Плавание дети обучение 7 9 лет пошагово. Как научиться плавать детям: советы тренера. Игры для детей в воде

Главная / Фитнес детали

В этой статье я напишу про два возможных варианта научить ребенка плаванию: “экспресс” (буквально за 1-2 занятия) и “академический” (более долгое и качественное обучение).

Внимание! Эта статья посвящена обучению детей в возрасте 6-9 лет и старше. Если Вас интересует обучение для более младшего возраста, этому вопросу у меня посвящена .

В отличие от более младших ребят, начиная с 6-7 лет ребенок уже готов к обучающему процессу – готов осознанно выполнять упражнения, задания. Именно с этого возраста берут на учебу в спортшколу.

В этой связи, здесь уже нет необходимости проводить обучение через игры (как с маленькими) и при этом можно и нужно прививать ребенку правильный стиль плавания.

Тем не менее, и в отношении школьников задача родителя – добиться наличия у ребенка желания заниматься плаванием, то есть – заинтересовывать, а не заставлять его .

Основы правильного плавания

Я пишу об этом во многих статьях на этом сайте и на всякий случай повторю здесь еще раз (если вы уже читали или разбираетесь в вопросе – смело переходите к следующему разделу статьи).

Правильное плавание – это плавание с опущенной в воду головой . Вдох, разумеется, делается в результате подъема (в брассе) либо поворота (в кроле) головы, выдох – в воду носом или ртом. Учить нужно именно такому плаванию.

Любой человек, а особенно ребенок инстинктивно стремится задрать голову наверх – это как минимум нужно для комфортного дыхания. Напротив, опускать в воду лицо и плыть в таком положении – не очень естественное для человека действие.

Тем не менее, правильно плавать именно с опущенным в воду лицом:

  1. Во-первых, поднятая голова нарушает баланс тела, начинают тонуть ноги и таз .
  2. Во-вторых, она мешает телу вытянуться , нарушает плавучесть.
  3. В-третьих, если говорить о длительных занятиях, то пережатые шейные позвонки и сжатые кровеносные сосуды – это как минимум не полезно для здоровья.
Правильное положение головы в плавании кролем

Кроме того, поскольку у нас речь идет об обучении, то учить плаванию с нуля также намного легче с опущенной головой , а не с поднятой. Опустив лицо в воду и набрав в грудь воздух, даже самый начинающий сможет звездочкой держаться на воде (а это – половина пути!), в то время как с поднятой головой начинающему будет крайне тяжело удержаться на воде.

Ваша задача – научить ребенка плаванию с опусканием головы в воду. Это не означает, что он в дальнейшем будет всё время так плавать. Напротив, научившиеся дети затем часто купаются, плавая кролем с поднятой головой. Но они уже умеют плавать, то есть задача научить – достигнута.

Методика обучения в бассейне

Алгоритм шагов – примерно тот же, который был описан в :

  1. Учимся опускать лицо в воду и делать выдох носом (затем – также и ртом).
  2. Учимся плавать за счет работы ног (руки – с плавательной доской или стрелочкой).
  3. После того, как предыдущие шаги пройдены, подключаем руки .

Где проводить занятия?

Оптимальный вариант – достаточно мелкий (чтобы можно быть встать), прозрачный и теплый бассейн.

Допустимы и занятия в открытых водоемах, но на море учебе будут мешать волны и соленая вода, а в реках и озерах вода будет непрозрачной, что нежелательно для самых первых шагов в обучении ребенка.

С чего начать? Экспресс-вариант

Как вариант, попробуйте с ребенком провести экспресс-обучение по методике, которую предложил тренер Денис Тараканов.

Для совсем маленьких детей она обычно не годится, но с 6-7 лет вполне можно попробовать ее применить в качестве старта.

С помощью этой методики можно научить ребенка хотя бы как-то плыть всего лишь за одно-два занятия .

Наглядно эта методика показана в видео самого ее автора, очень рекомендую посмотреть:

Вот последовательность упражнений, которые нужно выполнить. Каждое упражнение делаем около 10 раз, затем переходим к следующему:

  1. В мелкой части бассейна (где можно лечь и при этом дотянуться до дна) ребенок руками опирается на дно , лицо опускает в воду, расслабляет шею – делаем так 10 раз.
  2. Делать то же самое, но дополнительно отрывать одну руку ото дна.
  3. Делать то же самое, но затем убираем одну руку, затем – вторую .

    Если ребенок смог выполнить это упражнения (убрать обе руки и остаться лежать в воде) – он научился держаться на воде.

  4. Повторяем те же действия, но руки выпрямляем вперед . Всё делаем спокойно и мягко, без рывков.
  5. Делаем то же самое, но нужно немного отойти назад, оттолкнуться ногами и проскользить (руки вытянуты вперед).
  6. Теперь к вышеизложенному добавляем работу ног (про технику не думаем, просто мягко двигаем – бултыхаем).
  7. Добавляем руки – техника не важна, можно по-собачьи. Главное – держать руки впереди, не заводить их за тело (держим их впереди для того, чтобы можно было голову поднять).
  8. Делаем всё то же самое, но дополнительно поднимаем голову на пару секунд, пока без вдоха.
  9. Делаем то же самое, но при этом добавляя вдох ртом .

Если вам что-то непонятно по вышеизложенному – еще раз пересмотрите видео, там показан каждый шаг.

Если ребенок сможет по 10 раз сделать каждый из этих шагов – он научился плавать ! Далее уже нужно переходить на освоение полноценных кроля или брасса, об этом – чуть ниже.

Академический вариант

Если у Вас не получился или если Вам не нравится вышеизложенный “экспресс” вариант, то тогда учите ребенка по “академической” методике.

В таком случае нужно делать следующие упражнения.

Дыхание в воду

Ребенку требуется опускать лицо в воду и производить выдох носом или ртом. Как правильно, это делается 10-15 раз в начале каждого занятия.


Опускание головы в воду. Руки держатся за стенку бассейна.

Плавание с доской

Ребенок берет в вытянутые вперед руки плавательную доску и плывет за счет работы ног .

Тело должно быть вытянутым, лицо – опущено в воду и поднимается только для того, чтобы сделать вдох (а выдох, соответственно, делается в воду).

Выглядит это следующим образом:

Момент выдоха Момент вдоха

Движения ног – махи, как в кроле . Однако следите, чтобы ноги не сгибались в коленях, а работали от бедра (подробнее об этом – ).

Бывает также, что ребенок больше склонен к “лягушачьим толчкам” ногами – то есть к брассу. Если это так – то пусть плавает с доской, делая такие движения.

Как определить эту предрасположенность, показано в данном видео:

На это упражнение может уйти от одного до многих занятий.

Стрелочка

Если ребенок хорошо освоил плавание с доской за счет ног, то он уже может проплыть по воде, вытянув руки вперед стрелочкой и работая ногами .

Плавание стрелочкой можно давать в качестве альтернативы плаванию с доской, а затем оно выступает в качестве теста: если ребенок может проплыть стрелочкой (т.е. руки вытянуты, лицо в воде, ноги работают) – значит он прошел этот этап.

Отталкивание, скольжение и переход к плаванию стрелочкой

Подключение рук

После завершения предыдущего этапа, подключаем руки.

Здесь есть три варианта:

  1. Если ноги работали брассом, то руки также подключаем в этом же стиле , то есть они из вытянутого положения одновременно должны делать гребок к себе и затем выбрасываться вперед. Подробнее про то, как делать такие гребки – .

    В этом случае нужно также следить, чтобы была координация движений ног и рук (ноги делают толчок во время выброса рук вперед).

    Результат: ребенок освоил плавание брассом , далее нужно шлифовать технику или изучать кроль.

  2. Если ноги работали кролем, то на первом этапе можно к ним подключить руки брассом , поскольку такой гребок проще и понятнее ребенку (он близок к интуитивно понятному плаванию по-собачьи).

    Результат: ребенок плавает в стиле “ноги – кроль, руки – брасс” . Это вполне нормальный и допустимый стиль для начинающего.

  3. Если ноги работали кролем, то можно также и сразу осваивать гребки кролем .

    Для этого обычно тренеры дают такое задание: ребенок плывет с доской, делает рукой гребок и возвращает на доску , затем – повторяет этой же рукой либо делает гребок второй рукой. Постепенно, плавая с доской, он учится делать гребки кролем. Подробнее про правильную технику таких гребков .

    Параллельно тренируется дыхание вбок : во время гребка, когда рука идет к бедру и разворачивает грудную клетку, плечи вместе с головой поворачиваются для того, чтобы взять воздух.

    Результат: ребенок освоил плавание кролем.

Разнообразие в упражнениях

Выше была описана упрощенная схема – кратчайший путь в обучении ребенка плаванию.

При этом часто тренеры дают на занятиях разные задания:

  • чередование упражнений из кроля и брасса;
  • параллельно или даже с самого начала – обучение .

Если Вы намерены основательно заниматься с ребенком – также разнообразьте занятия, чередуйте разные стили и упражнения . Если же задача – поскорее научиться, то допустимо пройти “коротким путем” к одному из трех вышеуказанных вариантов.

Начинать приучать ребенка к плаванию можно с самого раннего возраста, так как для грудничка вода является практически естественной средой, ведь все 9 месяцев он пребывал в околоплодных водах. Но родителям стоит быть предельно осторожными при обучении детей плаванию до 1 года, лучше всего проконсультироваться со специалистом, который подскажет, как лучше начать обучать ребенка, чтобы он не испугался и не растерял своих природных навыков.

ВАЖНО: Статистические данные и мнение специалистов сводятся к тому, что самым оптимальным возрастом для обучения плаванию является 4 года. Как научить ребенка плавать с нескольких месяцев до 12 лет самостоятельно или с тренером, узнаете из нашей статьи далее.

Как нельзя учить плавать

Если родители решили самостоятельно научить ребенка плавать, то необходимо исключить часто совершаемые ошибки, чтобы процесс имел успех.

ВАЖНО: самая распространенная ошибка при обучении детей заключается в том, что родители учат держать голову над водой, грести конечностями, при этом, поддерживают ребенка в воде таким образом, что его тело практически находится на поверхности воды.

Самый первый шаг при обучении – научить малыша уверенно чувствовать себя под водой. Конечно, малыш будет плакать, бояться глубины – такая психологическая реакция естественна, но если родители будут вместе с крошкой погружаться под воду и учиться плавать именно под водой, причем начинать занятия с малых лет, то боязнь воды и глубины у малыша быстро пройдет, и дальнейшее обучение плаванию будет проходить намного легче.

Нельзя заставлять ребенка плавать. Это еще одна распространенная ошибка, которая в будущем может стать причиной психологического ступора и отсутствия навыков плавания. Дети до 5 лет познают мир в игровой форме, поэтому весь процесс обучения должен проходить в легкой и задорной форме, чтобы ребенок смог получить удовольствие.

Когда и как учить ребенка плавать?

В зависимости от возраста детей, есть свои особенности, которые стоит учитывать в процессе обучения. Родители задумываются с какого возраста уже можно учить? И ответ на этот вопрос — можно сразу! Да-да как родился, уже можно погружать под воду без риска и опасности, читайте об этом далее…

Обучение детей до 1 года

В этот период важно научить малютку не бояться воды, плавать под водой и нырять. До года у малышей ярко выражен рефлекс, который препятствует попаданию воды в дыхательные пути. Если не развивать этот навык, то со временем он начинает угасать и обучить навыкам ныряния, а также плавания под водой намного сложнее. Обучение нырянию в целом простой процесс: вы опускаете грудного ребенка на поверхность воды, громко произносите: «Ныряй!», затем опускаете ляльку под воду, медленно проносите на руках несколько секунд и плавно вытаскиваете на поверхность. Повторить упражнение три раза за все купание, на протяжении 10 дней. Сначала время погружения не должно превышать 2-3 секунд, постепенно его можно увеличить до 6-7 секунд.

Начинать обучение лучше всего в привычной для малыша обстановке – в ванной. Ванна должна быть чистой, дважды в неделю ее следует тщательно мыть с содой, а перед купанием малыша с хозяйственным мылом. Начинать занятия в бассейне следует с 9 месяцев. Оптимальная температура воды от 35 до 37 градусов. Постепенно можно снижать температуру, приучая кроху плавать в прохладной воде, то до трех месяцев максимально низкая температура воды для ребенка составляет 32 градуса.

Данное упражнение тренирует легкие ребенка, он привыкает к воде, спокойно чувствует себя полностью погруженным под воду, отсутствует страх глубины и боязнь воды. Если ребенок спокойно ощущает себя в ванной (бассейне в более старшем возрасте), при погружении в воду не начинает паниковать, активно двигать руками и ногами, поднимать голову, а после процедуры плакать – значит, этот урок малыш усвоил хорошо, и водная стихия пришлась ему по душе.

Обучение детей от 1 года — 2 лет

В этот период важно проработать технику дыхания. Для этого возьмите емкость с водой, погрузите в нее легкий кораблик и скажите годовалому ребенку, что кораблик будет плыть только с его помощью, то есть ему необходимо сильно дуть, чтобы кораблик поплыл на парусах. Это упражнение отлично разрабатывает легкие.

Второе упражнение – задержка дыхания. Начинать стоит с ванной. Пупсик должен задержать дыхание, затем он погружается в воду и находится под водой столько времени, сколько это возможно. Температура воды, желательно, должна быть в районе 27-30 градусов.

Можете оставить малютку плавать самостоятельно с кругом на шее. Из круга он не выскользнет и будет приобретать навыки движения в воде. Особенно хорошо, если вы будете просить доплыть его до одной стороны ванной, взять предмет и положить его с другой стороны.

Обучение детей от 3 — 4 лет

Это наиболее подходящий возраст для обучения плаванию. Можно использовать игровые формы. Постепенно можно переходить к тренировкам движения конечностей, которые в будущем будут являться основой какой-либо техники плавания.

В три года можно научить ребенка делать «лягушку» ногами. Для этого лучше выбрать бассейн. Малыш держится руками за бортик бассейна, ноги находятся в вытянутом положении, горизонтально вместе с туловищем. Ноги прижимаются к телу, затем разводятся в стороны, и в вытянутом состоянии смыкаются вместе, приходя в исходное положение.

Второе упражнение «сердечки» руками. Выполнять стоя в бассейне (глубина по грудь пупсёнышу), либо сидя в ванной. Исходное положение – руки находятся в согнутом состоянии около груди. Затем одновременно вытягиваются вперед, разводятся в разные стороны, сгибаются в локтях и снова возвращаются в согнутое положение около груди. Происходит нечто похожее на «сердечки» на воде.

Как только эти два упражнения будут успешно усвоены, можно переходить к их объединению и постепенно учить ребенка плавать в бассейне на небольшие дистанции (до 10 метров).

ВАЖНО: всегда нужна мотивация. За небольшое достижение со стороны малыша, обязательно нужна похвала. Именно одобрение со стороны обучающего человека является для малявки сильной мотивацией развиваться дальше.

Обучение в возрасте от 5, 6 до7 лет

В этот период начинать обучение лучше всего с тренировки дыхания. Полезное упражнение, которое можно проводить в домашних условиях, в ванной. Положите на дно ванной какие-либо тяжелые предметы, которые не всплывут на поверхность. Вместе (именно вместе) с ребенком окуните головы под воду, откройте глаза и соберите все предметы со дна ванной. Это позволит научить задерживать дыхание и плавать с открытыми глазами.

ВАЖНО: следите, чтобы дошкольник случайно не хлебнул воду. Если такое произошло, нужно аккуратно достать малыша из ванной, укутать в полотенце, дать возможность хорошо покашлять, чтобы вся воды вышла из легких, успокоить. Повторить упражнение лучше на следующий день.

В этом возрасте можно научить плавать ребенка кролем. Для этого он должен лечь телом на воду, руки и ноги находятся в вытянутом состоянии. Голова в момент плавания погружена в воду. Для вдоха следует немного поднять голову на поверхность и повернуть в сторону. Ноги выполняют движения вверх-вниз, ноги вытянуты, на поверхности воды виднеются только пятки. Одна рука поднимается вверх, вторая в этот момент находится вдоль туловища, рука делает небольшой полукруг и опускается в воду, вторая в этот момент поднимается вверх. Первая рука в немного согнутом состоянии притягивается к туловищу, вторая делает полукруг и опускается в воду, затем движения рук повторяются. Дыхание в этот момент: голова поворачивается в сторону и отпрыск делает вдох в момент, когда одна из рук поднимается вверх, выдох, когда рука опускается вниз.

Обучение плаванию детей школьного возраста 8, 9, 10, 11, 12 лет

Обучение детей школьного возраста плаванию необходимо начинать с привыкания к воде.

Если у школьника присутствует боязнь воды, то выполняются упражнения, которые позволят преодолеть психологический барьер. Для этого лучше всего начать обучение с тренером, который подберет индивидуальную программу упражнений.

Тренировка дыхания. Начинать на суше — упражнения для разработки легких. Простые упражнения: ребенок делает максимально глубокий вдох, через несколько секунд делает плавный выдох. Затем упражнения на тренировку дыхания стоит продолжить уже в воде. Школьник, стоя по грудь в воде делает максимально глубокий вдох, погружается под воду, сгибает ноги в коленях и подводит к груди. В таком положении он должен находиться столько, сколько позволяют его

легкие. За одно занятие упражнение повторить пять раз. С каждой тренировкой время нахождения воде будет увеличиваться, и у некоторых оно достигает 1 минуты.

Обучение школьников можно начинать с техники кроля, которая была подробно описана выше. Также, простая техника плавания – брассом. Исходное положение – лежа на воде, руки и ноги вытянуты. Руки разводятся в сторону, делая мощный толчок вперед, в этот момент ноги согнуты в коленях, прижимаются к груди. Руки завершают гребок, сгибаются в локтях и возвращаются в исходное положение. Ноги в это время разводятся в стороны, возвращаются и в вытянутом положении возвращаются в исходную позицию. Вдох делается носом вместе с гребком руками, выход делается ртом в воду, когда ноги завершают свое движение.

Техники плавания

Существует множество техник плавания, со своими особенностями, как в координации движений, так и в технике дыхания.

Игры для детей в воде

Игровой процесс в воде очень важен в процессе обучения плаванию, так как он позволяет привыкнуть к воде, тренировать дыхание и реакцию, да и просто провести время весело и с пользой.

Игра Карлики – Великаны

Все игроки встают в одну линию, тело по пояс в воде. Ведущий говорит слово «Карлики» и все погружаются с головой в воду, на слове «Великаны» — все подпрыгивают из воды. Ведущий может чередовать в любом порядке эти два слова, победит тот, кто ни разу не собьется и выполнит верно команду.

Морской бой

Игроки делятся поровну и встают в две линии, лицом к лицу с противоположной командой. Когда ведущий дает команду, то детишки начинают активно брызгать водой друг в друга. Выиграет тот участник, кто дольше всего продержится, не будет вытирать лицо руками от брызг и поворачивать корпус тела в стороны.

Крокодильчики

Игроки делятся на две команды. Весь игровой процесс выполняется на глубине не более 50 см. Участники каждой из команд становятся в одну шеренгу. Первый участник принимает упор лежа, и на руках и, выполняя движения ногами начинает продвигаться вперед до установленной точки, после чего в точно таком же положении возвращается обратно и передает эстафету следующему участнику. Выигрывает команда, в которой все частники быстрее выполнят данное упражнение.

Где можно учить плавать?

  • Если речь идет о самых маленьких карапузах от 3-4 месяцев до 1-2-3 лет, то лучше их учить плавать дома в ванной при температуре не менее 30 градусов. Это оптимальное место для подобных ныряний, так как это можно делать в любое время и можно прекрасно контролировать все погружения.
  • Примерно с 4, 5, 6 лет и далее можно уже учить детишек в озере, море или бассейне. Главное в самом начале познакомить карапуза со средой, чтобы он мог понаблюдать за вами, перестать бояться и мог самостоятельно стоять, сидеть в воде. Дайте ребенку ведро с совочком и пусть бегает в воду, набирает воду и песок и строит крепости. Таким образом в процессе игры на берегу моря он сможет очень быстро привыкнуть. Если вы сильно переживаете, то можете надеть на ребенка надувные нарукавники, но когда вы начинаете его учить и поддерживаете, то лучше это делать без специальных приспособлений.
  • А если у вас есть желание научить малютку в бассейне, то для вас всегда открыты двери и опытные тренеры обучат необходимым навыкам.

Учеба с тренером

Опытный тренер знает как правильно научить ребенка плавать. Маленькие дети легко поддаются обучению плаванию, они учатся быстро, и плавают уже в первое или второе занятие на несколько метро. Лучше всего, если обучение будет проходить под контролем тренера. Тренер сможет подобрать индивидуальную и интересную программу для малыша, будет следить за правильным выполнением всех упражнений.

Лучше всего выбирать бассейны, где набирают группу детей возрастной категории вашего сына или дочки. Такие группы занимаются по специально разработанным программам, под наблюдением опытных тренеров. Лучше всего посмотреть отзывы родителей, которые уже водят своих детей в какие-либо группы, чтобы выбрать наиболее профессионального тренера с эффективной программой обучения.

Стоит быть готовым к тому, что придется подстраиваться под расписание группы, так как пропускать занятия – деньги на ветер и нерегулярные тренировки не будут столь эффективными. Также, стоит быть готовым к тому, что такие занятия стоят недешево. Придется приобретать дополнительный инвентарь в виде купального костюма, шапочки, ласт и дополнительных плавательных приспособлений.

Вода в бассейне прохладная, поэтому детям со слабой иммунной системой, которые часто подвергаются простудным заболеваниям, стоит для начала привыкнуть к прохладной воде в домашних условиях. Попробуйте несколько раз в неделю принимать ванны температуры до 30 градусов.

К тому же вам наверняка будет интересно посмотреть как учат плавать в бассейне именно вашего сорванца. Некоторые бассейны оборудованы зрительным залом, где можно за кружечкой кофе понаблюдать за прогрессом.

Преимущества от занятий плаванием детям

Плавание имеет следующие положительные стороны:

  1. Мышцы тела всегда находятся в тонусе. Активная работа во время плавания мышц всего организма, плюс дополнительная разминка перед тренировкой – все это будет способствовать поддержанию мышц с раннего детства в тонусе.
  2. Активные занятия являются отличным кардиостимулятором. Любые тренировки, тем более процесс плавания стимулирует работу сердца и кровеносной системы, так как мышцы начинают сокращаться в несколько раз активнее, кровь циркулирует быстрее. Таким образом, и происходит процесс кардиостимуляции.
  3. Полезно для детей школьного возраста, так как плавание не дает развиться сколиозу. Плавание – это отличная зарядка для всего тела, в том числе и для позвоночника. Школьникам необходимы физические нагрузки, так как сидячий процесс в школе, дома за выполнением уроков – это основная причина развития сколиоза.
  4. Отличное времяпровождение, особенно в зимний период времени, когда физические нагрузки полезны для каждого человека. Зимой большую часть времени дети проводят в школе или дома перед телевизором или компьютером. Для укрепления здоровья, мышц, и предотвращения развития плохого зрения, лучше всю энергию направить на водные занятия.
  5. Предотвращает развитие лишнего веса. Во время плавания сжигается большое количество калорий, поэтому многие используют именно плавание для снижения лишнего веса.

На чем можно плавать?

    1. Необходимые плавательные средства для людей, которые плохо умеют держаться на воде – нарукавники, плавательные доски и нудлс. Все эти приборы небольшие по размерам специально были разработаны с целью поддерживать какую-то часть тела и давать мышцам немного отдохнуть, но, при этом продолжать плыть и удерживать тело на поверхности воды. Но лучше учить малютку без них, так как ребенок сразу должен привыкать к положению тела в воде и надеяться только на свои силы.
    2. Серф. Доска для занятий серфингом является предметом, который относится к экстремальным видам спорта. Лучше всего учиться в открытом океане, непосредственно на волнах, но если нет такой возможности, получить базовые правила катания на серфе можно и в специализированных центрах, где создается имитация волн и можно попробовать скользить по волнам, стоя на серфе. Дети очень любят кататься на серфе и можно с раннего возраста приучать мальчишку или девчонку это делать, тем более что это становится доступно в различных современных крытых комплексах.
    3. Лодки. В настоящее время существует большое количество лодок, начиная от надувных лодок, заканчивая моделями с гидромотором. Все зависит от целей отдыха, но в любом случае, лодка – это отличное средство для того, чтобы провести отдых с большой компанией. Если ваши дети любят нырять, то можно отплыть от берега и классно понырять в чистое озеро. Обязательно дайте малышу поуправлять лодкой. Ведь чем быстрее он научится плавать на различных плавсредствах, тем он будет более умелым, и вы будете спокойнее.
    4. Матрац. Надувной матрац разработан для плавания, при этом, можно совсем не касаться воды. Матрацы бывают разных типов, по размерам, есть модели с дополнительными массажными вставками, есть модели для детей. Это идеальное средство, чтобы учиться плавать, так как с него очень весело нырять.

Можно:

    • догонять, если он уплывает от ветра;
    • буксировать, держа одной рукой;
    • преодолевать огромные расстояния, так как нет страха заплыть далеко и выбиться из сил;
    • на нем всегда можно отдохнуть.

Начинать обучение ребенка плаванию лучше всего с раннего возраста. Подойти к этому процессу необходимо серьезно. Главное, это никакого экстрима. То есть сбрасывать кроху одного в бассейн или водоем с целью, что инстинкт самосохранения поможет ему научиться плавать – плохая затея, так как пупсик может не только не научиться плавать, получить испуг, но и приобрести психологический барьер боязни воды, с которым очень сложно бороться. Постепенные тренировки в бассейне, желательно с тренером, уже за короткое время смогут дать положительные результаты. А может быть, в вашей семье растет будущий чемпион? Если ребенку нравится водная стихия, необходимо поддерживать и развивать это направление.

Начиная с определенного возраста ребенка, многие родители задумываются о том, в какое более узкое русло направить его колоссальную энергию. Безусловно, на выбор будущего занятия непосредственно влияют склонности, личные качества и способности ребенка, однако существуют объективные критерии выбора секции:

  • стимулирование физического и умственного развития;
  • польза здоровью;
  • удовольствие от занятий.
Плавание – идеальный вариант

Одним из первых в списке такого рода занятий стоит плавание. Во-первых, оно укрепляет мышцы позвоночника и весь организм в целом, закладывает прекрасный фундамент здоровью. Во-вторых, постоянные занятия плаванием не только благоприятно сказываются на физическом развитии, но и воспитывают в малыше такие качества характера, как целеустремленность, настойчивость и терпение. В-третьих, при правильном подходе процесс обучения может принести массу ярких эмоций и впечатлений. И даже если ваш малыш не станет звездой одного из водных видов спорта, умение плавать пригодится ему и в обычной жизни.

Когда, как и с чего начинать уроки плавания?

Отдавая предпочтение плаванию, родители сталкиваются с рядом вопросов – например, с какого возраста лучше начинать заниматься обучением детей плаванию, и с чего собственно начинать попытки научить ребенка плавать. Родителей же тех детей, кому еще не исполнилось 7 лет, интересует вопрос об особенностях в обучении плаванию детей дошкольного возраста.

Слишком ранний старт не принесет никаких особых дивидендов. Деткам после года и до 2-3 лет будет вполне достаточно обычного купания вместе с родителями и игрушками, предназначенными для воды. Польза от купания с бегом по дну, выпрыгиванием из воды, брызганьем и барахтаньем будет равносильна пользе от плавания по всем правилам, с соответствующими движениями рук и ног и правильным дыханием, но в первом случае малыш точно получит больше удовольствия от процесса.



Секция по плаванию – один из лучших вариантов дополнительных занятий для ребенка. Плавание приносит огромное удовольствие и способствует укреплению организма. Но начинать занятия нужно не раньше 5 лет

В любой детской секции по плаванию тренера не рекомендуют пытаться научить ребенка плавать, а тем более знакомить его со стилями в дошкольном возрасте. Начиная с 4-5 лет можно учить малыша лежать на воде в положении на спине. Нелишним будет рассказать ему о физических качествах воды – например, о ее сопротивлении движению рук и ног.

Полезно объяснить ребенку главные нюансы, связанные с самим процессом плавания:

  • опускаясь под воду, человек выдыхает, а на поверхности воды делает вдох;
  • находясь в горизонтальном положении, удерживаться на поверхности воды легче, чем в вертикальном положении.

Идеальный же возраст для обучения плаванию – 6, 7 или 8 лет. Такие дети уже способны понимать то, что от них требуют, а это играет не последнюю роль в достижении положительного результата.

Кто и как должен заниматься с ребенком плаванием?

Первичным навыкам и приемам плавания малыша способны обучить и сами родители. Для этого не обязательно знать все стили и обладать техникой профессионального пловца – главное, чтобы ребенок не боялся и уверенно чувствовал себя в воде. Если же вы хотите, чтобы ваш ребенок не только умел плавать, но и овладел различными стилями и правильной техникой, лучше прибегнуть к услугам детского тренера, преподающего плавание.

Какая бы школа или секция по плаванию ни была выбрана, большинство придерживается общепринятой схемы проведения уроков:

  1. упражнения на суше;
  2. упражнения в воде;
  3. игры в воде;
  4. произвольное плавание.


Если ребенок проявляет интерес к занятиям, а родители хотели бы обеспечить его спортивное будущее или привить навыки различных стилей плавания, лучше заниматься у профессионального тренера

Бассейн и дополнительные вспомогательные средства

Существенную роль в процессе обучения плаванию играет место, где проходят уроки, а конкретнее – в каком бассейне. На начальной стадии обучения бассейн не должен быть слишком глубоким, поскольку начинающему плавать малышу необходимо хорошо доставать ногами дно, а вода должна не превышать уровня нижней части его груди. Желательно, чтобы в длину бассейн не был меньше 6 метров. На таком расстоянии ребенку будет легко выполнить основное упражнение – скольжение.

Сейчас существует большое количество всевозможных вспомогательных вещей для обучения плаванию: ласты с жилетами, надувные круги и нарукавники, многое другое. Все эти приспособления только вредят и тормозят обучение. В тех же нарукавниках у ребенка появляется привычка держать голову вертикально над водой, опираясь при этом на подмышки. В результате малыш не сможет почувствовать плавучесть собственного тела, что впоследствии приведет к неспособности удержаться на воде самостоятельно. Самым правильным помощником в процессе обучения является плавательная доска. С ее помощью ребенок сможет находиться строго параллельно поверхности воды, погрузить лицо под воду и скользить, работая ногами.

Эффективные упражнения, которые следует выполнять в начале обучения

С целью научить ребенка лежать на воде в горизонтальном положении и безбоязненно опускать лицо в воду, используйте следующие незамысловатые и простые в исполнении упражнения:

  1. “Звездочка”. Необходимо строго горизонтально лечь на воду и расставить в стороны ноги и руки в форме звезды.
  2. “Поплавок”. Согнуть ноги в коленях, подтянуть к груди и обхватить руками, голову прижать к коленям. Зафиксировать положение на поверхности воды.
  3. “Стрелочка”. Оттолкнуться ногами от бортика бассейна и, вытянув ноги и руки, совершать скольжение на поверхности воды.


Изначально, ребенка следует учить просто держаться на воде, и только после этого можно переходит к погружениям под воду

Переходя к погружениям головы под воду, всегда нужно помнить, что детям, у которых проблемные уши или нос – например, повреждена барабанная перепонка, есть отит или синусит, такие упражнения противопоказаны. В этих случаях следует ограничиться упражнениями без опускания головы в воду.

Техника дыхания

Одним их важных аспектов плавания является правильное дыхание. Его техника заключается в быстром вдохе ртом и длинном выдохе через нос . Освоение ребенком подобной техники не просто необходимо, а еще и полезно. Малыш станет более вынослив и сможет не только длительное время плавать, не уставая, но и подолгу бегать и прыгать на суше.

Как же помочь ребенку справиться с техникой правильного дыхания? Начинать тренировки дыхания следует на суше, так как ребенку часто трудно следить за дыханием и движением рук одновременно. Также для упражнений можно использовать обычный тазик с водой: вдох и выдох уже в воду. Главное – выполняя упражнение, следить, чтобы ребенок не задерживал дыхание. Постепенно от тазика можно переходить в бассейн. Со временем такие вот выдохи в воду перейдут у малыша в привычку.

Последовательность обучения

В любом обучении есть своя последовательность преподношения материала. Плавание – не исключение.



Сперва ребенок учится плавать со вспомогательными элементами, используя только работу ног. Это нужно для автоматизации навыка

Порядок, в котором надо осваивать движения, следующий:

  1. скольжение по воде;
  2. работа ногами;
  3. работа руками, в идеале, каждой поочередно;
  4. дыхание.

Каждое движение стоит доводить до автоматизма и только потом переходить к следующему. При выполнении тех или иных движений следите, чтобы они были непрерывными, плавными, а отдельные мышцы оставались расслабленными. А вот такие упражнения на суше, как круговые вращения руками с одновременными поворотами головы то вправо, то влево, стояние на одной ноге с движениями рук в стороны и вверх, помогают скоординировать движения.

Следуя вышеперечисленным правилам, все родители должны выполнять самое главное правило – непрерывный присмотр за ребенком, который находится в воде. Результатом общих усилий и совместной работы ваша семейная коллекция домашнего видео пополнится незабываемыми кадрами того, как ваш ребенок мастерски плавает в море на отдыхе или в ближайшей речке в деревне у бабушки. Как подготовить ребенка к посещению секции по плаванию, можно посмотреть на видео.

Вы приехали на море или на речку в деревню, разложили полотенце на пляже, а ваш ребенок завистливо смотрит на своих сверстников, которые плещутся в воде, потому что он не умеет плавать? Или, напротив, вы всеми силами пытаетесь запихнуть малыша купаться, а он ни в какую, говорит, что боится? Вроде взрослый уже, пора бы и научиться! Или может лучше оставить его в покое, всему свое время?

Когда ребенка пора учить плавать и что нужно делать, чтобы эти уроки были для него не в тягость, а в удовольствие. В разгар летнего сезона редакция сайт решила ответить на все эти «водные» вопросы. Приводим для вас советы врачей и мнения опытных мам, которые уже научили своих малышей держаться на плаву.

Плавать ли младенцам и малышам?

Для начала стоит сказать, что и правда «всему свое время». Учить ребенка держаться на воде с младенчества, как это сейчас популярно, не всегда правильно, а иногда даже вредно. Врачи советуют до 4 лет дать ребенку право просто купаться, не обучая его никаким техникам. Пусть заходит в воду неглубоко, брызгается водичкой и привыкает к этой стихии. Так он научится не бояться воды, поймет, что ничего страшного не случится, если она попадет ему в глаза, нос или уши, нахлебается немного и в целом будет готов к обучению.

В это время можно учить ребенка опускать лицо в воду, делать в нее выдохи, отталкиваться от родителя ножками, лежать на воде. Можно надевать на ребенка очки и отправлять его изучать предметы на дне. В свободное плавание отпускать его не стоит, лучше буксируйте ребенка за ручки по поверхности.

Что касается моря, то если ваш малыш уже не пытается глотать воду и получает удовольствия от купания, все те же процедуры можно с самого раннего возраста делать и там. Единственная рекомендация - вода должна быть с температурой выше 24 градусов. Если температура воды ниже, то вам подойдут только короткие окунания в воду в обнимку, чтобы ребенок не замерз.

Мнение родителей:

«Плаваем с месяца, ребенок в восторге. Сначала с инструктором, несколько занятий, как только научился хорошо задерживать дыхание и нырять, нас переселили в большой бассейн, где я уже с ним сама занимаюсь».

«Начали плавать с года… месяцев 10−11 было, не помню хорошо) первые два занятия плакал, холодно ему было, купила костюм… Теперь за уши с бассейна не вытянешь… уже третий год))».

ЛУЧШИЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ ПРО МОРЕ

«С двух плаваем на море, но я не знаю как это вышло) Как-то сам взял и поплыл, мы только диву дались))) и с тех пор как-то ручками-ножками уже годик пытается, думаем в бассейн отдать, очень уж ему нравится!!».

«В 3 года ребенка можно (и нужно!) научить если не плавать, то задерживать дыхание в воде. Это жизненно необходимый навык, так как и в нарукавниках и в круге и в лодке можно перевернуться лицом в воду, и ребенок должен не испугаться, не растеряться, а просто задержать дыхание. Поэтому советую вам не нацеплять сразу на ребенка круг, а сначала поиграть в „прятки“ в воде, научиться нырять и задерживать дыхание и привыкнуть к большому объему воды и простору».

Учим ребенка плавать

После 4 лет ребенка уже можно начинать потихоньку учить именно плаванию. Все специалисты рекомендуют делать это в подходящем бассейне, где вода не выше нижней части груди вашего малыша. Длинна бассейна должна составлять не менее пяти метров. Начинать стоит со «звездочек», «поплавков» и «стрелочек».

«Звездочка» - ребенок лежит на воде, раскинув в стороны ноги и руки. «Поплавок» - ребенок обхватывает колени руками, голову опускает к коленям и висит на поверхности воды. «Стрелочка» - ребенок отталкивается от бортика бассейна и скользит, вытянув руки и ноги по поверхности воды.

ПОПУЛЯРНЫЕ КУРОРТЫ 2017 ГОДА

Нужно научить малыша правильно дышать. Быстрый вдох через рот, длинный выдох через нос и никак иначе. Выдыхать лучше всего в воду. Задерживать дыхание при плавании ни в коем случае нельзя. Эти упражнения не только помогут ребенку правильно поплыть, но и укрепят его иммунитет и повысят выносливость.

Что касается движений при плавании, сначала стоит освоить скольжение. Потом к нему добавляется работа ногами, потом руками, после этого вдох-выдох. Двигаться нужно неторопливо и непрерывно, не напрягая отдельные мышцы. Отрабатывать технику можно и на суше.

Конечно, все время обучения вы должны находиться рядом с ребенком и не оставлять его одного. Потеряв из виду родителей, малыш может растеряться, запаниковать и пойти на дно. Поэтому старайтесь всегда быть на виду при первых заплывах или, если вы плывете для страховки чуть сзади, постоянно голосом давайте понять, что вы рядом.

Мнение родителей:

«Сам научится. У меня сыну 12. С 6 лет барахтался летом в речке на даче. Руками по дну греб. Недели через 2 смотрю-а он плавает. Прошлым летом купили ему ласты, маску, трубку-ныряет и плавает, как Ихтиандр».

«С пенопласта выпилить ему либо доску чтоб за нее держался или сшить таким образом пояс. или купить готовые. но мое мнение надо учиться в бассейне, там объяснят что если что!».

8 ЛЕТНИХ ЛАГЕРЕЙ ДЛЯ АКТИВНЫХ ДЕТЕЙ

«Мы надевали нарукавники и постепенно (в теч. 2−3 месяцев) их сдували. Правда, каждый день в бассейне по паре раз. Научился. Руками брассом двигает, а ногами - кролем. Но очень быстро стал плавать. Потом наняли тренера, которая за 3 урока научила его отлично плавать брассом (пока) и нырять, как положено. Начали все это в 4,5 года».

«Я своего учила на море в 5 лет. Без нарукавников, без всего, но под присмотром и только от мамы до папы, расстояние увеличиваешь и вот, плывет рыбка)».

Основные ошибки

Первая ошибка - это нарукавники, круги, жилеты, ласты и другие средства помощи ребенку. Для тренировок вам подойдет только плавательная доска и все. Все вышеперечисленные средства тормозят обучение и закрепляют вредные вертикальные навыки. При плавании в нарукавниках ребенок привыкает держать голову вертикально над водой, с опорой на подмышки, а значит не чувствует свое тело и не может научиться плавать самостоятельно.

Для тех, кто все же использует нарукавники, специалисты рекомендуют постепенно убирать из них воздух, чтобы малыш начинал чувствовать свой вес и положение на воде. Плавательный круг также держит ребенка в воде вертикально, а ласты портят технику удара ногой.

В САМОЛЕТ С РЕБЕНКОМ: ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА

Вторая ошибка - учить ребенка в самом начале плавать на животе. Начинать следует с плавания на спине, так ребенок не будет бояться, что ему в нос или рот попадет вода. Малыша можно поддерживать за голову, живот поднимать вверх, чтобы достичь горизонтального положения.

Третья ошибка - игнорирование детских страхов. Родители говорят: «Ой, да чего тут бояться, тут же неглубоко. Хватит уже, иди плавай!». Но то, что для вас кажется легким, для ребенка - настоящее испытание, на которое нужно решиться. Детский страх нельзя игнорировать, но можно обмануть. Начинайте с купания, брызганья, игр на мелкой воде, ребенок должен привыкнуть и только тогда он и сам захочет попробовать поплыть.

Мнение родителей:

«Перестаньте надевать жилет, он держит на воде в неестественном положении, он как-бы стоит в воде, а должен лежать на животе или спине, в этом смысле нарукавники лучше тем, что ему самому нужно держать тело на воде нужной позиции, а нарукавники просто не дают уйти под воду».

«Да сам научится, чему учить-то там))) пусть смотрит на других и повторяет, по-собачьи сначала, потом на спинке, батером там, гребками всякими. Мелким вообще незачем плавать, лет с 7−8, когда интерес к этому появляется, они сами уже учатся».

САМ СЕБЕ ПУТЕШЕСТВЕННИК

«Несмотря на то, что ребенок занимался плаванием в бассейне регулярно, до 5 лет в море только в жилете или рядом с родителями. Нарукавникам не доверяю почему-то. Если вдруг толкнет кто-то в море в игре, захотят „притопить“ - как иногда дети играют, тут лучше жилет. А если ребенок любитель спокойного купания - то нарукавники.
Круг вообще ни о чем, из него можно вывалиться на раз-два».

«Мой сначала боялся плавать, мне все равно было, а муж настаивал, в итоге бросил его на середину реки с лодки. Нет, сын поплыл, выплыл к лодке, забрался, но ни к воде, ни к мужу еще месяц не подходил))))».

Гусева Наталия
Инновационные методы обучения плаванию в деятельности инструктора по физической культуре ДОУ

Инновационные методы обучения плаванию в деятельности инструктора по физической культуре дошкольного образовательного учреждения.

Аналитическая справка.

Физическое развитие детей дошкольного возраста является основой разностороннего развития.

В период дошкольного детства у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровьесбережения, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Одним из важнейших способов физического развития и оздоровления детей являются занятия плаванием .

Купание, игры и развлечения на воде – один из самых полезных видов физических упражнений , они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать , тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма.

Наш детский сад работает в системе эксперимента по теме : «Инновационные методы организации физкультурных занятий в бассейне ДОУ».

В качестве конкретных задач, которые ставит наш педагогический коллектив, это :

Укрепление и охрана физического здоровья детей ;

Формирование навыков плавания ;

Воспитание у детей стойкой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни на основе освоения ими знаний о приоритете здоровья и механизмах жизнедеятельности организма человека .

Прежде чем перейти непосредственно к раскрытию практической работы инструктора по физической культуре позвольте объяснить как я понимаю смысл определений «метод » и «инновации » .

Под методами часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования.

Термин «инновация » означает введение некоторых элементов одной культуры в другую . Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения. Наблюдается путаница в таких понятиях как «новое» , «новшество» , «инновация » , «инновационный процесс » , которые не так просты и однозначны, как это может показаться на первый взгляд.

Инновация – это нововведение . В научной литературе нововведение определяется как целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества, вызывающие переход системы из одного состояния в другое. Любое нововведение связано с обновлением. Однако не все новое дает везде и всегда положительный результат в силу следующих причин :

1 новое не всегда является средством решения актуальных для конкретного учреждения задач;

2 каждое новое средство рождается во вполне конкретных условиях и ориентировано на решение вполне определенных педагогических задач, которые могут не совпадать с личными вкусами и интересами руководителей учреждения;

3 каждое новое педагогическое средство имеет технологическую, связанную со спецификой его использования сторону, и личностную, позволяющую специалисту и руководителю учреждения путем проявления своих индивидуальных качеств (профессиональной подготовленности, коммуникабельности, эмоциональности, обаяния и др.) влиять на эффективность его освоения.

В нашем детском саду, на занятиях плаванием , оздоровительная направленность является приоритетной и, решая главную задачу – обеспечение полноценного физического развития детей , мы поставили перед собой цель - оптимально увеличить степень оздоровления воспитанников, рассматривая бассейн – как одну из главных оздоровительных процедур в единой системе оздоровления детей в ДОУ.

Плавание рассматривалось – как комплексный навык, требующий отдельной отработки каждого плавательного элемента :

Задержка дыхания,

Погружение,

Всплывание,

Лежание, скольжение,

Работа рук, работа ног,

Правильное дыхание.

А затем плавное соединение изученных упражнений для приобретения навыка плавания , применяется метод многократного повторения плавательных упражнений в воде .

Методы обучения плаванию делятся на три группы : наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы создают четкое представление об изучаемом предмете. Они практически реализуются с помощью демонстрации способов плавания и различных упражнений, а также показа фотографий, рисунков, плакатов, игрушек и т. д.

Словесные методы включают объяснения , рассказ, сравнения, замечания, указания, распоряжения, команды, подсчет, анализ (для старшего дошкольного возраста) . В работе с малышами словесные методы должны быть доходчивыми, доступными для понимания малышей; следует широко использовать сравнения с движениями и действиями, известными ребенку.

Практические методы - это методы упражнения , изучения движений в целом и по частям, соревновательный, контрольный.

В данной иерархии методов обучения плаванию ведущее место занимает игровой метод . Игры, как правило, должны содержать ранее разученные детьми элементы плавания и различные подготовительные к плаванию упражнения . В обучении должны быть использованы простые и доступные дидактические пособия, разнообразные по форме, назначению. Освоение различных движений происходит путем многократного повторения их. Количество повторений должно возрастать постепенно. Учитывая, что повторение движений является однообразной деятельностью и утомляет детей , в одном занятии надо предлагать им выполнять разнообразные упражнения.

Все разучиваемые детьми упражнения, движения должны быть показаны инструктором по физической культуре . Показ надо осуществлять в тех же условиях, в которых будет проводиться упражнение (на суше, в воде) .

Ознакомление с новым учебным материалом на суше важно, так как время пребывания детей в воде ограничено, а водная среда чрезвычайно их возбуждает, в результате чего внимание рассеивается, они плохо воспринимают незнакомый материал. Но и злоупотребление большим количеством упражнений на суше влечет за собой снижение внимания. Поэтому целесообразно предлагать детям на суше 2-3 упражнения, а затем заниматься с ними в воде.

Каковы же инновационные методы , применяемые в детском саду на суше?

гимнастика – система специально подобранных физических упражнений и научно разработанных методических положений , направленных на решение задач всестороннего физического развития и оздоровления ребенка;(для занятий гимнастикой в детском саду оборудован тренажерный зал где дети могут делать различные упражнения используя непосредственно тренажёры и степ доски)

элементы йоги на занятиях по физической культуре детей дошкольного возраста (детская йога отличается тем, что все упражнения выполняются в игровой форме). Я стараюсь превратить йогу в любимую игру;

Йога - это единение души с абсолютной истиной, состояние неомраченного счастья как следствие преодоления дуализма. Занятия йогой ведут к познанию истинной природы души , которую нельзя понять полностью лишь функциями интеллекта. Наука йоги состоит в приобретении знания путем наблюдения и опыта. Это наука, занимающаяся телом и духом, причем нестабильность духа побеждается контролем над телом. При помощи йоговских упражнений люди приобретают физическое и духовное здоровье и силу.

Появились такие направления йоги :

Хатха йога - направлена в основном на развитие физических и физиологических функций организма .

Раджа йога - рассматривает развитие высших психических функций человека.

Карма йога - йога действия, пропагандирует бескорыстную деятельность .

Крийя-йога – направлена, на моральное очищение, искоренение недостатков.

Бхакти йога - йога поклонения божествам.

Надо йога - использование звуков, мантр, которые воздействуют на психику и через нее на физическое тело .

Тантра йога - изучение природы взаимодействия противоположностей и достижения гармонии и другие виды йоги.

Йога укрепляет организм позвоночник, мышцы и внутренние органы ребенка, балансирующее воздействует на эндокринную систему, способствуя нормальному развитию организма. Интересные упражнения, повторяющие позы животных,выполняемые в статике, развивают гибкость и концентрацию внимания (что особенно важно в дошкольном возрасте, способствуют установлению эмоционального равновесия. Динамические комплексы йоги для детей помогут им поддержатьхорошую физическую форму , сформировать осанку и поднять настроение.

Необычность и образность этих поз (асан) вызывают у дошкольников стойкий интерес и желание выполнять их вновь и вновь.

Что включает в себя занятие Йоги для детей?

Динамический комплекс асан, вытягивающий позвоночник и включающий в работу основные группы мышц

Дыхательные техники и релаксацию

Увлекательные истории и сказки, с «привязкой» к практике

При обучении детей упражнениям Хатха Йоги очень важны мягкость и забота. В растущем детском организме не все части тела развиты полностью, поэтому необходимы повышенные меры предосторожности, чтобы не вызвать перенапряжения. Ещё в своей работе я применяю дыхательную гимнастику Стрельниковой. А. Н.

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.

Стоит особняком среди остальных комплексов дыхательной гимнастики для детей. Этот комплекс называют парадоксальным. Суть этой системы в том, что, в отличие от традиционных подходов, автор предлагает при выполнении упражнений обращать внимание не на весь процесс дыхания, а лишь на характер и качество вдохов. Выдох же считается естественным следствием процесса вдыхания. Кроме того, грудная клетка во время вдоха, согласно системе Стрельниковой, не расширяется, а искусственным образом сжимается (этому способствуют наклоны, повороты корпуса, обхватывание ребер руками). Нас интересует, прежде всего, результат.

Показания для выполнения дыхательной гимнастики Стрельниковой.

Результаты занятий дыхательной гимнастикой Стрельниковой действительно впечатляют. Она эффективно помогает в лечении целого спектра недугов, усиливая при этом результативность различных методов лечения , в том числе медикаментозных и альтернативных.

В их числе :

Хронические заболевания носовых пазух, бронхов и легких, в том числе пневмония и астма;

Сахарный диабет;

Болезни сердца;

Язвенная болезнь (в стадии ремиссии) ;

Заболевания неврологического характера.

Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

Способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

Восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

Налаживает нарушенные функции сердечно-сосудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения;

Исправляет развившиеся в процессе заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника;

Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоровляет нервно-психическое состояние у больных.

При выполнении упражнений активизируются иммунные силы организма. Гимнастика позволяет развивать гибкость, пластичность, а также способствует исправлению нарушений осанки у детей и подростков за счет активности в процессе выполнения упражнений практически всех групп мышц. Детский организм начинает развиваться оптимальными темпами. Активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. С помощью этой удивительной гимнастики можно вылечить даже сильное заикание у детей, не поддающееся другим методам воздействия (в том числе и гипнозу) . Правда, для этого к основному комплексу индивидуально подбираются специальные упражнения.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей подходит для ребятишек 3-7лет. «Нижней» границы возраста практически не существует. Можно заниматься до глубокой старости, так что выполняйте упражнения всей семьей!

Начинать гимнастику всегда надо упражнениями «Ладошки» и «Погончики» . Весь базовый комплекс состоит из 14 упражнений.

Упражнения :

1. «Ладошки»

И. п. (исходное положение) стоя :

Встать прямо, руки согнуты в локтях (локтями вниз, а ладошки вперед – «поза экстрасенса» . Стоя в этом положении следует делать короткие, ритмичные, шумные вдохи через нос при этом сжимая ладони в кулачки (так называемые хватательные движения. Без паузы сделать 4 ритмичных, резких вдоха через нос. Потом руки опустить и отдохнуть 4-5 сек. Затем сделать еще 4 шумных, коротких вдоха и опять пауза.

В норме нужно сделать по 4 вдоха 24 раза.

Это упражнение можно делать в любом исходном положении. В начале занятия может возникнуть головокружение, ничего страшного! Можно присесть и продолжать сидя, увеличив паузу до 10 сек.

2. «Погончики»

И. п. – стоя, руки сжаты в кулаки и прижаты к животу на уровне пояса. При вдохе необходимо резко толкнуть вниз к полу кулаки (плечи при этом не напрягать, руки выпрямлять до конца, тянувшись к полу). Затем вернуть кисти на уровень пояса в и. п. Сделать подряд 8 вдохов-движений. В норме 12 раз по 8.

3. «Насос» («Накачивание шины» )

И. п. – стоя, ноги немного уже, чем ширина плеч, руки внизу (о. с. – основная стойка) . Сделать легкий наклон (тянуться руками к полу, но не касаться) при этом во второй половине наклона делать короткий и шумный вдох через нос. Заканчивается вдох вместе с наклоном. Немного приподняться, но не полностью, и снова наклон + вдох. Можно представить, что Вы как будто накачиваете шину в автомобиле. Наклоны выполняются легко и ритмично, низко наклонятся не стоит, достаточно наклониться до уровня пояса. Спину округлить, голову опустить. Важно! «Качать шину» в ритме строевого шага.

В норме упражнение выполняется 12 раз.

Ограничения :

Травмы позвоночника и головы, многолетние остеохондрозы и радикулиты, повышенное внутричерепное, артериальное и внутриглазное давление, камни в печени, мочевом пузыре, почках – не стоит наклоняться низко. Наклон делается чуть заметно, но коротки и шумный вдох выполняется обязательно. Выдох пассивный после вдоха через рот, при этом рот широко не открывать.

Данное упражнение достаточно результативное, способно остановить сердечный приступ, приступ печени и бронхиальной астмы.

4. «Кошка» (полуприсед с поворотом)

И. п. – о. с. (во время выполнения упражнения ступни ног от пола не отрываются) . Сделать танцевальное приседание с поворотом туловища вправо и при этом короткий, резкий вдох.

Потом тоже самое с поворотом влево. Выдохи выполняются самопроизвольно. Колени немного сгибаются и выпрямляются (сильно не приседать, а легко и пружинисто) . Руки слева и справа выполняются хватательные движения. Спина прямая, поворот в районе талии.

В норме упр. выполняется 12 раз.

5. «Обними плечи»

И. п. – стоя, руки согнуть и подняты до уровня плеч. Необходимо очень сильно бросить руки, как буд-то бы хотите обнять себя за свои плечи. И с каждым движением делается вдох. Руки во время «объятия» должны быть параллельно по отношению друг к другу; очень широко в стороны разводить не стоит.

В норме упражнение выполняется 12р – 8 вдохов-движ. Можно выполнять в разных исходных положениях.

Ограничения :

Ишемическая болезнь сердца, перенесенный инфаркт, врожденный порок сердца,– при данных заболеваниях не рекомендовано делать это упражнение. Начать его следует со 2 недели занятий. Если состояние тяжелое, то выполнять нужно вдвое меньше вдохов (по4, а можно даже и по 2) .

Беременным примерно с 6 месяца (беременности) в этом упражнении назад голову не откидывать, упражнение выполняют только руки, ровно стоять и смотреть вперед.

6. «Большой маятник»

И. п. – стоя, ноги уже плеч. Наклониться вперед, руками потянуться к полу – вдохнуть. Сразу, не останавливаясь (немного прогнуться в пояснице) наклониться назад – руками обнять плечи. Тоже – вдохнуть. Выдыхать произвольно между в вдохами.

В норме : 12 раз. Упражнение можно выполнять сидя.

Ограничения :

Остеохондроз, травмы позвоночника, смещения межпозвоночных дисков.

При данных заболеваниях следует ограничивать движения, немного наклоняться вперед и во время наклона назад прогибаться немного.

Только после хорошего освоения первых 6 упражнений, следует приступать к остальным.

Добавлять можно одно упражнение каждый день из второй части комплекса, до освоения всех остальных.

7. «Повороты головы»

И. п. – стоя, ноги уже плеч. Поворот головы вправо – короткий, шумный вдох через нос. Тоже самое влево. Голова посередине не останавливается, шея не напряжена.

Важно помнить! Выдох нужно делать ртом после каждого вдоха.

Музыкально – ритмические упражнения в обучении плаванию дошкольников .

Ритмика относится к оздоровительным видам гимнастики и включает простые по технике исполнения физические упражнения (общеразвивающие, танцевальные, выполняемые под эмоционально - ритмическую музыку. Систематические занятия ритмикой повышают двигательную активность детей, формируют умение координировать и согласовывать движения с темпом и ритмом музыки, дают возможность в движениях выразить свои индивидуальные особенности, помогают ориентироваться в пространстве;

выполнение общеразвивающих упражнений с разными предметами : гимнастические палки, обручи, мячи, веревки;

В будущем планирую применить в работе с детьми фанк – аэробику.

Фанк – аэробика.

Для этого вида занятий характерна особая техника движений : пружинящая ходьба, более свободная пластика рук, акцентируется на танцевальности и эмоциональности движений.

В детском саду на занятиях по обучению плаванию детей дошкольного возраста помимо стандартного спортивного оборудования используется модульное оборудование. Модульное оборудование очень привлекает внимание детей. Они создают эмоциональный фон занятия и вызывают интерес к ним, желание преодолевать возникающие трудности и от этого получать удовольствие.

С этой целью используется значительное количество разнообразных упражнений на модулях, которые дают возможность правильно ощутить положение головы, рук, движения в тазобедренном суставе.

Такое оборудование :

Стимулирует и обогащает двигательную деятельность детей ;

Развивает и совершенствует движения;

Позволяет решать на занятии самые разнообразные задачи;

Способствует выработке чувства равновесия и правильной осанки;

Помогает детям приобретать уверенность и самостоятельность.

Особенно важен при обучении плаванию показ упражнений , проводимых в воде. Не всегда дети сразу схватывают правильное выполнение нового движения. Поэтому его надо демонстрировать по многу раз как на одном, так и на протяжении нескольких занятий.

Лучше всего показывать упражнения непосредственно перед их выполнением, совершая все движения правильно, четко, легко и красиво, без напряжения. Показ обязательно должен сопровождаться доступными для детей пояснениями. Рассказ, беседа, объяснение, своевременное замечание стимулируют целенаправленное, сознательное овладение движениями.

Большое место в мышлении ребенка занимает образ. В обучении плаванию образные сравнения в названиях и объяснениях упражнений должны широко применяться, они помогают создать реальные представления о подлежащем выполнению упражнении, облегчают овладение им. Естественно, образ должен быть понятен детям, иначе подражание ему невозможно.

Инструктор по физической культуре использует в своей работе такие методы при обучении детей дошкольного возраста плаванию как : аквааэробика, гидроаэробика, гидропластика, фигурное плавание , синхронное плавание .

Аквааэробика

Это новый популярный вид физических упражнений для умеющих и не умеющих плавать . Одной из ее особенностей является выполнение упражнений в горизонтальном и вертикальном положениях тела на глубокой и мелкой воде.

Гидроаэробика.

Под гидроаэробикой мы понимаем выполнение различных упражнений в воде под музыку с элементами плавания , гимнастики и хореографии.

Гидропластика.

Позволяет выполнять движения в воде более медленно, плавно и ритмично .

Подобраны иллюстрации, схемы построения воспитанников во время музыкально - ритмических упражнений на воде, а также фотографии детей, выполняющих различные упражнения.

Результаты проводимой нами работы свидетельствуют о том, что объем физических нагрузок и последующее их увеличение и усложнение под силу детям и помогают приобрести уверенность в свои силы и развивают плавательные навыки детей .

© 2024 siniy-kit.ru -- Спортивный портал - Синий кит