз состоит в том, что в них происходит переключение координации движений с изменением их структуры и перераспределением скорости и усилий. Особенно сложной по характеру переключений и техническому выполнению является фаза перехода от разбега к отталкиванию. В ней заключаются динамическая и техническая основы, обусловливающие достижение высоких результатов.

В настоящее время на соревнованиях по легкой атлетике спортсмены используют способ «фосбери», обучение которому предъявляет строгие требования к местам приземления. В образовательных учреждениях изучают технику прыжка в высоту способом «перешагивание», который является наиболее простым по технике движений в фазе полета и безопасным по характеру приземления. В подготовке спортсменов прыжки данным способом могут использоваться для совершенствования техники отталкивания. При обучении технике прыжков в высоту преподаватель должен ориентироваться на современную технику разбега в сочетании с отталкиванием, которая является наиболее эффективной.

В прыжках в высоту выделяются следующие части: разбег, отталкивание, полет (переход через планку), приземление.

В разбеге решаются следующие задачи:

набрать оптимальную горизонтальную скорость;

обеспечить положение туловища для эффективного выполнения отталкивания.

Траектория разбега

Разбег способом «перешагивание» выполняется по прямой под углом 30--40° к плоскости планки. На рис. представлена траектория разбега для тех, у кого толчковая нога левая. Длина разбега составляет 7 -- 9 беговых шагов. Начинается он от контрольной отметки, которая определяется экспериментальным путем, с места, с подхода или с подбега. Техника бега по разбегу характеризуется широкой амплитудой движений, туловище незначительно наклонено вперед, нога ставится на грунт упруго на переднюю часть стопы или плоско на всю стопу загребающим движением, с активным проталкиванием вперед. Характерной особенностью техники бега по разбегу в прыжках в высоту является положение туловища близкое к вертикальному.

У каждого занимающегося -- своя оптимальная скорость разбега, она зависит от уровня физической подготовленности и технического мастерства. Наиболее полно реализовать имеющийся двигательный потенциал можно только при оптимальной скорости разбега. Максимальная скорость достигается на предпоследнем шаге.

В процессе совершенствования техники большее значение приобретает не столько абсолютная скорость разбега, сколько характер нарастания темпа шагов в его заключительной части. Ускоренное нарастание темпа играет существенную роль во внутренней настройке спортсмена на выполнение отталкивания с максимальной мощностью. Оптимальным является трехшажное нарастание темпа. Увеличение темпа шагов осуществляется при сохранении структуры выполнения беговых шагов. Сокращение времени шага происходит за счет уменьшения фазы полета.

Важным элементом техники разбега является подготовка к отталкиванию. Практика показала, что предпоследний шаг с толчковой ноги на маховую и взаимодействие маховой ноги с опорой во многом определяют успешность отталкивания.

Постановка ноги осуществляется активным загребающим движением строго по линии разбега с быстрым переходом на переднюю часть стопы и проталкиванием вперед без подседания или подъема вверх. Вертикальные колебания ОЦМТ составляют 0 -- 2 см.

Часто в этой фазе прыжка допускаются ошибки. Первая выражается в том, что в результате чрезмерного увеличения длины предпоследнего шага таз прыгуна «проваливается» назад, заметно снижается темп разбега. Это вызывает сильное «подседание» в последнем шаге, нога ставится на отталкивание в упор, из-за большой потери скорости переход через планку затрудняется -- прыгун «зависает» над планкой. Вторая типичная ошибка -- спортсмен ставит ногу на опору в предпоследнем шаге с заметным наклоном туловища вперед. Прыжок получается «смазанным», прыгун «пробегает» отталкивание, траектория полетной фазы получается пологой, наивысшая ее точка находится за планкой. В таком прыжке резко увеличивается темп предпоследнего шага, уменьшается его длина.

Соотношение длины предтолчковых шагов является индивидуальным параметром. Однако разница длины последнего и предпоследнего шагов разбега должна составлять не более 20 см.

Руки при разбеге работают как в обычном беге, только на последних шагах происходит изменение движения рук при их параллельной работе в отталкивании. В этом случае на предпоследнем шаге рука, одноименная маховой ноге, не выносится вперед, а остается в отведенном положении.

В отталкивании решаются следующие задачи:

сообщить телу максимальную начальную скорость вылета, создать оптимальный угол вылета;

обеспечить положение туловища для эффективного перехода через планку. Постановка толчковой ноги на место отталкивания и все движения в самом отталкивании должны производиться строго по линии разбега. Расстояние от места отталкивания до плоскости планки -- 60 -- 80 см. Нога ставится быстро, сверху, плоско на всю стопу, не упираясь на пятку, через наружное ребро стопы, почти прямо (угол в коленном суставе в момент постановки -- 155--175°, в тазобедренном суставе -- 134--135°). Туловище отклонено незначительно назад до 10°. После постановки толчковой ноги на грунт начинается ее сгибание (фаза амортизации). Мышцы толчковой ноги работают в уступающем режиме. Минимальная величина угла сгибания в коленном суставе (угол амортизации) составляет 130--159°. Маховая нога после отрыва от грунта в последнем шаге разбега быстро направляется вперед, происходит сведение бедер. В фазе активного отталкивания происходит резкое разгибание в коленном, тазобедренном и подошвенное сгибание в голеностопном суставах толчковой ноги, быстрое подбрасывание почти выпрямленной маховой ноги и рук вперед-вверх и вытягивание тела вверх. Мышцы толчковой ноги работают в преодолевающем режиме. Потери горизонтальной скорости за время отталкивания составляют 24 -- 27%. Общее время взаимодействия толчковой ноги с опорой составляет 0,15--0,17 с. При этом ускорение первой части отталкивания (фазы амортизации) способствует убыстрению фазы активного отталкивания. Такая динамика усилий способствует развитию большего импульса вертикальных усилий в фазе активного отталкивания. В процессе совершенствования техники время отталкивания имеет тенденцию к уменьшению. При этом в условиях укороченного времени отталкивания -- в то время как мышцы, обслуживающие коленный и тазобедренный суставы, выполняют преимущественно функцию «удержания», -- противодействуя реактивным силам, которые не позволяют использовать большую амплитуду движений в этих суставах, основным «разгоняющим» звеном являются мышцы голени и стопы.

Положение туловища в отталкивании изменяется следующим образом. В момент постановки толчковой ноги оно отклоняется назад на 10--20°. В момент окончания отталкивания - принимает вертикальное положение. Сохранение вертикального положения над опорой зависит от эффективного взаимодействия маховых движений. Маховая нога выносится слегка согнутой в коленном суставе, вверх параллельно планке. Акцентированный мах руками должен совпадать с окончанием отталкивания. Он может быть разноименным (обеспечивает быстрый переход через толчковую ногу при незначительном ее сгибании в фазе амортизации) и одноименным (свидетельствует о мощном отталкивании).

Важным фактором, характеризующим эффективность техники прыжка, является скорость вылета и высота положения ОЦМТ в момент окончания отталкивания. Высота ОЦМТ зависит от роста спортсмена и в какой-то мере от характера осуществляемых им маховых усилий.

Скорость вылета определяется скоростью разбега и мощностью отталкивания. Угол вылета, измеряемый между горизонталью и касательной к траектории полета, составляет в современных прыжках 50--60°.

Действия прыгуна в фазе полета (перехода через планку) направлены на максимально полную реализацию приобретенной высоты. По мере подъема над планкой необходимо вытянуться вверх, перенося маховую ногу и туловище через планку, толчковая нога свободно опущена. В момент перехода планки за счет опускания маховой ноги за нее толчковая нога, сгибаясь в тазобедренном и незначительно в коленном суставах, поднимается с поворотом в голеностопном суставе несколько наружу переносится через планку. Туловище в это время несколько наклоняется вперед и в сторону планки, за счет чего таз немного поднимается и уходит от планки.

Приземление осуществляется на маховую ногу, с поворотом спортсмена грудью к планке. Важно обеспечить безопасность приземления. Для этого маты должны быть плотно сдвинуты, а высота места приземления обеспечивать приземление на выпрямленную маховую ногу.

Методика обучения технике прыжка в высоту способом «перешагивание»

прыжок высота разбег

На этапе ознакомления важно создать у ученика представление об эффективной технике прыжка в высоту. Используются методы рассказа и показа, просмотр, кино- и видеосъемки (рис. 6.2)

На этапе разучивания решаются следующие задачи освоения техники:

выполнения отталкивания;

выполнения разбега;

перехода через планку;

прыжка в высоту в целом.

Конечной целью является освоение рациональной техники движений и ее контроля при выполнении прыжка в вариативных условиях.

При использовании расчлененного метода обучения прыжок в высоту разделяется на отдельные элементы. С помощью имитационных, подводящих и специальных упражнений занимающиеся овладевают ими, затем эти элементы объединяются в связки, а потом в целостное движение. Для решения каждой задачи необходимо подобрать соответствующие упражнения и определить последовательность их применения. Количество упражнений и повторений определяется в зависимости от особенностей учеников и степени решения задачи.

Прыжок в высоту способом «перешагивание»

При расчлененном методе обучения прыжкам начинать следует с главной фазы техники -- отталкивания. Для этого можно рекомендовать следующую последовательность упражнений:

имитация махового движения «свободной» ногой в отталкивании;

имитация маховых движений «свободной» ногой и руками в отталкивании;

выпрыгивания вверх на упругой стопе на каждый шаг на отрезках 30--50 м; то же с акцентом на толчковую ногу на отрезках 30 -- 50 м; серийные выпрыгивания вверх на каждый 2-й, 4-й шаг в беге на отрезках 30 -- 50 м с доставанием ориентиров или преодолением препятствий; пробегание трех беговых шагов по разбегу с отталкиванием вверх-вперед вдоль планки, установленной на уровне роста спортсмена. Методические указания: при выполнении имитационных упражнений важно научить занимающихся правильной координации движений маховых звеньев и толчковой ноги, одновременно с активным ее разгибанием, маховая нога выводится вверх. В момент отрыва ноги от грунта толчковая нога полностью выпрямлена, туловище вертикально, предплечья на уровне головы, «головой тянуться вверх, стопой давить на грунт», после освоения этих упражнений приступают к серийным отталкиваниям, постепенно увеличивая скорость за счет перехода от их выполнения в ходьбе к выполнению в беге. Ориентирами могут быть баскетбольные кольца, ветки деревьев, которые ученики должны доставать рукой, одноименной маховой ноге, или головой; темп можно задавать слуховыми ориентирами (хлопками), скорость должна оставаться контролируемой.

Для обучения технике бега по разбегу может быть рекомендована следующая последовательность упражнений:

  • 1) бег в структуре разбега на отрезках 30 -- 50 м;
  • 2) бег с 4 --6 шагов разбега через 8 -- 10 набивных мячей;
  • 3) бег в структуре разбега с гимнастической палкой на плечах;
  • 4) бег по разбегу с пробеганием вдоль планки. Методические указания: стопы ставятся упруго на всю стопу с активным проталкиванием вперед, почти параллельно, туловище вертикально. Широкая амплитуда движений, для увеличения которой можно рекомендовать бег через набивные мячи. Упражнение 3 используется для обучения бегу с вертикальным положением туловища, при выполнении упражнения 4 важно не снижать скорости при пробегании места отталкивания. Для обучения технике перехода через планку и приземления используют «перешагивания», которые первоначально могут выполняться через линию на полу, планку и резиновый жгут, расположенные наклонно или ровно на небольшой высоте. Методические указания: мах осуществляется параллельно планке, наклон туловища вперед -- вместе с опусканием маховой ноги, приземление -- на маховую ногу, толчковую ногу при переносе через планку следует развернуть стопой наружу. Успех в освоении эффективной техники прыжка в высоту во многом обусловливается уровнем и характером физической подготовки. Она должна обеспечить начальный уровень специальных требований. Прежде чем приступить к освоению техники прыжков в высоту, необходимо освоить школу легкоатлетического бега, укрепить опорно-двигательный аппарат (горизонтальные многоскоки, прыжки через скакалку), повысить координационные способности. Главное при этом -- не отработка деталей, а овладение основой движений, в прыжках -- техникой отталкивания. Необходимо научить занимающихся отталкиванию с места, с разбега с правильной координацией движений рук и маховой ноги, увеличивая темп шагов перед отталкиванием.

Специальные и имитационные упражнения способствуют осмысленному восприятию основных элементов структуры и ритма движений в отдельности и в целостном движении. При использовании расчлененного метода обучения не следует доводить до автоматизма выполнение отдельных элементов, необходимо вовремя формировать временные и пространственные связи между элементами в целостном упражнении. Особенно это касается сочетания разбега с отталкиванием.

Интенсивность выполнения упражнений должна быть близкой к выполнению целостного прыжка, так как в результате многократных повторений образуются условно-рефлекторные связи не только в отношении структуры движения, но и в применяемых усилиях. Улучшает овладение техникой использование предварительных статических напряжений в отдельных положениях, например фиксирование положений окончания отталкивания.

Неразделимость разбега и отталкивания, важность умения эффективно использовать горизонтальную скорость разбега, выполняя переход от разбега к отталкиванию, обусловливают использование комплексной методики обучения данным элементам техники.

В каждом отдельном занятии можно использовать следующие упражнения:

бег по разбегу>отталкивания через 2, 4 и 6 шагов в беге>бег по разбегу в секторе с пробеганием вдоль планки>бег по разбегу с последующим отталкиванием перед планкой>прыжок в высоту с разбега

В зависимости от поставленных задач в занятие вводятся упражнения, направленные на овладение отдельными элементами прыжка.

На этапе совершенствования происходит сведение всех элементов движений в целостную техническую систему, установление между ее частями пространственной, временной и силовой взаимосвязи, т. е. ритма движений, и на этой основе -- строгое соподчинение элементов целостного действия главному элементу системы. Формирование ритма движений в прыжках в высоту связано с установлением смыслового и структурного подчинения всех предшествующих действий отталкиванию и направлено на повышение его динамического эффекта. На этом этапе важно формировать такие навыки в прыжке, при которых ученик способен к максимальной мобилизации психических и физических сил для достижения возможно большего результата. Это обеспечивается единством разбега и отталкивания, выполнением прыжков на максимальных высотах.

Эффективную технику отличает умение сохранять структуру и ритм при выполнении прыжка с максимальными усилиями в вариативных условиях, умение расслаблять неработающие мышцы, максимальная автоматизация отдельных элементов, стабилизация техники, высокий уровень самоконтроля.

Контроль качества освоения техники осуществляется педагогом на основе опроса учеников, наблюдения за их движениями. Оперативный анализ позволяет сделать видеосъемка, ее достоинством является и возможность просмотра прыжков учениками. При наблюдении за прыжками преподавателю целесообразно располагаться примерно по центру планки, на расстоянии 4 --6 м от нее. Это создает наиболее полное представление о выполненном прыжке, в том числе о перемещении отдельных частей тела в передне-заднем направлении и вокруг сагиттальной оси. Для оценки успешности овладения техникой прыжка и выявления индивидуальных особенностей отдельных учеников проводится сравнение их прыжков с прыжками сверстников, определение показателей, характерных для удачных и неудачных попыток (табл. 6.1).

Способы устранения

Ошибки, встречающиеся при выполнении разбега

Бег на прямых ногах

Спортсмен поднимаясь на стопе, недостаточно сгибает ноги в коленных суставах

Бег по разбегу через поролоновые отметки или набивные мячи

Бег прыжками

Несоответствие скорости спортсмена и длины разбега

Бег по разбегу по отметкам

Излишний наклон туловища вперед

Желание быстро набрать скорость в разбеге

Бег с гимнастической палкой на плечах

Быстрое начало разбега, замедление перед отталкиванием

Непонимание ритма разбега

Бег по отметкам в ритме разбега

Излишнее напряжение мышц плечевого пояса

Недостаточное овладение техникой движения; излишнее волнение

Упражнения с чередованием напряжения и расслабления мышц шеи и плеча, расслабление кистей рук перед началом разбега

Отсутствие нарастания темпа последних шагов

Непонимание ритма разбега

Бег по отметкам, барьерный бег, отталкивания через 3 -- 5 беговых шагов с преодолением препятствий, звуковое обозначение ритма шагов

Направление разбега к центру планки

Неправильный угол разбега

Обозначение отметками места отталкивания

Ошибки, встречающие при выполнении отталкивания

Слишком близкое к планке отталкивание

Снижение скорости разбега, несоответствие скоростных способностей и длины разбега

Разбег по отметкам; обозначение отметками места отталкивания

Увеличение длины последнего шага

Неспособность оттолкнуться с набранной скорости в разбеге

Бег по разбегу по отметкам, ограничивающим длину шага (обратить внимание, чтобы ученики не опускали голову для контроля попадания на отметку для отталкивания, ногу ставили на отталкивание сверху на всю стопу)

Наклон туловища вперед

Наклон туловища вместе с движением маховой ногой

Отталкивание с места перед стенкой, отталкивание с разбега с доставанием подвешенных предметов, стараться обогнать ногами плечи, незначительно отклонить плечи назад

Мах ногой не вдоль планки, а за нее

Неправильное выполнение маха

Бег по разбегу в секторе с отталкиванием и полетом вдоль планки, имитация отталкивания у гимнастической стенки

Отсутствие одновременности в движениях толчковой ноги и маховых звеньев

Непонимание техники отталкивания

Имитация отталкивания на месте

Неполное разгибание толчковой ноги

Недостаточное развитие силы мышц толчковой ноги, недостаточное время отталкивания

Фиксирование положения окончания отталкивания с концентрацией внимания на выпрямление толчковой ноги; отталкивание одной ногой вверх с возвышения

Ошибки, встречающиеся при выполнении перехода через планку и приземлении

Сгибание (поджимание) толчковой ноги

Переход через планку с 1 шага, дальний край планки выше

Ранний наклон туловища вперед

Непонимание техники перехода через планку

См. упражнения для исключения наклона туловища вперед во время разбега и отталкивания

Прогибание назад в поясничном отделе при приземлении

Недостаточное развитие силы мышц спины; слишком ранее разгибание туловища еще до момента касания маховой ноги грунта

Имитация перехода через планку с акцентом на наклон туловища к толчковой ноге

Поворот толчковой ноги при переносе через планку внутрь

Недостаточный поворот таза от планки

При переносе маховой ноги контролировать «уход» таза от планки и контролировать взглядом планку

Прыжок в высоту способом «перешагивание» Выполнила: у ченица 8а класса ГБОУ школы №476 Кучер Анна

Техника выполнения прыжка в высоту способом «перешагивание» Способ «перешагивание» очень древний и по своей технической простоте и малой требовательности к месту приземления применяется в школах на уроках физкультуры. Основными частями прыжка в высоту являются: разбег и подготовка к отталкиванию, отталкивание, переход через планку и приземление.

Разбег Разбег выполняется под углом к планке 30-40 0 . Длина разбега 7-9 беговых шагов. При переходе через планку на предпоследнем шаге прыгун несколько «подседает» и активным движением опорной ноги посылает себя вперед, быстро вынося толчковую ногу. Фазы прыжка в высоту разбег отталкивание переход через планку приземление

Подготовка к отталкиванию Последние 2-4 шага выполняются быстро, увеличивая сгибание ног в опорной фазе с предпоследнего шага

Отталкивание Осуществляется энергичный вынос вверх маховой ноги слегка согнутой в колене. Толчковая нога ставится с пятки на опору почти выпрямленной, но выводится таз вперёд и прыгун мгновенно переходит на полную стопу. Этим движением таза убыстряется амортизация, прыгун активно “накатывается” на толчковую ногу. Отталкивание происходит дальней ногой от планки.

Закончив отталкивание, прыгун несколько мгновений выдерживает «паузу взлета», затем еще взлетая вверх, начинает опускать руки и наклонять туловище вперед. К моменту достижения максимального взлета прыгун стремится как можно ниже наклонить туловище и опустить руки.

Переход через планку Над планкой маховая нога выпрямляется, при этом туловище сильно наклоняется вперёд к планке. Толчковая нога переносится через планку дугообразным движением.

Приземление Приземление должно осуществляться сначала на маховую, а затем и на толчковую ногу. Первой касается пятка маховой ноги. После приземления прыгун уходит только вперед, вдоль планки.

УП Р АЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ Прыжки «в зонах» с касанием резинового бинта Прыжки с доставанием предмета рукой Прыжки с доставанием мяча головой Прыжки из «зоны отталкивания» в «зону приземления » «Прыжки в окно» Прыжки через несколько препятствий «Каскадные » прыжки

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МАХОВОЙ НОГИ толкание мяча маховой ногой мах ногой в положении лежа маховые движения ногой с использованием гимнастической стенки сочетание маха с отталкиванием сочетание маха с отталкиванием из положения «стоя в шаге»

ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ выпрямив ногу, поставьте ее на возвышение: сгибая туловище, сильно вытягивайте руки вперед; выпады вперед с последующими пружинящими движениями ногами; выпрямив ногу назад и положив ее на возвышение, прогибайтесь назад; повороты туловища с размашистым движением расслабленных рук; в положении стоя быстро размахивать ногой взад и вперед

© 2024 siniy-kit.ru -- Спортивный портал - Синий кит