Рассмотри рисунки что забыл нарисовать художник. Занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи у дошкольников. Оценка объема кратковременной зрительной памяти
Наталья Копотиенко
Дидактическая игра «Что перепутал художник
Игра вызывает у детей огромный интерес : Красочное оформление, веселые картинки. Побуждает к речевой активности, размышлениям, высказываниям. Снимает чувство скованности, напряжения. Преодолевается застенчивость, развивается инициатива.
Цель игры : Обогащать и закреплять словарь детей; развивать у детей внимание, логическое мышление, связную речь, творческие способности, воображение, сообразительность, чувство юмора; воспитывать любовь к чтению.
Правила : Предложить детям узнать произведение, назвать героев; определить, что на картинке изображено неправильно, обосновать свой выбор.
Публикации по теме:
Совсем недавно я посетила выставку, которая поразила и восхитила меня. На ней демонстрировались работы единственного в мире художника,.
Дидактическая игра «Что нарисовал художник?» Дидактическая игра «Что нарисовал художник». Цель: развивать художественно – эстетическое восприятие детей. Задачи: Обучающие: учить детей.
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Художник и сказка» Образовательные задачи: 1. познакомить с картиной В. М. Васнецова «Алёнушка»; 2. познакомить с эмоциональными характеристиками цвета и его.
Конспект занятия по изодеятельности в рамках кружка «Юный художник» Тема: «Портрет Бабы – Яги»»Возраст детей: 6 лет.
Консультация для родителей «Каждый ребенок - художник» Консультация для родителей "Каждый ребенок-художник"(Особенности рисования детей до 3 лет)В начале жизни рисование развивает зрение и умение.
Организованная образовательная деятельность с детьми 6–7 лет «Нам художник о многом рассказал» «Нам художник о многом рассказал» Группа общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет. Воспитатель: Насонова Зинаида Ивановна..
18.03.2014 В условиях жизни Сибирского края, вопросы развития физической культуры и ведения здорового образа жизни особенно актуальны. Значимость.
Наступило лето – радостная пора! Хочется отдыхать, веселиться, запасаться энергией солнца! А самое главное - дарить позитив детям! 1 июня.
Цель: развитие наблюдательности, умения использовать при восприятии свой прошлый опыт и знания.
Дидактический материал: набор карточек (4 шт.). На первой карточке нарисована лиса без хвоста, на второй -расческа без зубчиков, на третьей - машина без колес, на четвертой - рыба без плавников.
Описание задания. Ребенку предлагается поочередно каждая карточка, и психолог спрашивает: «Что забыл нарисовать художник?»
Цель:
Описание задания. С детьми разучивается текст, который исполняется нараспев.
Дети выносят правую руку вперед, затем начинают пропевать текст сначала, похлопывая правой рукой по правому бедру.
Выносят левую руку вперед, затем начинают пропевать текст сначала, похлопывая левой и правой рукой по бедрам.
Выставляют правую ногу вперед и, пропевая текст, притопывают правой ногой и похлопывают руками по бедрам.
Выставляют левую ногу вперед и, пропевая текст, притопывают ногами и похлопывают руками по бедрам.
А в нашей группе
100 ребятишек,
100 ребятишек в нашей
Они играют, они смеются И не скучают никогда! Правая рука!
А в нашей группе
100 ребятишек,
100 ребятишек в нашей
Они играют, они смеются И не скучают никогда! Левая рука!
А в нашей группе
100 ребятишек,
100 ребятишек в нашей
Они играют, они смеются И не скучают никогда! Правая нога!
А в нашей группе
100 ребятишек,
100 ребятишек в нашей
Группе.
Они играют, они смеются И не скучают никогда! Левая нога!
Снежинки»
Цель:
Дидактический материал: лист с практическим заданием «Снежинки» (приложение 8).
Описание задания. Ребенку предлагается попарно соединить одинаковые кружочки, чтобы получилась красивая снежинка. При этом ребенок должен называть признаки кружочков, которые соединяет.
Психомышечная тренировка
Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии. Описание. Приложение 1, все упражнения.
Погладим котенка»
Цель: развитие движений кистей рук, фантазии.
Описание задания. Ребенок гладит воображаемого котенка и описывает его (мягкий, пушистый, рыжий, маленький и т.д.).
Занятие 4
Что нарисовано?»
Цель: развитие умения использовать при восприятии свой прошлый опыт и знания.
Дидактический материал: набор карточек (4-10 шт.) с пунктирным изображением знакомых ребенку предметов, животных и т.д.
Описание задания. Психолог поочередно показывает карточки и задает вопрос: «Что здесь нарисовано?» Если ребенок затрудняется с ответом, можно предложить ему соединить пунктирные линии карандашом.
В нашей группе 100 ребятишек»
Цель: развитие способности согласовывать движения с произносимым текстом; развитие координации движения.
Описание задания. Сначала с детьми повторяется разученная на предыдущем занятии часть игры: задание 3.12.
А в нашей группе
100 ребятишек,
100 ребятишек в нашей
Они играют, они смеются И не скучают никогда! Правое плечо!
А в нашей группе
100 ребятишек,
100 ребятишек в нашей
Они играют, они смеются И не скучают никогда! Левое плечо!
А в нашей группе
100 ребятишек,
100 ребятишек в нашей
Они играют, они смеются И не скучают никогда! Голова!
А в нашей группе
100 ребятишек,
100 ребятишек в нашей
Они играют, они смеются И не скучают никогда! Язык!
Дети выставляют правое плечо вперед, делают им вращательные движения и, про-певая текст, притопывают ногами, похлопывают руками по бедрам.
Выставляют левое плечо вперед, делают им вращательные движения и, пропевая текст, притопывают ногами, похлопывают руками по бедрам.
Наклоняют голову вперед, кивают головой и, пропевая текст, делают вращательные движения плечами, притопывают ногами, похлопывают руками по бедрам.
Высовывают языки и пытаются пропеть текст, делая вращательные движения плечами, притопывая ногами, похлопывая руками по бедрам.
Должны одновременно звучать текст и выполняться все движения.
Снежинки»
Цель: развитие пространственных представлений.
Дидактический материал: лист с практическим заданием «Снежинки» (приложение 8).
Описание задания. Задание усложнено: нужно соединить все одинаковые кружочки между собой.
Психомышечная тренировка
Цель:
Описание. Приложение 3, упражнения 1-3.
Кляксы»
Цель: расслабление, снятие напряжения, эмоциональная разрядка.
Материал: большой лист бумаги, гуашь.
Описание задания. Ребенку предлагают лист бумаги и гуашь. Взрослый позволяет ему рисовать пальцами все, что он захочет.
Занятие 5
Определи звуки»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Дидактический материал: картинки с изображением шубы, петуха, ножа, цыпленка, самолета, машины, туфель, яблока, ложки, лимона.
Описание задания. Психолог произносит какое-либо слово и просит ребенка показать на картинке предмет, название которого начинается с того же звука: шар - шуба, петух - пуговица, нож - ночь, цветы - цыпленок, самолет - сапоги, машина - молоко, туфли - трава, яблоко - ягода, ложка - лампа, лошадь - лимон.
В нашей группе 100 ребятишек»
Цель: развитие способности согласовывать движения с произносимым текстом; развитие координации движений.
Описание задания. Игра проводится полностью, как в задании 3.17.
Точки»
Цель: развитие ориентирования в пространстве.
Дидактический материал: лист с заданием, на котором нарисован зайчик (в нижнем левом углу листа) и Домик (в верхнем правом углу листа), между зайчиком и домиком нарисовано большое число точек (приложение 9).
Описание задания. Психолог говорит ребенку: «Зайчик заблудился и не может найти дорогу к своему дому. Ты хочешь помочь ему? Тогда, соединяя точки, нарисуй дорожку от зайчика к его дому»,
Психомышечная тренировка
Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук.
Описание. Приложение 3, упражнения 4-6.
Пантомима»
Цель: развитие воображения и творческих способностей; снятие эмоционального напряжения.
Описание задания. Ребенок жестами, мимикой, звуками изображает какое-либо животное. Психолог должен отгадать задуманное ребенком животное. Игра проводится 2-3 раза.
Занятие 6
Пуговицы»
Цель:
Дидактический материал: большой набор разных пуговиц, среди которых только три одинаковые.
Описание задания. Перед ребенком хаотично раскладывают все пуговицы и предлагают найти три одинаковые.
Найди свой цвет»
Цель: развитие координации зрительного, слухового и моторного анализаторов; тренировка подвижности нервных процессов, умения ориентироваться в пространстве и различать цвета.
Дидактический материал: несколько флажков и пуговиц разного цвета.
Описание задания. По всей комнате расставляют стулья, на которые устанавливают флажки разного цвета. Ребенку в руки дают пуговицу одного цвета. По команде
психолога «Иди гулять!» ребенок ходит по комнате. По команде «Найди свой цвет!» ребенок должен подойти к флажку, соответствующему цвету пуговицы. Игра проводится 4-5 раз.
Загадки»
Цель: развитие способности по ряду признаков определять предмет.
Дидактический материал: любые загадки, соответствующие данной возрастной группе детей.
Описание задания. Психолог загадывает загадки, ребенок должен отгадать загадку.
Кто на свете ходит В каменной рубахе? В каменной рубахе Ходят... (черепахи).
И в лесу мы, и в болоте, Нас везде всегда найдете - На поляне, на опушке. Мы - зеленые... (лягушки).
За рекой они росли, Их на праздник принесли, На веточках - иголки. Что же это - ... (елки).
Очень ласковый и чистый,
Лапой моется пушистой,
Если пустит когти в ход,
Страшный зверь - домашний... (кот).
Психомышечная тренировка
Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук.
Описание. Приложение 3, упражнения 7, 8.
Угадай»
Цель: повышение эмоционального тонуса, возможности активного самовыражения; развитие воображения.
Описание задания. Психолог с помощью мимики и движений изображает какой-либо предмет. Ребенок должен отгадать название предмета. Затем психолог и ребенок меняются местами.
Занятие 7
Пуговицы»
Цель: развитие способности к сличению и сортировке предметов по форме, цвету и величине.
Дидактический материал: большой набор разных пуговиц, среди которых должны быть пуговицы, одинаковые по цвету, форме, величине.
Описание задания. Ребенку предлагается выбрать из всего набора пуговиц сначала одинаковые по цвету, затем - одинаковые по размеру, форме.
Регистр»
Цель: развитие координации слухового и моторного анализаторов.
Дидактический материал: детское пианино или металлофон.
Описание задания. Ребенку показывают пианино (металлофон) и объясняют, что если нажимать клавиши с правой стороны пианино, то звук будет тонким, высоким. Если нажимать клавиши с левой стороны, то звук будет низким, грубым. Ребенок пробует играть в разных регистрах. Далее психолог предлагает ребенку игру. Когда он нажимает клавиши верхнего регистра, ребенок должен лечь на коврик, когда нажимает клавиши нижнего регистра, ребенок - ходит, бегает, выполняет любые движения. Игра проводится 5-6 раз. Далее психолог и ребенок меняются местами: ребенок нажимает на клавиши, а психолог выполняет движения.
Загадки»
Цель: развитие способности по ряду признаков определять предмет.
Дидактический материал: любые загадки, соответствующие данной возрастной группе детей.
Описание задания. Психолог загадывает загадку, ребенок должен ее отгадать.
Психомышечная тренировка
Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук.
Описание. Приложение 3, все упражнения.
Послушай, что за окном»
Цель: обучение способности концентрировать внимание ia слуховых сигналах.
Описание задания. Попросить ребенка сконцентрировать свой слух на звуках, которые удается услышать за окном (или дверью). Ребенок должен перечислить услышанные звуки.
Цель: закрепить словарь по теме, способы образования существительных множественного числа с уменьшительно-ласкательным значением; согласовывать числительные с существительными; ; развивать логическое мышление; воспитывать бережное отношение к своему телу.
Словарь: голова, туловище, ноги, руки; затылок, лицо, уши, волосы; глаза, нос, лоб, губы, брови, ресницы, подбородок, щёки, шея; грудь, живот, спина, рука (кисть), нога (бедро, колено, стопа, пятка, пальцы).
Оборудование: фланелеграф, кукла-клоун, разрезные картинки («Собери Петрушку»), сюжетный ряд, мяч.
Ход занятия
Дети сидят полукругом на ковре. На полу (фланелеграфе) разбросаны части клоуна.
Учитель-дефектолог (У.-д.). Ребята, к нам на занятие кто-то очень спешил, бежал, зацепился за что-то и рассыпался. Кто это, как вы думаете? (Клоун.) Клоун - это кто? (Человек, кукла.) Нужно его собрать. На какие части рассыпался наш клоун?
Дефектолог сначала показывает и называет части тела, затем задаёт вопросы, дети отвечают.
- Из каких частей состоит туловище?
- Из каких частей состоят ноги?
- Из каких частей состоят руки?
- Что есть на голове?
У.-д. Мы с вами называли взрослые части тела, а у нашего клоуна всё маленькое, игрушечное - ручки, ножки…
Игра «Скажи ласково».
Игра «Чего не стало?».
Педагог закрывает часть тела игрушки, дети отвечают, чего не стало.
Игра «Дополни предложение».
- Руки человеку нужны для того, чтобы…
- Ноги человеку нужны для того, чтобы…
- Глаза человеку нужны для того, чтобы…
- Уши человеку нужны для того, чтобы…
Игра с мячом «А что у человека по два…»
Дидактическая игра «Что забыл нарисовать художник?»
Учитель-дефектолог предлагает назвать части тела животного. Что забыл нарисовать художник на предлагаемых картинках? (Медведь без лапы, заяц без уха, волк без морды, жираф без шеи, лошадь без головы, олень без рогов, журавль без ноги.)
Физкультминутка с «Весёлым человечком».
Учитель-дефектолог показывает действия, дети вместе с ним выполняют их.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом.
Мы топаем ногами:
Топ-топ-топ.
Мы хлопаем руками:
Хлоп-хлоп-хлоп.
Мы руки разведём
И побежим кругом,
Покиваем головой.
Приседаем мы с тобой
И попрыгаем на месте,
Попрощаемся с тобой.
Чтение и обсуждение отрывка из стихотворения К.Чуковского «Мойдодыр».
Ах ты, гадкий, ах ты, грязный, неумытый поросёнок…
У.-д. Ребята, как вы думаете, о ком эти стихи? (О неряхе, грязнуле.) Что надо делать, чтобы быть чистым? (Ответы детей.) Что ещё нужно вашему телу, чтобы оно было крепким и здоровым? (Ответы детей.)
Составление предложений по сюжетному ряду «Распорядок дня».
1. Сигнал будильник дал - вставай.
2. И, как заведено порядком, займись физической зарядкой.
Без страха - под холодный душ!
4. Причешись, оденься!
5. Забот другим не создавай -
Постель свою сам застилай.
6. Ну вот - и завтракать пора.
Не голодать же нам с утра!
7. Теперь, и бодрый, и весёлый,
Ты отправляться можешь в школу.
Учебное задание «Составь фигуру Петрушки» .
Нужно составить фигуру Петрушки и назвать, из каких геометрических фигур состоит его тело. (Детям раздаются конверты с заданием.)
Д. Копылова
Цель:
1. Продолжать учить четко проговаривать слова слоговой структуры 8-го типа при употреблении имен существительных в форме винительного падежа.
2. Развивать зрительное внимание.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед показывает картинки с изображением людей различных профессий и занятий, на которых не хватает каких-то определенных предметов. Уточняет названия профессий и спрашивает ребенка: «Что забыл нарисовать художник?».
Логопед: Ребенок:
Портнихе иголку.
Парикмахеру ножницы.
Учителю указку.
Рыбаку удочку.
Барабанщику палочки.
Упражнение «ОБРАЗУЙ НОВЫЕ СЛОВА».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа при образовании имен существительных с помощью различных суффиксов.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку изменять слова по образцу:
а) с суффиксом –ИНК-.
Логопед: Ребенок:
Бусы - бусинка.
Пыль - пылинка
Роса - росинка
Сор - соринка.
Пух - пушинка.
Чай - чаинка.
Песок - песчинка.
б) с суффиксом –НИЦ -.
Умник - умница.
Шутник - шутница.
Лыжник - лыжница.
Модник - модница
Бегун - бегунья.
Шалун - шалунья.
Упражнение «НАЗОВИ ПОСУДУ».
Цель:
1. Учить четко проговаривать слова слоговой структуры 8-го типа.
2. Упражнять в словообразовании имен существительных при помощи различных суффиксов.
Оборудование : предметные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед показывает ребенку картинки и предлагает ответить на вопросы:
Логопед: Ребенок:
Как называется посуда, в которой хранится соль? Солонка.
В чем заваривают чай? В чайнике.
В чем лежит мыло? В мыльнице.
Откуда наливают суп? Из супницы.
Из чего едят суп? Из тарелки.
Как называется большая ложка с дырочками? Шумовка.
Упражнение «НАЗОВИ ДРУГИМ СЛОВОМ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа при употреблении синонимов.
2. Формировать целостное восприятие предмета.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки, разрезанные на две части.
Ход игрового упражнения.
Логопед делит разрезные картинки: одну часть оставляет себе, другую отдает ребенку. Показывая половинку картинки и называя слово, предлагает ребенку найти вторую часть, сложить картинку и назвать изображенный на ней предмет по-другому.
Логопед: Ребенок:
Поляна - лужайка.
Рукавички - варежки.
Старушка - бабушка.
Старик - дедушка.
Азбука - алфавит.
Упражнение «СПРАВОЧНОЕ БЮРО».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед объясняет ребенку что такое «справочное бюро». Затем раскладывает перед ребенком все картинки и задает вопросы. Ребенок находит нужную картинку и отвечает на вопрос.
Логопед: Ребенок:
Где ткут ткани? На фабрике.
Где пекут хлеб? В пекарне.
Где лечат больных? В больнице.
Где покупают газеты? В киоске.
Где продают лекарства? В аптеке.
Где мелят муку? На мельнице.
Где шьют одежду? В ателье.
Где продают и делают очки? В оптике.
Упражнение «ПОСЛУШАЙ И ОТВЕТЬ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8 - го типа.
2. Развивать слуховое внимание и память.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку послушать предложения и ответить на вопросы.
Февраль спешит за январем.
Метель да вьюги день за днем.
В каком месяце часто бывают вьюги и метели? В феврале.
Апрель – растаяли снега,
Плывучим льдом полна река.
В каком месяце растаяли снега? В апреле.
Ноябрь – слякоть и дожди,
Тепла теперь уже не жди.
В каком месяце не ждут тепла? В ноябре.
Декабрь завершает год.
Зима одела реки в лед.
В каком месяце замерзают реки? В декабре.
Январь – морозно на дворе,
Деревья в снежном серебре.
В каком месяце морозно на дворе? В январе.
В чем деревья? В серебре.
Что в серебре? Деревья.
Варежки у Вари пропали на бульваре.
Воротилась Варя вечером с бульвара
И нашла в кармане варежки Варвара.
Что пропало у Вари? Варежки.
Откуда вернулась Варя? С бульвара.
Где нашла варвара варежки? В кармане.
Кто нашел варежки? Варвара.